{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Функции менеджера по продажам — как за счет уменьшения функционала поднять продажи на десятки процентов

• Как распределить функции между отделом продажи и другими службами?
• В чем заключается потенциал для продаж при сокращении функционала менеджеров?
• Какими инструментами воспользоваться, чтобы определить функциональные обязанности?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в том как определить функционал менеджера по продажам и повлиять на их эффективность

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

— Ребята, машина пришла. — заглянул в отдел продаж собственник небольшой торговой фирмы.
— У меня клиент на телефоне. — отозвался один из менеджеров.
— Водитель ждать не будет. Так, а остальные что сидим?
— Я грузчиком работать не нанимался. — сказал кто-то из дальнего угла.
— Вы же сами плакались, что склад пустой! — повысил голос собственник. — Так, ну-ка быстро пошли разгружать!

Двое ребят, сидящих ближе всего к двери, молча поднялись, надели свои пуховики и пошли вслед за собственником. Остальные через окно наблюдали как три человека таскают коробки: один бодренько, а двое — совсем вяло.

Кто распределяет функции

Чаще всего составлением функциональных обязанностей и должностных инструкций занимаются сотрудники HR-департамента.

Люди, которые действительно способны управлять человеческими ресурсами (HR — от Human Resources, «человеческие ресурсы»), — существуют, но находятся в меньшинстве. Это специалисты, способные погрузиться в работу каждого подразделения, примерно так же, как погружался Артур Хейли, когда писал очередной производственный роман.

Часть компаний полагаются на работу бизнес-консультантов. Тут, как и везде, хорошие специалисты наперечет. Тем не менее, консультанты — тоже вполне рабочий вариант.

Если корпоративная культура позволяет, то функциональные границы между отделами могут регулироваться на горизонтальном уровне. Даже исполнители вполне успешно между собой договариваются, не прибегая к помощи руководителей. Однако первоначально рамки должны быть обозначены.

Возвращаясь к распределению функций — лучше всего с этой задачей справляется собственник. Во всяком случае, в малом бизнесе. Эта статья может послужить своего рода мануалом.

Функционал не может появиться раньше цели

Целью работы менеджера по продажам являются продажи в определенном объеме. Чаще всего эту цифру называют планом продаж.

Когда кандидаты меня спрашивают выполнимый ли план продаж, я отвечаю, что для 99% населения планеты — не выполнимый. Мы ищем кандидатов из того 1%, которые могут и хотят его выполнять.

План действительно должен быть амбициозным. Но его амбициозность зависит от трех параметров:

  1. Насколько он большой (на это обращают внимание все);
  2. Насколько востребован продукт;
  3. Сколько усилий нужно предпринять на одну продажу.

Чаще всего через полгода работы менеджер понимает, что его план трижды амбициозен. Во-первых, он сам по себе большой; во-вторых, продукт такой, что нужно постараться его продать; в-третьих, функций так много, что уже не до первых двух пунктов.

Странно, но первым делом уменьшают план продаж. Это не логично, потому что в этом случае нужно либо уменьшить зарплату менеджера, либо прибыль.

Если уменьшить зарплату, то продаж может не быть совсем. Половинная зарплата не дает половинных продаж, — только нулевые. Это связано с тем, что должно быть соответствие между менеджером и целевой аудиторией. В противном случае клиенты просто не станут разговаривать.

Если уменьшить прибыль, то возникает вопрос — ради чего заниматься бизнесом. Понимаю, что он философский, но давайте сделаем вид, что зарабатываем деньги, а не самореализовываемся.

Другими словами, план продаж уменьшать не нужно.

Если доработка продукта — довольно сложный процесс, который не гарантирует результата, то разгрузить менеджера по продажам можно за один день. стоит только внимательно посмотреть на то, что действительно влияет на продажи.

В идеальном мире продавец продает, остальные делают остальное. Чтобы понять кто все эти остальные и что они делают, рекомендую воспользоваться удобным инструментом — матрицей ответственности RACI. Я писал о ней в статье «Матрица ответственности RACI в отделе продаж».

Что включить в функциональные обязанности менеджера по продажам

Для удобства разобьем процесс продажи на три этапа: привлечение, разработка и дожим. Пройдем по каждому из них.

Привлечение:
• Обработка входящих.
• Либо самостоятельный поиск.
• Либо точечная разработка (это когда менеджер целенаправленно выходит на крупного корпоративного клиента).

Разработка:
• Выход на нужных контактных лиц (подробнее об этом я писал в статье «Классификация контактных лиц в компании: как определить схему принятия решения»).
• Выявление потребностей компании и предпочтений контактных лиц (подробнее я писал об этом в статье «40 фундаментальных «хотелок» B2B-клиентов — психология пирамиды Bain»).
• Проведение демонстраций, презентаций, экскурсий и т.д.
• Сбор бизнес-требований, согласование ТЗ, ТЭО, проектов, спецификаций, калькуляций, смет, графиков, договоров и прочей конкретики.
• Утрясание всех нюансов между всеми участниками схемы принятия решения.
• Разумеется, что для выполнения этих действий, менеджер должен учиться продукту, знать процессы, законодательство и прочее, заполнять CRM, участвовать в планерках и т.д.

Дожим:
• Отслеживание оплат, отгрузок, визирований и т.д.
• Ну и непосредственно дожим. В каждом бизнесе он выглядит по-своему. Подробнее я писал о нем в статье «Все, что я думаю про дожим после 29 лет работы в продажах».

В дополнение — я делал разбор должностной инструкции. Посмотрите: «Разбор: Должностная инструкция менеджера по продажам — образец и комментарии»

Что исключить из функциональных обязанностей менеджера по продажам

Крайне желательно исключить:

  • Двойную (тройную и т.д.) отчетность.
  • Анализ рынка. Из статей о продукте становится понятно почему менеджер по продажам никогда не выполнит эту работу.
  • Минимизировать работу с документами. Если можно сделать оферту вместо двухстороннего договора, то это нужно принять как приоритетную задачу.
  • Минимизировать количество согласований внутри компании. Например, вместо процесса согласования скидок, можно сделать матрицу преференций.
  • Минимизировать взаимодействие с другими отделами и службами.
  • Уменьшить количество планерок до двух в неделю. Если кадровой ошибки нет, то нет никакой необходимости собирать менеджеров по утрам.
  • Ну и разумеется не надо вменять менеджерам обязанность разгружать фуры.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях что делают и чего не делают ваши менеджеры по продажам.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
119 комментариев
Написать комментарий...
Светлана Борис

тонны информации! интересно, а вы книгу не собираетесь писать?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Прочитав этот вопрос, я буду ходить счастливый и вдохновленный всю следующую неделю))

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Ольга Полосухина

а полезного и нового..ну чтоб на книгу натянуть? тонны ли?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Татьяна

На одной моей работе весь отдел продаж как раз и занимался разгрузкой фуры.. Правда и руководство тоже) Т.е. офис закрывали и все дружно шли на склад. Бухгалтера только с собой не брали)))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вот если бы бухгалтер в это время посчитал стоимость такой разгрузки, то она стала бы последней)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дмитрий

Чисто советская традиция, я во времена СССР на стадии "курса молодого бойца" "научно-такелажными работами" занимался регулярно, когда вышел в специалисты, а потом в начальники стал поменьше это делать, но тоже не реже одного раза в месяц. Тогда возмущало, сейчас считаю, что все правильно было, во-первых при сидячей работе нужны какие-то нагрузки, залов тогда не было, да и ходить в зал силу воли надо иметь, а тут все предписано заранее. Во-вторых контакты нужные, к определенному человеку в рабочей обстановке без повода не зайдешь, а если с ним на пару вагон разгрузишь считай свой :))

Ответить
Развернуть ветку
Инна Большакова

Бухгалтеру повезло однако)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Бабин

да это в большинстве молодых компаниях так, на всем экономия, в результате менеджера работаю грузчиками при чем бесплатно

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сообщество WSA.vc
Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Круто! Где ты такое находишь?)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
flash

за сколько продали бы свою книгу?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Не знаю. Мне кажется, что цена должна быть просто разумной. С одной стороны, чтобы все заработали, с другой — чтобы для читателя цена была справедливой. А вот книги по 30 тыс. вызывают у меня сомнения))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Инна Большакова

Правильно, не надо мешать менеджеру продавать, накладывая другой функционал.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Точно!

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Евгений Ма

Надо почитать Хейли. Давно собирался

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Он того стоит!)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Евгений

Функции менеджера по продажам — как за счет уменьшения функционала поднять продажи на десятки процентов — Карьера на vc.ru

• Распределение функций между отделом продаж и другими службами является важным вопросом.
• Потенциал для продаж может быть увеличен при сокращении функционала менеджеров.
• Инструменты для определения функциональных обязанностей включают HR-департаменты, бизнес-консультантов и горизонтальное регулирование границ между отделами.
• Собственник обычно лучше всего справляется с распределением функций в малом бизнесе.
• Цель работы менеджера по продажам - продажи в определенном объеме, называемом планом продаж.
• План продаж должен быть амбициозным, но его амбициозность зависит от трех параметров.
• Уменьшение плана продаж не является логичным, так как это может привести к уменьшению зарплаты менеджера или прибыли.
• Матрица ответственности RACI может помочь определить кто все остальные и что они делают.
• Функциональные обязанности менеджера по продажам включают привлечение, разработку и дожим.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Особенно понравилась фраза «Матрица ответственности RACI может помочь определить кто все остальные и что они делают»))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вдумчиво о продажах
Автор

Примерно так)

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

Костя не перестаю удивляться, как на таком долгом протяжении времени, удается писать статьи каждый день?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это часть моей работы)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дима Игротехник

Вижу вы уже несколько раз ссылались на роман Хейли. Прям стоит прочитать?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Однозначно. Я все его романы перечитал. И даже самый первый не опубликованный «Взлетно-посадочная полоса ноль-восемь»

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Вечерний

Кстати да, интересно услышать

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ольга Полосухина

да. стоит.
романов Хейли хватит на 5ть разных жизней
каждое произведение будто прямое повествование от лица героев - живых людей. кажется, что у автора шизоидное расстройство. реально настолько "раскрыть" сюжет с точки детектива полицейского, избалованной дочки миллионера, уставшего медика, пилота, стюарда...ну как? в одной голове столько "РАЗНЫХ" восприятий?

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Так и знал, что менеджер по продажам это функция

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Эдак любая должность — это функция. Вопрос где она заканчивается)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

сюда: Крайне желательно исключить прошу дописать
- второго и третьего и пятого руководителя
- плавающий план продаж, сегодня в январе 15 а в сентябре 40 или может даже 56
- отсутствие годового плана разбитого по кварталам которые в свою очередь разделены на месяцы и так до недель.
- планёрка она одна, в начале о достигнутом в конце о планах на след неделю и достаточно планёрок
- оформление договорных документов, кесарю кесарево
- контроль платежей и пр. финансовые вопросы
- маркетинговые исследования
и пр. треш

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Очень знакомые боли

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexander
контроль платежей и пр. финансовые вопросы

А чья это задача, по-вашему?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Orca

не понимаю, как люди в этом добиваются успеха

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

В любом деле есть профи

Ответить
Развернуть ветку
SK

Самое интересное, но я аналитик, но для меня все описанное имеет смысл. Более того, некоторые мысли кажутся простыми, но сколько за ними опыта и проб с ошибками. Очень интересно читать, как процессы организованы в других сферах, спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, что читаете!)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

Добавлю в закладки, полезная статья;)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Вот бы был такой сервис, в котором люди делятся своими закладками)

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Игорь про маркетинг

Совсем согласен, кроме утренней планерки. А как узнать про закрытые сделки, бонусы, и кто лидирует в недельном соревновании. Самая приятная часть это деньги! Ну да если про деньги молчат, душно, лучше без планерок)))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Для этого есть дашборд, чат

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Буров

мне не понравилось быть продажником

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Бывает

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Проверила своюфирму по чек-листу. У еас всё норм. И оферта уже несколько лет.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Супер!)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Гурт

Понравилось, как рассмотрели вопрос распределения функций в отделе продаж

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо! 🙏

Ответить
Развернуть ветку
Ася Барышева

По моему опыту - самый эффективные структурные изменения в отделе продаж. - Поставить 1 ассистента, который обслуживает 1-3 продажников. И делает за них бумажную работу. Дальше - поднимаются нормы по звонкам и встречам менеджерам. И вот тебе - повышение эффективности небывалое! Часто менеджеры всячески открещиваются от таких решений - чтобы не звонить, а заниматься бумажной работой. Потому что бумажная работа - намного легче! Тогда вводится штраф менеджеру, если ассистент не загружается бумажной работой. Работает - волшебно! ))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Интересный опыт!

Ответить
Развернуть ветку
Aidar Losko

Нейтрально отношусь к предложенным идеям

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Тоже хорошо))

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Чумаков

жалко таких продажников как в кино не существует

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Бывают и покруче

Ответить
Развернуть ветку
Таир Газиев

Какой интригующий набор цитатного мусора.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Цитатного мусора, говорите?

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда