(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20277427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20277427, 'hit', window.location.href);

«Неквалифицированный айтишник находит работу за неделю, квалифицированный — за месяц», — CEO Geekbrains Александр Волчек

Большинство россиян (62%) считают, что самой перспективной профессией в 2023 году станет профессия IT-специалиста. Это данные опроса «Работы.ру» в ноябре 2022 года. Освоить ее можно не только в вузе, но и в онлайн-школе.

О том, почему высшее образование не гарантирует трудоустройство, с чего начинается путь в IT и как быстро айтишники находят работу, Мегаплану рассказал CEO образовательной платформы Geekbrains Александр Волчек.

Об эксперте

IT-предприниматель и IT-евангелист. Руководитель в сферах FoodTech и EdTech. Генеральный директор GeekBrains — образовательной платформы №1 в сфере IT-образования (СНГ), создатель А2.LIFE — образовательной платформы для бизнесменов и руководителей. Бизнес-спикер и бизнес-консультант. В прошлом совладелец торговой платформы «АГРО24», генеральный директор Мегаплана и совладелец «Бизнес-молодости».

Два высших образования: в БГУИР по направлению «Программное обеспечение информационных технологий» и в Институте бизнеса и менеджмента технологий по направлению «Финансы и кредит».

Что не так с традиционным образованием

Многие думают, что обучение в университете — это необходимость. Например, я из Белоруссии, где очень много людей с высшим образованием. Раньше все были уверены, что если ты не шел учиться в топовый государственный вуз, то ты «дебил». И мы шли, потому что так было принято. Посмотреть вместо лекций обучающие видео в интернете, как сейчас, просто нельзя было — «ютуба» еще не существовало.

Одна из ключевых проблем высшего образования — неповоротливость. Говоря об этом, мне сразу вспоминаются школьные нормативы по физкультуре. Я, например, никогда не мог прыгнуть в длину, да и сейчас не могу. А кому-то это дается без труда. Смысл в том, что мы изначально находимся в неравных условиях. Как итог — двойка от физрука. С вузом может быть похожая история, поскольку зачастую студентов уравнивают.

Есть еще одна проблема — содержание учебной программы. Знания, которые дают студентам, не всегда очевидно связаны между собой. Например, будущие программисты в университете параллельно слушают лекции по философии, C# (C Sharp — язык программирования. — Прим. ред.) и электротехнике. Студент изучает какую-то дисциплину раз-два в неделю по два часа. Плюс практика, домашние задания и многое другое. Внимание рассеивается, а то, что нужно, забывается. На выходе мы получаем студента, который не понимает, как связано все, что он учил, да и зачем ему это.

GeekBrains поставил перед собой задачу — учить студентов тому, что и правда нужно. Мы помогаем освоить современные digital-профессии: 80% программ посвящены IT, 20% — маркетингу и дизайну. Образовательная программа гибкая, человек может подстраивать ее под свои потребности и возможности. Думаю, что если бы в мое время существовал такой вид образования, то недовольных обучением в вузе людей было бы больше. Но пойдут ли четверо моих детей в университет — вопрос открытый. Это будет зависеть от времени и необходимости.

Итоги года для GeekBrains

Рынок EdTech сложный. Он не сформирован: людей, которые хотели бы пройти наше обучение, в десятки и сотни раз больше, чем тех, кто приходит. Но год для компании выдался неплохим: увеличилось количество обучающихся и в целом вырос поток людей, которые приходят к нам на платформу. Хотя год от года плюс-минус одни и те же объемы.

В 2023 году мы хотим улучшить как саму платформу, так и качество образования. А еще планируем работать по «холодным воронкам», то есть привлекать тех, кто с нашим продуктом вообще не знаком. Мы нацелены на людей из регионов, которые, получив IT-образование, могут кардинально поменять свою жизнь.

Среди студентов GeekBrains 60,7% — мужчины. Основной возраст — от 26 до 35 лет (46,4%). Лидеры среди городов по количеству студентов — Москва (31,9%) и Санкт-Петербург (11,8%). 61,2% студентов работают наемными сотрудниками, 11% самозанятые или работают на фрилансе и 13,4% студентов не работают. Главная цель большинства студентов — освоить новую профессию и полностью сменить сферу деятельности (50,6%).

Как выбирают курсы

Я редко использую слово «курс». Потому что если у человека есть высшее образование, мы примерно понимаем, что это значит. А онлайн-курсами называют и 10 уроков по 10 минут, и двухчасовые видео, и полноценные образовательные программы с разными форматами обучения.

Вы, как потенциальный студент онлайн-школы, тоже можете запутаться. Самое важное — понять, что и с какой целью вы хотите изучать. Например, я учу английский для того, чтобы поставить произношение. Мне не нужно расширять словарный запас или избавляться от страха говорить. Но мне нужен преподаватель с произношением, к которому я стремлюсь. А выбор места обучения уже вторичен.

Cамые популярные технологические специализации:

Программирование

— Python

— Frontend

— Java

Тестирование

— Тестировщик ПО

— Инженер автоматизированного тестирования

— Ручное тестирование

Аналитика

— Big Data

— BI

— Data Science

Архитектура

— DevOps

— Сетевой инженер

К нам в GeekBrains приходят учиться с разными целями. Некоторые — для общего развития, они не обязательно планируют применять эти знания в жизни. Кстати, для таких любителей поучиться мы первыми на EdTech-рынке запустили трехгодичную программу обучения и сейчас планируем открывать пятилетнюю.

Среди наших учеников много тех, кто хочет получить знания в области IT, чтобы использовать их в своей работе. И конечно, есть ученики, которые хотят освоить новую профессию. Но это не всегда принципиально новая работа. Например, человек, который 10 лет проработал руководителем проектов на заводе, может пройти наш курс и, освоив новые навыки, управлять проектами в IT. Начинать с позиции джуниора ему не придется.

Какой он — путь в IT

Дорога в IT открыта каждому. Мы популяризируем этот тезис в частности и мир информационных технологий в целом при помощи программы «Путь в IT», в которой принимают участие звезды — Иван Ургант, Павел Воля. Конечно, здесь есть еще тема трафика, но она относительна. Гораздо лучше конвертирует не то, что мероприятие будет, например, с Ургантом, а пять бесплатных мини-курсов про IT, которые человек получит после подписки.

Я не поддерживаю деление людей на технарей и гуманитариев. Кажется, что мир информационных технологий открыт людям, которые обязательно сильны в математике, но это неверно. Скорее это вопрос раскрытия определенных способностей и того, как мы их используем.

Приведу пример. Нужно внедрить CRM-систему в компанию, где работает три человека, и в фирму, где тысяча. Два года назад мы внедряли Мегаплан в GeekBrains. Через три месяца мы стали самым большим клиентом Мегаплана по объему данных. Так что это вопрос использования. Спустя год часть процессов с моей стороны мигрировала из CRM. Например, если раньше я работал в Мегаплане каждый день, то сейчас только согласую процессы, когда меня «тегают», — просто потому, что мой день уже проходит по-другому, он построен на встречах и рабочих группах.

Другой вопрос, чем человек будет заниматься и где работать: в отраслевом гиганте или нет, в какой стране, офлайн или онлайн? Делать веб-сайт для маленького магазина обуви в Чебоксарах или платформу Amazon — колоссальная разница, требующая разных навыков. Даже в том же Amazon есть те, кто делает монотонную работу, и те, кто придумывает сверхалгоритмы. Так что место в IT найдется каждому, кто хочет учиться.

Сложно ли найти работу после курсов

Мы в GeekBrains организовываем стажировку для своих студентов и в неком карьерном BootCamp (учебном лагере. — Прим. ред.) помогаем им найти работу. Многие люди просто не знают, как правильно ее искать — например, презентовать себя или отбирать предложения. Гарантируем вернуть деньги, если человек не найдет работу. За два года был то ли единственный такой случай, то ли ни одного.

Мне кажется, что человек и сам без труда может найти работу. Для этого нужно всего лишь откликнуться на 15–20 вакансий. В мире IT нет проблем с поиском работы. Выбирает кандидат, а не работодатель, поскольку вакансий больше, чем кандидатов. Неквалифицированный айтишник находит работу за неделю, а квалифицированный — за месяц. Почему так? Потому что один соглашается на первое, что ему предложили, а второй выбирает.

Образование — далеко не всегда решающий фактор для работодателя. Основная масса компаний на него не смотрят. Важнее, чтобы соискатель умел решать задачи компании. Я и сам придерживаюсь такого подхода. Как в найме, так и в работе. Иногда мне важно, чтобы мне что-то скопировали и принесли, а иногда хочу, чтобы человек в этой сфере вообще не работал. Периодически нанимаю директоров, посмотрев только на их личные качества. А если они не имеют никакого отношения ни к технологическому рынку, ни к образованию, то это может быть даже хорошо.

Как работать с негативом

Большие компании сталкиваются с плохими отзывами, и мы не исключение. И чем больше клиентов, тем больше негатива. Кажется, что перевес именно в эту сторону, поскольку люди не привыкли писать положительные отзывы. Например, возьмем 100 человек, 90 из которых довольны продуктом, а 10 — наоборот. Так вот, из 90 довольных только один напишет положительный отзыв, а из 10 недовольных выскажут свои мысли пятеро. Мы, в свою очередь, открыты к самым разным мнениям — на GeekBrains сейчас более 1,6 млн отзывов. Я всегда говорю студентам: хотите узнать реальное мнение — заходите туда.

Каждый месяц мы собираем обратную связь. Спрашиваем учеников, достигли ли они образовательной цели, что им нравится, а что нет, как они оценивают работу кураторов и наставников. Ищем закономерности и возможные ошибки. Часто получается, что человеку не нравится какой-то один критерий — например, платформа или конкретный преподаватель, а все остальное его устраивает.

Был и серьезный случай. Год назад появилась практика коллективного иска к образовательным организациям. А это такая история, что даже человек, которого все устраивает, задумается: может, мне перестать учиться? И мы первые под это попали. Истцы проиграли в обоих случаях, но прецедент запомнился.

Это очень опасная ситуация. Ведь если я начну проигрывать такие суды, то пострадают клиенты — все повысят цены на образовательные услуги, поскольку вырастет риск возвратов. Кроме того, на лояльность студентов влияет время, в которое мы живем. Недавно была мобилизация: кредиты платятся хуже, денег у людей меньше, кого-то уволили. Очевидно, что будет больше возвратов. В то же время большинство отзывов о нас положительные, иначе мы бы просто не существовали.

Вопрос эксперту от генерального директора Мегаплана Сергея Козлова

— Как отобрать кандидата после курсов?

Золотого правила не существует. Между тем нет особой разницы, с каким именно образованием людей мы отбираем. Важнее, какие требования мы предъявляем к кандидату. Если ко мне придет устраиваться человек, то значимость его образования будет относительной. Например, я могу не взять кандидата, который учился в крутом университете, потому что уверен, что у него есть определенные предрассудки. Или бывают обратные ситуации: я знаю, что человек учился в определенном вузе и на конкретном факультете, и это играет ему на руку.

Честно говоря, я бы не доверял вообще ничему. Вот приходит человек на собеседование и утверждает, что он работал, например, в Google. Всех это в приятном смысле поразило, ведь компания-то серьезная. Хотя, может, все не так просто: вдруг он случайно туда устроился, ничего не делал и сам ушел? По моему опыту, люди, работающие в модных компаниях, бывают полными идиотами, а сотрудники подвальных фирм — гениями. Я знаю, что при отборе кандидата могу на 50% ошибиться, и позволяю себе совершить эту ошибку.

«Словосочетание «выбрать партнера» — заблуждение», — Александр Волчек, ex-CEO «Бизнес молодость»

В Минске Александр Волчек, по его собственному признанию, не был гениальным программистом, но умел улавливать суть любых процессов. Это помогло ему завоевать доверие предпринимателей из Москвы, быстро стать руководителем Мегаплана, а потом — войти в число совладельцев «Бизнес молодости», открыть собственный бизнес. Полный энергии и приключений…

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Urban nomad
В мире IT нет проблем с поиском работы. Выбирает кандидат, а не работодатель, поскольку вакансий больше, чем кандидатов. Неквалифицированный айтишник находит работу за неделю, а квалифицированный — за месяц.

Такое чувство, что человек застрял в 2020) Реальность давно поменялась, сейчас уже нет рынка кандидата. Средний вайтишник с курсов гикбрейнса будет искать первую работу от года и дольше, и не факт что найдет

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Карпова - UN English

Да, мне реально интересно почему тогда все вокруг не высокооплачиваемые айтишники, раз это все так просто весело и быстро как позиционируют GeekBrains, Skypro и кто там еще?)

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Ну тут вопрос кто "все" или кто "не все". Можно посмотреть исследование ВШЭ https://t.me/ru_education/2123 (это со Skillbox, есть еще с Практикумом, Нетологией и Elbrus Bootcamp) и сделать сравнение по школам.
В целом, очень неплохо как по мне и выше чем у ВУЗов.

Исследование НИУ ВШЭ и Skillbox: как онлайн-образование помогает достичь карьерных целей

Вышка провела независимое исследование оценки эффективности онлайн-образования. Оно охватило выпускников Skillbox 12 наиболее востребованных IT-специальностей. Согласно результатам, 93% счи...

Исследование НИУ ВШЭ и Skillbox: как онлайн-образование помогает достичь карьерных целей

Вышка провела независимое исследование оценки эффективности онлайн-образования. Оно охватило выпускников Skillbox 12 наиболее востребованных IT-специальностей. Согласно результатам, 93% считают, что онлайн-образование помогло им реализовать свою карьерную цель.

Какие ещё выводы?

73% выпускников Skillbox к моменту опроса достигли поставленных карьерных целей. 

93% выпускников считают, что именно Skillbox помог достигнуть им образовательную цель. 

84% пользователей, из числа нашедших работу, нашли ее по специальности, которую изучали на образовательной платформе. 

Заработная плата у выпускников, нашедших работу в новой профессии, увеличилась в среднем на 38% за полгода после завершения обучения.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Станков

Разве что человек который чисто прослушал курсы и не занимался практикой

Если человек ответственно подходил к обучению, супер изи найти хорошую работу

Просто вы не учитываете что 90% людей дураки и лентяи

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Решетова

Согласна, реальность меняется быстро. Но многое зависит от самого человека:)

Ответить
Развернуть ветку
Назека

Да-да, все просто, платите нам деньги, учитесь у нас. А не мог бы уважаемый автор подтвердить свои слова статистикой со своих курсов?

Ответить
Развернуть ветку
Karen Buzhala

ну это логично- у квалифицированного запросы по больше

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Да, опытные специалисты более избирательны:)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Макаров

мне кажется сейчас и опытному и неопытному айтишнику трудно найти работу

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Это один из относительно честных способов изъятия денег у населения.
"Он развернул удивительные дали и тут же раскрасил их в голубой и розовый цвета" (с)
Зайди на любой job ресурс и посмотри количество откликов на нормальную ИТ вакансию через 5 дней после ее публикации. Ты все поймешь, ты все увидишь сам.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
A V

Похоже на бессвязный бред.Как-будто скачали реферат из интернета и даже его не прочитали перед сдачей.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда