Поколение зумеров для HR: как привлекать, обучать и удерживать молодых специалистов

Поколение зумеров для HR: как привлекать, обучать и удерживать молодых специалистов

В августе 2023 года мы провели онлайн-митап об особенностях поколения Z, критериях успешной работы с его представителями и о том, как наем молодых специалистов поможет компании стать успешнее на рынке. Публикуем тезисы и видео выступлений.

Екатерина Воронина,
HRBP, эксперт в MarHR: УГМК, Жизньмарт, Boxberry

Поколение зумеров: как мотивировать, удерживать, растить

Поколение зумеров для HR: как привлекать, обучать и удерживать молодых специалистов

Методы мотивации, которые не работают с поколением Z

  • Угрозы. Увольнение, штрафы и порицание создают давление, которое зумеры ощущают как небезопасное. Они будут избегают взаимодействия с людьми или компаниями, которые создают такое ощущение.
  • Манипуляции могут сработать на короткой дистанции. Когда манипуляция затягивается или повторяется, зумеры прекращают общение. Поколение Z хорошо взаимодействует с людьми на позиции взрослого человека: без эмоций и манипуляций, но со взаимным уважением и договоренностями.
  • Деньги. Несмотря на то что зумеры указывают высокий уровень зарплатных ожиданий, сами по себе деньги им не важны. Если какую-то проблему можно решить, заплатив штраф, зумеры сделают это без сожалений. Они видят много возможностей получить доход и знают, что деньги легко заработать.
  • Только один вид деятельности. Новые задачи и поручения из области интересов зумера мотивируют его, а рутина заставляет скучать.

При постановке задач нужно учитывать особенности зумеров:

  • Зумеры не мультизадачны. Поручения им лучше давать последовательно: выполнил одно — принялся за следующее.
  • Зумеры мультипотенциальны. Они многое делают хорошо, потому что легко усваивают информацию, хотят расширять кругозор и нуждаются в реализации творческого потенциала.

Зумеры из глубинки отличаются от городских

Глубинка — это не только маленькие населенные пункты, но и города в регионах. Когда городской зумер из Краснодара переезжает в Москву, он становится зумером из глубинки. Но есть нюанс: если у зумера из глубинки есть денежная подушка безопасности или надежный оффер, отличия от городского становятся не такими явными.

Отличия зумеров из глубинки от городских:

  • Зумеров из глубинки можно мотивировать деньгами. Это будет работать, пока они удовлетворяют первичные потребности: жилье, еда, здоровье, домашний уют. Но как только зумеры их удовлетворят, мотивация перестанет действовать.
  • Городские зумеры больше подвержены глобализации. Они чаще сидят в интернете и используют иностранные языки для чтения и общения.
  • Городские зумеры реже находятся в дефицитной среде. Они реже снимают квартиру, живут с родителями и берут ипотеку.
  • У городских зумеров есть живые примеры. Зумеры из глубинки меньше сравнивают себя с блогерами или тиктокерами, потому что редко встречают их вживую. Городским способы заработка через тикток кажутся более доступными: они регулярно встречают таких блогеров и могут с ними пообщаться.
  • Городские зумеры знают больше профессий и видят больше возможностей заработка. С точки зрения городских зумеров, конкуренция за рабочее место не так высока.

Поколению Z критически важен смысл того, что они делают. Зумерам нужен точный ответ на вопрос «Зачем я работаю?». Успех они измеряют не в деньгах, а в том, как они сами отражаются в результатах своей работы. Им важно приносить пользу.

Как удерживать зумера на рабочем месте и растить его как профессионала

  1. Признайте особенности зумеров и учитывайте их в работе.
  2. Транслируйте смыслы своей деятельности. Для хорошей работы зумера в вашей компании нужно, чтобы совпадал смысл вашего бизнеса и ценности зумера.
  3. Уделяйте внимание зумерам: проявляйте эмпатию, говорите не только о работе, давайте честную обратную связь.
  4. Соблюдайте договоренности. Если доверие обмануто, зумеры не чувствуют себя в безопасности.

У поколения Z большой управленческий потенциал. Эти качества зумеров особенно хороши:

  • наставничество;
  • готовность применять полученную информацию;
  • эмпатия и готовность сохранять отношения;
  • терпимость к ошибкам;
  • соблюдение договоренностей;
  • органичное развитие и способность учиться.
Мария Кириченко,
руководитель продукта в Nopaper

Смартфон — новое рабочее место зумера

Чего зумеры ожидают от технологичной компании

В каждой шестой вакансии можно встретить обещания о современном офисе или технологичности компании. Вот какие ожидания от этой формулировки у зумеров:

Поколение зумеров для HR: как привлекать, обучать и удерживать молодых специалистов

В реальности многие процессы в компаниях нетехнологичные или низкотехнологичные:

  • нужно хранить бумажные документы;
  • документы отправляют по почте или курьером;
  • персональные данные передают через облако или мессенджеры — это небезопасно;
  • нельзя ознакомиться со всеми документами, относящимися к сотруднику.

Такие проблемы люди из поколения Z переносят тяжело: они привыкли решать все задачи парой кликов в смартфоне.

Смартфон для зумера — привычное место для решения любых вопросов: от постановки задач и учебы до общения и заказа еды. Поэтому люди поколения Z ждут технологичности и в работе.

Исследование потребностей 100 сотрудников Nopaper. Красным выделены потребности, которые оказались важны зумерам
Исследование потребностей 100 сотрудников Nopaper. Красным выделены потребности, которые оказались важны зумерам

Как удовлетворить потребности зумеров

60% сотрудников нашей компании из поколения Z. Чтобы удовлетворить ожидания зумеров, мы предложили формат удаленной работы и внедрили КЭДО.

Удаленная работа. Сейчас 80% наших сотрудников работают удаленно и в гибридном формате.

Кадровый электронный документооборот. До появления электронного документооборота в Nopaper на оформление нового сотрудника уходило 2 часа. А на прием документов могло уйти до 2 недель — например, если пакет документов сначала неделю шел из Москвы до Хабаровска, а затем обратно. В это время и работодатель, и сотрудник находились в неопределенности: точно ли новый сотрудник будет оформлен.

По закону на подписание трудового договора у работодателя есть 3 дня с момента выхода сотрудника. Если отправлять документы почтой или курьером, есть риск не успеть в установленный срок.

После внедрения КЭДО на оформление нового сотрудника стало уходить 30 минут.

За счет внедрения удаленной работы и кадрового электронного документооборота зумеры могут работать с помощью привычного для них инструмента — смартфона. Например, будущий сотрудник сможет принять оффер прямо со смартфона и подписать его электронной цифровой подписью.

🔥 Подписывайтесь на Telegram-канал Хантфлоу.

Гайды для рекрутеров, интервью с экспертами и новостные дайджесты из HR-сферы.

Владислав Хилько,
руководитель проектов по обучению в Ozon

Роль наставника в адаптации сотрудников поколения Z

Зумеры ценят внимание к себе. Им важно, чтобы на новом рабочем месте рядом находился эксперт, который поможет пройти адаптацию в компании максимально эффективно.

Программа подготовки наставников в Ozon

Мы хотели найти программу обучения, которая научит наставников такому подходу. Но, проанализировав рынок, не нашли подходящую и разработали Ozon Guru — программу обучения наставников внутри компании. На текущий момент мы обучили более 700 наставников.

Требования к наставникам в Ozon:

  • желание быть наставником;
  • подтверждение от руководителя, что сотрудник может быть наставником;
  • опыт работы в Ozon минимум полгода;
  • высокая оценка в периодическом профессиональном ревью.

За наставничество в Ozon не дают явных бонусов — ни прибавки к зарплате, ни мерча. Наставники получают только ачивку во внутрикорпоративной системе и возможность выиграть ДМС для близкого человека.

Наставники обучаются в Ozon Guru в три этапа:

  • Сначала проходят курсы дистанционно. Смотрят короткие ролики по 15–20 минут, осваивают материал самостоятельно.
  • После каждого курса выполняют практические задания на понимание изученного.
  • Разбирают полученные знания на воркшопах. Выполняют групповые упражнения и отрабатывают применение инструментов наставников. Получают от тренеров ответы на вопросы, обмениваются кейсами.

После обучения наставники периодически посещают мастермайнды, где обмениваются кейсами.

Четыре сферы обучения в программе Ozon Guru

Осознание роли наставника. В ней разбираем смыслы и инструменты, которые наставник использует в работе:

  • суть роли наставника;
  • польза наставничества для самого наставника, подразделения, компании и новичка;
  • этапы сопровождения новых сотрудников;
  • индивидуальные планы развития;
  • планы адаптации;
  • скилл-сеты,
  • шаблоны и фреймворки.

В результате изучения этой сферы наставник понимает, какие необходимые для этой роли навыки у него уже есть, а что придется добрать.

Готовность направлять. В этой сфере наставник проходит небольшой управленческий цикл, в котором освещается, как ставить цели, контролировать работу подопечного и предоставлять обратную связь.

Умение обучать. Наставник узнает об особенностях обучения взрослых людей, в том числе и поколения Z. Учится упаковывать свои знания и передавать их новичку.

Понимание эмоций. Изучение этой сферы критически важно для работы с поколением Z. Зумерам необходимо, чтобы наставник был рядом в качестве партнера, понимал, что они чувствуют, и помогал справляться с эмоциями. Наставник осваивает эти навыки.

Как работает система наставничества в Ozon

Система наставничества работает так:

  • Перед выходом нового сотрудника на работу система автоматически подбирает ему наставника.
  • Если этот наставник еще не участвовал в программе Ozon Guru, он получает приглашение, записывается в удобную группу и проходит обучение.
  • После прохождения этой программы у наставника появляется пошаговый алгоритм действий и навыки для помощи новичку в адаптации. В первый рабочий день наставник встречает новичка и начинает с ним работу.

После адаптации в компании работа наставника и новичка прекращается, но не всегда прекращается их общение — часто они остаются приятелями. Дальше новичок может прокачиваться в системе менторинга. Он выбирает себе ментора и снова получает профессиональную поддержку.

Алина Качан,
HRD в Бланк Банк

Корпоративная культура vs подбор персонала

Особенности поколения Z

  • Зумеры любят экспериментировать. Им можно давать задачи из разных сфер деятельности.
  • Сотрудники поколения Z готовы вкладываться, если работа соответствует их требованиям. Чтобы зумер откликнулся на вакансию, она должна соответствовать его внутренним убеждениям.
  • Зумеры активно используют интернет для общения и самовыражения.
  • Поколение Z активно использует технологии в жизни.
  • Зумеры сосредоточены на work-life balance. Таким сотрудникам не стоит жестко контролировать рабочее время.
  • Зумеры много внимания и сил вкладывают в социальные связи.
  • Зумеры предпочитают индивидуальные задачи. Они ценят свободу действия и принятия решений, в том числе и в рабочих задачах.

Как искать и нанимать зумеров

Чтобы продать зумерам вакансию, нужны:

  • современные технологии и широкий технологический стек в работе — зумерам это дает пространство для освоения новых карьерных треков;
  • корпоративная культура, которая по ценностям совпадает с ценностями кандидата.

При поиске полезно использовать булевый поиск и X-Ray. Он позволяет искать информацию по ключевым словам в популярных источниках, например в соцсетях.

Зумеры — активные пользователи интернета, поэтому используйте разные каналы подбора. Кроме джоб-сайтов, кандидатов стоит искать через мессенджеры и соцсети.

Журнал Хантфлоу читают более 50 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения.

22
реклама
разместить
2 комментария

Вот про индивидуальные задачи и свободный рабочий режим в точку

1

Женщина поколения Х своеобразно обозначена)) Особенно в паре с мужчиной))