{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему лучшие UX-практики убьют вашу конверсию

Привет! На связи KISLOROD — разрабатываем и развиваем eCom-проекты.

Рост конверсии — это то, к чему стремятся в e-commerce. Разумеется, хочется решить задачу как можно быстрее и с гарантией результата. И какое самое очевидное решение? Конечно же, обратиться к лучшим UX-практикам, которые проверены временем.

Но у такого подхода есть существенные минусы — мало того, что они могут попросту не сработать, так они могут принести больше вреда, чем пользы.

Почему так происходит? Давайте разберёмся.

Один из наших клиентов, руководствуясь лучшими практиками в своей категории, захотел объединить этапы в чекауте и вывести их друг за другом на одной странице. При этом дополнительных исследований не проводилось.

До внедрения каждый новый этап подгружался в отдельном блоке после заполнения предыдущего.

Страница оформления заказа до доработок

Как только все блоки были выведены на одной странице, — количество заказов не выросло. Более того, конверсия снизилась на 31%, а процент выходов увеличился на 15%.

Казнить нельзя помиловать

Так называемые лучшие практики UX — это результат экспериментов, которые проводятся конкретной компанией, с учетом специфики категории товаров и целевой аудитории, в определенное время, в рамках одной задачи.

То есть здесь налицо когнитивное искажение — преувеличение вероятности и переоценка значимости частных случаев.

Вот примеры «лучших» типовых решений:

  • «Проектировать сайт нужно под популярные разрешения».

  • «Стоит отказаться от обязательной регистрации на этапе оформления заказа».

  • «Чем меньше шагов при оформлении заказа, тем выше конверсия».
  • «Бесплатная доставка повышает конверсию».

  • «Группировка списка в полях формы улучшает конверсию — для ввода данных своей карты стоит разделить поля ввода на группы».

Но такие решения не гарантия положительного результата. У проблемы есть два аспекта: возникновение и применение.

Шаблонные решения возникают из желания найти закономерность для получения хорошего результата. И это хорошо. Проблемы начинаются когда «лучшие решения» начинают применяться повсеместно, то есть бездумно.

В чем риски

В подобном подходе есть критические уязвимости:

  • Большинство лучших практик устарели — эксперименты могли проводиться и 3, и 5 лет назад.

Ситуация на рынке меняется постоянно: появляются новые игроки, которые формируют у пользователей другие паттерны поведения и ожидания, появляются новые технические возможности и требования.

  • Копировать решения конкурентов неверно — то, что сработало у них, не обязательно получится у вас.

Даже если вы работаете в одной отрасли — вы не знаете множества нюансов, которые имели место при проведении эксперимента: что-то не учли, а о чем-то и вовсе не рассказали. А может конкурент, у которого вы позаимствовали решение, в принципе не тестировал результаты внедрения.

  • Ориентироваться на средние значения конверсии — ошибка.

Среднее значение конверсии — дает лишь общее, размытое представление о том, что происходит в отрасли и не дает точной информации для конкретного проекта.

Проще говоря, нельзя ориентироваться на показатели, которые называют средними в той или иной области — в конкретных случаях цифры могут значительно отличаться.

Средние показатели конверсии по отраслям

Почему же мы продолжаем слепо следовать лучшим практикам? Чтобы не вовлекаться, не искать причину и сэкономить энергию.

Как следствие, лучшие практики могут не только не улучшить ваш бизнес, но и принести ему вред. Если смотреть фундаментально, то такое поведение диктуется социальной психологией.

Соответствие норме и причастность

Это частный случай инстинктивного стремления быть частью группы, поскольку человек — животное социальное, то одобрение и принадлежность к социуму ему очень важны.

Это свойство широко используется на телевидении, например, всеми любимый сериал «Друзья» — здесь каждая шутка обозначается закадровым смехом. Так создается иллюзия реакции живой публики — зрителю хочется быть ее частью и поэтому он чаще смеется.

Этот эффект также успешно используется коучами, тренерами, гуру и политиками. Наличие группового эффекта подтвердит любой человек, который увлекался спортом — в группе заниматься гораздо проще, нежели в одиночку.

Стремление следовать авторитету

Это также социальное когнитивное искажение, которое в психологии называется «Эффект авторитета». Оно выражается в тенденции приписывать более высокую оценку мнению авторитетной фигуры и зависимости от этого мнения. Эффект был научно доказан в эксперименте Милгрэма в 1961 году.

Команда эксперимента Стэнли Милгрэма

Например, молодые fashion-бренды, которые работают в сегменте средний плюс, вдохновляются достаточно спорными UX-решениями на сайтах 12storeez или ZARA.

Пути решения

Круг замкнулся: не думаем — следуем авторитету — соответствуем норме — получаем не то, что нужно.

Что в итоге:

  • слепо следуем трендам и «лучшим» практикам;

  • достигаем промежуточных целей;

  • не достигаем настоящих целей.

Как же решить проблему и достичь целей бизнеса? Работать над проблемой системно.

Для этого нужно сделать две вещи:

  1. Внедрить стратегию оптимизации конверсии, CRO (conversion rate optimization) — системные действия для создания положительного опыта у покупателя и увеличения коэффициента конверсии и других важных KPI.
  2. Собирать собственную базу знаний из актуальных лучших решений в контексте своего проекта.

Вот примеры того, как мы в KISLOROD решаем проблему повышения конверсий в e-commerce-проектах.

Тема обширная, поэтому сейчас расскажем об этом тезисно, а подробно опишем в следующих статьях цикла. Подписывайтесь на наш блог на VC.ru, чтобы не пропустить.

Как системно оптимизировать конверсию

Этапы работ:

  1. Сбор и анализ данных.
  2. Поиск идей, инсайтов и описание гипотез.
  3. Тестирование вариантов.
  4. Анализ результатов.
  5. Внедрение изменений.
  6. Повторный анализ данных.
Базовые этапы CRO

В чем преимущества системного подхода:

  1. Снижается вероятность бесполезных изменений. Решения принимаются на основе данных из исследований и тестов, а не интуиции или типовых практик.
  2. Повышается лояльность покупателей. Коэффициент конверсии растет за счет удобства интернет-магазина — пользователи возвращаются чаще и больше покупают.

  3. Доход растет, а стоимость привлечения посетителя не меняется. Количество пользователей, которые совершают покупки, увеличивается — а это и есть искомый коэффициент конверсии.

Собственная база лучших практик

Следующий инструмент — внутренняя база знаний, набор лучших практик, которые проверены на собственном опыте.

В чем преимущества собственных лучших решений:

  • Они актуальны — вы знаете, когда и при каких условиях их применяли.

  • Достоверны — вы уверены в том, что данные верны.

  • Снижают риски и экономят время — ваш опыт и знания в определенной товарной категории непрерывно растет и может быть применен в аналогичных проектах, но уже с минимальными издержками.

Например, в одном из проектов в рамках CRO, мы тестировали гипотезу, проблематику которой почерпнули из двух источников.

Как выяснилось, не для всех пользователей очевидно, что в селекте спрятаны дополнительные варианты способов доставки и оплаты — многие не раскрывали список и предполагали, что доступен лишь один вариант, тот, что предложен по умолчанию.

Вариации на тест

Подготовив дополнительную вариацию для эксперимента, но уже с кнопками, по итогу А/B-тестирования мы убедились в успешности этой гипотезы. Кейс задокументировали по регламенту и положили в базу кейсов проекта.

Таким образом, мы собираем успешные гипотезы, получаем больше аргументов и шансов на успех при проверке аналогичной гипотезы, но уже в другом проекте.

Ошибаться вы будете часто, но важно помнить, что эксперимент — это инструмент для обучения, а не для доказательства того, кто прав, а кто виноват.

Оптимизация коэффициента конверсии никогда не останавливается

В управлении проектами мы используем цикл Деминга, который также известен как PDCA — Plan-Do-Check-Act.

Цикл состоит из 4 этапов: — планирование→действие→проверка→корректировка, которые повторяются и позволяют поэтапно достигать и улучшать результат. Когда завершен последний этап — цикл начинается заново.

Системная оптимизация конверсии — это оптимальное решение для повышения ARPU, CR и других важных для e-commerce метрик с минимальными рисками.

О чём важно помнить:

  • Если гипотеза подтверждена двумя источниками, то она имеет больший приоритет.

  • Не ограничивайтесь только этим параметром для скоринга гипотез, есть и другие, которые могут повлиять на ранжирование в списке приоритета.

  • Подготовьте регламент по публикации кейсов в базе знаний — это позволит избежать риска удалить уже внедренную гипотезу по ошибке и более осмысленно подходить к формулировке новых идей в других проектах.
  • Не забывайте для каждого А/В-теста определять размер выборки и сроки проведения эксперимента.

Всё это мы разберём подробнее в следующих статьях из цикла — присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и подписывайтесь на блог на vc.ru.

KISLOROD специализируется на росте и развитии e-com проектов, и если у вас есть амбициозные и сложные цели — мы всегда готовы помочь: предоставить нашу техническую экспертизу и продуктовую команду роста.

Расскажите нам о своих задачах.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Виктор Петров

Нету в CRO "лучших практик" и чеклистов. Есть сбор данных - из сплит-тестов, опросов, веб-статистики и т.п. А потом обработка данных и гипотезы для проверки и последующего внедрения.
Прочее - профанация.

Ответить
Развернуть ветку
Proactivity Group

Есть, но относится к ним нужно как к гипотезам, а не истине.

Так же, как к любой типологии, основанной на статистике.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Тут формула с избытком неизвестных, чтобы обращаться к какой-то абстрактной медиане. А жизнь коротка, тем более - мы же о маркетинге говорим? Месяц собирать стату, чтобы создать гипотезу на живых данных - как-то интереснее, чем брать типовые шаги. Особенно с учетом того, что в этой сфере всё устаревает мгновенно.

Ответить
Развернуть ветку
Proactivity Group

Так одно не противоречит другому. Гипотезу можно формировать из головы, а можно, опираясь на чужой опыт.

Конечно, всё нужно проверять на своих данных и пользователях, тут двух мнений быть не может.

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Не всё так однозначно) Почему бы не взять, что-то из стандартов, упаковать в гипотезу и взять её на тест?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Излишняя трата времени и ритуализация. В таком случае всё скатывается в "А давайте добавим большую оранжевую кнопку, у неё цвет продающий".

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Когда дело дойдёт до микроконверсий, будем тестировать и это)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Это же классика:
"У нас было 2 пакета травы, 75 таблеток мескалина, 5 упаковок кислоты, пол-солонки кокаина и целое множество транквилизаторов всех сортов и расцветок, а также текила, ром, ящик пива, пинта чистого эфира и амилнитрит. Не то что бы это был необходимый запас для поездки. Но если начал собирать дурь, становится трудно остановиться. Единственное что вызывало у меня опасение - это эфир. Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем эфирные зомби. Я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Сэкономлю вам ресурсы. Цвет кнопки (как более "продающий"/конверсионный) тестировали многократно в разных масштабах — сам цвет не имеет преимущества перед другими, важны иные нюансы.

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Да, спасибо, согласны. До уровня цвета кнопок не довелось ещё спустится, в основе своей верхнеуровневые гипотезы. А как насчёт CTA на кнопках, тестировали? Поделитесь опытом.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Не вдаваясь в детали: главное для кнопок с CTA — их заметность, доступность на всех устройствах и понятность текста на кнопке. "Не заставляйте меня думать" — ключ к конверсии (но лучшая цена и прочие коммерческие нюансы перебьют).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Замечание принято, хотя мы до конца с ним не согласны, всё-таки тренд на полностью открытую этапность оформления заказа имеет место быть) Подготовим и опубликуем ещё более убедительные кейсы в следующих статьях цикла.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Зачем при оформлении заказа пункты "наличными при получении" и "картой при получении"? Разве не достаточно "при получении"?

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Да, предлагали. Со слов клиента, нюансы регламентов логистики последней мили.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Иногда кажется, что лучшие убийцы конверсии — регламенты клиента.

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Да, бывает и такое.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Sherstobitov

Уже не в первый раз отличная статья. спасибо!

Добавлю, что принимать решения можно не только на a/b тестах. простые исследования как тест первого клика, карточная сортировка, монадический тест наглядно покажут, какой из вариантов работает, а какой нет. или помогут довести до a/b теста лучшие варианты.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
burhudar

Всю статью можно свести к одной фразе "Тестируйте всё в контексте, чтобы узнать работает ли это"

Ответить
Развернуть ветку
KISLOROD E-COMMERCE
Автор

Правильный вывод)

Ответить
Развернуть ветку
Kid 87

На схеме пропущена «В» в слове «подготовка»

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда