От B2C- до B2B-маркетплейса: как мы создали российский аналог Alibaba с 35 000 сделок на 1,2 трлн рублей

Для B2B ecom — всё еще темный лес. Мало кто понимает, как можно продавать товары для бизнеса через маркетплейсы, все привыкли работать с контрагентами напрямую. Мы решили доказать, что есть способ удобнее, и создали площадку для компаний. Рассказываем, как перешли в B2B из универсального маркетплейса и чем завлекаем поставщиков.

От B2C- до B2B-маркетплейса: как мы создали российский аналог Alibaba с 35 000 сделок на 1,2 трлн рублей

Привет! Я Виктория Шаманская, отвечаю за весь контент Satom: на площадке и вне ее. Мы разработали и развиваем маркетплейс для бизнеса, где продается более 6000 категорий товаров, среди которых оборудование, сырье и всё, что нужно компаниям. А изначально сервис был универсальным маркетплейсом, на котором можно было купить всё — от иголки до трактора. В статье рассказываю, почему мы сменили формат и как вдохновлялись Alibaba.

Сначала были B2C-маркетплейсом, но решили сменить формат

Satom появился в 2011 году. Мы начинали как универсальная платформа с товарами и для бизнеса, и для людей. Тогда B2C-рынок не был занят, как сейчас: Wildberries, Ozon и другие привычные сейчас площадки еще не успели стать популярными, в основном работали мелкие каталоги, которых уже не существует.

Начать с B2C было логично, потому что это самое простое и понятное направление. Такими сервисами пользуется широкая аудитория: даже мама в декрете может вязать детские вещи и продавать их, не говоря уже о мелких индивидуальных предпринимателях.

Первые два года Satom был бесплатной площадкой. Постепенно мы его монетизировали — сделали платное размещение товаров для продавцов. Работали так 10 лет: не стремились в лидеры, а планомерно наращивали аудиторию и посещаемость. Один из самых ярких прорывов произошел в 2020 году, когда из-за ковидных ограничений популярность онлайн-покупок резко возросла.

После 2021–2022 годов всё изменилось. Стало понятно, что рынок B2C-маркетплейсов захватили гиганты WB и Ozon, и развитие в сторону универсального маркетплейса стало для нас неактуальным. Так решили перейти в B2B-сегмент: пусть это более узкий рынок, зато более перспективный.

Чтобы решить задачу отстройки от больших маркетплейсов, мы переориентировались на другие ниши:

  • Продажа крупногабаритных товаров, которые нельзя отправить в пункты выдачи. Это может быть спецтехника, стройматериалы, оборудование.
  • Заказ у производителей специализированных товаров под конкретный бизнес — например, брендированный текстиль для отеля или униформа с логотипом компании.

Чтобы не потерять резко текущих продавцов и покупателей, решили сделать переход плавным и отказываться от B2C-направления постепенно.

Поняли, что на российском рынке аналогов мало — стали смотреть на зарубежных конкурентов

Таких крупных B2B-маркетплейсов, как китайская Alibaba, в России нет. Именно поэтому в первую очередь мы изучили сайт этой компании и задействовали некоторые визуальные элементы: например, баннеры с популярными категориями и блок с верификацией продавца. Казалось, что в этой сфере сложно придумать что-то новое — основные механики и функции знакомы всем.

Однако мы придумали и собственные разработки, которых нет на Alibaba.

Сайт компании как дополнительный канал продаж. Продавец может размещать товары не только на странице маркетплейса, но и на сайте, созданном через конструктор Satom. Он работает на внешнем домене, сразу SEO-оптимизирован и адаптирован под мобильные устройства: продавцу не придется разбираться с кодом и настройками.

От B2C- до B2B-маркетплейса: как мы создали российский аналог Alibaba с 35 000 сделок на 1,2 трлн рублей
Так выглядят сайты, созданные с помощью шаблонов Satom
Так выглядят сайты, созданные с помощью шаблонов Satom

Ссылки на мессенджеры, чтобы покупатель без проблем связался с продавцом напрямую. Участники сделки могут общаться и обсуждать условия так, как им удобно: на Satom или в привычном мессенджере.

Вебмастер. Это внутренний инструмент для аналитики товаров. Он выявляет дубли карточек, фото плохого качества и другие ошибки, которые влияют на продажи.

С помощью Вебмастера можно проанализировать тексты и фото товаров 
С помощью Вебмастера можно проанализировать тексты и фото товаров 
От B2C- до B2B-маркетплейса: как мы создали российский аналог Alibaba с 35 000 сделок на 1,2 трлн рублей
Инструмент показывает, на сколько процентов заполнена карточка — от этого зависит ее индексация в поиске 
Инструмент показывает, на сколько процентов заполнена карточка — от этого зависит ее индексация в поиске 

Автоматический подбор рубрик. Когда продавец добавляет товар, Satom сам предлагает ему категории, куда можно отнести позицию. Не приходится искать рубрики вручную. Всё благодаря нейросети Сара, которую создал и обучил наш отдел по разработке и внедрению новых технологий.

Реклама с оплатой за конверсии. Чтобы продавцы продвигали товары внутри маркетплейса, мы создали продукт Intarget. С этим механизмом появилась возможность платить за конверсии, а не за просмотры. Так можно эффективнее распределить бюджет и не тратить его на пользователей, которые посмотрели рекламу, но не перешли на страницу товара.

Еще, в отличие от Alibaba, на Satom покупатель напрямую переводит деньги продавцу. Они не замораживаются на внутреннем счете сайта, и поставщику не приходится долго ждать поступление средств.

Начали привлекать новых клиентов

Самым сложным в переходе на B2B-формат стал поиск новых пользователей — оптовых продавцов, которые могли бы разместить свою продукцию на Satom. Крупные предприятия работают по устоявшейся годами стратегии. Они с большим скептицизмом относятся к новым инструментам продвижения и не видят смысла выходить на маркетплейс, если продаж и так достаточно.

Еще один нюанс — B2B-рынок всё еще не адаптирован под электронную коммерцию. Большинство компаний работают по старинке: ищут контрагентов напрямую, оформляют бумажные договоры, размещают товары в офлайн-магазинах. Для них маркетплейс — непривычный инструмент, который даст непредсказуемый результат.

Для работы с B2B мы создали специальный отдел продаж. Привлекали в маркетплейс пользователей-оптовиков через разные каналы: рассылки по холодной базе, контекстную рекламу, медийные баннеры.

Чтобы убедить потенциальных продавцов в пользе маркетплейса, разработали новые скрипты. Старые не подходили, ведь были рассчитаны на B2C. В скриптах мы предусмотрели самые частые причины, из-за которых продавцы обычно не хотят выходить на маркетплейс.

Примеры отработки ситуаций 
Примеры отработки ситуаций 

У нас можно продавать оптом напрямую и через тендеры

Есть два способа, как можно покупать и продавать на Satom: напрямую оптом и через тендеры. Пользователи могут выбирать удобный для них вариант.

Напрямую через корзину. Покупатель находит и выбирает в каталоге нужный товар и нажимает «Заказать». Затем заполняет форму: указывает свои контактные данные, адрес доставки, способ оплаты. Продавец получает заказ и связывается с покупателем, чтобы уточнить условия. Этот способ удобнее для продавцов: они просто размещают товары и ждут.

Через тендеры. Покупатель создает заявку на закупку и выбирает подходящего поставщика среди тех, кто оставил предложения. Тендеры комфортнее для покупателей: не нужно долго искать товары с оптимальными условиями в каталоге.

Сейчас на Satom зарегистрировано более 500 оптовых продавцов и 26 000 оптовых покупателей, и это не считая тех, кто делает единичные заказы вроде строительного крана за 20 млн рублей. С запуска B2B-формата в марте 2024 года пользователи совершили более 35 000 сделок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Чтобы активнее развивать площадку и привлекать аудиторию, мы придумали пробный период: в первые месяцы продавец может разместить товары бесплатно и при этом получить широкий набор функций. Скоро планируем внедрить это.

Как еще можно привлекать B2B-продавцов? Поделитесь предложениями в комментариях ↓

2424
5 комментариев

А когда планируете совсем закрыть розницу? Смотрю, у вас сейчас в каталоге пока не разделены товары и услуги на в2в и в2с - в меню общими списками идут

1

Добрый день. Розницу закрывать не планируем, далеко не все товары В2В продаются и покупаются оптом. Есть крупногабаритные категории - станки, оборудование, которое продается и в кол-ве 1 шт. А вот отойти от В2С планируем в течение года. Уже сейчас все развитие и продвижение направлено в сторону В2В.

1

Всей "изюминки" не понял. Но нашёл нашу продукцию в каталоге.
И с изумлением нашёл продавцов, которые не являются нашими оптовыми клиентами!

Ну то есть с вами выгоднее работать, чем напрямую с поставщиками? И что чаще всего заказывают?

Не совсем так. Мы же не свои товары продаем - на маркетплейсе как раз и размещаются те же поставщики и производители. Поэтому скорее не выгоднее, а удобнее точно, если вы покупатель. Вы же можете сравнить предложения разных продавцов, отзывы и прочие нюансы - все в одном месте. А что чаще заказывают - спец.техника, промышленное оборудование, стройматериалы (кровля, металл и т.д.)