Как быстро разбогатеть или как сделать качественный продукт? Выбираем одно из двух

Пока большинство считает ситуацию в мире глубоким кризисом, апокалипсисом, рецессией, я радуюсь тому, что происходит. Это не кризис — это время обновления и период смены парадигмы. Это время, когда снова мы начнем ценить реальные компании и реальную пользу. В новой колонке развернуто и на примерах объясняю, почему считаю именно так.

Как быстро разбогатеть или как сделать качественный продукт? Выбираем одно из двух

Быстрые деньги — это парадигма, в которой, на мой взгляд, существовали и продолжают существовать Соединенные Штаты Америки. Это культ быстрого богатства, который с появлением интернета позволил из сказки стать былью. Мы знаем кейсы развития таких компаний как Google, Facebook — они очень быстро начали стоить десятки и сотни миллиардов $, в том числе, благодаря существующему рынку венчурных инвестиций.

Стать единорогом за один год

Есть истории таких компаний как Theranos, например, и WeWork — благодаря им мы знаем и обратную сторону этой парадигмы. Она называется Fake it until you make it. То есть, «притворяйся, что ты уже сделал продукт, даже если еще нет». Например, есть антагонист Tesla — компания Nikola (всегда, кстати, было интересно, все ли оценили игру слов, ведь изобретателя звали Никола Тесла). Эта Nikola делает электрофуры. Ну, точнее, обещает, что она их делает. Наверняка кто-то слышал феерическую историю о том, как на демо-роликах, которые они выкладывали в сеть, грузовик без двигателя ехал с горы. Под уклоном — поэтому и ехал. Это смешно — вот, насколько далеко заходят основатели Fake it until you make it.

Почему они так торопятся? Почему нужно быстро стать богатыми? Потому что они тоже живут в парадигме «если не ты, то кто-то другой». Так как в мире очень много денег, как только кто-то замечает крупную, миллиардную историю, то у такого стартапа сразу появляются конкуренты. Так в свое время появился Uber, и буквально моментально за ним родился Lyft.

Как быстро разбогатеть или как сделать качественный продукт? Выбираем одно из двух

Существует мнение, что победит тот, у кого больше денег: кто сможет выжигать землю под конкурентами до тех пор, пока у них не закончатся деньги и пока их инвесторы от них не откажутся. К сожалению, это не продуктивно. Для клиента это хорошо, потому что люди долгое время могли пользоваться очень дешево услугами по передвижению куда угодно, а Uber и Lyft субсидировали стоимость поездки. Но противостояние на примере этих двух компаний в итоге привело к тому, что у них не было возможности понять: сходится ли их юнит-экономика? Смогут ли они предоставлять свои услуги и зарабатывать на этом деньги? Они были слишком увлечены накачиванием своей капитализации и тем, чтобы оторваться от конкурентов по количеству клиентов и поездок, и многие годы даже не могли проверить, жизнеспособна ли их бизнес-модель.

В пост-ковидное время мы наблюдаем корректировку. Я бы не сказал «крах», хотя кто-то говорит, что это финансовый апокалипсис, зима и т.д. Нет, мы наблюдаем корректировку этой парадигмы. На какое-то время мир опять становится нормальным, где никто не стремится стать единорогом за год, за два. Раньше было соревнование: какая компания быстрее станет единорогом? Зачастую у таких компаний даже не было выручки, и они становились единорогами просто через IPO путем SPAC (присоединения к компании-пустышке). И, наверное, 99% (не скажу точную статистику) таких компаний сдулись после этой процедуры докапитализации, на своем примере показав, что это спекулятивный инструмент, который не имеет ценности. Конечно, он дает определенный рычаг — доступ к более дешевым деньгам для предпринимателей, но при этом он породил большое количество компаний-зомби (имею в виду выход на IPO без выручки).

Казалось бы, эти истории должны были чему-то научить человечество, но в мире существует слишком много денег, и это довлеет над людьми. Все хотят стать богатыми быстро, никто не хочет ждать.

Что происходит сейчас?

На сегодняшний день капитализация корректируется. Например, капитализация Facebook упала примерно на 65% за год. У многих лидеров вроде Amazon, Nvidia — на десятки процентов. Но при этом всё равно есть такой показатель как цена, деленная на прибыль, который определяет, сколько лет вы будете ждать возврата инвестиций. То есть, если вы купите акции этой компании, а цена, деленная на прибыль = 20, это значит, что ваши инвестиции в нее окупятся примерно за 20 лет при прочих равных условиях. И только вера в то, что компания вырастет, и ее капитализация вырастет, приносит такую оценку, которая требует десятков лет для возврата инвестиций.

Tesla в этом плане, наверное, самый большой пузырь. Потому что этот показатель у них равен примерно 56 годам (на 11/11/2022).

И все эти мультипликаторы до сих пор слишком велики — они оторваны от реальности. В обычном мире без рычага венчурного капитала нормальным можно считать этот показатель, когда он равен четырем. То есть, 4 года на то, чтобы вернуть инвестиции в бизнес. С таким мультипликатором торгуются многие торговые компании — те, у кого более-менее стабильный бизнес. IT компании торгуются с мультипликатором ±10: это обусловлено тем, что в IT меньше расходов — все верят, что IT это высокомаржинальный бизнес, у которого есть потенциал роста. Например, Figma, которую недавно купили — «компания, которая смогла». Или экс-российская Miro с оценкой уже в 18 млрд долларов. Расчет на то, что эти компании выходят на всё бОльшие рынки, захватывают всё бОльшие сегменты.

Я считаю, что мир просто становится опять нормальным. Кризис будет, но связан он с избыточным предложением денежной массы и неподкрепленным долларом. Рынок до осени 2022 года был ненормальным. Нормально — когда акция стоит столько, чтобы вы в ближайшие годы могли свои инвестиции в неё вернуть. И мне нравится, что парадигма «разбогатеть быстро» на какое-то время уйдет из информационного поля и люди запасутся терпением, будут делать более качественные продукты. Я лично жду именно этого.

Иначе нас ждет что-то вроде свежего примера с компанией Rivian. Они тоже делают электромобили, и на днях анонсировали отзыв 12 000 авто из-за обнаруженного брака. Они только-только начали производить машины и уже их отзывают. А всё почему? Потому что торопятся. Есть давление со стороны инвесторов, со стороны рынка, и им приходится давать обещания, которые они не могут выполнить. А в конечном счете, это ставит под угрозу жизни людей.

Мне нравится, что мир снова ценит реальную выручку, реальную пользу. И эта история с капитализацией, например, Facebook, всячески говорит Цукербергу: «Марк, нам не нужна мета-вселенная, нам и здесь хорошо».

В заключение скажу, что кризис — это хорошо. Кризис — это время обновления, когда вся мишура, всё ненастоящее уходит, и остаются только те компании и люди, которые заняты реальным делом.

Если вам понравилась колонка, подписывайтесь на мой блог здесь на vc.ru или телеграм канал «Репродуктор Белоусова». В нём я пишу о гаджетах, трендах, бизнесе и публикую конспекты интересных деловых книг.

3434
7 комментариев

Хорошая статья

2
Ответить

Николай, как всегда в точку!

2
Ответить

Отличная статья, Спасибо!

1
Ответить

Когда кто-то говорит "кризис", он подразумевает нечто периодическое и временное. Открою секрет. Кризис не имеет ни начала ни конца. Он бесконечен. Его "обнаруживают" в любой миг, в любом месте, всегда. У некоторых даже хобби такое — писать про кризис. Как про погоду.
"Вот сейчас кризис такой и такой-то".
"А сейчас он такой и такой-то".

А Tesla - не "пузырь". Это другого ранга предприятие. "Пузырь" - уже как-то и несолидно трактовать в данной ситуации. Люди желают верить во что-то великое. Им это честно предоставили. Остальное их проблема. Или не проблема. Каждый сам решает, его стакан пуст или наполовину полон.

1
Ответить

Огон

1
Ответить

Нет ни какого кризиса, всегда есть факторы роста и падения.

Ответить

Хорошая статья, душ сегодня можно не принимать.

Ответить