Как создать культуру обратной связи и не получить токсичную команду
Когда получаешь фидбек: «Мне ничего не нравится, переделывайте», – наступает легкий ступор. Что, прям ВСЁ переделывать? И что это ещё за «не нравится», я разве 100 долларов прислал, чтобы они всем нравились? Как избежать таких формулировок в командной работе, – рассказываем в этой статье.
Привет! На связи TEAMLY, платформа для совместной работы. Мы помогаем настроить внутреннюю коммуникацию, минимизировать непродуктивное общение и обеспечить нормальное функционирование бизнеса. А обратная связь в таких процессах – важнейший элемент.
Современная концепция HR предполагает не столько формирование коллектива, сколько создание команды, где все говорят на одном языке, открыты для общения и даже критики, готовы к взаимовыручке и надеются на понимание.
Наверное, и вы замечали такое: в одних компаниях не принято высказывать вообще никакого мнения о работе коллеги, даже если объективно он сделал что-то выдающееся. В других, наоборот, готовы принимать во внимание мнение товарищей. Второй путь более продуктивный: так что стоит стимулировать членов команды говорить прямо, а не хихикать за спиной коллег в курилке.
Обратная связь – это полноценная система взаимодействия между людьми, которая реально способна улучшить результаты и совместную работу.
Как отличить фидбек от не фидбека
Не стоит делать различий между позитивной и негативной обратной связью. В обоих случаях качественный фидбек предполагает небольшую аналитическую работу.
Небрежно брошенное «Молодец» – это не обратная связь, а её обрубок
Такое, конечно, приятно слышать, но есть люди, которые и так знают, что молодцы. И никакого вывода из этого не сделают.
Разберём ключевые моменты качественной обратной связи.
Регулярность
Если сотрудники привыкли получать только негативную оценку своей работы в моменты кризисов, не удивляйтесь, когда начнёте замечать их демотивированность. Анализируйте не только промахи, но и успехи: в потоке рутины очень легко обесценить труд – не допускайте этого в команде. И давайте обратную связь регулярно, а не раз в год.
Конкретность
Отзывы должны быть чёткими и конкретными. Например, в TEAMLY для обратной связи есть несколько сервисов: комментарии к элементам статей, возможность обсуждения под конкретными задачами и т.п. Можно выделить особо удачные моменты и похвалить коллегу.
Открытость
Особенно важен этот момент, когда часть команды находится на удалёнке (Как управлять таким коллективом – писали в статье). Подобный формат предполагает большую изоляцию сотрудников. А неудачно сформулированная мысль в мессенджерах может восприниматься негативно. Поэтому навык давать обратную связь открыто способствует укреплению комьюнити. Вы можете похвалить или пожурить человека в личке, а можете высказаться в общем рабочем пространстве. Но и сами будьте готовы принимать такую обратную связь.
Целевое направление
Не надо просто говорить человеку, что он делает что-то плохо на ваш взгляд. Если это приносит пользу компании и не противоречит законам – считайте, что это его стиль. Но если заметили то, что реально мешает нормальной работе, отвлекает, портит репутацию, приводит к убыткам и т.п. – лучше дать обратную связь.
Например, указывать человеку на то, что он начинает предложение не с заглавной буквы, не обязательно (кто всегда пишет без ошибок и опечаток, пусть первым кинет в нас камень). Но когда коллега формулирует предложения так, что остальная часть команды не может понять, чего он от них хотят, вполне уместно дать корректный фидбек.Здеь цель понятна и оправдана: улучшить коммуникацию и эффективность совместной работы.
Обсуждение и поддержка
Важно не только давать эту самую обратную связь, но и обсуждать её с коллегами. Особенно, если это критика. Возможно, человек не видит других возможностей реализовать задачу и потому выполняет её с нытьем и костылями. Тогда стоит предложить помощь или вынести вопрос на общее обсуждение. Возможно, придётся даже перестроить часть рабочих процессов.
Обратная связь может быть совсем короткой, но лучше её чуть расширить, чтобы адресат понял, что именно он сделал так (или не так), на что обратить внимание в будущем.
Вот несколько примеров продуктивного фидбека
Форматы обратной связи внутри команды
Если не знаете, с чего начать работу по внедрению культуры обратной связи, используйте один или несколько видов из нашего списка.
Личный фидбек
Коллега что-то делает хорошо – не поскупись комплимент. Это приятное правило хорошего тона. Способ выбирайте сами: в переписке или при встрече.
В противоположной ситуации, когда человек сделал что-то явно плохо и это отразилось на успешности команды, также стоит выбрать личную коммуникацию. Выносить сразу на всеобщее обсуждение не стоит: наверняка все всё понимают.
Формальная оценка со стороны руководства
Сюда можно отнести различные формы аттестации, измерения результатов со стороны руководства. Так команда лучше понимает, кто справился лучше всех, а кто – в аутсайдерах.
Важно: команде нужно объяснить, что любое положение – временное. Не стоит зазнаваться, если начальник выделил кого-то среди остальных. Это, безусловно, очень приятно и мотивирует работать ещё лучше. Но потеря первого места вовсе не означает конец карьеры.
То же самое и с теми, кто оказался внизу рейтинга: так бывает, и руководитель должен сделать всё, чтобы такие участники команды не теряли мотивацию.
Фидбек по ходу работы
Совместная работа предполагает множество коммуникаций. И не обязательно все они должны проходить в мессенджерах.
Выше мы говорили, что в TEAMLY можно обсуждать задачи прямо в карточках. С одной стороны, это помогает навести порядок в переписках. С другой – может дать обратную связь в нужном месте, и она не затеряется.
Можно выделить фрагмент текста и обсудить его в отдельной ветке комментариев с нужным человеком. Чтобы не отвлекать других участников, достаточно отметить нужного адресата с помощью знака @ – и он получит уведомление.
Внутренние голосования и благодарности
На самом деле, поддержка от коллег очень мотивирует. Даже если к тебе не подходят лично, очень важно знать, что ты делаешь что-то нужное.
Например, это могут быть голосования на лучшую внедренную фичу по результатам внутренней демонстрации итогов спринта (у нас в TEAMLY, кстати, это есть). Вариант – ачивки на корпоративном портале или отдельном чате благодарности, куда может написать любой сотрудник, если хочет поблагодарить коллегу за какую-либо помощь.
Подведем итоги
- Начинайте с себя. Не важно, руководитель вы или рядовой сотрудник – будьте готовы к обратной связи, умейте слушать и грамотно формулировать мысли.
- Регулярно давайте обратную связь сами: где-то это будет большой отчёт с презентацией, а где-то банальное «Спасибо».
- Обучайте команду давать фидбек, помогайте выявить проблемы и сильные стороны, находить решения.
- Внедряйте разные инструменты обратной связи – не только устные замечания и похвалу.
Помните: обратная связь – способ обучения и мотивации, а не критики и унижения. Большинство людей так или иначе стремится к совершенству, а фидбек – один из способов этого достичь.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми узнавать о новых инструментах сервиса и полезных лайфаках о командной работе.
Предлагаем поделиться в комментариях самыми яркими случаями, когда руководство, коллеги, преподаватели или друзья давали вам обратную связь, ценную и не очень. Нам очень интересно!
4 верных способа уничтожить свою команду. Только неправильные советы
Друзья Иван и Данил занимаются разработкой мобильных приложений. Команда Ивана трудится на удалёнке, использует TEAMLY и выполняет проекты в срок: заказчики довольны, прибыль растёт. Сотрудники Данила сидят в офисе: ему кажется, что именно так проще всех контролировать. Но это не помогает – дедлайны срываются. Данил удивляется, почему удалённая ком…
Это упражнение я придумала сама, и оно поможет найти ТОТ САМЫЙ НАВЫК, который именно вам на самом деле необходим. Рассказываю по шагам, как именно!
Во второй части перейдем к конкретным приемам, которые могут вырвать вашу карьеру на новый уровень.
Лучший способ профукать важную задачу — растащить её решение на несколько рабочих чатов. Гарантировано похоронить успех поможет пересылка документа с накопленными результатами в мессенджерах и электронной почте. На третьей-четвёртой итерации получите минимум две версии документа с противоречивой информацией. Знакомо?
Selectel занял 19-е место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. Аналитики оценили компанию в $680 миллионов.
Как руководитель и наставник продактов (Product Owner, PO) и продуктовых команд в финтехе, я помогаю запускать и перезапускать команды. Моя методика напоминает франчайзинг: успешные команды становятся моделями для создания новых.
Заглавная картинка — огонь. Только кто помнит эту постоянно орущую семейку, кроме олдфагов? )
Я хоть и олдфаг, но всегда думал, что это реслер Халк Хоган )
Это семья? Я думала это какие-то радиоведущие...
Когда мысль неправильно сформулирована, может показаться, что человек с негативом обратился, а на самом деле он ни о каком негативе даже не думал. Поэтому это точно, нужно учиться правильно доносить свою мысль и давать обратную связь
бывают еще ситуации, когда просто человек все воспринимает на свой счет. то есть ему нормально пишешь без всякого негатива, а ьон думает, что это претензии.
Согласна с каждым словом. Подача и хорошо сформулированная мысль - самое важное. Иногда позитив преподносят так, будто обесценивание
Я никогда не даю обратную связь людям, в которых не заинтересован или мысленно попрощался. А для команды — да. Прилагаю все усилия.