{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Открыты как никогда. Как восстанавливается сфера офлайн-услуг в разных городах

Сфера офлайн-услуг сильнее других пострадала от коронакризиса, и предпринимателям пришлось изобретать новые способы заработка и привлечения клиентов. Five p.m. рассказывает, как быстро восстанавливается спрос на услуги в разных городах, с какими проблемами столкнулся бизнес после открытия и как планирует жить в условиях неопределённости.

Коротко о главном:

  • Быстрее всех городов восстанавливается Сочи: в августе пиковая потребительская активность в нём была в 2,2 раза выше, чем в доковидный период.
  • С наибольшими потерями из локдауна выходит гостиничный бизнес: отельеры говорят о падении цен на номера в Москве и ищут новые способы привлечения гостей.
  • Сфере спорта пришлось изобретать новые виды услуг в онлайне — например, видеотренировки по плаванию — а после открытия искусственно ограничить количество клиентов.
  • В конце марта траты россиян на кафе и рестораны упали на 74% по сравнению с прошлым годом, но работа навынос многим помогла выжить и даже нарастить обороты.

Согласно СберИндексу, который показывает потребительскую активность россиян, еженедельно сравнивая их расходы с аналогичным периодом прошлого года, траты на товары в последнюю неделю сентября выросли на 1,5%, а на услуги, напротив, снизились на 14%. И это в целом позитивная динамика — 30 марта этот показатель применительно к сфере услуг составлял -59%.

Страна выходила из локдауна неравномерно в разных городах, и активность потребителей росла вслед за ослаблением запретов. К последней неделе сентября лишь 5 регионов до сих пор оставались на первом этапе снятия ограничений, 43 – на втором и 37 – на третьем, наиболее мягком.

Сочи в лидерах по скорости восстановления

В начале пандемии 2ГИС разработал индекс восстановления городов — показатель мобильности россиян и их спроса на товары и услуги в 80 крупнейших населённых пунктах. Он обновляется ежедневно и показывает, насколько активно пользователи сервиса ищут информацию о компаниях и строят маршруты к ним.

За 100% приняты показатели активности и мобильности жителей городов в марте до введения карантина.

7 августа индекс в России сравнялся с доковидным периодом (началом марта), к 3 сентября достиг 122% и после пика начал плавно снижаться, достигнув 111% к 2 октября

Быстрее всех восстанавливался самый востребованный среди российских туристов город — Сочи. Также в десятку вошли ещё несколько популярных направлений: Калининград, Владивосток, Санкт-Петербург, Ставрополь.

Динамика восстановления потребительской активности в городах-лидерах в сравнении со столицами и Новосибирском

На темпы восстановления активности в каждом отдельном городе и каждой сфере бизнеса предсказуемо влияют сроки снятия ограничений. Например, в Москве, где с 16 июня возобновили работу летние веранды, количество поисков ресторанов на карте за месяц выросло в 6 раз. В Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге, где летние веранды открылись 29 июня, поиски выросли на 380% и 315% соответственно.

Мария Борцова
Директор по маркетингу сети кофеен Skuratov Coffee

Быстрее всех у нас восстанавливаются кофейни в Казани, там мы наблюдаем резкий скачок выручки в сентябре в сравнении с прошлым годом, она увеличилась на 40–60%. На втором месте Москва, на третьем — Нижний Новгород. Я связываю это с внутренним туризмом. Дальше по темпам восстановления идут кофейни в Самаре, потом в Санкт-Петербург. Казалось бы, тоже туристический город, но там мы растем всё равно плавно. И самое плавное восстановление в Новосибирске и Омске, потому что там мы открылись в последнюю очередь.

Гостиницам пришлось сильно изменить работу

В сегменте услуг сложнее всего пришлось авиаперевозкам (СберИндекс: -37%), сфере развлечений (-49%) и отельного бизнеса (-58%).

Артем Вишняков
Коммерческий директор гостиницы «Сретенская», Москва

Самое тяжёлое время для нас было в середине марта и апреле. С мая ситуация с загрузкой номеров стала понемногу выправляться. Мы не закрывались полностью на время локдауна, у нас жили несколько постоянных гостей, но мы, конечно, были вынуждены резко сокращать расходы: снижать рабочие часы работникам администрации, а персонал выводить на работу с учётом загрузки отеля.

Так мы сократили фонд оплаты труда на 40% по сравнению с допандемийным периодом. Ещё мы законсервировали часть номеров, сократили время работы технологического оборудования отеля и ресторана, что позволило снизить эксплуатационные расходы на 54%.

В целом нам пришлось сильно поменять работу. В ресторане мы заменили бумажные меню на QR-коды на столах, отменили «шведскую линию» и подаём завтраки в номера бесконтактным способом. Все сотрудники используют маски и перчатки, измеряют температуру каждые 4 часа и бесконтактно проверяют её у гостей при заселении. Мы следим, чтобы между выселением одного и заселением другого гостя в номер прошло не меньше 24 часов. Также мы ввели новый свод правил уборки, который учитывает все потенциальные точки контакта с гостем.

Номер гостиницы «Сретенская», Москва

Затраты на средства защиты и дезинфекцию были вроде и небольшие, но в условиях серьёзного падения доходов мы их ощутили. Тем более что «Сретенская» не попала в список предприятий малого и среднего бизнеса, и эти расходы нам никто не компенсировал. Так же, как никто не освободил от уплаты налогов во втором квартале.

Темпы восстановления спроса у нас невысокие до сих пор. Мы ожидали увеличения загрузки в сентябре с началом делового сезона, но ожидания не оправдались: во многих компаниях запрещены или сокращены командировки в Москву, совещания проводятся онлайн, что сильно бьёт по нашему бизнесу. Плюс въездной туризм был почти парализован.

Поэтому мы решили предлагать услуги тем, кто находится в столице. Например, сдавать номера как временные офисы, чтобы сотрудники на удалёнке могли спокойно поработать без домашней суеты — но это не пользовалось успехом. А вот другая услуга — сдача номеров в долгосрочную аренду с уборкой и сменой постельного белья — была очень востребована. Так мы загрузили 35-40% номерного фонда и благодаря этому выжили.

Пандемия изменила гостиничную индустрию страны и нас тоже. Сейчас между отелями идет битва за оставшихся гостей. В среднем по Москве в нашем сегменте 4-5 звёзд цены на проживание снизились на 15-20%. Ещё отельеры думают оснащать гостиницы спа, медицинскими кабинетами, всем, что может потенциально увеличить доход. Идей много, но пока непонятно, какие будут востребованы.

Долгосрочно планировать сейчас сложно. Я, например, думал, что в сентябре мы выйдем на 50% от средней выручки обычных лет, но пока к этой цифре мы не подобрались даже близко. Сейчас надеемся, что второй волны коронавируса столица избежит, и планируем полное восстановление спроса и доходов только во второй половине 2021 года.

«У нас бассейн, а не магазин, мы не можем просто переехать»

Новые требования безопасности — проблема для тех сфер, которые практически не предполагают удалёнки: спортзалов, бассейнов, кинотеатров. Соблюдение всех мер вынужденно снижает загрузку и не даёт вернуться к прежним показателям выручки даже при высоком спросе, поэтому владельцам приходится придумывать новые способы заработка.

Алина Суворова
Руководитель детского бассейна «Батискаф», Санкт-Петербург

Почти сразу после закрытия мы запустили онлайн-тренировки по сухому плаванию. Это по большей части общефизическая подготовка, но с отработкой элементов кроля, брасса и других стилей с нашими тренерами.

Стоимость занятия мы сделали символическую — 100 рублей. Первое время был ажиотаж: в апреле мы ежедневно проводили по 2 занятия, и на каждое собиралась группа по 15–20 человек. В первый месяц мы заработали на них 100 тысяч, но позже группы уменьшились примерно втрое — всем надоел онлайн. Мы и не рассчитывали всерьёз зарабатывать на этих курсах — скорее хотели занять сотрудников. В итоге эта выручка не позволила покрыть немалые расходы. Каждый из трёх месяцев простоя мы платили примерно по 750–900 тысяч рублей. Это зарплаты, аренда со скидкой 50%, коммуналка, оплата обслуживания бассейнов, которые мы не хотели сливать, аренда ПО и все остальные договоры, по которым у нас есть обязательства.

Важно, что при этих проблемах мы полностью сохранили тренерский состав и в целом почти всех сотрудников.

После открытия 6 июля мы отменили все занятия в спортзале, чтобы в зоне ожидания не скапливались родители. Из-за требований Роспотребнадзора снизили загрузку в бассейне примерно на 30%. Каждый час дезинфицируем все поверхности, следим, чтобы все были в масках, измеряем температуру клиентов и персонала.

Хотя посетителей стало меньше, выручка за август и сентябрь примерно сравнялась с аналогичными месяцами прошлого года. Отчасти потому, что ещё в январе мы на 10% подняли цены. При этом снижения спроса мы не замечаем: у нас максимально возможная загрузка и много клиентов в листе ожидания. Есть клиенты, которые пока боятся ходить, и мы заморозили на время их абонементы, но таких мало.

Детский бассейн «Батискаф», Санкт-Петербург

Если будет вторая волна, мы больше внимания уделим онлайн-продуктам. Кроме удалённых тренировок уже запустили онлайн-курс для купания в ванне детей до 6 месяцев, он достаточно востребован и приносит в месяц 120-130 тысяч рублей. Ещё мы готовимся к запуску интернет-магазина, уже закупили товары для плавания: от простых вещей для ванной и пляжа до профессиональной экипировки. Всё это потребовало минимума вложений, потому что делалось силами нашей команды, мы сами осваивали платформы для создания курсов и магазина.

Вторую волну мы переживём, потому что нам просто некуда деваться. Мы не магазин, чтобы просто собрать товар, закрыться или переехать. У нас 2 чаши бассейна, это сложная инфраструктура и капитальные вложения. Мы просто обязаны выстоять, поэтому сейчас копим подушку безопасности и оптимизируем расходы. Например, чтобы меньше платить за аренду, мы перевезли офис из бизнес-центра в спортзал «Батискафа», где раньше, до ограничений, занимались дети. Теперь у нас на пятерых 45 квадратных метров, мы расставили там столы, компьютеры и прекрасно себя чувствуем.

87%
На столько упали расходы россиян на спорт и фитнес в конце марта по сравнению с тем же периодом прошлого года

Кофейни сделали упор на доставку и разумную экономию

Сферам, которые смогли переориентироваться на доставку, восстановление даётся проще. Например, общепиту: потребительская активность в нём, согласно СберИндексу падавшая до -73,7% 30 марта, восстановилась до -3,9% в предпоследнюю неделю сентября.

Мария Борцова
Директор по маркетингу сети кофеен Skuratov Coffee

Полностью закрыты все наши кофейни были всего месяц: в апреле работал только интернет-магазин и головной офис с сокращённой на 25% зарплатой, а всех бариста мы отправили в оплачиваемые отпуска. Выручка от онлайн-продаж кофейного зерна в структуре доходов сети едва ли достигает 1%, и, конечно, это не позволило бы спасти компанию в карантин. Но нам повезло с форматом, мы используем одноразовую посуду и упаковку, поэтому можем работать навынос даже при строгих ограничениях. Так мы постепенно начали открываться в разных городах, наблюдать за выручкой, и поняли, что навынос зарабатываем гораздо больше, чем рассчитывали. И в самый разгар пандемии открыли три новые кофейни: в Казани, Самаре и Омске.

В целом мы спокойно прошли тяжёлый период и к новому году должны отыграть провал этой весны и даже накопить подушку безопасности. И это при том, что в апреле мы не работали совсем и оказались в минусе на 97%, если смотреть на показатель Like for Like. Потом начался рост. В мае мы недобрали 50% от прошлогодней выручки, в июне 9%, в июле — 2%. И уже в августе вышли на рекордную выручку по сети, добавив 11% в сравнении с аналогичным месяцем прошлого года. А в сентябре идём ещё лучше.

Мы бы не достигли таких показателей, если бы не учёт каждой копейки. Мы работали с арендодателями, закрыли одну кофейню, где нам не пошли на уступки, по возможности сокращали расходы. В целом по сети мы из-за ограничений потеряли 10-15% посадочных мест, но на нас это особо не отразилось, потому что большинство кофеен прекрасно работают в формате «купил кофе и пошел».

Нашу общую стратегию развития можно описать одним словом — осторожность. Мы строже считаем деньги, чётче работаем с финансами и можем открывать кофейни без лишних затрат. Теперь думаем о расширении и рассматриваем не Москву, а другие города: Казань и Нижний Новгород из-за их бурного роста, а также Омск и Новосибирск, потому что в них у нас лучше отлажены процессы и потому самые низкие затраты.

Если вы открылись, напомните клиентам, что вы их ждёте, наклейкой «Мы открыты как никогда», которую можно скачать в Личном кабинете 2ГИС

Карантин был для нас временем проверки гипотез. Мы сосредоточились на социальных сетях, онлайн-мероприятиях. Запустили в качестве эксперимента канал в TikTok, email-рассылки, доработали сайт, стали записывать подкаст, активно работали в Твиттере. Всё это мы делали силами своей команды, которая сидела по домам. Не всё получилось удачно, например, нашу активность в TikTok я оцениваю весьма сдержанно, но рада, что мы стартовали и нам есть что анализировать и развивать.

Что помогло вам продержаться во время локдауна?
Падения не было, а карантин стал толчком к развитию
Пришлось придумывать новые способы заработка, но мы справились
До сих пор не можем выйти на прежние обороты
Мы из тех, кому пришлось закрыться
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
Валерия Сливка
Руководитель направления по коммуникациям «Шоколадницы»

Пессимистичные прогнозы, которые витали в воздухе, для нас не оправдались. В Москве мы из нескольких сотен кофеен закрыли чуть больше 10, и только 2-3 из них были прибыльные. Остальные мы и так планировали закрыть, пандемия ускорила этот процесс.

Мы понимали непростое положение наших гостей и делали скидку 30% для заказов навынос. Полностью наша сеть не закрывалась, сначала навынос работали 60 кофеен, а на выходе из пандемии — больше 100. Также этой весной мы запустили услугу предзаказа через приложение, а на период пандемии расширили географию доставки.

Если говорить о восстановлении потока клиентов, то сейчас мы находимся на уровне минус 10% от выручки допандемийного периода. Пока кофейни были закрыты, доставка не позволяла покрывать все расходы, но темпы восстановления нас в целом радуют — прогнозы были хуже. В апреле было и вовсе непонятно, как выживет отрасль. Мы надеемся, что в феврале 2021 года спрос вернется к прежнему уровню.

Антон Захаров

Что помогло вам продержаться во время локдауна? Напишите в комментариях

На Five p.m. читайте больше о том, как предприниматели справляются с вызовами этого года.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда