Как я стал лучшим продавцом-консультантом, и причём тут мобильные технологии
Я работаю продавцом-консультантом в крупном магазине мебели и интерьеров уже больше года. За это время я прошёл путь от новичка, путающегося в каталогах и боящегося клиентов, как чёрт ладана, до опытного консультанта, которому доверяют постоянные покупатели.
Сегодня хочу поделиться с вами своей историей о том, что изменило мою работу и сделало её проще, быстрее и приятнее. Но начну с того, как всё было до этого.
Как всё начиналось: работа без технологий
Когда я только устроился в магазин, всё было непривычным. Я пришёл из другой сферы — раньше я работал в логистике, но решил попробовать себя в рознице, тем более, что зарплату здесь обещали на четверть выше. Первые пару месяцев были тяжёлыми: я не знал всех тонкостей работы с клиентами и в принципе не умел с ними общаться, путался в ассортименте и часто терялся, когда покупатели задавали сложные вопросы.
Кто-то хотел диван в другом цвете. Кто-то не успел купить нужную ему мебель и интересовался, когда будет новая поставка. Были и те, кто думал, что я по совместительству дизайнер, и спрашивали, что ещё можно подобрать к «вон тому стеклянному столику». Мне приходилось бегать по складу, звонить менеджерам по закупкам, листать каталоги... А клиенты всё это время стояли над душой в ожидании. Которое, как известно, не вызывает восторга.
Иногда только на поиск информации о товаре в системе учёта уходило до 15 минут. Если чего-то не было в наличии, приходилось ещё и извиняться, хотя моей вины в этом не было. Конечно, многие клиенты уходили разочарованными, а я в ужасе понимал: плакали мои денежки — обещанная зарплата растворялась в воздухе у меня на глазах.
Второй моей проблемой были ошибки. Артикулы — это же изобретение дьявола. Тыкнул не ту цифру, неправильно указал количество товара в заказе — всё, тебе п...ц. Клиент получает не то, что заказывал, тебе приходится делать возврат, руководство не в восторге, а зарплата снова скукоживается, как изюм на солнце.
Переломный момент
На третий месяц, когда я уже серьёзно стал подумывать о возвращении в логистику, ко мне подошла пара, которая искала диван для своей новой квартиры. Они очень долго выбирали. Но в итоге оказалось, что нужного цвета нет в наличии. Далее были традиционные извинения и расшаркивания, но всё равно они разочарованно ушли. А через пару дней я узнал, что диван купили у наших конкурентов. Я понял, что больше не могу так работать, и пошёл к директору с заявлением на увольнение.
Как в магазине появился Клеверенс
Директору я честно признался, что не готов работать за такую зарплату. А так как не могу сразу сказать, что есть на складе или когда будет следующая поставка, клиенты уходят не по моей вине. При этом, мне приходится тратить кучу времени на поиск информации. Соответственно, я не могу быть эффективным в таких условиях.
Руководство выслушало меня и, к моему удивлению, не стало отговаривать. Замдир, который на тот момент тоже был в кабинете, даже сказал, что я могу уйти без отработки. Но предложил всё же подождать ещё 2 недели. Так как сейчас идёт обсуждение мобильной технологии и нужно несколько дней её на внедрение. А дальше — только тестирование и обкатка. И если мне, как и другим продавцам, не зайдёт, мне выплатят зарплату за отработанное время с премией, и «Добби свободен».
Я согласился, хотя и скептически отнёсся к этой идее. Мне казалось, что это просто ещё одна программа, которая только усложнит мою работу. Но уже через пару дней я понял, что это не просто «ещё одно приложение», а настоящий помощник!
Как я привыкал к новому инструменту
Первые дни после того, как нам на установили программу на наши же телефоны, были непростыми. Я привык работать по старинке: если товара нет в наличии, я просто говорил об этом покупателю и извинялся. Но тут же видел, как коллега копается в смартфоне, и вспоминал про нововведения. Буквально на 4 день я уже не выпускал мобильник из рук.
Приложение «Магазин 15» от «Клеверенса» по запросу сообщало, когда ожидается новая поставка, или сразу предлагало аналоги. Вот второй пункт слегка раздражал: клиент ведь уже выбрал то, что ему нужно. Зачем пытаться впарить ему что-то другое? Но потом я понял, что «приложуха» реально «шарит».
Когда одна из покупательниц искала диван в бежевом цвете, которого не было в наличии, я уже хотел по привычке отказать и извиниться. Но вовремя вспомнил про приложение. Полазил по списку товаров, забил запрос, на экране появилось предложение с похожей моделью. Только в сером цвете. Клиентка потом даже написала мне благодарность, так как диван идеально вписался в её интерьер по цветовой гамме, и она купила его вместе с креслом.
Удобство работы со смартфоном в руках перевесило мою старую привычку. С ним я в 10 раз быстрее нахожу инфу о товаре, предлагаю дополнительные аксессуары и даже могу оформлять заказы прямо в приложении. Экономия времени — равно довольные клиенты.
Как приложение помогает мне в работе?
Естественно, я не уволился. Иначе не писал бы сейчас эту историю. Первое время мы работали на собственных смартфонах, затем нам купили специальные терминалы сбора данных. Выглядят как привычный «мобильник», но более защищённые от падений и «заточенные» для магазинов.
Итак, как же приложение помогало и помогает… Открываешь «Магазин 15» и за пару секунд находишь всю нужную информацию. Вот несколько примеров, как это работает:
- Дополнительные продажи
Клиент выбирает стол, а приложение подсказывает: «К этому столу отлично подойдут эти стулья». Я показываю клиенту фотографии, рассказываю о преимуществах, и вот уже в корзине не только стол, но и набор стульев. Средний чек растёт, как и мои бонусы, а клиент уходит с чувством, что ему помогли сделать правильный выбор. При этом, я в его глазах — крутой бесплатный дизайнер. - Проверка наличия товара
Клиент спрашивает: «Есть ли этот диван в бежевом цвете?»Раньше мне пришлось бы звонить на склад или искать в бумажных каталогах (потому что не у всех производителей есть широкая цветовая линейка для конкретных моделей мебели.
Сейчас я просто ввожу артикул дивана в «Магазине 15» (главное — правильно натыкать цифры) и вижу: бежевый цвет есть в наличии, а ещё есть похожая модель со скидкой. Клиент доволен, а я — герой дня.
- Поиск аналогов
Бывает, что нужного товара нет в наличии. Раньше это была проблема: клиент уходил ни с чем, а я был без вины виноватый.
Теперь «Клеверенс» сразу предлагает аналоги. Например, если нет дивана в бежевом, я могу показать клиенту похожую модель в сером цвете — кстати, фото мебели тоже есть прямо в приложении — или предложить кресло, которое идеально впишется в интерьер.
- Управление клиентской базой
Однажды ко мне подошла постоянная клиентка, которая уже покупала у нас мебель несколько раз. Раньше я бы долго искал её историю покупок в 1С.Сейчас просто ввожу её номер телефона в «Магазине 15» и вижу: она уже покупала диван и кресло, а ещё у неё есть персональная скидка. Предлагаю ей новую коллекцию стульев за минусом 10% от цены. Клиентка довольна, а я — снова герой.
Почему я рекомендую мобильные технологии
Мой скепсис разбился вдребезги о собственный же восторг, когда я получил первую зарплату за первый месяц работы с «Магазином 15». Она оказалась на 8 тысяч выше озвученной при трудоустройстве. Кстати, замдир всё же заплатил мне обещанную премию, хотя я не уволился. Точнее, выплатил всем, кто тестировал софт после внедрения.
Так вот почему я рекомендую «Клеверенс»:
- Экономия времени. Меньше — на поиск информации, и больше — на общение с клиентами. Это повышает лояльность покупателей и повышает мотивацию самих продавцов.
Удобство. Приложение работает на обычном смартфоне, так что мне не нужно носить с собой дополнительные устройства. Хотя когда мы перешли на работу с ТСД, перестали бояться за свои мобильники. Ведь одно дело, когда ты его уронишь и разобьёшь дома, а другое — на работе, подбирая кресла или журнальный столик.
Интеграция с 1С. Все данные по товарам в приложении и в 1С синхронизируются автоматически. Эта беготня к компьютеру закончилась. Вообще можно не переживать за актуальность информации, обновление настроили автоматически каждые 3 минуты. Мы попросили обновлять чаще, так как был случай, что один продавец уже продал диван, информация в «Клеверенсе» ещё не обновилась, и другой продавец пообещал клиенту этот же диван. Хотя по факту его уже не было.
Поддержка клиентов. Приложение помогает мне предлагать дополнительные товары и скидки, что делает клиентов более лояльными. Показывает персональную скидку покупателя, что тоже удобно.
Каталоги поставщиков. Этот пункт я хотел бы выделить отдельно. Потому что его внедрили не сразу. А, как говорится, методом тыка. Мы с коллегами долгое время, уже после внедрения «Магазина 15», ещё пользовались бумажными каталогами. Естественно, этот процесс был долгим и неудобным. Эдакий откат к старым алгоритмам. А потом попросили разработчиков загрузить нам всю инфу в приложение. И, о чудо, нас услышали! В общем, сейчас даже подбор моделей и новинок тоже можно делать со смартфона. Да, потом всё равно покупателю нужно ждать, когда привезут. Но хотя бы мы можем сказать сразу, что у поставщика есть «такой же, но с перламутровыми пуговицами».
Заключение
Конечно, моя работа стала проще. Желания вернуться в логистику больше не возникает. Хотя, думаю, подобную схему работы в мобильном приложении можно было бы реализовать и там. Вроде как у «Клеверенса» есть что-то похожее для курьеров.
Я больше не боюсь сложных вопросов, ведь у меня есть приложуха, которая позволяет не запоминать даже названия моделей мебели. Те, кто работает в рознице, поймут меня. Так как заучивание номенклатуры — отдельная боль продавцов.
В общем, если хотите сделать своих сотрудников и магазины более эффективными, попробуйте «Клеверенс». Я не знаю, сколько денег ушло на внедрение приложений, но для меня, как для рядового продавца, который забыл про ошибки в артикулах, это реально того стоило. Особенно если учитывать, что за прошедший год наши продажи выросли почти втрое, думаю, вложения руководство давно окупило. А я просто благодарен замдиру, что не дал мне тогда уволиться.
- Чат Клеверенс, где мы обсуждаем вопросы автоматизации.
- Телеграм-канал с новостями по рынку и продуктам.
- Страница продуктам "Мобильный Консультант" для офлайн магазинов.
Учет в amoCRM принес клиенту хаос: сотрудники путались в интерфейсе и продолжали пользоваться табличками в Excel. А при планировании выездов инженеров по заявкам информация терялась. В результате покупатели уходили, не дождавшись ответа. Чтобы навести порядок в кол-центре, разработали систему, которая не только доводит клиента до заключения сделки,…
Оказывается, есть некий общий признак того, что приложение будет прибыльным. Я изучил приложения пяти крупнейших ритейлеров и, кажется, понял, почему именно их разработки выстрелили.
Все что ты знаешь про успех - это ложь. Большинство понимают успех как джекпот и "ману небесную", которые решает все твои проблемы. Но это иллюзия и я готов объяснить почему на реальном клиенте.
Злоумышленники представляются рекрутерами крупных компаний, просят соискателей войти в «корпоративный Apple ID», а затем блокируют их мобильные устройства.
Когда вы производите товары, а не торгуете ими напрямую, кажется, что CRM — это инструмент для «продажников». Но это не всегда так. CRM-маркетинг для заводов, фабрик и производств — это про то, как сделать так, чтобы ваши партнёры, дистрибьюторы и ритейлеры продавали лучше, быстрее и с меньшими для вас усилиями. И всё это — через автоматизацию и ме…
Спойлер: без рекламы никак, но есть нюанс...
CRM — штука полезная. Помогает держать клиентов в поле зрения, продавать больше и работать без хаоса. Но внедрение CRM — это совсем не про «установили, подключили и понеслась». Это про настройку процессов, обучение команды и сто один нюанс, который без опыта почти невозможно учесть.
Где-то 1,5 года назад к нам обратился владелец мебельного магазина с типичной проблемой: старый сайт, который давно перестал справляться с задачами. В нем не учитывались современные бизнес-процессы, были проблемы с интеграцией с 1С и не было возможности использовать сайт для оформления корпоративных заказов (все шло через менеджеров)