{"id":13591,"url":"\/distributions\/13591\/click?bit=1&hash=df3f51932e322e3fb35802787499cfa73234707acb315167066f304d6d8cee2b","title":"\u041a\u0443\u043f\u0430\u0436\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0430\u044f \u0438 \u044d\u043a\u0441\u043a\u0443\u0440\u0441\u0438\u0438 \u0432 \u0442\u0430\u0431\u0443\u043d: \u043a\u0443\u0434\u0430 \u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0442\u0438\u043c\u0431\u0438\u043b\u0434\u0438\u043d\u0433","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d85f2cfe-e0d7-5ad7-8507-983bc3b55643","isPaidAndBannersEnabled":false}
Сервисы
red_mad_robot

Личный помощник, наставник в учёбе и не только. Как мы запустили цифровой сервис «Я — школьник»

Как облегчить рутинные задачи школьника и научить его самоорганизации? Тема большая, но в Татарстане сделали первый шаг, создав удобный сервис для учёбы. Подробнее о проекте рассказывает команда разработки продукта INTOLAB by red_mad_robot вместе с Министерством цифровой трансформации Татарстана.

Немного о нас: INTOLAB — компания в группе red_mad_robot, занимающаяся созданием цифровых сервисов для социальной сферы и государства.

Зачем нужен «Я — школьник»

Сервис можно назвать «посредником» между региональной образовательной системой edu.tatar.ru и школьниками Татарстана. Он помогает ученикам следить за электронным дневником, динамикой успеваемости и заранее узнавать важную информацию об уроках. Также внутри есть инструменты для учёбы: расписание, чек-лист и подсказки.

Это если коротко о возможностях сервиса.

Но у него есть и глобальная идея: в перспективе стать личным ассистентом ученика. Поддержать его на пути знаний: помочь научиться оценивать себя, свои действия и в нужный момент поддержать советом. Для этого приложение разрабатывали совместно с психологами и экспертами из сферы образования.

«Я — школьник», помимо помощи в рутинных задачах, ещё и про переосмысление коммуникации с учениками. Про то, что важно детей именно увлекать учёбой, искать персональный подход, потому что каждый человек индивидуален. Про мысль: а как цифровые продукты могут помочь молодому поколению в учёбе? А в жизни? Как мы можем поспособствовать в поиске новых интересов? Показать, что можно пробовать новое, а ошибаться не страшно? Тут много открытых вопросов и для индустрии в целом. Мы только «копнули» этот пласт, и там много неизвестного, где нужна плотная работа с экспертами.

Денис Гомес

О проекте

Изучаем, что нужно школьникам, и проектируем сервис, исходя из потребностей

К глобальной идее вернёмся чуть позже, а пока про то, как мы запустили MVP за четыре месяца. Вместе с клиентом мы продумали концепцию, собрали прототипы и разработали сервис, готовый к показу в школах первого сентября. День знаний и был дедлайном, надо было успеть запустить бета-релиз к началу учебного года.

Чтобы сервис не просто пылился в телефонах, а был полезен, важно было оттолкнуться от реальных проблем и задач молодого поколения.

Для этого команда клиента провела совместные сессии со школьниками, в которых приняли участие более 500 ребят, а мы организовали глубинные интервью на основе этих данных. Исследовали жизнь школьников: спрашивали о том, как они проводят дни и делают «домашку». Что мотивирует стараться лучше, какими приложениями пользуются и тому подобное.

Воркшопы клиента с учениками 9-11 классов

habr

В процессе узнали много интересного: например, сейчас бумажный дневник в школах не используют. Поэтому записи о заданиях ребята ведут разрозненно: в тетрадях, блокнотах и мессенджерах — из-за этого часть информации иногда теряется.

Результаты интервью проанализировали, собрали бэклог фичей и приоритизировали его. По итогу вместе с клиентом сформировали более 100 идей для нового сервиса.

На скоринг привлекали команду разработки, чтобы приоритизировать возможности не только на основании потребности клиента и пользы для учеников, но и на основании того, насколько быстро их можно реализовать. У нас были действительно сжатые сроки (четыре месяца на полную проработку концепции, MVP и запуск).

Предпочтение отдавали «базовым функциям» — это фундамент, на который можно надстраивать различные интересные возможности. Кроме того, учитывали необычность фичи. Чем она необычней, тем сложнее предугадать реакцию школьников на неё. Дети — довольно суровые критики, если им что-то не понравится, то шанс, что они вернутся потом в приложение, невелик.

Самат Хакимов

В первый релиз вошли онбординг, расписание, календарь, домашняя работа и успеваемость. Это полезный минимум для систематизации ежедневной рутины. После этого в плане сбор обратной связи от школьников и добавление новых возможностей, связанных с мотивацией и поддержкой.

Первые прототипы сервиса

К первому сентября бета-релиз был запущен и приложение протестировали первые пятьсот учеников. Исправив основные баги, сервис доработали и в конце сентября 2020 года запустили цифровой сервис «Я — школьник» по всей Республике Татарстан.

Как работает сервис

Что видит ученик после регистрации.

Онбординг

В мире, где есть Tik Tok и YouTube, конкуренция высока, поэтому надо было сразу попадать «в самое сердце». Онбординг постарались сделать увлекательным — с космическими иллюстрациями и параллаксом. Приятно, что кажется всё получилось: школьники часто отмечают именно вход в приложение.

Космическая тематика — метафора к образованию и к новым открытиям. Здесь виден эффект параллакса при взаимодействии с экраном

Я начала вспоминать свое детство: что меня вдохновляло, кем я хотела стать, когда вырасту (спойлер: космонавтом). Я создала персонажа без привязки к гендеру, чтобы с ним могли ассоциировать себя и девочки, и мальчики. Работа космонавта нескучная: он постоянно сталкивается с неожиданными препятствиями и преодолевает их. Я попыталась провести метафорическое соответствие между деятельностью космонавта и учебой школьника. Ведь, решая ту или иную задачу, они, словно крутые космонавты, постигают неизведанное.

Евгения Азарова

Расписание

Подробная информация об уроках: названия предметов, время начала и окончания урока, номер кабинета, длительность перемены, полученные оценки и комментарии от учителей, которые подтягиваются из электронного журнала.

Календарь

Ученик может посмотреть календарь и узнать домашнее задание на конкретный день. Нажав на урок, попадаешь в карточку с деталями, где есть название предмета, тема, оценки и комментарии от учителя.

Это тоже была одна из потребностей школьников — видеть всю важную информацию в одном месте. Данные приходят из бэкенда — из электронного журнала edu.tatar.ru.

Домашняя работа

Во время исследований мы поняли, что ребята по-разному подходят к выполнению заданий. Поэтому реализовали несколько вариантов работы с домашней работой.

Для тех, кто приходит и делает всё сразу, — виджет с напоминанием на главной странице.

И чек-лист для тех, кто выполняет задания по чуть-чуть. Многие ребята пытаются визуально разграничить, что уже сделано. Например, раскладывают учебники по стопкам или отмечают на листочке.

Успеваемость

В разделе с успеваемостью школьник может просмотреть средний балл по предмету за разные учебные периоды. А также его динамику: то, как повлияла последняя полученная оценка на общий балл.

Нажав на предмет, ребёнок попадает в подробную успеваемость по нему. Помимо этого, у школьника есть возможность посмотреть свою итоговую успеваемость по четвертям или по триместрам.

Приложение общается со своим пользователем

Для работы мы привлекали экспертов и психологов. С их помощью проверяли гипотезы, которые относились к работе с мотивацией. Например, это как раз были подбадривающие фразы: «так держать», «ты можешь лучше» и т.д.

Для детей важен индивидуальный подход. Например, ребёнок, который учится на пятерки, и ребёнок, часто получающий низкий балл, по-разному будут реагировать на оценку «четыре». В одном случае нам важно поддержать школьника, сказав, что нужно приложить немного усилий и всё обязательно получится. И в то же время похвалить второго — он и так уже сделал много и достиг для себя хорошего результата.

Марина Щербань

Консультации с психологами и экспертами из сферы образования

Параллельно с запуском первого релиза мы стали прорабатывать идеи на второй. Именно на него ушла проработка большинства фичей с мотивацией и поддержкой.

Здесь эксперты плотно включились в работу. Например, специалист по геймификации Илья Курылёв помогал нам составлять вопросы и задавать их в чате со школьниками. Так мы смогли быстро проверить гипотезы, фактически без привлечения разработчиков.

С помощью интерактивного чат-бота «Разговор с космонавтом» удалось расспросить школьников о том, как проходит их обычный день в школе, про нагрузку и домашние задания, олимпиады и секции. Главным героем в разговоре был космонавт, который общался с ребятами каждую неделю на привычном для них языке. Большинство ответов были развёрнутые, школьники искренне делились тем, что их беспокоит и радует.

Илья Курылёв
Эксперты проекта

Помощь экспертов также была нужна, чтобы не сформировать ложные представления об учёбе и жизни. Это особенно было заметно во время проектирования системы награждения. Пришлось даже отказаться от некоторых идей.

Например, фичу «цель по оценке» реализовывать не стали. А мысль была такая: школьник указывает, какой балл он хотел бы получить по предмету в четверти или в триместре. На основе прошлых оценок сервис выдает подсказки: сколько и каких оценок нужно ещё получить, чтобы в итоге вышел желаемый балл.

Но здесь мы как раз и столкнулись с подменой внутренней мотивации внешней. Ребёнок не думает о том, что ему нужно разобраться в теме урока и приобрести какой-то навык, а уходит в «достигаторство» и получение баллов для галочки.

Кроме того, долгосрочное планирование у молодых ребят — отдельная тема.

Психологи объяснили нам, что дети не очень хорошо умеют строить планы на длинную дистанцию. Это буквально связано с физическим развитием головного мозга: в молодом организме не сформированы ещё те участки, которые отвечают за дальновидность действий. Поэтому лучше ставить школьникам более близкие цели, которые они могут выполнить в краткосрочной перспективе.

Денис Гомес

Планы на второй релиз

Несколько слов об одной из возможностей, которая находится в проработке. Пока всё в стадии гипотезы и требует более детальной работы с экспертами, но рассказать о планах уже можем.

Бортовой журнал или дайджест успехов

Это персональная сводка новостей по достижениям. «Хорошая неделя» — сообщает сервис или «Неделя без троек». Внутри средний балл, предметы, по которым было больше всего успехов, а также моменты, на которые стоит обратить внимание.

После того, как ученик просмотрит дайджест, «Я — школьник» предлагает заполнить что-то вроде «дневника настроения». Ребёнок может отметить, как он себя чувствовал и какие навыки помогли ему справиться с задачами на этой неделе.

Идея «бортового журнала» в том, чтобы школьник в краткосрочном периоде видел свои изменения, замечая позитивные моменты. Это к вопросу о том, что ребёнку нужны быстрые результаты, чтобы не терять мотивацию.

С помощью дайджеста ученик получит много обратной связи о том, как у него дела. И в том числе будет учиться давать её сам себе. «Дневник» через простые вопросы и шаги прививает навык самоанализа, ощущения своих сильных и слабых сторон, понимания, что получается и почему.

Дальше в планах развивать и строить геймифицированную систему «прокачки». Чтобы ребёнок в школе не просто получал оценки, а через свой опыт, поступки, успехи и ошибки — осознавал себя и влиял на своё развитие. Это требует коммуникации с подведением итогов, и эту задачу по плану должен закрывать «дайджест».

Это всё о том, чтобы научить детей оценивать свои навыки, смотреть, в каком направлении им хочется развиваться, подсказывать, чего им для этого не хватает. Подсказывать, что нужно пробовать что-то новое, чтобы они не боялись ошибаться и при этом анализировали, понимали, какие это у них вызывает эмоции, и чувствовали, зачем они делают ту или иную вещь.

Марина Щербань

Полный дизайн-кейс на Behance.

Как татарский язык сделал всё лучше

В процессе разработки команда клиента попросила добавить возможность переключения на татарский язык. Тут стоит сказать, что во время исследований такая потребность у школьников не прослеживалась.

Адаптация интерфейса под другой язык — довольно непростая задача. Как с точки зрения реализации, так и с точки зрения дизайна (длина слов обычно различается). Но мы привлекли переводчиков и сделали это незадолго до релиза. И не зря. После запуска ребята неоднократно отмечали пользу этой фичи в сторах.

Приложение понравилось:) удобное, достойный интерфейс, а татарский язык - радует👍🏻💚

Эта ситуация — важный инсайт для нас и работа над ошибками. Во время исследований большая часть учеников была из крупных городов региона. У городских школьников не было ярко выраженного желания в работе с приложением на татарском. Но ребята из сёл и деревень чаще говорят именно на родном языке. Поэтому опыт на будущее — выборку нужно делать максимально равномерную.

Как строилась работа, чтобы всё успеть

Фактически команда клиента была интегрирована в нашу команду. Совместно мы постоянно проводили сессии по потребностям школьников, поиску и отсеву идей, формированию бэклога и удержанию проекта в рамках MVP.

Руководитель продукта Булат Габдрахманов и бизнес-аналитик Адиля Евсигнеева из Центра цифровой трансформации Республики Татарстан выстраивали коммуникации с конечными пользователями, проводили первичную аналитику, описывали текущие процессы и системы, а также участвовали в креативных сессиях.

Вместе мы исследовали предметную область: разговаривали с учителями, руководителями кружков и преподавателями из разных регионов Татарстана.

Вся работа стартовала в пандемию, но у нас и без этого была распределённая команда: часть находилась в Татарстане, в том числе и бэкенд клиента, мобильная разработка в Петербурге, а команда проектирования в Москве. Чтобы слаженно запустить работу, в начале мы провели общую встречу: рассказали про цели, задачи и ценность продукта для нашего пользователя. Это помогло погрузить общую команду в один контекст.

Затем наметили процесс «от и до», по которому дальше все шли. Старались его придерживаться, а если отклонялись, то выясняли, почему и что можно сделать. Один из инструментов, который использовали для упорядочивания работы, — это Agile-инструмент спринт-пульс.

После подключения команды разработки, нам нужно было отладить процесс так, чтобы с одной стороны дизайнеры успевали проектировать новые экраны, а с другой — у технической команды был материал для текущей работы и уже какой-то задел на перспективу. Мы наложили на наш процесс стандартный спринт-пульс, и в рамках него уже у дизайнеров были свои вехи и работы, которые они должны были выполнить, а у разработчиков свои. А ещё со стороны разработки была Delivery-менеджер Лена, которая помогла настроить коммуникацию и работу в Jira.

Самат Хакимов

Ежедневные встречи помогали не отклоняться от плана. Команда была большая, поэтому за таймингом строго следили, чтобы дискуссия не расползалась. Обсуждали, у кого какие задачи, что получилось, что не получилось, а уже после собирались группами «по интересам», для того чтобы решать вопросы точечно.

Итоги и результаты

В прошлом году сервис стал лауреатом «Золотого приложения» в трёх номинациях: за лучшую идею, дизайн и юзабилити.

В 2021 году получил ещё три награды Tagline Awards в номинациях «Лучшее государственное приложение», «Лучшее MVP мобильного приложения», а также премию в народном голосовании. А совсем недавно получил бронзу на международном конкурсе European Design Awards в номинации «Лучший интерфейс».

Сейчас у приложения 51 000 скачиваний, показатель DAU и MAU 14 888 и 24 012 соответственно. Привязанность к сервису (процент пользователей, использующих приложение ежедневно в течение месяца) ~ 62%, и это одна из основных метрик для подобных приложений (для социальных сетей эта метрика считается успешной, если больше 50%). На данный момент идёт рост с небольшой, но довольно регулярной динамикой.

Самат Хакимов
Пару раз плохие оценки ставили за то, что сервисом нельзя пользоваться школьникам не из Татарстана

Мы запускали приложение, прежде всего, для самих школьников, поэтому для нас с командой разработки было максимально важно на протяжении всего процесса напрямую общаться с ребятами. Онлайн- и офлайн-встречи, совместные воркшопы – все было направлено на то, чтобы понять, что сегодня нужно современному школьнику и что мы, как государство, можем сделать, для того чтобы его школьная жизнь была удобнее и продуктивнее.

Запущенная нами первая версия приложения получила хороший отклик у ребят. Мы увидели первоначальные результаты и поняли, что движемся в верном направлении. Наша команда планирует продолжить активно работать над созданием новых фишек в «Я – школьнике», чтобы сервис стал еще полезнее для ребят. Например, есть идея включить в приложение возможность связи со школьным психологом, а также возможность уведомлять учащихся о различных активностях, проходящих в Татарстане, на основе интересов каждого конкретного школьника. Так дети смогут реализоваться не только в обучении, но и во внеклассной деятельности.

Конечно, у нас много планов касаемо приложения. Уверен, правильно применяя методологию создания продуктов, которая нам теперь хорошо знакома, мы сумеем последовательно сделать «Я – школьник» настоящим цифровым помощником для ребят.

Айрат Хайруллин

Приложение доступно в App Store и Google Play. Полноценно использовать его могут только школьники Татарстана, но оценить онбординг могут все.

Благодарим команду дизайнеров Futura by red_mad_robot, команду разработки red_mad_robot SPB и цифровую команду Татарстана за активное участие в проекте и поддержку!

#супераппы #приложение #образование #дизайн #государство #цифровизация #татарстан #redmadrobot

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Kristina Eremeeva

Замечательный кейс! 

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniya Shatilova

Очень крутая работа проделана! И большой респект Министерству за то, что не "продавливали" свои решения, а полностью доверились продуктовому процессу и все решения принимали на основе исследований!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Купцов

Окончи школу и вкалывай на местных феодалов Шаймиевых, Миннихановых etc.

Ответить
Развернуть ветку
A.K.

Дядя, а можно я не буду? :(

Ответить
Развернуть ветку
Philips

Да если бы так было в остальных отраслях и регионах, как у этих товарищах - да и пусть летают на джетах)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Купцов

Это не справедливо

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Стас Сажаев

Офигенно крутой кейс! Грандиозная работа проделана! 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чирков

Ага, а чтобы избавиться от конкурентов, стали блокировать на сервере работу стороннего приложения. Молодцы, что тут сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Philips

Какие то новости из параллельной вселенной. Крутотень же?!)

Ответить
Развернуть ветку
Петр Виноградов

Молодцы!  Желаю дальнейшего успешного развития!

Ответить
Развернуть ветку
Настя Смирнова

Ну очень круто!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 11 комментариев
null