Личный помощник, наставник в учёбе и не только. Как мы запустили цифровой сервис «Я — школьник»
Как облегчить рутинные задачи школьника и научить его самоорганизации? Тема большая, но в Татарстане сделали первый шаг, создав удобный сервис для учёбы. Подробнее о проекте рассказывает команда разработки продукта INTOLAB by red_mad_robot вместе с Министерством цифровой трансформации Татарстана.
Немного о нас: INTOLAB — компания в группе red_mad_robot, занимающаяся созданием цифровых сервисов для социальной сферы и государства.
Зачем нужен «Я — школьник»
Сервис можно назвать «посредником» между региональной образовательной системой edu.tatar.ru и школьниками Татарстана. Он помогает ученикам следить за электронным дневником, динамикой успеваемости и заранее узнавать важную информацию об уроках. Также внутри есть инструменты для учёбы: расписание, чек-лист и подсказки.
Это если коротко о возможностях сервиса.
Но у него есть и глобальная идея: в перспективе стать личным ассистентом ученика. Поддержать его на пути знаний: помочь научиться оценивать себя, свои действия и в нужный момент поддержать советом. Для этого приложение разрабатывали совместно с психологами и экспертами из сферы образования.
«Я — школьник», помимо помощи в рутинных задачах, ещё и про переосмысление коммуникации с учениками. Про то, что важно детей именно увлекать учёбой, искать персональный подход, потому что каждый человек индивидуален. Про мысль: а как цифровые продукты могут помочь молодому поколению в учёбе? А в жизни? Как мы можем поспособствовать в поиске новых интересов? Показать, что можно пробовать новое, а ошибаться не страшно? Тут много открытых вопросов и для индустрии в целом. Мы только «копнули» этот пласт, и там много неизвестного, где нужна плотная работа с экспертами.
О проекте
Изучаем, что нужно школьникам, и проектируем сервис, исходя из потребностей
К глобальной идее вернёмся чуть позже, а пока про то, как мы запустили MVP за четыре месяца. Вместе с клиентом мы продумали концепцию, собрали прототипы и разработали сервис, готовый к показу в школах первого сентября. День знаний и был дедлайном, надо было успеть запустить бета-релиз к началу учебного года.
Чтобы сервис не просто пылился в телефонах, а был полезен, важно было оттолкнуться от реальных проблем и задач молодого поколения.
Для этого команда клиента провела совместные сессии со школьниками, в которых приняли участие более 500 ребят, а мы организовали глубинные интервью на основе этих данных. Исследовали жизнь школьников: спрашивали о том, как они проводят дни и делают «домашку». Что мотивирует стараться лучше, какими приложениями пользуются и тому подобное.
Воркшопы клиента с учениками 9-11 классов
habrВ процессе узнали много интересного: например, сейчас бумажный дневник в школах не используют. Поэтому записи о заданиях ребята ведут разрозненно: в тетрадях, блокнотах и мессенджерах — из-за этого часть информации иногда теряется.
Результаты интервью проанализировали, собрали бэклог фичей и приоритизировали его. По итогу вместе с клиентом сформировали более 100 идей для нового сервиса.
На скоринг привлекали команду разработки, чтобы приоритизировать возможности не только на основании потребности клиента и пользы для учеников, но и на основании того, насколько быстро их можно реализовать. У нас были действительно сжатые сроки (четыре месяца на полную проработку концепции, MVP и запуск).
Предпочтение отдавали «базовым функциям» — это фундамент, на который можно надстраивать различные интересные возможности. Кроме того, учитывали необычность фичи. Чем она необычней, тем сложнее предугадать реакцию школьников на неё. Дети — довольно суровые критики, если им что-то не понравится, то шанс, что они вернутся потом в приложение, невелик.
В первый релиз вошли онбординг, расписание, календарь, домашняя работа и успеваемость. Это полезный минимум для систематизации ежедневной рутины. После этого в плане сбор обратной связи от школьников и добавление новых возможностей, связанных с мотивацией и поддержкой.
Первые прототипы сервиса
К первому сентября бета-релиз был запущен и приложение протестировали первые пятьсот учеников. Исправив основные баги, сервис доработали и в конце сентября 2020 года запустили цифровой сервис «Я — школьник» по всей Республике Татарстан.
Как работает сервис
Что видит ученик после регистрации.
Онбординг
В мире, где есть Tik Tok и YouTube, конкуренция высока, поэтому надо было сразу попадать «в самое сердце». Онбординг постарались сделать увлекательным — с космическими иллюстрациями и параллаксом. Приятно, что кажется всё получилось: школьники часто отмечают именно вход в приложение.
Космическая тематика — метафора к образованию и к новым открытиям. Здесь виден эффект параллакса при взаимодействии с экраном
Я начала вспоминать свое детство: что меня вдохновляло, кем я хотела стать, когда вырасту (спойлер: космонавтом). Я создала персонажа без привязки к гендеру, чтобы с ним могли ассоциировать себя и девочки, и мальчики. Работа космонавта нескучная: он постоянно сталкивается с неожиданными препятствиями и преодолевает их. Я попыталась провести метафорическое соответствие между деятельностью космонавта и учебой школьника. Ведь, решая ту или иную задачу, они, словно крутые космонавты, постигают неизведанное.
Расписание
Подробная информация об уроках: названия предметов, время начала и окончания урока, номер кабинета, длительность перемены, полученные оценки и комментарии от учителей, которые подтягиваются из электронного журнала.
Календарь
Ученик может посмотреть календарь и узнать домашнее задание на конкретный день. Нажав на урок, попадаешь в карточку с деталями, где есть название предмета, тема, оценки и комментарии от учителя.
Это тоже была одна из потребностей школьников — видеть всю важную информацию в одном месте. Данные приходят из бэкенда — из электронного журнала edu.tatar.ru.
Домашняя работа
Во время исследований мы поняли, что ребята по-разному подходят к выполнению заданий. Поэтому реализовали несколько вариантов работы с домашней работой.
Для тех, кто приходит и делает всё сразу, — виджет с напоминанием на главной странице.
И чек-лист для тех, кто выполняет задания по чуть-чуть. Многие ребята пытаются визуально разграничить, что уже сделано. Например, раскладывают учебники по стопкам или отмечают на листочке.
Успеваемость
В разделе с успеваемостью школьник может просмотреть средний балл по предмету за разные учебные периоды. А также его динамику: то, как повлияла последняя полученная оценка на общий балл.
Нажав на предмет, ребёнок попадает в подробную успеваемость по нему. Помимо этого, у школьника есть возможность посмотреть свою итоговую успеваемость по четвертям или по триместрам.
Для работы мы привлекали экспертов и психологов. С их помощью проверяли гипотезы, которые относились к работе с мотивацией. Например, это как раз были подбадривающие фразы: «так держать», «ты можешь лучше» и т.д.
Для детей важен индивидуальный подход. Например, ребёнок, который учится на пятерки, и ребёнок, часто получающий низкий балл, по-разному будут реагировать на оценку «четыре». В одном случае нам важно поддержать школьника, сказав, что нужно приложить немного усилий и всё обязательно получится. И в то же время похвалить второго — он и так уже сделал много и достиг для себя хорошего результата.
Консультации с психологами и экспертами из сферы образования
Параллельно с запуском первого релиза мы стали прорабатывать идеи на второй. Именно на него ушла проработка большинства фичей с мотивацией и поддержкой.
Здесь эксперты плотно включились в работу. Например, специалист по геймификации Илья Курылёв помогал нам составлять вопросы и задавать их в чате со школьниками. Так мы смогли быстро проверить гипотезы, фактически без привлечения разработчиков.
С помощью интерактивного чат-бота «Разговор с космонавтом» удалось расспросить школьников о том, как проходит их обычный день в школе, про нагрузку и домашние задания, олимпиады и секции. Главным героем в разговоре был космонавт, который общался с ребятами каждую неделю на привычном для них языке. Большинство ответов были развёрнутые, школьники искренне делились тем, что их беспокоит и радует.
Помощь экспертов также была нужна, чтобы не сформировать ложные представления об учёбе и жизни. Это особенно было заметно во время проектирования системы награждения. Пришлось даже отказаться от некоторых идей.
Например, фичу «цель по оценке» реализовывать не стали. А мысль была такая: школьник указывает, какой балл он хотел бы получить по предмету в четверти или в триместре. На основе прошлых оценок сервис выдает подсказки: сколько и каких оценок нужно ещё получить, чтобы в итоге вышел желаемый балл.
Но здесь мы как раз и столкнулись с подменой внутренней мотивации внешней. Ребёнок не думает о том, что ему нужно разобраться в теме урока и приобрести какой-то навык, а уходит в «достигаторство» и получение баллов для галочки.
Кроме того, долгосрочное планирование у молодых ребят — отдельная тема.
Психологи объяснили нам, что дети не очень хорошо умеют строить планы на длинную дистанцию. Это буквально связано с физическим развитием головного мозга: в молодом организме не сформированы ещё те участки, которые отвечают за дальновидность действий. Поэтому лучше ставить школьникам более близкие цели, которые они могут выполнить в краткосрочной перспективе.
Планы на второй релиз
Несколько слов об одной из возможностей, которая находится в проработке. Пока всё в стадии гипотезы и требует более детальной работы с экспертами, но рассказать о планах уже можем.
Бортовой журнал или дайджест успехов
Это персональная сводка новостей по достижениям. «Хорошая неделя» — сообщает сервис или «Неделя без троек». Внутри средний балл, предметы, по которым было больше всего успехов, а также моменты, на которые стоит обратить внимание.
После того, как ученик просмотрит дайджест, «Я — школьник» предлагает заполнить что-то вроде «дневника настроения». Ребёнок может отметить, как он себя чувствовал и какие навыки помогли ему справиться с задачами на этой неделе.
Идея «бортового журнала» в том, чтобы школьник в краткосрочном периоде видел свои изменения, замечая позитивные моменты. Это к вопросу о том, что ребёнку нужны быстрые результаты, чтобы не терять мотивацию.
С помощью дайджеста ученик получит много обратной связи о том, как у него дела. И в том числе будет учиться давать её сам себе. «Дневник» через простые вопросы и шаги прививает навык самоанализа, ощущения своих сильных и слабых сторон, понимания, что получается и почему.
Дальше в планах развивать и строить геймифицированную систему «прокачки». Чтобы ребёнок в школе не просто получал оценки, а через свой опыт, поступки, успехи и ошибки — осознавал себя и влиял на своё развитие. Это требует коммуникации с подведением итогов, и эту задачу по плану должен закрывать «дайджест».
Это всё о том, чтобы научить детей оценивать свои навыки, смотреть, в каком направлении им хочется развиваться, подсказывать, чего им для этого не хватает. Подсказывать, что нужно пробовать что-то новое, чтобы они не боялись ошибаться и при этом анализировали, понимали, какие это у них вызывает эмоции, и чувствовали, зачем они делают ту или иную вещь.
Полный дизайн-кейс на Behance.
Как татарский язык сделал всё лучше
В процессе разработки команда клиента попросила добавить возможность переключения на татарский язык. Тут стоит сказать, что во время исследований такая потребность у школьников не прослеживалась.
Адаптация интерфейса под другой язык — довольно непростая задача. Как с точки зрения реализации, так и с точки зрения дизайна (длина слов обычно различается). Но мы привлекли переводчиков и сделали это незадолго до релиза. И не зря. После запуска ребята неоднократно отмечали пользу этой фичи в сторах.
Приложение понравилось:) удобное, достойный интерфейс, а татарский язык - радует👍🏻💚
Эта ситуация — важный инсайт для нас и работа над ошибками. Во время исследований большая часть учеников была из крупных городов региона. У городских школьников не было ярко выраженного желания в работе с приложением на татарском. Но ребята из сёл и деревень чаще говорят именно на родном языке. Поэтому опыт на будущее — выборку нужно делать максимально равномерную.
Как строилась работа, чтобы всё успеть
Фактически команда клиента была интегрирована в нашу команду. Совместно мы постоянно проводили сессии по потребностям школьников, поиску и отсеву идей, формированию бэклога и удержанию проекта в рамках MVP.
Руководитель продукта Булат Габдрахманов и бизнес-аналитик Адиля Евсигнеева из Центра цифровой трансформации Республики Татарстан выстраивали коммуникации с конечными пользователями, проводили первичную аналитику, описывали текущие процессы и системы, а также участвовали в креативных сессиях.
Вместе мы исследовали предметную область: разговаривали с учителями, руководителями кружков и преподавателями из разных регионов Татарстана.
Вся работа стартовала в пандемию, но у нас и без этого была распределённая команда: часть находилась в Татарстане, в том числе и бэкенд клиента, мобильная разработка в Петербурге, а команда проектирования в Москве. Чтобы слаженно запустить работу, в начале мы провели общую встречу: рассказали про цели, задачи и ценность продукта для нашего пользователя. Это помогло погрузить общую команду в один контекст.
Затем наметили процесс «от и до», по которому дальше все шли. Старались его придерживаться, а если отклонялись, то выясняли, почему и что можно сделать. Один из инструментов, который использовали для упорядочивания работы, — это Agile-инструмент спринт-пульс.
После подключения команды разработки, нам нужно было отладить процесс так, чтобы с одной стороны дизайнеры успевали проектировать новые экраны, а с другой — у технической команды был материал для текущей работы и уже какой-то задел на перспективу. Мы наложили на наш процесс стандартный спринт-пульс, и в рамках него уже у дизайнеров были свои вехи и работы, которые они должны были выполнить, а у разработчиков свои. А ещё со стороны разработки была Delivery-менеджер Лена, которая помогла настроить коммуникацию и работу в Jira.
Ежедневные встречи помогали не отклоняться от плана. Команда была большая, поэтому за таймингом строго следили, чтобы дискуссия не расползалась. Обсуждали, у кого какие задачи, что получилось, что не получилось, а уже после собирались группами «по интересам», для того чтобы решать вопросы точечно.
Итоги и результаты
В прошлом году сервис стал лауреатом «Золотого приложения» в трёх номинациях: за лучшую идею, дизайн и юзабилити.
В 2021 году получил ещё три награды Tagline Awards в номинациях «Лучшее государственное приложение», «Лучшее MVP мобильного приложения», а также премию в народном голосовании. А совсем недавно получил бронзу на международном конкурсе European Design Awards в номинации «Лучший интерфейс».
Сейчас у приложения 51 000 скачиваний, показатель DAU и MAU 14 888 и 24 012 соответственно. Привязанность к сервису (процент пользователей, использующих приложение ежедневно в течение месяца) ~ 62%, и это одна из основных метрик для подобных приложений (для социальных сетей эта метрика считается успешной, если больше 50%). На данный момент идёт рост с небольшой, но довольно регулярной динамикой.
Мы запускали приложение, прежде всего, для самих школьников, поэтому для нас с командой разработки было максимально важно на протяжении всего процесса напрямую общаться с ребятами. Онлайн- и офлайн-встречи, совместные воркшопы – все было направлено на то, чтобы понять, что сегодня нужно современному школьнику и что мы, как государство, можем сделать, для того чтобы его школьная жизнь была удобнее и продуктивнее.
Запущенная нами первая версия приложения получила хороший отклик у ребят. Мы увидели первоначальные результаты и поняли, что движемся в верном направлении. Наша команда планирует продолжить активно работать над созданием новых фишек в «Я – школьнике», чтобы сервис стал еще полезнее для ребят. Например, есть идея включить в приложение возможность связи со школьным психологом, а также возможность уведомлять учащихся о различных активностях, проходящих в Татарстане, на основе интересов каждого конкретного школьника. Так дети смогут реализоваться не только в обучении, но и во внеклассной деятельности.
Конечно, у нас много планов касаемо приложения. Уверен, правильно применяя методологию создания продуктов, которая нам теперь хорошо знакома, мы сумеем последовательно сделать «Я – школьник» настоящим цифровым помощником для ребят.
Приложение доступно в App Store и Google Play. Полноценно использовать его могут только школьники Татарстана, но оценить онбординг могут все.
Благодарим команду дизайнеров Futura by red_mad_robot, команду разработки red_mad_robot SPB и цифровую команду Татарстана за активное участие в проекте и поддержку!
#супераппы #приложение #образование #дизайн #государство #цифровизация #татарстан #redmadrobot
По версии следствия, она «приобрела свыше 127 млн рублей» в результате уклонения от уплаты налогов и легализовала деньги, купив недвижимость в Москве.
Он такой не один, пишет CNBC. Соискателям надоели «головоломки», оторванные от реальных задач. К тому же в работе использовать ИИ всё равно не запретят.
Цель любого языка — общение, то есть передача мыслей или информации от одного человека к другому.
Возможно, эта статья поможет другим людям в тяжелых жизненных ситуациях, а начинающим предпринимателям поможет в такие ситуации не попадать.
Траты россиян на заказы за рубежом сократились на 21%.
В последние годы требования к прозрачности бизнеса в России ужесточаются, и одна из ключевых мер контроля — это платформа «Знай своего клиента» (ЗСК), которую в народе ещё называют «светофор».
Замечательный кейс!
Очень крутая работа проделана! И большой респект Министерству за то, что не "продавливали" свои решения, а полностью доверились продуктовому процессу и все решения принимали на основе исследований!
Окончи школу и вкалывай на местных феодалов Шаймиевых, Миннихановых etc.
Дядя, а можно я не буду? :(
Комментарий недоступен
Офигенно крутой кейс! Грандиозная работа проделана! 🔥