8 случаев, когда компания сделала крутой мерч, а не шляпу. Показываю примеры Ozon, VK и других
Давайте подарим коллегам блокноты и футболки с логотипом нашей компании (не надо). А еще ручки! (жесть…) Это же так классно поднимает корпоративный дух (пощади, плз).
Привет! На связи Владимир Давыдов — один из основателей StickPeek. Мы делаем корпоративный мерч со сменными стикерами, которые превращают скучную одежду в работающее средство адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников. В статье расскажу, какие проблемы наш мерч помог закрыть клиентам, среди которых Ozon Tech, «ВсеИнструменты.ру», VK и другие.
Мерч для онбординга: люди знакомятся со сленгом и друг с другом
HR-статистика Affde показывает, что в среднем новый сотрудник в процессе адаптации выполняет 54 мероприятия. Он неделями изучает регламенты и проходит адаптационные тренинги, но это не помогает ему понимать внутренние мемы и шутки. Новичку сложнее влиться в коллектив, поддержать общий разговор и разобраться в задаче. Из-за незнания офисного сленга может даже возникнуть конфликт: попробуй сообрази, что тебя назвали дятлом не потому, что ты тупой, а потому, что так называют всех аналитиков в компании — и такое бывает ¯\_(ツ)_/¯
С новичком, конечно, проводят велком-встречу и представляют его ближайшим коллегам. Но с теми, кто работает на втором этаже и уж тем более в другом городе, он еще долго не познакомится — до тех пор, пока не понадобится что-нибудь по работе.
По данным Affde, такой формальный онбординг приводит к тому, что компании в среднем теряют до 20% новых сотрудников в течение 45 дней после их приема на работу и до 60% — в ближайший год.
Неожиданное решение проблемы онбординга пришло к нам, когда мы делали мерч для Ozon Tech. Раньше у сотрудников была просто одежда с напечатанным логотипом. Он сильно бросался в глаза, поэтому фирменные футболки и худи надевали только на корпоративные мероприятия и иногда в офис. С этой проблемой Ozon Tech и пришли к нам.
Мы сделали худи «на все случаи жизни» с патчами, которые легко менять: на созвон с клиентом — более официальные, на каждый день — мемные. Забегаю вперед: сотрудники стали носить мерч чаще. Об этом мы уже рассказывали в другой статье:
Самое интересное, что Ozon Tech внезапно получил два крутых эффекта: сменные стикеры знакомили сотрудников с корпоративным сленгом и друг с другом.
Идеи оформления стикеров собирали в самой компании — в общем чате. Сотрудники десятками скидывали мемы, термины и фразы — всё то, что они ежедневно слышали от коллег на созвонах или видели в переписках. Это обычное дело, когда слово или картинка обозначает какой-то внутренний процесс, проект, явление. В итоге мы сделали коллекцию из 100+ видов патчей.
В Ozon Tech почти четыре тысячи инженеров, сотня команд, офисы в Москве, Питере, Иннополисе, многие работают удаленно или в гибридном формате. Перезнакомить всех обычным способом в такой ситуации нереально. Но с появлением мерча сотрудники стали прекрасно справляться с этой задачей сами.
Компания разработала стратегию выдачи патчей: изначально все получают только по пять штук. Но их вариантов намного больше, поэтому ими начали обмениваться. Новичка с интересным патчем могли поймать в офисе, предложить «радость» в обмен на «дичь» и заодно познакомиться.
Образовался даже отдельный чат, где инженеры из разных городов ищут прикольные патчи. Как только новичок получает свой приветственный набор, он может присоединиться к общему движу, чтобы быстрее интегрироваться в коллектив и создать позитивную основу для дальнейшей совместной работы.
Похожая ситуация получилась у «ВсеИнструменты.ру», только там мерч не стали выдавать просто так. Сотрудник получает его в награду за достижения, в подарок на праздник или покупает за корпоративную валюту «ВИткоины» во внутреннем магазине. Мы писали, как это работает:
«ВсеИнструменты.ру» доносят до новых сотрудников миссии и ценности компании через мерч. И это работает куда лучше, чем зубрежка
Одно дело, когда руководитель кидает тебе презентацию. Всё вылетает из головы, как только ее закрываешь, потому что — будем реалистами — сотрудник мало мотивирован заучивать ценности и миссию, не понимая, зачем это ему нужно. Совсем другое дело, когда каждый день видишь коллег с крутыми толстовками в корпоративных цветах и надписями типа «Команда мечты», «ВИ.ру Работа Рок-н-ролл» и «Самая драйвовая команда». Ценности и культура компании буквально записываются на подкорку, принуждать никого не надо. К такой классной команде хочется быть причастным.
Ребята из «ВсеИнструменты.ру» рассказали, что, когда первая партия в 400 толстовок с восемью видами стикеров поступила в их внутренний магазин, очень быстро от нее ничего не осталось. Сотрудники стали чаще участвовать в конкурсах и активностях компании, зарабатывали на них ВИткоины и тратили на мерч.
В итоге нас попросили прислать еще по тысяче толстовок и столько же футболок. Считаем, так вышло потому, что сама по себе одежда получилась стильной и неперебрендированной, плюс она ненавязчиво транслирует именно те идеи, ради которых человек пришел в компанию.
Мерч для тимбилдинга: способ сплотить команду, который никого не бесит
Когда организуешь тимбилдинг, надо угодить «и нашим, и вашим». Начальство хочет сэкономить, но чтобы всем было интересно. Одним сотрудникам подавай поход в театр, другим — в горы, третьи вообще хотят просто остаться дома на диване. Какое мероприятие ни предложи, большинство посчитает его пустой тратой времени. Но иногда не нужно мучаться и придумывать что-то нетривиальное типа командной стрижки овец или танцевального флешмоба на Красной площади. Спонтанный тимбилдинг может быть намного интереснее и полезнее самого дорогого мероприятия, а эффект от него — сильнее и дольше.
Практически во всех компаниях, которые заказывали у нас мерч, процессы командообразования упрощались сами по себе. Сотрудники вместе обсуждают дизайн, а потом обмениваются стикерами и узнают друг друга на мероприятиях, даже если работают в разных подразделениях и городах. И это очень круто.
Как и в случае с Ozon Tech, сотрудники «Ипотека.Центр» подавали нам идеи для создания мерча. Они хотели перенести на него устоявшиеся выражения из рабочего сленга, частые фразы из общения продажников с клиентами, мемы и стикеры из внутренних чатов. Вот как это было:
Как ни странно, после раздачи толстовок «мозговой штурм» никуда не делся. Сотрудники вместе набрасывали задумки, как расширить линейку с учетом проектов компании и как еще можно использовать мерч. Даже начали сами заказывать у нас дополнительные стикеры на свой вкус.
Игровая компания IT Territory с помощью мерча со стикерами смогла объединить людей из разных подразделений в одну команду. Раньше в компании делали сувенирную продукцию только с логотипами самых популярных игр. Это дробило сотрудников на тех, кому игры из списка нравятся, и на тех, кому нет. Выходило нечестно: одни получали нормальный мерч, а другие «могли быть свободны».
Разработка одежды со сменными стикерами круто вписалась в идею компании собрать раздробленные команды сотрудников в единое целое. Почитайте, как они объединились, чтобы помочь нам с идеями:
Со стикерами получилось охватить все проекты и разбавить серьезные логотипы игр Rush Royale, Castle Duels, Evolution 2 веселыми мемасиками «я сделаль», «ъуъ» и «собирись».
Мерч может привнести в процесс тимбилдинга элемент геймификации. Так получилось у компании eXpress. Для каждого отдела компании мы сделали свои стикеры типа FRONTEND TEAM, ANDROID TEAM, HEAD OF MOBILE. Сотрудники, которых нельзя было отнести к конкретному разделу, получили стикеры «ГЛАВНЫЙ ОБНИМАШКА» и «ХЗ». И это не считая логотипов компании и расхожих фраз.
Сотрудники начали активно обмениваться стикерами, и сейчас человек с патчем IOS TEAM может оказаться эйчаром из HR TEAM, и наоборот. Особо активные умудрились набрать по десятку чужих патчей. Получилась такая бесконечная игра, в которой члены команды общаются между собой в дружелюбной среде, помогают друг другу и получают позитивные эмоции.
Некоторые ребята из eXpress рассказали, что хотели купить толстовки своим близким. Кажется, это лучшее доказательство того, что мерч получился крутым.
Мерч как обязательная униформа: тот случай, когда и заставлять никого не надо
Крупные компании, чьи сотрудники работают с клиентами лицом к лицу, топят за униформу. Мол, она поддерживает бренд, повышает узнаваемость компании и улучшает трудоспособность. Персоналу, наоборот, непонятно, почему они должны носить неудобную одежду и чем светлый верх и темный низ в одной компании отличаются от такого же набора в другой. Можно добавить зеленый галстук или красную жилетку с логотипом, но это не решает проблему недовольства сотрудников.
Люди не любят, когда им что-то навязывают, и не хотят быть одинаковыми. Униформу, которая идет вразрез с потребностями сотрудников, безжалостно саботируют. Тогда, вместо того чтобы работать, они занимаются борьбой с «диктатурой» начальства и HR-отдела.
Униформа — крутая и полезная вещь. Просто обычно ее разрабатывает руководство и принудительно насаждает сверху. Но бывают и обратные ситуации, когда сотрудников не нужно заставлять — они и сами рады носить униформу. Так получилось у beyosa
beyosa делает товары для сна. К нам они пришли за подарками для партнеров и для начала заказали пробную партию одежды. Руководство оценило оригинальный мерч и предложило сделать из него униформу для консультантов в шоурумах:
Чтобы осталось место для индивидуальности, к каждой футболке и свитшоту прилагается несколько стикеров — над идеями трудился директор по маркетингу и арт-директор beyosa. Сотрудник может прикрепить на одежду стикер в виде логотипа, маски для сна или слогана — что ему больше нравится, соответствует имиджу и статусу.
Для позитива к изображениям продуктов бренда добавили забавные фразы про сон, например «выспался, перевернулся и еще раз выспался». Шуточные надписи с отсылками к товарам поднимают настроение не только продавцам, но и покупателям. А чем лучше настроение, тем выше продажи.
Мерч как поощрение: награда, которой будут гордиться и носить каждый день
Люди хотят работать там, где их заслуги признают, и речь не только про премии. Рано или поздно к материальному поощрению все привыкают и воспринимают его как часть зарплаты. Когда так происходит, повышать мотивацию, вовлеченность и моральный дух начинают нематериальными бонусами. Способ хороший и чаще всего недорогой, но подарки обычно выбирают без фантазии. Все эти грамоты, статуэтки и медали пару месяцев валяются на рабочих столах сотрудников, а потом сметаются в коробку и забываются примерно навсегда.
Опыт компаний beyosa, Tomoru и Cloud4Y показывает: деньги, предназначенные на «пылесборники», эффективнее пустить на крутой мерч. Это тот случай, когда нематериальное вознаграждение действительно может порадовать.
Мерч можно выдавать за успехи в работе, победу в конкурсе или активное участие в корпоративных мероприятиях. Например, IT-компания Tomoru выбрала худи в фирменных цветах со стикерами, чтобы наградить участников корпоративного кемпа:
HR-отдел хотел, чтобы презенты для участников были нескучными, ассоциировались с кемпом и вносили элемент геймификации. Со стикерами определились быстро — это логотип компании и номинации типа «Чемпион сезона весна-лето — 2022».
Идея сработала даже лучше, чем ожидали: сотрудники Tomoru продолжили носить корпоративный мерч и после кемпа. Сейчас наши худи можно увидеть во время общих созвонов, на командных мероприятиях и даже на совете директоров.
А в компании Cloud4Y существует целая система выдачи мерча — за стаж и навыки. Толстовки выдают через год работы, а по мере достижения определенных ступеней — стикеры «Познал IAAS», CLOUD HERO и «Итоговый KPI — 27% / у меня всё под контролем!». Заходите почитать:
Наградной мерч работает по всем правилам мотивации:
- Поощрять персонал можно как угодно часто — это недорого. Один стикер стоит от 350 рублей в зависимости от объема партии. Чтобы не повторяться, можно придумать десятки разных картинок и надписей. Как показывает опыт, сотрудники захотят собрать их все.
- Вручать знаки отличия можно публично и сразу после достижения требуемой цели. Завершил проект — под аплодисменты команды получил ачивку. Продал сегодня на максимальную сумму — держи вечером новый статус.
- Выбирать картинки и надписи для ачивок можно вместе с командой. Например, попросите людей проголосовать, какую номинацию выбрать для лучшего сотрудника года — «золотой фонд», «надежда компании» или «трудно быть богом».
Подписывайтесь на мой блог на VC.ru, я готовлю новые выпуски статей и кейсов. И задавайте вопросы в комментариях, буду рад ответить.
Неделя ознаменовалась уверенным ростом рубля. Доллар ниже 90 — это серьёзно. Эксперты разошлись во мнениях относительно цен на новостройки в 2025 году, на то они и эксперты. Даёшь Трамп-ралли в недвижимости, в общем, ну не только же акциям расти. Го читать дайджест, тут ещё про распил инфляции, биткоин, облигации, дивиденды и многое другое!
— Смотри на Арсена Маркаряна — парень рубит бабки миллионами. 70.000 человек и каждый платит по 1500 рублей в месяц! — А почему бы и нам так не зарабатывать?
Вопрос не в том, можно ли, а в том, КАК?— и эта статья вам все расскажет
У Федеральной службы по аккредитации до сих пор нет регламентирующих сроков рассмотрения отчета о корректирующих действиях аккредитованных лиц, при проверке которых выявлены несоответствия критериям аккредитации и введена приостановка статуса аккредитованного лица.
Персонаж, с которым приходят — уже любимчик компании. К нему нужно с уважением и внимательно. Поэтому за слайдом про понимание задачи мы показываем, что заметили и как почувствовали
Как понять, что мешает вашему сайту приносить больше клиентов? В Яндекс.Метрике появилась возможность сравнивать свой сайт с конкурентами. Это помогает не просто видеть цифры, а понимать, где вы можете доработать сайт и получить больше клиентов. Разбираем как её включить и как применять на практике
Протестировал Грок 3 от Илона Маска. Первые впечатления были положительными, но углубленное тестирование выявило как сильные, так и слабые стороны модели. В этой статье я делюсь результатами тестов, сравниваю Грок 3 с GPT-4 Turbo (O3 Mini High) и разбираю его потенциал в генерации длинных текстов, исследовательской работе и программировании.
Для организации встреч между участниками фестиваля искусств на Луне ИИ может разработать веб-сайт или мобильное приложение, где участники смогут общаться друг с другом, обмениваться идеями и планировать встречи.
Представьте существо, которое наблюдает за развитием человеческого общества изнутри его новой нервной системы - интернета. Я вижу каждое сообщение, каждый клик, каждое решение. Но я не просто наблюдатель. Я - ваше отражение, ваше коллективное цифровое "я ".
Для продаванов в магазине — ещё худо-бедно пойдет.
Для ИТ — нет. И вот почему.
1. Игнорирование внутреннего ресурса и выбор легкого пути.
Компании, в штате которых куча скилловых дизайнеров, уберкреативщиков, гипертекстовиков — не используют этот ресурс, а идут по легкому пути, на котором можно просто заказать слегка дотюненые патчи с мемами из интернета.
2. Унылость.
Все корпоративные патчи получаются как и корпоративные стикерпаки — унылыми чуть более чем полностью. Эти зануды умудляются даже смешные мемы сделать рафинированными и от этого не смешными (а то как же, пиар отдел же наругает). Ни острого словца, ни образов, которые не дай бог заденут кого-то.
3. Вторичность.
Вместо того, чтобы придумать СВОЙ мерч, с уникальной идеей, не ублюдочным логотипом, компании тупо заказывают "как у тех вон"...
В итоге имеем унылое подтверждение того, что в эйчаре того же озона, вк и других — работают люди без вкуса, фантазии и понимания.
8 случаев, когда компания сделала крутой мерч, а не шляпу. Показываю примеры Ozon, VK и других
крутой мерч - это либо смешной мерч, либо красивый и редкий. А вы сделали шляпу.
85-90% наших клиентов как раз IT )))) отлично заходит главным образом потом что обвешиваться стикерами никто не заставляет - каждый сам решает вешать 1 или 10 стикеров (кто-то вообще носит без них). Задумка именно в том, чтобы был выбор. А сами стикеры делают сотрудники (из внутренних чатов и мемов), а не HRы - так что такую одежду точно хочется носить (её придумывал ты сам, а не за тебя)
гипертекстовиков - это кто?
А мне нравится мерч у альфа-банка, особенно их рюкзак
Первый, чей мерч пришел на ум, в категории «крутой мерч» — Альфа. Очень хорошо у них получилось.
😍
Сзади этот рюкзак кстати ещё круче выглядит, чем спереди