Как найти результативного руководителя отдела продаж

Руководитель отдела продаж 
Руководитель отдела продаж 

Обратился клиент за оценкой сотрудников коммерческого отдела, формированием отдела продаж по новому направлению с нуля.

Начал с частого вопроса на первичных консультациях:

Стоит ли растить РОПа из команды или искать готового?

Собственник бизнеса

Результативные менеджеры по продажам влияют на рост прибыли, расширение релевантной клиентской базы, масштабирование компании. Обладают развитыми переговорными, коммуникативными навыками, знаниями техник продаж, работы с возражениями, “дожима” клиентов. В большинстве случаев управленческие компетенции менеджера требуют развития, есть узкое понимание бизнес-процессов, отсутствует навык системного управления.

Руководитель должен уметь работать с большими объемами информации, в режиме многозадачности. Систематизировать, анализировать показатели рынка. Разрабатывать методы мотивации персонала, контролировать промежуточные, конечные результаты.

Повысить менеджера до руководителя отдела продаж, основываясь на интуиции, симпатиях, дефиците кадров – рискнуть потерять результативного сотрудника, время, деньги.

Центр оценки, разработанный индивидуально под компанию, поможет определить, кто из менеджеров готов к вертикальному росту, какие навыки необходимо подтянуть или не рисковать, а начать поиск управленца на рынке труда.

Где искать руководителя отдела продаж

Каналов поиска релевантных кандидатов множество:

  • профессиональные площадки, сайты, группы, сообщества по поиску, подбору персонала;
  • социальные сети, форумы, специализированные чаты;
  • биржи труда;
  • собственная наработанная база рекрутинговой компании;
  • СМИ, корпоративные сайты;
  • нетворкинг, «сарафанное радио».

Результаты принесут не конкретные каналы поиска, а комплексная, системная работа, проверенные опытным путем методы оценки компетенций.

При подборе руководителя стоит обратить внимание на опыт кандидата по выстраиванию отдела продаж с нуля. Структурность, системность, умение планировать, опыт расширения воронок. Обязан оцифровывать каждый результат. Запросите реальные кейсы.

Пусть продаст вам “ручку”, в конце концов. Не берите РОПа, который не готов продавать. Навык активных продаж должен быть у любого управленца коммерческого направления. По функционалу – 70% управление, 30% — личные продажи.

Трудности поиска РОПа на рынке труда

Сложно найти sales, который умеет продавать, удерживать клиента на долгосрочной основе, а не просто сидеть на входящих звонках или брать измором на холодных. Найти руководителя отдела продаж — в три раза сложнее, потому что кандидат должен:

1. Уметь продавать. Не “втюхивать”, а формировать желание покупки.

2. Быть результативным управленцем.

Со вторым пунктом часто приходится идти на компромисс, т. к. найти управленца и результативного «продажника» в одном лице непросто, но возможно.

Как найти результативного руководителя отдела продаж: подготовиться к поиску, на что стоит обратить внимание в процессе принятия решения?

Собственник бизнеса

Подготовительный этап

Обсуждение профиля кандидата с заказчиком всегда начинаю с уточнения бизнес-целей, желаемых результатов от сотрудника. Не факт, что на сегодня нужен именно тот, за поиском которого отправилась компания.

Прежде чем, размещать вакансию, собирать отклики, проводить тестирования, собеседования с соискателями, проверьте наличие в компании:

  • разработанной, согласно стратегическим целям собственников, структуры компании, соответствующего функционала каждого сотрудника;
  • долгосрочной маркетинговой стратегии развития с измеримыми целями, промежуточными результатам;
  • финансовой стратегии;
  • прозрачной системы мотивации, адаптации нового персонала.

Подробно продумайте, пропишите задачи, ожидаемые результаты руководителя отдела продаж.

Ключевые обязанности РОПа – контроль, принятие управленческих решений, оценка эффективности отдела продаж, продуктивности каждого менеджера в команде. Выявление провисов, минимизация рисков. Адаптирование под изменения нестабильного рынка. Активное взаимодействие с другими подразделениями, крупными клиентам, партнерами по бизнесу, контрагентами.

Первичный отбор релевантных кандидатов.

Какие шаги предпринять:

  • составить продающую вакансию с сопроводительным письмом, где раскрыть ценность работы в компании;
  • разместить на всех возможных ресурсах;
  • проанализировать отклики, вопросы кандидатов, что позволит точнее скорректировать вакансию;
  • параллельно вести холодный поиск кандидатов. Надеяться только на отклики не стоит;
  • выбрать наиболее релевантных кандидатов, соответствующих профилю должности. Провести с ними телефонное интервью.

Выявить основные критерии:

  • причину поиска работы;
  • уровень зарплатных ожиданий, соотношение окладной части к бонусной;
  • основные достижения на местах работ;
  • опыт управления командами какой численностью;
  • основные приоритеты при выборе нового места работы;
  • насколько кандидату удобно месторасположение компании, график работы, готов ли к командировкам.

Сравнить полученную информацию с требованиями, возможностями компании.

В случае положительного решения согласовать дату, время собеседования с кандидатом.

Как провести собеседование с кандидатом на должность руководителя отдела продаж?

Поговорите с кандидатом об опыте. Пусть расскажет всё, что посчитает нужным. Результативный менеджер будет продавать себя сам. Главное, уметь распознавать нужную информацию между строк. Не просите пересказывать резюме. Составьте заранее пул вопросов по нему.

Проверяйте на кейсах управленческие компетенции.

Попросите описать работу за последние три месяца. Показывает процессник кандидат или результатник.

Как планирует день, как осуществляет промежуточной контроль.

Запишитесь на бесплатную консультацию

Диагностика возможных проблем на пути развития Вашего бизнеса.

Не знаете, как искать нужный персонал? Какие вопросы задавать на собеседовании? На что обратить внимание в резюме?

После бесплатной консультации отправим чек-лист с вопросами по конкретному направлению, которые стоит задать кандидату или “сходим” на собеседование с Вами.

Елена Уварова 
Стратегический бизнес-партнёр в сферах HR, маркетинг, продажи.

e-mail: uelena@hrbiz. ru

тел.: +7 (964) 793-70-84

Читайте также:

1515
31 комментарий

РОП не должен продавать , но он должен сделать так чтобы у него в хотели купить. Эпоха «продаж» закончилась. Сейчас эпоха «Покупателя» . И тут нужно четко понимать в чем разница между ними и как построить такую команду, у которой покупатели -хотят- я повторю это слово ХОТЯТ покупать. И тут коммуникабельность и общение на равных с покупателем , выяснение его проблем и т д не должно переходить черту , за которой начинается навязывание продукта или льготных условий. И это совсем другая история , без скриптов и другого старого барахла. Оцифровки показателей минимальны. Главное найти тех кто хочет дружить и кому вы готовы помочь 24/7 в том числе и лично. Всем успеха в продажах , продавайте не дрель а дырку в стене, а лучше дюбель сверло услуги мастера и в итоге хорошее настроение от быстро и качественно решённой проблемы.

3
Ответить

И дружили они семьями, домами. И не важно, что один из другого бабки выкачивал. Это не продажи, это дружба))))
А вот про навязывание и т.п абсолютно согласен!

2
Ответить

Согласна про "без скриптов, навязываний" и прочей лабуды!)
Хотя я ещё в бытность управления продажами в компании по изготовлению изделий из стекла считала такой алгоритм действий недальновидным. Мы строим бизнес с человеческим лицом, действуя от задач и проблем клиента.

2
Ответить

Вот это тут батл в комментариях. :) Елена, вижу, что Вы пишите статьи и даете рекомендации основываясь на практический опыт, а не просто берете "выжимки" из интернета. Тем и ценна информация, которой Вы делитесь с нами, это тоже требует сил и времени, чтобы вывести такие статьи в люди. Как всегда, спасибо.

2
Ответить

Ирина 🔥 Благодарю

Ответить

Главное не только самому их отбирать, а то голова пойдет кругом...

2
Ответить

Ох! Абсолютно согласна! За подбором лучше к специалистам - экономия времени, денег, нервов.

Ответить