реклама
разместить

Аргументы и правки: как защитить UX-дизайн перед заказчиком

Рассказали про систему защиты, которая помогает отстоять до 80% функциональных решений и не прогибаться под градом правок. В статье — о том, как аргументировать позицию и передать заказчикам часть своей экспертизы.

Аргументы и правки: как защитить UX-дизайн перед заказчиком

Они отвергают идеи, закидывают правками, не прислушиваются даже к самым резонным аргументам. Убедить их так трудно, что вы сдаётесь и говорите: «ОК, сделаем». Знакомо каждому, кто работает с крупными заказчиками.

Когда-то мы ушли в свой бизнес именно потому, что хотели делать круто, а не упираться в потолок сроков, денег и ложных KPI перед руководством. Поэтому теперь принципиально не прогибаемся под правками, если знаем, что это навредит продукту. И с помощью аргументов протягиваем до 80% функциональных решений.

Коллеги из дизайн-агентств часто спрашивают, как у нас получается отстоять позицию, поэтому мы решили написать статью про систему защиты. Она помогает сделать продукт с заботой о пользователе и не сломаться.

Начнём с пяти правил, которых придерживаемся в работе.

Правило первое: выбираем клиентов и договариваемся на берегу

Год назад мы брали все приходящие проекты, но потом поняли, что лучше быть небольшой компанией и делать 12 сложных продуктов в год, чем распыляться на мелкие и неинтересные задачи. Сейчас работаем только с банками из топ-20 и финансовыми проектами.

От многих клиентов отказываемся: если на этапе продажи сталкиваемся с бюрократией или понимаем, что всё затевается для освоения бюджетов, а сервис вряд ли дойдет до пользователей. Работаем с теми, кто тоже думает о качестве и людях (а не о деньгах и начальниках). Важно сразу определиться, с кем «да,» а с кем «нет»: позиция в отборе заказчиков экономит силы, время и нервы.

Кроме того, в самом начале проекта лучше чётко обозначить свою зону ответственности. Например, мы говорим, что UX — область, где на нас полностью можно положиться благодаря техническому и исследовательскому бэкграунду, накопленным цифрам и пониманию, как люди пользуются финтех-сервисами. А вот визуальную часть и бизнес-процессы заказчика готовы обсуждать и находить компромиссы.

Правило второе: вооружаемся валидными аргументами

Ничто не работает так убедительно, как цифры. Поэтому к грумингу (где еженедельно разбираем задачи) исследователь собирает статистику и инсайты из нашей базы знаний. В итоге с самого начала команда создаёт продукт, опираясь на данные, а потом аргументированно защищает решения.

На самом деле мы тратим очень много сил на цифры, доводы и защиту, особенно если работаем с большой компанией. Иногда это 50% времени проекта — своеобразная плата для тех, кто хочет отстаивать свои идеи и спорить с менеджерами.

Но бывает, что цифр недостаточно, поэтому в течение проекта собираем спорные моменты и в финале проверяем на юзабилити-тестировании, которое всегда входит в проект.

В проектах нередко много времени уходит на споры по мелочам. Однажды мы с банком долго спорили, поймут ли пользователи, что определённая иконка помогает выгрузить платежку в PDF. Они говорили, что нет, мы говорили, что да, ведь это единственный контрастный элемент на странице, к тому же нативный. В итоге решили не тратить время, оставили на юзабилити-тест и узнали, что всем всё понятно.

Результаты юзабилити-теста — самый валидный аргумент на данном этапе. Правильно = удобно и понятно для пользователя, поэтому финальные правки оставляем за ним.

Правило третье: тотально погружаем менеджеров в детали

Плохая подготовка к защите перед заказчиком может испортить даже идеальную дизайн-концепцию. Чтобы проджект не выглядел как ученик, который плохо выучил урок, он должен знать все детали проекта.

Проджект участвует во всех этапах проектирования решений. Например, присутствует на ревью, где дизайнер защищает свою задачу перед командой.

В ревью также участвуют арт-дир, исследователь (как адвокат пользователя) и лид-дизайнер проекта. Это помогает проджекту погрузиться в задачи, понять, почему они решены именно так, собрать фактуру и задать вопросы, которые он потом наверняка услышит от клиента.

Игра в заказчика. Проджект забрасывает дизайнера вопросами, которые может задать клиент, а дизайнер аргументирует свои решения с точки зрения логики, ограничений, удобства пользователя, привычности элементов и сценариев, UX-метрик. Игровая ситуация помещает в обстоятельства и прогоняет мысли вроде «почему этот менеджер до меня докопался».

На защите решения перед заказчиком для тебя не должно быть сюрпризов. Поэтому лучше просить дизайнера подробно обосновать каждое решение: аргумент не будет убедительным, пока ты сам в него не поверишь.

Александр

Правило четвёртое: передаём знания заказчику

Важно, чтобы заказчик понимал: мы на его стороне. Не тянем проект на себя и не реализуем фантазии, а работаем в одной команде и вносим экспертность со стороны UX и дизайна.

Найти взаимопонимание помогает прозрачный дизайн-процесс. Мы не раз убеждались, что если показать бенчмаркинг по текущей ситуации на рынке и подобрать аргументы, то заказчики попадают в контекст и начинают смотреть на дизайн-концепцию не с точки зрения «ой, красиво», а с позиции «я понимаю, зачем приняты такие решения».

Для защиты дизайн-концепции мобильного приложения я наравне с дизайнерами читала про тренды управления одним пальцем и thumb driven design, а затем рассказывала теорию о том, как люди управляют телефоном.

Я всегда готова объяснить, как что устроено, потому что это помогает перевести разговор в конструктивное русло: заказчик перестаёт спорить о вкусах и больше думает про функциональность.

Анна

Заказчик всегда предпочтёт обоснованный элемент своему «а я вот так хочу». Но нам как исполнителям не стоит забывать, что свои бизнес-процессы по продукту он знает лучше, а нам надо их принимать во внимание. Цель — не задавить компетенцией, а использовать её адекватно.

Правило пятое: ставим четкие сроки на правки

В крупных компаниях в проектах участвует много людей (продуктовая команда, фронты, бэкенд, безопасники, юристы и так далее), каждый вносит свои правки и у каждого есть своё личное мнение «как надо». Если раньше дизайнеры ходили кругами и возвращались к одной задаче по пять раз, то теперь процесс выглядит так:

  • Раз в неделю мы показываем статус задач и решений. Допустим, это утро среды.
  • До утра пятницы ждём правки и комментарии от всех отделов. У заказчика есть человек, ответственный за SLA и единые решения всех команд.
  • После утра пятницы правки и комменты по этой задаче не принимаются. Но в конце проекта у нас есть ещё две недели, чтобы всё пересмотреть и поправить.

Такая система работает очень хорошо, довольны и заказчики, и мы. У них проект не просаживается по срокам, у нас не выгорают дизайнеры. Все находятся в тонусе и видят прогресс.

Защита решений: как работать со сложными клиентами

Иногда даже самые валидные аргументы не работают, поэтому при защите решений приходится проявлять особую деликатность. Мы накопили несколько лайфхаков, которые помогают сделать процесс внесения правок более приятным и осмысленным.

При повторной защите делаем акценты на местах, где были внесены правки. Если не выделять моменты, которые вы обсуждали в прошлый раз, заказчики обязательно найдут, о чём ещё поспорить. Лучше обсуждать внесённые правки, чем получать шквал новых идей и вопросов, поэтому мы направляем внимание клиента.

Защищаем концепции с экспертом. В проекте есть детали, которые нужно защищать только вместе с экспертом. Например, если показываем дизайн-концепцию, берем на встречу старшего дизайнера, а о результатах юзабилити-теста рассказывает исследователь. Экспертные аргументы повышают уровень доверия заказчика и помогают перевести беседу в конструктивное русло.

Задаём вопрос: «А зачем это нужно?» Бизнес бывает далёк от реальных условий и просит что-то сделать просто потому, что видел такое решение у конкурентов.

Однажды заказчик предложил: «Давайте добавим в личный кабинет клиента его рейтинг, который мы делаем в нашей системе?»

Когда мы спросили, зачем это нужно, оказалось, что рейтинг ни на что не влияет. Более того, у только что зарегистрированных клиентов он будет до обидного низким, поскольку о них почти ничего не известно. Клиенту это ценности не принесёт, а некоторых может обидеть. От идеи пришлось отказаться.

«А зачем» — хороший вопрос-маркер, который помогает отличить полезную идею от шальной.

Защищаем дизайн-концепт с кликабельным прототипом. Мы вставляем в презентацию QR-код, по которому каждый может получить кликабельный прототип концепции.

Когда заказчики изучают мобильное приложение прямо на смартфоне, они видят продукт глазами пользователей и многие вопросы отпадают сами собой. Странно, но компании редко используют этот приём. По крайней мере наши клиенты были удивлены.

Прислушиваемся к заказчику (он может быть прав). Не всем правкам нужно сразу говорить нет. Если прислушаться, заказчики нередко говорят полезные вещи.

На одном из первых проектов мы сделали общий поиск по всему продукту — он искал и по сообщениям, и по документам, и по операциям, и по тарифам с услугами. Заказчик сказал: «А зачем всё это? Давайте дадим поиск только по операциям».

Мы попробовали, и в результате юзабилити-тест показал, что клиент был частично прав. Если людям надо что-то найти, они идут не на главную страницу, а в нужный раздел, и ищут там. Поэтому в следующей версии мы убрали общий поиск и сделали поиск в операциях и чате.

Лучше сделать вариант и проверить, чем сразу говорить твёрдое нет.

Аргументируем в мире бизнеса. Менеджмент мыслит цифрами, поэтому мы подбираем аргументы о рисках и статистике. С продактами важны сроки и KPI: «Если продолжим спорить об этой функции, не уложимся в сроки, давайте оставим и протестируем на пользователях». С безопасниками и юристами ищем доказательства в законах и разъяснениях ЦБ.

В общем, нужно говорить на языке доводов и знать, какие вещи убеждают спецов из конкретной области.

Находим третейского судью. Когда человека со стороны клиента сложно переубедить, можно зайти с другой стороны и пригласить ещё одного сотрудника из их команды.

Клиент хотел, чтобы в приложении была вкладка «Уволенные сотрудники», но мы настаивали на формулировке «Отключенные сотрудники», ведь здесь были все, кого отключили от сервиса по разным причинам, не только из-за увольнения. Пошли решать вопрос к продуктологам, а они сказали: «Всё равно как, главное, чтобы работало». Оказалось, по мелочи спорили — оставили название списка «Отключённые сотрудники»

Сообщаем о проблемах (даже если придётся кого-то уволить). Твой дизайн всегда потом кто-то верстает и разрабатывает. Есть разработчики, которые в конце проекта (а не на еженедельном ревью) внезапно говорят: «Так сделать нельзя». Не из-за систем, а из-за того, что они не могут. Тогда надо идти наверх и рассказывать о проблеме.

Наш технический бэкграунд помогает отстоять позицию и объяснить, как можно реализовать проект и где это уже применяется.

Иногда защита решений — это защита принципов и процессов

Ради чего все эти правила? Ради того, чтобы выпускать нормальные продукты для пользователя.

Те, кто начинает работать с большими заказчиками, вносят правки по каждому слову и вздоху. Они думают, так нужно, чтобы клиент был доволен. И сам заказчик хочет сделать круто, но в результате из-за града правок и личных непрофессиональных мнений получается, как всегда.

С одним из первыми проектов так сделали и мы: по просьбе клиента отказались от детального проектирования и всех негативных сценариев. Ведь сроки горят, надо за месяц всё выпустить и показать руководству. Через четыре месяца пришлось перепроектировать всё с нуля.

Принципиальный подход не избавляет от всех проблем

Описанные нами процессы облегчают жизнь, но они не безупречны. У такого подхода есть свои минусы:

  • На этапе продаж, а иногда и на первых задачах мы отказываемся от проектов, если заказчики не готовы работать в наших процессах и философии «делаем для пользователя».
  • Иногда на аргументы и обучение заказчика уходит до 50% времени проекта. Что тоже не хорошо, ведь мы не проектированием занимаемся, а политотой.
  • Всё равно приходится где-то уступать, что-то менять из-за сроков, новых технических вводных или изменившихся бизнес-процессов. Лучше выпустить работающий продукт через два месяца, чем идеальный через полтора года.
  • Круги правок никто не отменял. Такие система и процессы помогают их уменьшить, но человеческий фактор всё равно вмешивается.

Это риски, но мы идём на них из-за самого большого страха — сделать продукт, за который будет стыдно перед пользователями.

5454
реклама
разместить
26 комментариев

такой клиент за два года у нас был только один ))

3

Одна из немногих статей, где все структурировано, полезно и нет воды. Спасибо!

8

это наш редактор бьёт нас палкой ))

3

Комментарий недоступен

3

ой спасибо, в самое сердечко :) 

1

Классно было бы увидеть пару каких-нибудь интересных кейсов, где аргументы подкрепляются цифрами. 

2
Раскрывать всегда
KFC выпустила рекламу, в которой человек стал куриным крылышком после крещения в подливке, — теперь сеть обвиняют в богохульстве и пропаганде каннибализма

Кампания для британского рынка ориентирована на зумеров.

Кадр из ролика
4646
1010
77
44
22
Если честно - отвратительно на мой взляд Идёт отсылка к крещению и т.п.
Продавцы Ozon смогут установить запрет на участие в автоакциях после предписания ФАС

С 3 апреля 2025 года в личном кабинете появится настройка «Автоматически добавлять товар в акции».

99
Как Free Lines решила нестандартную задачу по вывозу мониторов из Китая
Как Free Lines решила нестандартную задачу по вывозу мониторов из Китая
«“Суперджет” — отличная машина, а санкции открыли второе дыхание»: глава «Ростеха» — об ограничениях, самолётах и импортозамещении

Выжимка интервью Сергея Чемезова журналу «Эксперт».

Источник: РБК
3434
11
11
Надеюсь, сам он летает исключительно на Суперджете, а не на Бомбардире
Вложили 1,5 млн рублей в кондитерский отдел — закрылись через 4 месяца с долгом в 350 000

История пары из Москвы, которая решила вместо свадебного путешествия вложиться в кондитерский бизнес. О том, как ребята подходили к расчетам инвестиций, выбору помещения и почему у них всё пошло не по плану, читайте в нашей новой статье.

Фото не нашего отдела, но у нас было что-то похожее на этот
4646
11
да что ж такое , уже четвертый канал как под копирку - беру интервью у ноунейм, дисклеймер и пр. Истории нейросеть придумывает, или воруете из газет?
Я сшил простую белую футболку и продаю на Wildberries на 120 миллионов в год

В 2021 году я решил создать свой производственный бизнес. С маркетинговым опытом за плечами и желанием делать что-то материальное, я выбрал нишу базовой одежды — простой, качественной и долговечной. Вложил полтора миллиона рублей и начал искать идеально белую ткань для своих первых футболок.

Я сшил простую белую футболку и продаю на Wildberries на 120 миллионов в год
1919
44
Как собрать 1000+ регистраций на вебинар за пару часов, без блогов, прогревов и танцев с рилсами и бубнами

Сегодня я расскажу вам о технологии, которая позволяет организовать вебинар любого масштаба за считаные часы. Хотите небольшой вебинар? Сделаете за час. Нужно несколько тысяч регистраций? Пара часов — и всё готово.

11
Акции «Русагро» за два дня потеряли 30% стоимости на фоне уголовного дела против основателя компании Вадима Мошковича

Защита просила отпустить предпринимателя под залог в 1 млрд рублей, но суд 27 марта 2025 года отправил его в СИЗО на два месяца.

Вадим Мошкович
66
В Ideogram добавили генерацию изображений по референсам и «улучшенную» модель 3.0 — для логотипов, фотографий продуктов и постеров

Собрали первые примеры и протестировали, как работает новая функция Style Reference.

33
11
11
реклама
разместить
Акции американских, европейских и азиатских автопроизводителей упали из-за указа Трампа о пошлинах в 25% на импорт машин и запчастей в США

Аналитики говорят, что цены на автомобили в США могут вырасти на тысячи долларов.

Трамп за рулём Tesla, фото NBC News 
22
11
11
На сайте Apple появился компьютер Lumon Terminal Pro из сериала Apple TV+ «Разделение» — фанаты расстроены, что его нельзя купить

К их сожалению, это всего лишь рекламная кампания стриминга.

Источник фото: Apple — здесь и далее
2929
55
22
День 1128: Минпромторг вместе с «Яндексом» и «Сбером» разрабатывают единый стандарт ПО для промышленных роботов

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото «РИА Новости» 
1212
55
44
[]