Александр Александр

+60
с 2017
0 подписчиков
26 подписок

У ламоды и вб как раз все по фэншую) Женщина может прийти за одним типом, а купить другой. Ну или купить оба варианта, что еще более вероятно. Вот такой вот апсел в рекомендациях.

1. Фин модель это услуги иного порядка и требуют определённых знаний. 

2. Зачем разработчику/ студии непрофильный актив со всеми вытекающими: риски, бизнес-процессы, косты на управление.

3. Аналитика (маркетинг, которого у бОльшинства бизнесов в РФ до сих пор толком нет), сайт, с учетом SEO (чтобы заказчик потом не переплачивал за доработки), дизайн решения, отвечающие целям и задачам - иногда кастомные и требующие "часов" на разработку (а не просто в стиле "я дизигнер, я так вижу), фронт-енд с Блэк-джеком, бак-енд без тормозов и, как минимум, консалтинг по контенту -  это уже более чем комплексно.

4. Конструкторам/шаблонам и прочему no-cod'у уже лет 20 как минимум, а воз и ныне там. Все вышеперечисленное позволяет сократить затраты на front/back, но: во-первых, эти затраты занимают лишь часть сметы, во-вторых, далеко не всегда целесообразно эти затраты сокращать, а иногда и вовсе невозможно - но тут речь о сложных проектах уже.

"Вася" для шаурмы может запилить лентой на "тильде", но когда "Вася" захочет замутить программу лояльности, настроить оповещения об обновлении ассортимента (ведь вокруг еще пять таких же палаток), откроет сеть, начнет стримить с кухни, захочет собрать статистику с точек, введет доставку и тд, то no-code непотянет.

В случае с интернет-магазином (как в примере), если товар низкомаржинальный/высококонкурентный, не имеет особенных преимуществ и перспектив развития и им завалены маркетплейсы, то смысл в такой бизнес лезть. Может "супер бизнес идея" является таковой только в глазах владельца, которую он не может скинуть из-за когнитивного искажения. А если это какая-нибудь премиальная история с налаженным товаропотоком, то какой смысл долю размывать, если окупаемость короткая?

5. "Предпринимательской инфантильностью" я называю желание скинуть ответственность за свои бизнес-процессы / риски на плечи разработчиков. 
Вот в этой фразе "как конкретно ваше решение за n-миллионов будет помогать моему бизнесу?" есть полуправда.
1) Разработчик должен обосновать дизайн решение и технологический подход: почему нужна такая структура и Х макетов (каждая страница - деньги), почему нужны такие-то фичи, почему нужны такие-то технологии, сколько будет стоить запилить "но-код" и сколько будет стоить переделать, если "товарооборот" попрет.

Итого имеем как минимум затраты времени на анализ, консалтинг и генерацию идей. Все это занимает время. причем не пару часов, которые можно накинуть бесплатно при оплаченном заказе лендоса или утопить в административных расходах. 

2) Когда заказчик приходит с откровенно провальной идеей или его хотелки раздувают смету и являются вредными (и такое бывает), то разработчик должен предупредить о возможных рисках. 

Подписываться же под разработку за долю в бизнесе - такое практикуется, но продавцом уже будет носитель идеи, чтобы его убедили отойти от "налаженных" бизнес процессов (которые могут быть налажены только при крупном ценнике и с соответствующим запасом времени на проект и окунуться в новый для себя мир с человеком, которого он видит впервые в жизни.
 
Работающий бизнес + аутсорсинг имеет ограниченные рамки и если у аутсорсера нет ресурсов/желания лезть в ваш бизнес, то смысл возмущаться - это и есть инфантильность. Со мной не хотят дружить, плохие хоббиты. Или как? Ушлость? На рынке полно предложений. Кто ищет, тот всегда найдет.

6. Почему, например, при строительстве завода не всегда берут в долю а) строителей, б) производителей оборудования? Но всегда на производстве должен быть условный главный инженер, который еще на стадии разработки проекта будет подбирать линию. И ничего, что з/п ему нужно платить 2-3+, пока завод строится?

Если предприниматель в век тотальной цифровизации не может принять решения по разработке, то следует такого человека найти, либо обучиться. Вот только на один дизайн интерфейсов до хотя бы middle уровня уйдет минимум год (теория + постоянная практика при full time загрузке, часов по 12 в день). А еще есть фронт-енд/бэк-енд, аналитика, цифровой маркетинг и ряд смежных дисциплин..

Это, кстати, именно те знания и опыт, которые в т.н. "жопочасы" входят + маржа + премия за риск и прочие расходы. Интересно, как назвать "часы", если я идеи во время пробежки генерю?

7. Отдельно. Если разраб разводит клиента пением, то это нечестный разраб. А клиенту нужно либо научиться разбираться в людях, либо считать, что купил опыт - обманы были, есть и будут, к сожалению. Корень этого вопроса лежит вне отрасли веб разработки. Как снизить этот риск? см п.6

8. Статья, конечно, не сильно информативная и можно бы было подраскрыть, но очередной пассаж из серии "разработчики зажрались" это такой "нераскрытый" крик души от которого очень сильно отдает предвзятостью.

2

Почему разработчик должен считать прибыль за вас?

Считать прибыль это задача предпринимателя. Задача эта может быть относительно трудоемкой и не факт, что ожидание сойдется с реальностью. Тем более что проект может не пережить как кассовый разрыв (не учли какой-то фактор), так и плановый приход прибыли (вместо реинвестирования растащили на кайфы). Кто в таком случае будет отвечать за провал?

Может еще фин модель бизнеса построить? Стратегию продвижения, внутреннюю инфраструктуру расписать, риски оценить, поставщиков найти и предварительно договориться?

Хм, а зачем тогда нужен вообще заказчик. Проще сделать проект для себя и развивать его.

Итого: Научитесь воспринимать сайт/цифровой продукт как CAPEX и моделируйте его окупаемость на основании бизнес-гипотез, ожиданий и принимайте на себя предпринимательский риск, либо оплатите соответствующую работу специалистам.

Естественно, в веб-разработке есть некоторый набор "лучших/обязательных решений". И неплохо бы владеть такой информацией, чтобы договориться с разработчиком "на берегу". Или нанять консультанта, которому доверяете и который сможет проверить работу разработчика за вас и контролировать разработчиков в процессе. Тут уж либо рисковать, либо потратить время на изучение.

А то какая-то предпринимательская инфантильность: создайте, пообещайте (у многих в голове сразу это означает, что за обещанное придется нести ответ), а я буду "управлять".

3

Не совсем так. Первый переворот в феврале 1917 "замутили" как раз купцы - староверы при помощи внешних сил. Монархия к тому моменту, видимо, уже успела знатно деградировать. У историка Пыжикова есть шикарный рассказ про это (видео есть на youtube).

Второй переворот стал возможен из-за отсутствия опыта гос управления у новой власти и/или плана действий - может еще чего, не помню точно. В итоге к власти в октябре под знаменем большевизма (возвращать монархию, видимо, было не с руки, тк она успела себя "зарекомендовать") и на "топливе" новых третьих сил (коминтерн) пришла сборная солянка из части белых (прежде всего офицеров), части тех же купцов-староверов и других групп. Потом уже "историки" написали нужную сказку для масс, которую все приняли. 

По иронии судьбы, зажиточные купцы из староверов появились благодаря царю. Это было сделано, чтобы сломать квазисоцилистический уклад русской деревни.

Современные правители, которые судя по триколору, подходу к управлению и памятнику "Петру" в Москве эстетически и идеологически тяготеют к дореволюционной монархии, видимо, помнят о роли купечества и поэтому почти весь крупный бизнес в РФ сегодня государственный или окологосударственный.

1

Я в данном вопросе пришел к такому выводу:
1) выслушиваем заказчика
2) просим обосновать его решение
3) берем паузу
4) принимаем решение по интерфейсу и аргументированно защищаем его.

Плюсы такого подхода:
1 - как минимум вы проявите уважение к позиции заказчика.
2 - иногда заказчик может предложить годную идею
3 - из предложения заказчика можно лучше понять, что нужно сделать. Возможно задача изначально была неверно понята. Так часто бывает, тк не все далеко люди умеют доносить свою мысль + взгляд дизайнера может быть зашорен
4 - предложение заказчика может "перезадать" вопрос и помочь найти (синтезировать) новую, более крутую идею.
5 - решения будут приниматься на основе аргументов

Кмк, для создания хорошего дизайна нужно чтобы:

1) Заказчик знал чего хочет
Цели проекта, задачи продукта и боли пользователей, которые требуется решить - как минимум. Понимание базовых функций и фишек это плюс. На этапе анализа конкурентов,  "функции и фишки" дополняет дизайнер (они берутся у конкурентов + в процессе исследования доводятся или приделываются самим дизайнером). Видение клиента и рисеч дизайнера складываются и формируется модель продукта.

Предложить такую модель может Дизайнер (тогда это дизайнер продукта, а не интерфейса) или сам Заказчик - смотря как распределены роли.

2) Объем работ был оговорен.
Можно единым куском делать - можно разбить на части - все ситуативно. Это и есть ТЗ. Но не ТЗ "из головы", а на основании гипотез и исследований. Даже если у вас лендос на 1 страницу нужно понимать иметь перед глазами сайты ближайших конкурентов, чтобы отличаться от них.

Для дизайнера оно нужно в том числе для того, чтобы обезопасить себя от вечных доработок с обоснованием "ну ты же обещал хороший дизайн"

3) Заказчик доверял дизайнеру.
Тогда возможно конструктивное обсуждение и качественный синтез. Иначе будет не нужная никому нервотрепка, 10500 итераций, выгорание и тд

PS
Доработки будут на любом продукте, т.к. дизайн на основании статистики возможен только при наличии этой статистики, да и CRO никто не отменял

Отправил в личку.

Если эти читы юзают ваши подрядчики, то есть повод задуматься над их компетентностью. Короля делает свита.

Заодно просьба удалить мой номер из вашей БД.

Пока Тинькофф у меня доверия не вызывает совсем, сколько бы ваш бизнес не стоил. В банковском деле главное доверие и тут у  российских банков все очень плохо.

Хотя идея банка без офисов очень крутая. 

Когда тебе на телефон приходит сообщение с ключом для входа в ЛК банка, но ты ни разу не клиент банка это тоже не "навязывание"?

 вы гвозди всегда микроскопом забиваете?Все очень зависит от продукта и целей компании.
Если мебель какая-нибудь нишевая по стилю, то для старта, возможно, будет достаточно связки "соц сети + лендосы по товарам на тильдах + одноэкранник с фото и адресом магазина.  
Если покупатели в b2b - барные стулья, мебель для ресторанов и тд, то, стартануть можно и без магазина вполне. 

В обоих примерах магазин будет лишь дополнением к уже налаженным каналам продаж и это вопрос не первой срочности. Лучше потратьте деньги на брендинг и качественные фото.

Но если компания себя позиционирует как лидер рынка мебели с лучшим ассортиментом и клиентским сервисом, то нужно соответствовать духу времени и ожиданиям пользователей


И момент 2 - если у магаза заказов 10шт в день - какая разница сколько кликов делает сотрудник? И это не обязательно нищебродский магаз, например, ювелирка.- 1) ваши сотрудники это ваши клиенты, только внутренние. Если сотруднику неудобно / неприятно работать в компании, то он никогда не будет работать на 100% + его лояльность к работодателю будет ниже - для предпринимателя это значит поиск нового человека и его обучение - хотите такие хлопоты? 2) чинить мелочи всегда трудно: по началу кажется мелочь, "и так сойдет", но в какой-то момент их становится очень много и негативный эффект появится в самый не нужный момент. 


И с чего принимается решения чего хочет заказчик? Полагаю, что у всех специалистов свой подход. Я пришел к тому, что в начале всегда анализ: что за продукт, в чем его ценностное предложение, кто клиенты, как покупают, кто конкуренты, как продают, SWOT,  и тд. 

У любого предпринимателя сегодня должна быть выкладка по этим параметрам, иначе велик риск потерять рынок в любой момент.


 все это хорошо, но строители заводов вероятно не парят про то, какую он прибыль принесет если возьмут модный кирпич.

И не стоит путать модное с необходимым. Любой современный инструмент нужно изучать в контексте решаемых задач и делать выводы смотря на ROI и период окупаемости.

И поэтому, качество кирпича владельцев заводов (если он не полный ноль) парит, тк не тот кирпич через пару лет рассыпется и придется завод останавливать, чтобы стенку перекладывать - а это уже так себе мероприятие 


 > Я не адепт шаблонных решений, но желание впарить кастомщину и засадить крюк в мягкое место заказчика ну просто прям через край прет.

- никогда не впариваю. Очень часто отговариваю людей лепить что-то сложное и нафиг не нужное. Разочарование от ненужной фичи по завершении разработки вредит отношениям с заказчиком сильнее, чем профит от ее реализации.

Задача любого ответственного специалиста говорить о рисках в начале пути, тем более, что когда у заказчика горят глаза и он не замечает очевидных рисков.

А время, которое я потрачу на запил лютого кастома лучше потратить на другие, полезные вещи и заработать там.


Возвращаюсь к шаблонным решениям:
- для чего-то временного, простого, маленького и в том случае, если больших затрат на рекламу нет, то шаблон сгодится 

- если нужно качество (визуальное/техническое) и/или планируются большие рекламные затраты, то использование шаблона это как деревянный велосипед - ехать едет, но чето неудобно

2

Почему владелец завода не требует от строителя завода гарантий того, что завод будет приносить прибыль? За производство на заводе отвечает инженер, за соответствие продукта рынку Маркетинг, за продажи отвечает Sales. контролирует их всех Гендир.

Гарантии в продажах это, на мой взгляд, шарлатанство тк модель очень многофакторная. За исключением редких случаев вроде монополий или дефицитных товаров продажи всегда будут отличаться от плановых. Хотя и в случае исключений будет некоторый разброс объемов на длинном таймфрейме.

Создатель сайта должен обеспечить внедрение лучших практик на основе реальных потребностей бизнеса (это единственное в чем я согласен с автором опуса про вордпресс и битрикс) и реализовать процесс на оговоренных условиях. Вот только "реальные потребности бизнеса", порой, не знает даже сам владелец бизнеса, тк стратегии развития просто нет. 

То что мебельный магазин "на последнем издыхании" это не вина "разработчиков сайтов" и не понятно, почему они должны обесценивать свой труд из-за того, что ваш бизнес теряет долю на рынке. Тот же Hoff, например, на том же рынке вял и вырос и его косты на сайт много больше 75к руб. Почему это никого не смущает?

Процесс разработки требует времени. Качественный продукт требует еще больше времени: сбор данных, их обработка, поиск фич, проверка гипотез, разработка прототипов, дизайн интерфейсов, верстка, js, админка (вы же хотите, чтобы она была удобной и сотрудник не делал по 5 кликов на простые операции - привет Битрикс), загрузка товаров из 1С + синхронизация остатков, интеграция доставки, тестирование + управление командой и проектом - 13к? 75к? Шанс есть всегда, но я бы не поставил свои деньги на благоприятный результат такого проекта .

Даже если вы потратите на сайт 750 тыс. или 7,5 млн результат может быть провальным, если в основе "мертвая гипотеза", не конкурентный оффер или плохой клиентский сервис. Много ли 75к за сайт? А 7.5 млн? Ответ на этот вопрос определяется через ROI (и еще пару метрик) - да и в этом случае оценка будет "выгодно/не выгодно". Оценка "дорого/приемлемо/дешево" всегда субъективна. 

5

В целом очень годно. Предположу, что Уровень 4, можно раскрыть глубже. В частности, показать, что бренд-дизайн дает заказчику. Специалистам это понятно, но заказчикам (отдельным) было бы полезно обосновать.

1

Не уводи дискуссию в сторону. 

Я вижу однобокий взгляд на проблему, эмоциональную оценку без анализа и, возможно, желание хайпануть на противопоставлении "народ - власть". 

А смысл комментария в том, что прежде чем принимать решение необходимо рассмотреть вопрос со всех сторон.

Возможно чиновник был коррупционером, а возможно прогеры собрали на коленке недопродукт.

"почти готовых" продуктов не бывает
есть либо готовый, либо не готовый. 

чтобы оценить стоимость продукта нужно как минимум проанализировать ТЗ и смету, а потом сравнить сделанную альтернативу.

Пока вопрос раскрыт лишь с одной стороны, поэтому перед нами полуправда. Это не исключает коррупционного сговора и возможности сэкономить, но утверждать, что новый продукт по качеству равен запланированному тоже нельзя. 

Большая и очень полезная работа! Благодарю за полезную информацию.

Лайфхаков не нашел, но за идею и исполнение респект.
Давно пора поставить на место Hermes)

Что в итоге? Дырявый продукт и обесцененная стоимость разработки.
Благими намерениями....


А министр тоже красавец - если там за 16 млн мероприятий на 4 года, то человек принял эмоциональное решение не разобравшись в вопросе и не сравнив альтернативы. 

1) читать/конспектировать статьи
https://medium.com/ux-crash-course 
https://ux.pub 
https://designpub.ru
https://jvetrau.com/category/digest/ 
+ группа в tg uxnotes хорошая, оттуда будут еще ссылки на ресурсы

2) изучить Material design и Human Interface Guidelines

3) Делать проекты
3.1 - решать мелкие задачи
3.2 - делать проекты с 0 

1

Говорить, что брендбук это "понты" и при этом самим же отмечать, что "брендбук повышает доверие", позволяет избежать репутационных негативов и не потратить деньги на неэффективную коммуникацию это как-то непоследовательно.

такие клиенты всегда были есть и будут. Подруге повезло, что он отказался на старте. Т.к. человек, не понимающий зачем ему хороший дизайн вынесет все мозги после того, как увидит "нечто похожее" за 15 USD.

Да, сайт за 15 USD может решать задачи и даже может делать это эффективно, но не всегда и в любой момент может проиграть лучше подготовленному конкуренту.

Насчет ИИ - вряд ли он заменит дизайнера. На уровне решения типовых задач, например расчет высот и отступов в зависимости от гарнитуры и параметров базовых блоков возможно. Но это не замена, а помощь, как компоненты в фигме. CJM ИИ вряд ли построит, особенно для нетиповых проектов , закрывающих новые потребности или закрытия старых задач новыми, нестандартными способами.

Заказчикам вряд ли потребуется 100500 одинаковых сайтов - любой конкурентный бизнес стремится выделиться из толпы, а не слиться с ней.

Я наоборот ожидаю, что в ближайшем будущем работа дизайнера усложнится и значение хорошего дизайнера вырастет.

1

то что преподносится как web design 3.0 существует уже ни одно десятилетие. Никто не мешает выворачивать маржины как угодно - главное, чтобы решалась задача и пользователю было удобно. Теория высосана из пальца

1

ватник крутой, хотя я бы не купил, тк он вгоняет в тоску, но концепт шикарный
чехол на телефон от альфы прокатит

остальные либо уг тк ничего оригинального нет, особенно закос под офвайт дешево выглядеть будет, либо классический корпоративный хлам. Но тенденция интересная, да и лям рублей не пахнет

В чем понт носить мерч порн хаба?

а) будьте ответственны за то, что вы делаете. Осмысляйте свою работу.

кмк написано плохо. "Осмысление" может быть достаточно субъективным мероприятием. Намного важнее синхронизация участников:
1 - Заказчик и исполнитель должны понимать, что будет в конце проекта и на ключевых его этапах.
2 - Участники команды должны четко понимать, что каждый из них должен сделать, каким образом (если это релевантно - часто это важно при работе front- и back-end специалистов) и что должно быть получено в конце итерации (спринта, этапа работ)

2

таким будет весь ру дизайн, когда интернет в стране зафаерволят

под "всем миром" имел ввиду Гугл и не русский сегмент, например, варежки в Онтарио или лыжи в Монреале

Здравствуйте, Дмитрий,
спасибо большое за четкое изложение и полезное содержание.
Изучаю сейчас SEO "для себя" - подчеркиваю полезные детали из Вашего цикла.

По этой статье возник вопрос:
вынос страниц с региональной информацией на третий уровень (moscow.site.ru, spb.site.ru)

этот прием актуален только для рунета( и яндекс) или на весь www распространяется?

1

кмк, чтобы всему этому противостоять, нужно иметь понимание своих возможностей - на что ты готов пойти, на что не готов. Если клиент заплывает за буйки, то либо предлагать компромисс, либо расставаться.

Самое сложное - оценить себя точно

Если же прогнуться перед клиентом, то потом этот клиент будет тебя постоянно прогибать. От такого развития событий в долгострой не выиграет никто

2