«День в стиле Ghibli»
Ручка в виде кредитки
Робот-скульптор
Huawei Pura X

Как улучшить сканируемость контента и сделать его более читаемым

The UX Collective рассказали об основных паттернах чтения и поделились рекомендациями по улучшению сканируемости контента. Адаптированный перевод материала от продуктового редактора Александра Марфицина.

Как улучшить сканируемость контента и сделать его более читаемым

Если нам нужна информация, мы её гуглим. Затем сканируем название и описание, а когда попадаем на подходящую страницу, ищем подсказки в содержании. Пытаемся понять, стоит ли её читать полностью.

Такое информационно-поисковое поведение можно сравнить с поведением хищников. Дикие животные ищут пищу, чтобы выжить. Люди ищут информацию, чтобы утолить всё возрастающий информационный голод. Эксперты по юзабилити и когнитивные психологи называют это эффектом «информационного запаха» (the information scent effect).

Пользователи оценивают, сколько полезной информации они получат и после поиска сравнивают фактический результат с прогнозом. Когда «информационный запах» ослабевает, люди переключаются на другой источник информации.

Вот почему мы сканируем информацию. Мы не ленивы, просто наш мозг устроен так, что с помощью наших инстинктов он старается решить проблему как можно быстрее с наименьшими затратами энергии. Нет борьбы между ленью читателя и вычурным содержанием, это вопрос эмпатии.

Вам нужно придать форму своему содержанию

Это поможет пользователям выслеживать «информационный запах» и получать максимальную отдачу от вашего сообщения. Мы расскажем об основных читательских паттернах и поделимся рекомендациями по усилению «информационного запаха» в вашем контенте.

4 основных паттерна сканирования

С 1997 года самым популярным паттерном чтения считался F-паттерн. Но с развитием интернета и гаджетов многое поменялось. Теперь NN/g выделяет 4 основных шаблона, по которым люди сканируют информацию.

1. F-паттерн

Пользователи используют этот паттерн при больших объёмах текста без форматирования:

UX Collective
UX Collective

Это похоже на настоящую текстовую стену. Делать её — самая распространённая ошибка при создании контента, людям такие материалы кажутся непривлекательными Поэтому они сканируют слева направо сверху, затем сверху вниз в начале предложений. Только если некоторые слова кажутся им релевантными, они читают дальше.

Улучшить такой паттерн можно, выделив ключевое содержание и сократив текст.

2. «Пятнистый» паттерн

Читатель глазами перескакивает из одного места на другое, ищет ключевые элементы или руководствуется выделенными фрагментами:

UX Collective
UX Collective

Такой паттерн хорошо поддерживает сканируемость информации, добавляет тексту визуальный ритм. Но он всё ещё далёк от идеала. Читатели будут перескакивать с одного «жирного» предложения на другое в поисках конкретного ключевого слова, а не читать материал последовательно.

Чтобы улучшить этот паттерн, разделите материал на куски с подзаголовками. И добавьте между этими кусками немного «воздуха».

3. Паттерн «слоёного пирога»

В этом случае читатель сканирует не слова по отдельности, а целые фрагменты текста:

UX Collective
UX Collective

Этот шаблон помогает считывать заголовки, а затем сканировать соответствующую часть текста. Так пользователи могут читать больше. Но это не лучший паттерн.

Чтобы улучшить этот паттерн, используйте списки и сразу загружайте ключевую информацию.

4. Паттерн «приверженности» или «обязательства»

При таком сценарии люди последовательно просматривают содержимое. Они читают слово за словом, потому что материал кажется им сбитым и цельным. Такой шаблон можно считать лучшим для улучшения сканируемости контента:

UX Collective
UX Collective

Этот паттерн — цель любого писателя. Нужно усилить «информационный запах» вашего контента не только направляя взгляд на искомые ответы, но и доставляя ключевые сообщения.

Как усилить «информационный запах» контента

Чтобы достичь паттерна «приверженности» для последовательного сканирования контента, нужно:

  1. Делить содержимое на фрагменты
  2. Сразу загружать ключевую информацию
  3. Создавать визуальную иерархию
  4. Снизить отвлекающие факторы

О каждом из этих пунктов подробнее.

Делить содержимое на фрагменты

Как вы заметили в примерах выше, 3 абзаца из 3 строк намного лучше, чем 1 абзац из 9 строк. Поэтому:

  • Используйте подзаголовки как можно чаще. Сделайте их значимыми и укажите в них важную для читателя информацию.
  • Пишите короткие предложения. Разделите идеи на несколько простых предложений вместо сложных с запятыми.
  • Делайте короткие абзацы. Держите их в пределе 2-5 строк.
  • Разбивайте абзацы на списки. Маркированный и нумерованный списки помогают создавать короткие предложения и увеличивают время чтения.

Для оценки читаемости англоязычных текстов подойдёт Hemingway Editor. Для русскоязычных можно использовать «Главред». Если знаете более подходящие инструменты, поделитесь в комментариях.

Быстро загружайте ключевую информацию

Сначала ответьте на вопрос пользователя, затем переходите к деталям.

  • Правило двух. Внимательно следите за тем, что написано в первых двух абзацах. Затем в первых двух строках, далее в первых двух словах предложения. Если они зацепят внимание читателя, он продолжит сканировать материал.
  • Добавьте выжимку материала в самом начале. Чтобы пользователи сразу поняли ключевую идею и убедились, что статью стоит читать.
  • Добавьте оглавление со ссылками на подразделы. Они описывают ваше содержание и помогают человеку сразу перейти к нужной информации.
  • Задайте иерархию контента. Ответьте в первых двух абзацах: что, когда, кто и где. Затем вникните в «почему», сохранив дополнительные детали.

Это требует опыта. Для англоязычных текстов могут подойти Grammarly и ProWritingAid. Если знаете аналог для русскоязычных текстов, поделитесь в комментариях.

Создайте визуальную иерархию

Размер текста, цвета и отступы жизненно важны для понимания, как одна часть контента соотносится с другой. Это помогает читателю понять, на что обращать внимание в первую очередь.

  • Типографика. О ней хорошо написано в материале Canva. Самое главное — сохранить и передать с помощью типографики порядок чтения.
  • Ключевые идеи с полужирным начертанием направляют читателя по всему тексту, снабжая наиболее важной информацией. Используйте полужирное начертание в меру, не стоит выделять больше, чем одно предложение в каждом абзаце.
  • Значимые изображения дополняют ваши идеи и предлагают продолжить изучение. Не используйте их как декоративные элементы — они могут украсть внимание читателя.

Сделайте скриншот своего содержимого, заблюрьте его, и проверьте, правильно ли страница передаёт поток чтения. Изучите принципы гештальта, чтобы улучшить визуальную иерархию.

Снизьте влияние отвлекающих факторов

Аккуратно используйте следующие элементы:

  • Выровненный по центру текст. Он нарушает поток чтения и люди сканируют только его. Например, когда читаем новости, то часто обращаем внимание только на заголовок и крупные цитаты.
  • Цветные «пятна». Они легко привлекают внимание, но, как и отцентрованный текст, отвлекают от основного потока чтения.

Людям нужны ответы. Не усложняйте этот процесс и подкармливайте «информационного хищника» в голове пользователя.

Сканируемый контент в целости и сохранности доставит ваши ключевые послания. По предыдущим рекомендациям вы поняли, что вам не нужно создавать яркий контент. Нужно понять паттерны чтения и усилить «информационный запах». Это вопрос понимания привычек людей.

Больше о пользе контента для продукта в моём Телеграм-канале «Инструменты редактора», блоге на Medium и ежемесячной рассылке. За наводку на статью спасибо Михаилу Хананашвили.

2929
реклама
разместить
8 комментариев

Спасибо за перевод и за инструменты!

"Главред" достаточно неоднозначен, хотя и помогает: всё зависит от выбранного стиля изложения. Для сухих выжимок и информирования — инструмент практически идеален. Также есть полезный русскоязычный сервис "Орфограммка". 

2

Спасибо. Да, согласен. Но я «Орфограммку» больше для выявления ошибок использую, а не «читаемости» :)

1

Что интересно - этот текст я пролистал. 

2

Хорошая заметка, спасибо! Коротко и по делу, при этом с обоснованием, с истоками. Круть.

1

Да, ребята хорошо написали, я только перевёл :)

Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
3333
2323
55
33
11
11
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
«Если честно — *********»: создатель «Глаза Бога» рассказал, что закрыл Telegram-бота «до момента, пока не станет понятно, можно ли возобновить работу»
2222
44
11
Он так и не понял, что занимается незаконной деятельностью, даже в случае когда это "официальный" запрос.
Какие ошибки чаще всего допускают при выборе клининговой компании

Выбор клинингового подрядчика — это стратегическое решение. От него зависит не только чистота офиса, но и эффективность работы команды, впечатление клиентов и даже срок службы ремонта. Ниже рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые совершают компании при выборе клининговой компании, и расскажем, как их избежать.

Какие ошибки чаще всего допускают при выборе клининговой компании
Мой бизнес умер за неделю: Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода

Когда санкции похоронили мой магазин, я считал каждую копейку. А потом узнал про каналы — и теперь мои посты читают 50.000 человек в день

Мой бизнес умер за неделю: Как случайная встреча в кафе вернула мне 3.000.000 рублей за полгода
99
11
В Бангкоке ЧП после землетрясения — высотки эвакуируют, работу метро и торги на таиландской бирже ограничили

Правительство Таиланда предупредило о возможных повторных толчках.

1818
1313
33
Как хорошо, что мы живем в России
Компания Light представила обновлённую версию телефона Phone — без магазина приложений и с кнопкой для съёмки фотографий

Стоит $599.

Источник: The Verge
1515
33
Стартаперы переизобрели бабушкофон
Что такое ИИ-агент: как они работают, с чего начать их создание и какие типичные ошибки
Что такое ИИ-агент: как они работают, с чего начать их создание и какие типичные ошибки

В своей практике я всё чаще сталкиваюсь с запросами на создание ИИ-агентов, и это неудивительно: грамотное внедрение таких решений помогает автоматизировать процессы, сократить издержки и повысить качество обслуживания. Но чтобы добиться результата, важно понимать основные подходы к созданию ИИ-агентов, знать типичные ошибки и ориентироваться в том…

11
SoftBank собрался вложить до $1 трлн в разработку ИИ в США — Nikkei

В январе 2025 года OpenAI, Oracle и SoftBank создали компанию Stargate для строительства дата-центров в стране.

44
Минцифры определило порядок оплаты сбора за интернет-рекламу — «не позднее пятого числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом»

Контролировать платежи будет Роскомнадзор.

Фото РБК
2121
77
11
Господи, как же задолбали 😡
реклама
разместить
ФАС запросила у интернет-провайдеров информацию о препятствовании доступу в дома застройщика ПИК

В случае выявления нарушений, служба «примет меры».

2121
88
Вот это новость. Всегда был монопольный провайдер в ЖК пика, самолёта и пр и жильцы жаловались на это, а тут вдруг ФАС спохватился что оказывается есть такая практика!
«Наша структура — блокчейн в ритейле»: менеджер дискаунтера «Светофор» — об управлении, проверках и конкуренции

Несколько тезисов из интервью РБК с главой сети в Центральном федеральном округе Еленой Захаренко.

Захаренко. Источник фото: РБК
1515
66
44
- Мы торгуем фальсификатом, самым дешевым говном какое можем найти, нарушаем условия хранения, не платим налоги и кидаем поставщиков - Простите, что?... - Я говорю у нас блокчейн в ритейле
День 1129: первый полёт «полностью импортозамещённого» SSJ 100 запланирован на апрель 2025 года

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
1515
66
22
Расскажите почему SSJ, которых довольно много в авиапарке России и с которыми нет катастроф - плохо.