Танцуют все! ... платит один :: Как мы боролись с многократным использованием лицензий на ПО

Разрабатываете и продаете тиражируемое программное обеспечение? Уверены, что не теряете деньги как мы?

Наверняка вы много раз слышали, что эффективнее продавать одному клиенту несколько раз, чем нескольким клиентам по одному разу. Поиск каждого нового клиента стоит дополнительных денег и времени, а существующий - вот он уже стоит у кассы.

Отсюда естественное желание - продать одному клиенту сразу несколько лицензий своего продукта. Причем именно одного продукта, т.к. разработка продуктовой линейки также требует денег и времени.
Впрочем, это не говорит о том, что не надо выстраивать линейку продуктов.

О том, какие программные продукты могут продаваться сразу в нескольких экземплярах - тема отдельной статьи.

Предположим, что у вас такой продукт есть.
У нас он есть - редактор справочной и пользовательской документации Dr.Explain.

И все бы хорошо, но ...

Наш продукт может использоваться несколькими людьми в команде для совместной работы над документацией, при этом иногда компания покупает одну лицензию и одновременно "раскатывает" ее на нескольких компьютерах. Мы явно теряем деньги.

Иногда пользователи шли другим путем - использовали для работы несколько бесплатных или самых дешевых лицензий, а для получения конечного результата (документа без защитных водяных знаков) приобретали одну продвинутую лицензию, на которой делался экспорт проекта в финальный формат.
Способ законный, но опять же мы теряли деньги, которые можно было бы заработать, переведя всю команду на продвинутые лицензии.

Танцуют все! ... платит один :: Как мы боролись с многократным использованием лицензий на ПО

Подумайте, наверняка для вашего продукта, тоже существует "схематоз", из-за которого вы недополучаете прибыль.

Если это так, то вот свой список мер, которые помогут минимизировать потери от подобных сценариев. Мы используем почти все.

Привязка к "железу" или рабочему окружению

Портит жизнь "схематозникам", но усложняет процесс продажи и активации лицензий, т.к. требуется еще один шаг в процессе лицензирования - обмена уникальными активационными ключами с информацией о железе. Для этого потребуется создание инфраструктуры и сервиса для такого обмена.

Онлайн-активация с ограничением числа активаций за период времени

По личному опыту и отзывам коллег по цеху прием работает хорошо, но снова требует определенных усилий по реализации системы активации.

Кроме того, нужно не забыть о сценарии, когда машина, на которой активируется лицензия, не имее доступа в Интернет. В этом случае, нужна возможность активировать лицензию по email, телефону или мессенджеру.

Демонстрация имени владельца лицензии в заголовке главного окна, в ином видимом месте программы или в результатах работы ПО

Не все себя чувствуют комфортно, когда постоянно видят свидетельство своей нечестности - чужое имя или название другой компании, при использовании не своей лицензии. Распространение, например, документов, в которых указано название не вашей компании - вообще испанский стыд.

По словам одного разработчика, простой вывод имени пользователя в title bar программы (кажется, у него был SQL редактор) увеличил его доход на 300%. У нас таких внушительных результатов это не дало, но и реализация стоила копейки.

Запрет работы с проектами, которые сохранялись более продвинутыми версиями в менее продвинутых и бесплатных версиях

Так мы отсекли ситуации, когда весь офис сидит на бесплатных или дешевых лицензиях, и покупается только одна лицензия для финального экспорта/компиляции.

Реализация такого запрета стоила нам пары строчек кода, но моментально принесла сопровождавшиеся ворчанием и стонами допродажи сразу после апдейта.

Вынесение части логики приложения на сервер с доступом через персональные эккаунты пользователей.

Подходит далеко не для всех продуктов и может быть технологически сложным и дорогим решением.

В нашем продукте такого нет, но если у вас есть какой-то интеллектуальный процессинг данных, который можно вынести из продукта и дополнительно контролировать вызовы API, - присмотритесь.

Интересно узнать, как вы решали подобную проблему или может быть обходили подобные защиты как пользователь.

1313
7 комментариев

Главное, чтобы после таких, фактически, урезаний, продукта конкуренты не стали более выгодными или хотябы более надежными, потому что не вставляют такие "палки в колеса"

3
Ответить

100%
Поиск баланса платного/бесплатного - искусство, которому учимся всю профессиональную жизнь

2
Ответить

Демонстрация имени владельца в программе - это мы делали. Очевидно что должно сказываться положительно. Однажды с просматривая в ютубе ролики снятые другими людьми про наш софт нашли видео бразильского блогера, который пользовался лицензией другой компании. Мы ещё имя владельца лицензии добавляем в свойства PDF отчетов с той же целью.

1
Ответить

Если есть возможность указать принадлежность лицензии в документах, которые отдаются наружу, то это классно.

Ответить

Демонстрация имени владельца лицензии в заголовке главного окна, в ином видимом месте программыНу это же очевидная глупость. Какая разница, что написано где-то в интерфейсе, если это не влияет на результат?

1
Ответить

В B2B-сегменте, особенно западном, к этому более щепетильное отношение. Регулярно просят сменить имя лицензиата при каких-то корпоративных пертурбациях.

Ответить

«Онлайн-активация с ограничением числа активаций за период времени»Правильное разрешённое количество возможных активаций за периоды времени - реально сложно подобрать

1
Ответить