Как юмор может спасти и потопить проект

Сотрудники «Мегаплана» любят шутить и устраивать совместные посиделки. Недавно мы даже провели онлайн барный квиз! При правильном использовании юмор на рабочем месте полезен для здоровья компании.

Юмор повышает эффективность и продуктивность проектных команд, изменяет поведение людей и создает атмосферу высокой производительности. В этом уверены авторы бестселлера «Руководитель проектов. Все навыки, необходимые для работы» Рэндалл Инглунд и Альфонсо Бусеро. Они много лет занимаются проектной деятельностью и хорошо знают, о чем говорят. В данном пособии по проектному менеджменту чувство юмора упомянуто среди важнейших качеств квалифицированного менеджера проектов. Искрометные и уместные шутки действительно способны вдохнуть новую жизнь в буксующий проект — и в книге это доказано на реальных примерах. Остановимся на самых интересных моментах.

Эта статья будет полезна менеджерам проектов, продуктов и программ, если они хотят вдохновлять своих людей на выдающиеся результаты. Кроме того, сегодняшние советы пригодятся собственникам бизнеса и руководителям компаний, стремящимся научиться удерживать внимание аудитории и стать харизматичными лидерами.

Люди – самое важное

Профессиональный менеджер проектов, помимо знания организационных и технических аспектов своей деятельности, должен мастерски владеть ключевыми навыками работы с людьми. Ведь успех любого проекта зависит от слаженных действий всей команды, координировать которые тоже входит в обязанности руководителя. Как правило, проекты удаются или проваливаются не из‑за технических факторов. Они не получаются или, наоборот, выстреливают в зависимости от того, насколько хорошо люди работают вместе.

В проекте шутка – очень серьезная вещь.

Альфонсо Бусеро

Увлеченные люди, получающие удовольствие от работы, всегда найдут способ решить проблему. «Перегоревшие» и потерявшие интерес к работе, скорее всего, откажутся строить партнерские отношения и углубятся в повседневные задачи, забыв о целях проекта. Несработавшуюся команду ожидает много проблем, и преодолевать препятствия ей будет сложнее, чем команде, которая хорошо сработалась и не прочь повеселиться. Кстати, мы уже рассказывали о причинах провала большинства проектов.

Рэндалл Инглунд и Альфонсо Бусеро рекомендуют сделать хорошее настроение на работе приоритетом. Доброжелательная, творческая среда – важный фактор успеха многих предприятий. Если атмосфера напряженная, недружелюбная, «токсичная» или даже враждебная, производительность будет очень низкой. Поэтому перед руководителем проекта стоит вызов: создать жизнерадостную рабочую обстановку, то есть среду, в которой люди смогут показать свои лучшие качества. Люди и вправду работают лучше, когда улыбаются!

Юмор и «мягкие навыки» руководителя

Набор инструментов руководителя проектов будет более совершенным, если на повестке каждого дня – радость и каждый день слышится смех. К мягким, то есть неспециализированных знаниям проектного менеджера обычно относят те, которые так или иначе связаны с коммуникативными навыками. Так вот если добавить в общение с командой, заказчиками и подрядчиками толику юмора, оно заиграет новыми оттенками и будет иметь больший эффект.

  • Общение. Напомним, что люди обращают больше внимания на остроумных докладчиков, а юмор улучшает восприятие информации и делает любое заявление более убедительным.

Вопрос: «Какая разница между менеджером проекта и продавцом подержанных автомобилей?»

Ответ: «Продавец подержанных автомобилей всегда знает, когда он врет».

  • Управление командой. Юмор облегчает общую интерпретацию событий, подчеркивает понимание между членами команды и создает ощущение равенства. Шутка может запустить цепочку остроумных замечаний о ситуации, подарив участникам ощущение единства и товарищества в команде. Также она может дать возможность взглянуть на ситуацию по-новому.
  • Лидерство. Юмор положительно сказывается на индивидуальной и командной производительности. Руководителя, который умеет посмеяться над собой, уважают и любят. Хорошие лидеры не только шутят сами, но и поощряют остроумие других.
  • Уход от конфликта. Смех помогает уменьшить враждебность, снять напряжение и доброжелательно воспринимать критику, избегая чрезмерного накала эмоций. С помощью юмора можно представить ситуацию в положительном свете, отмечая моменты, которые позволяют напомнить об общих интересах.

Менеджер проектов и программ Ремко Мейснер заметил: «Юмор позволяет менеджерам проектов говорить клиентам то, чего говорить не следовало бы, но сказать нужно».

  • Устранение препятствий и принятие решений. Остроумные стимулы положительно влияют на процесс решения проблем и креативность. Юмор снижает напряжение и повышает оригинальность мышления. Но все‑таки возможен и негативный эффект: люди иногда недооценивают угрозу, если она представлена в юмористическом ключе.
  • Управление стрессом. В современном деловом мире многие страдают от стресса. Одних пугают крайние сроки, которые устанавливает начальство, или люди, которые прибегают к давлению, чтобы сдать работу в срок. Шутки и смех помогают снизить негативный эффект стресса, дают возможность немного расслабиться и поднимают боевой дух. Если вы работаете над несколькими проектами одновременно, наши другие советы помогут вам остаться в здравом уме.
  • Мотивация. Юмор вселяет веру в собственные силы, когда человек сталкивается с проблемами или стрессовыми событиями, а также помогает сконцентрироваться на позитивных моментах, а не на провалах и сложностях. Юмор поощряет открыто осмысливать происходящее, генерировать новые идеи и преодолевать трудности, повышая мотивацию команды.
  • Переговоры. Использование шуток и анекдотов в речи повышает симпатию к рассказчику. Руководители, которые нравятся другим людям, потенциально способны сильнее на них влиять. Интересно, что юмор немного снижает значимость предмета переговоров, что может помочь двум сторонам быстрее прийти к компромиссу.

Палка о двух концах

Юмор в бизнесе не имеет отношения к клоунаде. Чтобы разрядить обстановку и улучшить взаимопонимание, всегда думайте об уместности веселья. Иначе непонятая собеседниками шутка может, наоборот, помешать сближению и даже быть воспринята как обида или оскорбление. Важно, чтобы юмор был к месту и связан с темой вашего совещания.

Конечно, люди по‑разному реагируют на шутки, но в целом, рассказывая байки и анекдоты, можно привлечь их внимание и подготовить почву для перехода к таким серьезным темам, как успех или провал.

Пример из книги

Нет ничего хуже, чем начать совещание по анализу проекта с неуместной шутки, пытаясь растопить лед. «Смешная история случилась со мной по дороге сюда… А теперь проверим эти индикаторы прибавочной стоимости». Гораздо лучше использовать что‑то относящееся к теме: «Сколько менеджеров проекта нужно, чтобы поменять лампочку? Один, потому что спонсор проекта не одобряет дополнительного выделения ресурсов, если его нет в Структуре работ проекта. А теперь перейдем к нашей статистике использования ресурсов…»

Английский «риск‑доктор» Дэвид Хиллсон рекомендует с осторожностью шутить в следующих ситуациях.

  • Вы работаете в другой стране или в мультикультурной команде. То, что кажется смешным вам, может не показаться таким же остроумным другим — из-за потери смысла при переводе или разного стиля мышления.
  • Если не все участники встречи разбираются в упоминаемых вами вещах. В широком кругу участников нельзя использовать шутки, для понимания которых нужно быть узким специалистом.
  • Когда происходят трагические события или у собеседника умирает кто‑то из близких.

Юмор в нужное время в нужном месте непременно улучшит отношения членов команды, но только если он не унизительный и не жестокий. Иначе людям может показаться, что их критикуют и изолируют, а это навредит дружелюбному настроению и единству команды проекта.

Подведем итоги

Помимо финансового вознаграждения, люди хотят получать удовольствие от работы. Так как с коллегами мы проводим иногда больше времени, чем с семьей и друзьями, важно делиться хорошим настроением на работе. К тому же деловая среда, которая допускает немного веселья или удовольствия, привлекает высококвалифицированных людей и помогает командам эффективнее работать.

Шутить нужно. Юмор помогает расслабиться и избавиться от чрезмерной серьезности, которая часто только мешает. Более того: чем важнее и крупнее проект, тем больше радости должно быть в работе над ним.

Шутить нужно к месту. Если вы не уверены, что все поймут вашу шутку, не стоит ее рассказывать. Осторожно шутите, если находитесь в командировке или работаете с иностранцами.

Шутить нужно по делу. Юмор должен соответствовать теме совещания или личной встречи и перекликаться с предметом проекта. Никогда не скрывайте за шутками реальные проблемы, угрожающие ему срывом!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null