Физкультминутка, стенгазета и онлайн-занятия: Что должен знать современный вожатый и где этому учиться

«МОСГОРТУР» – крупнейший в России организатор детского отдыха, с которым ежегодно отдыхает более 60 тысяч детей. Среди них – дети из малообеспеченных и многодетных семей, дети с различными особенностями здоровья, а также подопечные Центров содействия семейному воспитанию (бывших детских домов). Специалистов для работы с детьми готовит “Центральная школа московских вожатых” (ЦШМВ), созданная на базе ГАУК "МОСГОРТУР" еще в 2014 году. За это время более 5 тысяч человек получили квалификацию "вожатый" и отработали в загородных лагерях с "МОСГОРТУРом". По каким стандартам обучают современных вожатых, рассказывает преподаватель ЦШМВ Сергей Рунов.

С 2014 года более 5 тысяч человек получили квалификацию "вожатый" в "Центральной школе московских вожатых” (ЦШМВ) и отработали в детских оздоровительных лагерях с МОСГОРТУРом
С 2014 года более 5 тысяч человек получили квалификацию "вожатый" в "Центральной школе московских вожатых” (ЦШМВ) и отработали в детских оздоровительных лагерях с МОСГОРТУРом

Какой отбор проходят вожатые

В теории, вожатым может стать любой человек, которому исполнилось 18 лет. Но дети – это не тренировочные манекены, а живые люди. И часто одно небрежно брошенное слово, жест или поступок могут привести к тому, что вся смена в лагере полетит под откос. Поэтому на практике всё обстоит иначе, и существует четкая двухэтапная система отбора вожатых для работы с детьми в наших лагерях.

В этой системе ЦШМВ – второе звено. Так как мы – государственная организация, претенденты на получение работы вожатого могут подать заявку на сайте mos.ru. Первое собеседование проводят менеджеры специального подразделения – “Управления организации работы с вожатыми”. Их задача – произвести первоначальный отбор, выявить сильные стороны претендента или “отсеять” его по каким-то объективным причинам. Одной из таких причин может стать неправильная мотивация или какие-то личностные особенности, не соответствующие профессиональному стандарту.

В теории, вожатым может стать любой человек, которому исполнилось 18 лет. На практике всё иначе: существует четкая двухэтапная система отбора вожатых для работы с детьми.
В теории, вожатым может стать любой человек, которому исполнилось 18 лет. На практике всё иначе: существует четкая двухэтапная система отбора вожатых для работы с детьми.

Одна из самых “неподходящих” мотиваций для работы вожатым – испытать себя или проверить свои силы. Детский лагерь – это не испытательный полигон, здесь важен совершенно другой настрой. Например, желание применить себя, грамотно вложить свои силы, талант, лидерские качества и позитивные жизненные установки. К концу смены вы учитесь у детей не меньше, чем они у вас.

Второй этап отбора происходит уже у нас в ЦШМВ – в процессе обучения и на так называемых "Продленках МОСГОРТУРа". Практика “продленок” существует с 2015 года и включает в себя творческие занятия в библиотеках и школах Москвы. Будущие вожатые проводят со школьниками творческие мастер-классы и командные игры, помогают организовывать конкурсы и соревнования. Весь процесс строго контролируется. В каждой учебной группе есть наставник, который отвечает за процесс и одновременно с этим следит за успехами каждого будущего вожатого.

Одна из самых “неподходящих” мотиваций для работы вожатым – испытать себя или проверить свои силы. Детский лагерь – это не испытательный полигон, здесь важен совершенно другой настрой.
Одна из самых “неподходящих” мотиваций для работы вожатым – испытать себя или проверить свои силы. Детский лагерь – это не испытательный полигон, здесь важен совершенно другой настрой.

За образовательную часть, в свою очередь, в каждой учебной группе отвечает преподаватель-куратор ЦШМВ. В конце обучения куратор по образовательной части и наставник по “внеурочным” активностям составляют на каждого выпускника характеристики, которые будут учтены при формировании вожатских команд. В процессе обучения кто-то отсеивается сам, кто-то может быть отчислен за неуспеваемость. Те, кто успешно закончил курс и получил положительную характеристику, гарантированно трудоустраиваются в наши лагеря и едут работать с детьми на короткие осенне-зимние или длинные летние смены.

Какой он, современный вожатый?

Вожатый "МОСГОРТУРа" проходит двухэтапный отбор и полноценное обучение, которое включает как теорию, так и практику, и по итогу получает свидетельство государственного образца о присвоении соответствующей квалификации. Вожатые, как правило, – это очень активные, творческие и коммуникабельные люди. Поэтому умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и находить общий язык с детьми, безусловно, будет плюсом для любого вожатого.

По действующему законодательству, вожатые – это учебно-вспомогательный персонал. Они должны работать только под руководством педагога – то есть, человека с соответствующим высшим образованием. Поэтому сам вожатый может быть студентом любого вуза (не обязательно педагогического) и к нему нельзя предъявлять тех же требований, которым обязан соответствовать квалифицированный педагогический персонал.

Вожатые – это учебно-вспомогательный персонал, они должны работать только под руководством педагога – то есть, человека с соответствующим высшим образованием. 
Вожатые – это учебно-вспомогательный персонал, они должны работать только под руководством педагога – то есть, человека с соответствующим высшим образованием. 

Средний возраст вожатого – от 18 до 22 лет. Люди более старшего возраста на этой позиции – уже экзотика. Многие – это студенты наших вузов-партнеров, которых мы учим по договору безвозмездного оказания услуг, либо – коммерческие обучающиеся, которые могут выучиться у нас – а работать или в наших лагерях, или в любом детском лагере на территории РФ.

Работа вожатым – это хорошая возможность прокачать свои soft skills, которые впоследствии можно будет применять в самых разных сферах – бизнесе, личной жизни, взаимоотношениях внутри различных коллективов.

Чему мы учим вожатых

Обобщенная трудовая функция вожатого – это формирование, сопровождение и развитие временного детского коллектива в условиях лагеря или школы. Ее реализация предусматривает довольно большой перечень положений и нормативов, рекомендаций и должностных инструкций.

Вожатый должен изучить соответствующие ГОСТЫ и методические рекомендации, знать положения Конвенции ООН о правах ребенка и предписания СанПиНов Российской Федерации, обладать базовыми знаниями о возрастных особенностях детей и концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Кроме этого, он должен хорошо понимать, чем конкретно заниматься с детьми в загородном лагере, владеть игротехникой и методиками досуговой педагогики, знать массу развивающих упражнений и уметь, в случае необходимости, оказать первую помощь.

Физкультминутка, стенгазета и онлайн-занятия: Что должен знать современный вожатый и где этому учиться

Все это – краткий перечень теоретических знаний для вожатого-универсала. А есть еще специализированные программы для работы с детьми на инклюзивных сменах и в специальных группах и практика, которая нужна, чтобы превратить эти знания в реальные навыки.

В Центральной школе московских вожатых мы стараемся подготовить таких специалистов, которые понимают свое педагогическое предназначение и видят свою миссию в обеспечении эффективной социализации и создании условий для развития ребенка. Это непросто.

С какими трудностями мы столкнулись

В среднем, за год мы обучаем порядка 27-28 учебных групп. Трудность в том, что мы привязаны к учебному году, который определяется четкими сроками. С 1 июня начинается летняя оздоровительная кампания, и к этому моменту обучение всех групп должно завершиться.

Раньше мы проводили занятия только очно. Для прохождения всего объема программы обучения (240 академических часов) требовалось от 30 дней глубокого погружения при каждодневных занятиях с утра до вечера. А наши студенты – молодые люди, у которых, как правило, уже есть основная учеба в вузе. И нет этих 30 полных дней для дополнительного обучения у нас. К тому же, большое количество студентов силами преподавателей ЦШМВ в 100% очном формате охватить невозможно.

Поэтому мы вынуждены были рассмотреть возможность перенесения части нашей образовательной программы в систему дистанционного обучения (СДО). И разработать такую стратегию подготовки, которая бы решала текущие затруднения, оставаясь в рамках наших принципов и приоритетов.

Как мы выбирали платформу

На рынке существует целый ряд платформ для организации онлайн-обучения, но под наши критерии подошла только одна – платформа iSpring Learn. Во-первых, нам было важно, чтобы платформа не требовала наших серверов. Мы хотели приобрести готовый комплект вместе с технической поддержкой. Во-вторых, это должна была быть российская компания. Для государственной организации купить достойный российский продукт – вопрос принципиальный.

Следующий важный критерий – русскоязычная поддержка, которая всегда в доступе и возможность размещать неограниченное количество материалов. В iSpring нас заверили, что никакие ограничения вводиться не будут. Кроме этого, нам была нужна вебинарная площадка, встроенная в платформу, возможность менять интерфейс под свои задачи и, разумеется, адекватная стоимость. Нас все устроило – и в 2018 году мы заключили договор.

Онлайн в том или ином виде – не новшество и не революция для образовательных учреждений. Поэтому все материалы в текстовом формате у нас уже были готовы. Разумеется, нашим маркетологам потребовалось какое-то время, чтобы подготовить презентации в нашем корпоративном стиле, цветах и со всеми необходимыми атрибутами, а вот сотрудникам ЦШМВ оставалось только скопировать их и вставить. Весь процесс переноса на материалов на платформу занял около часа.

На рынке существует целый ряд платформ для организации онлайн-обучения, но под наши критерии подошла только одна – платформа <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.ispring.ru%2Fispring-learn&postId=162495" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">iSpring Learn</a>.
На рынке существует целый ряд платформ для организации онлайн-обучения, но под наши критерии подошла только одна – платформа iSpring Learn.

Важно понимать, что у нас не было задачи переделывать программу обучения в отдельные курсы. Целью было лишь присвоить уже имеющимся материалам определенную последовательность прохождения.

Какие мы обнаружили плюсы онлайн-обучения

Раньше нам приходилось учитывать множество факторов и формировать группы “выходного дня”, чтобы студенты могли выкраивать время на обучение. Программа составляет 240 часов, и ее освоение растягивалось более чем на три месяца. Теперь мы укладываемся в два месяца за счет того, что смогли перенести 176 часов для самостоятельной работы в iSpring Learn. Оставшиеся 64 часа в очно-заочном формате обучения занимают очные занятия с преподавателем, а в полностью дистанционном – вебинары.

Раньше мы проводили занятия только очно. Для прохождения всего объема программы обучения (240 академических часов) требовалось от 30 дней глубокого погружения при каждодневных занятиях с утра до вечера.
Раньше мы проводили занятия только очно. Для прохождения всего объема программы обучения (240 академических часов) требовалось от 30 дней глубокого погружения при каждодневных занятиях с утра до вечера.

“Заочных” студентов в обычное время у нас не более 20%, однако, в период эпидемии их количество выросло до 35%. Это не только жители других городов, желающие работать вожатыми в Москве и МО, но и “очники”, которых нам пришлось в срочном порядке переводить в дистанционный формат. Это решило целый ряд проблем, поскольку обучение состоялось в срок, невзирая на сложную ситуацию с пандемией в стране и мире.

Кроме того, мы гораздо более эффективно обучаем иногородних. У нас учатся ребята из Брянска, Севастополя, Тамбова, Рязани и других городов. Платформа iSpring Learn позволяет не только качественно организовывать сам процесс обучения, но и осуществлять более эффективный и быстрый контроль за процессом. Если раньше мы направляли материалы и задания по электронной почте и не понимали, на каком этапе в каждый отрезок времени находится наш обучающийся – то сейчас все проще.

Обучающийся получает доступ к глобальному курсу, разделенному на семь частей, каждая из которых состоит из конспектов и презентаций. Стратегия прохождения – пошаговая. И пока студент не изучил материалы всех тем внутри какой-то одной части, он не может перемещаться к следующей.

Как у нас получился смешанный формат обучения

Сейчас у нас эффективно работает очно-заочная форма обучения вожатых. Студенты приезжают на очные занятия, но параллельно у себя дома проходят дистанционную теоретическую подготовку. В очном формате осталась исключительно практическая часть, где мы с помощью элементов тренинга, упражнений, других методов и форм обучаем игротехнике, отрабатываем все ситуации, с которыми вожатым придется столкнуться в реальной практике. Это либо общегрупповая работа, либо работа в микрогруппах, в тройках и парах. Будущие вожатые учатся взаимодействовать с напарником, делать самопрезентации, проводить отрядные “огоньки” и мастер-классы, делать “уголки”, реализовывать методики обратной связи.

К тому же, важен “живой” преподаватель: его поведение, жесты, перемещение по аудитории, его речь, самоподача – все это тоже формирует личность будущего специалиста. Это работа на уровне эмоционального интеллекта. Кроме того, значительная часть работы вожатого – это игротехника. Доказано, что через игру ребенок познает мир лучше и быстрее, чем посредством классического урока. И вожатый здесь в большей степени выступает в роли воспитателя, педагога-психолога и организатора, а не классического учителя.

Будущие вожатые учатся взаимодействовать с напарником, делать самопрезентации, проводить отрядные “огоньки” и мастер-классы, делать “уголки”, реализовывать методики обратной связи.
Будущие вожатые учатся взаимодействовать с напарником, делать самопрезентации, проводить отрядные “огоньки” и мастер-классы, делать “уголки”, реализовывать методики обратной связи.

Например, преподаватели ЦШМВ показывают, как в игровой форме вожатому быстро получить обратную связь от детей. “Детьми” на момент обучения выступают сами обучающиеся. Допустим, они должны “построить дом из кирпичей”. Зеленый кирпич – занятие понравилось, потому что .... Красный – не понравилось, потому, что.... Потом эти кирпичики с надписями прикрепляются на макет дома, и все видят, какая на самом деле была атмосфера в группе во время и по итогам занятия. Делают выводы.

Группа обучающихся сама играет роль временного детского коллектива в лагере. Сначала они знакомятся в игровой форме, потом “проживают” какое-то время вместе и в финале – расстаются. Проходя эти этапы на практике, они глубже понимают, как работают все активности, как их проводить и к чему быть готовыми в реальной вожатской практике.

Группа обучающихся сама играет роль временного детского коллектива в лагере. Сначала они знакомятся в игровой форме, потом “проживают” какое-то время вместе и в финале – расстаются.
Группа обучающихся сама играет роль временного детского коллектива в лагере. Сначала они знакомятся в игровой форме, потом “проживают” какое-то время вместе и в финале – расстаются.

Можно ли смоделировать такую практическую игровую форму в онлайне? Вероятно, можно. Современные инструменты iSpring позволяют перенести в онлайн множество действий и процессов. Но пока мы еще не высвободили достаточное количество ресурсов, чтобы всерьез заняться педагогическим дизайном и разработкой онлайн-тренажеров. В планах – разработка виртуальной имитации всех видов вожатской активности.

55
1 комментарий

Кто понял, как они так держат пальцы на первой фотке?

Ответить