Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Воронка подбора помогает планировать наем и замечать узкие места в подборе сотрудников. О том, как еще можно пользоваться этим инструментом и зачем строить гипотезы на основе данных, рассказали эксперты митапа Хантфлоу.

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Публикуем тезисы и видео выступлений.

Татьяна Гвоздкова
эксперт Контур.Школы, руководитель отдела подбора персонала СКБ Контур

Что такое воронка подбора и зачем она нужна

Воронка подбора — это визуальный инструмент представления данных для анализа привлечения и подбора персонала.

Зачем использовать воронку подбора:

  • Управлять этапами подбора сотрудников.
  • Прогнозировать сроки подбора.
  • Обосновывать пересмотр заработной платы сотрудника.
  • Выбрать наиболее оптимальный по срокам и стоимости канал закрытия вакансии.
  • Повысить эффективность привлечения специалистов, оптимизировать бюджет на подбор.

Алгоритм создания воронки подбора

Шаг 1. Определите количество этапов подбора

Чаще всего встречаются такие этапы:

  • Отбор резюме.
  • Телефонное интервью.
  • Приглашение на интервью с руководителем.
  • Интервью с руководителем.
  • Тестовое задание.
  • Проверка службой безопасности.
  • Предложение о работе.
  • Трудоустройство.
  • Специалист прошел испытательный срок.

Оцените каждый этап своей воронки: подумайте, какая у него цель при работе над вакансией и точно ли он необходим. Иногда после аудита можно отказаться от какого-либо этапа или объединить два этапа в один, чтобы уменьшить срок закрытия позиции.

При формировании этапов важно провести конкурентный анализ. Узнайте, из каких шагов состоит подбор сотрудников на эти же роли у ваших конкурентов, и используйте лучшие практики.

Шаг 2. Посчитайте количество кандидатов на каждом этапе

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Напротив каждого этапа укажите, сколько кандидатов на нем было.

Шаг 3. Посчитайте количество кандидатов, не перешедших на следующий этап

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Высокие показатели в правом столбце могут свидетельствовать о проблемах на этапе. Важно проанализировать, что идет не так и как терять меньше релевантных кандидатов. Понять причины потерь также поможет воронка по отказам, которую можно построить в Хантфлоу.

Шаг 4. Рассчитайте конверсию каждого этапа

Конверсия — это соотношение переходов кандидатов с одного этапа на другой. Например, чтобы рассчитать конверсию этапа «‎Телефонное интервью», необходимо количество кандидатов на этом этапе раз‎делить на количество кандидатов на предыдущем этапе «Резюме‎» и умножить значение на 100%.‎

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Показатели, по которым можно построить воронку подбора

Воронка подбора может отражать ситуацию по поиску сотрудников в нескольких разрезах:

  • по категории вакансий,
  • по городу или региону,
  • по подразделению или заказчику,
  • по рекрутеру,
  • по периоду,
  • по источникам поиска,
  • по отказам,
  • по срокам нахождения кандидатов на этапах.

У любой детализированной воронки должна быть цель. Не нужно составлять воронку по рекрутерам, если не знаете, зачем она вам нужна.

Как создать эталонную воронку подбора

В эталонной воронке закрепляют нормативные значения конверсии каждого этапа подбора, к которому должны стремиться рекрутеры.

Как создать эталонную воронку подбора:

  • Проанализируйте исторические данные в разрезе категорий вакансий, географии поиска, периодов и рекрутеров.
  • Сформируйте гипотезы, как улучшить конверсию.
  • Определите эффективный пул инструментов, который поможет добиться результата.
  • Определите нормативные значения, к которым следует стремиться.
  • Используйте запланированные инструменты, а затем проанализируйте результаты — удалось ли добиться поставленных нормативных значений. Проработайте узкие места.
  • Скорректируйте нормативы.

Если вы использовали все доступные инструменты, но конверсия не меняется, примите конечные цифры за нормативные значения.

Подписывайтесь на Telegram-канал Хантфлоу.

Гайды для рекрутеров, прямые эфиры с экспертами и новостные дайджесты из HR-сферы.

Кейс: находим узкие места в воронке массподбора

Условия поиска:

  • вакансия — менеджер по продажам;
  • один город;
  • одна вакансия;
  • разные рекрутеры;
  • разные вакансии.

Сравним воронки подбора двоих рекрутеров по этой вакансии:

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Кейс: находим узкие места в воронке точечного подбора

Условия поиска:

  • вакансия — бухгалтер;
  • один рекрутер;
  • одна вакансия;
  • разные города;
  • разные заказчики.

Сравним воронки подбора по вакансии на основе подбора в двух городах:

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее
Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Главное о воронках подбора

  1. Чтобы вакансии были закрыты в срок, их нужно вовремя запланировать и спрогнозировать нагрузку рекрутеров.
  2. Чтобы влиять на процесс подбора и иметь базу для планирования в будущем, нужно регулярно анализировать воронки подбора.
  3. Важно делить ответственность за подбор между всеми участниками процесса.
  4. Для анализа подбора достаточно использовать простые инструменты: конверсии, описательные статистики, процентили.
Зоя Миронович
IT-рекрутер в Модульбанке

Подводные камни подбора тестировщиков

С одной стороны, подбор тестировщиков — простая задача. Количество откликов на вакансию может достигать тысячи в месяц. Но мы столкнулись с тем, что, несмотря на онбординг, систему наставничества, сильную команду и условия для роста и развития, немного поработав, нанятые тестировщики увольнялись.

Расскажу, как мы трансформировали подбор тестировщиков, чтобы справиться с проблемой быстрых увольнений.

Как подбирали джуниор-тестировщиков в 2021 году

В большей степени оценивали софт-скиллы и мотивацию на развитие, так как харды после курсов у всех кандидатов были примерно одинаковые. Воронка была такая:

  • отобрано резюме — 209;
  • приглашены на собеседование — 54;
  • отправлен оффер — 11;
  • вышли на работу — 9.

Из девяти нанятых кандидатов сейчас в Модульбанке работают двое. Пятерых человек, которые проработали менее двух лет и еще не доросли до мидлов, схантили другие компании на более высокую зарплату.

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Как подбирали джуниор-тестировщиков с января по июль 2022 года

Мы добавили еще один этап отбора джуниор-тестировщиков — технический тест. Он помог выбирать специалистов не только на основе софт-скиллов, но и по хардам, приобретенным на курсах. Из-за этого уменьшилось количество собеседований, но интервью стали более показательными.

За 7 месяцев мы наняли 7 тестировщиков по такой воронке:

  • отобрано резюме — 160;
  • отправлен технический тест — 128;
  • выполнили технический тест — 74;
  • приглашены на собеседование — 36;
  • отправлен оффер — 8;
  • вышло на работу — 7.

Увольнения недавно нанятых сотрудников остались, но больше никто не уходил на более высокую зарплату. Из семи человек четверо работают в компании до сих пор.

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Как подбирали мидл-тестировщиков с августа 2022 года по февраль 2023 года

Мы пересмотрели подбор и решили сделать акцент на тестировщиков-мидлов. Оценивали по резюме опыт специалиста. Если он нас устраивал, приглашали кандидата на собеседование. При сомнениях в грейде отправляли специалисту тестовое задание.

За 6 месяцев наняли 6 мидл-тестировщиков. Воронка была такая:

  • отобрано резюме — 215;
  • отправлен технический тест — 57;
  • выполнили технический тест — 21;
  • приглашены на собеседование — 30;
  • отправлен оффер — 7;
  • вышло на работу — 6.

Увольнения среди мидлов на ранних сроках тоже были:

Как пользоваться воронкой подбора, чтобы закрывать вакансии быстрее

Несмотря на то что не все нанятые специалисты остались в Модульбанке, тестировщиков-мидлов не нужно обучать, как новичков, и тратить много времени наставника.

В настоящее время команда тестирования Модульбанка укомплектована.

Статистика вакансий в тестировании по данным Хедхантера

За 2 года количество вакансий на позиции без опыта в тестировании сократилось в 3 раза. Это говорит о том, что компании все меньше готовы брать на себя риски и вкладывать деньги в обучение новичков.

В 2021 году 10% компаний были готовы нанимать тестировщиков без опыта. В 2023 году этот показатель сократился до 2,9%
В 2021 году 10% компаний были готовы нанимать тестировщиков без опыта. В 2023 году этот показатель сократился до 2,9%

Журнал Хантфлоу читают более 80 000 рекрутеров и профессионалов HR-индустрии. Подкасты, интервью, тематические статьи и экспертные мнения.

11
Начать дискуссию