{"id":13563,"url":"\/distributions\/13563\/click?bit=1&hash=7a1c2765d377f463a7849b32148c496d0d86e5839a4216a090578d9381a4c980","title":"\u041a\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0414\u041c\u0421 \u0432\u044b\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0437\u044a\u0435\u0445\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u043e \u043c\u0438\u0440\u0443","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
JUG Ru Group

Зачем отправлять разработчиков на конференции

Многие IT-компании приобретают сотрудникам билеты на профессиональные конференции. Но не всем понятно, зачем это делать: «Время разработчика и так золотое, а тут за свой счёт отрывай его от работы. Что нам это даст? Он больше узнает? Может, тогда проще оплатить ему книгу или онлайн-курс?»

Если спросить самих разработчиков, они скажут, что книга не будет заменой. Это понятно и по тому, что часть из них посещает конференции за собственные деньги. Люди расстаются с ощутимыми суммами из своего кошелька, а не экономят, выбирая варианты попроще. За что именно они платят?

Мы организуем конференции, куда отправляют разработчиков ключевые российские IT-компании (от Яндекса до JetBrains). Конечно, наша деятельность означает, что мы в этом вопросе пристрастны, так что можете не верить ни одному нашему слову. Но ещё она означает, что мы разбираемся в вопросе: хорошо знаем, что в конференциях находят и зрители, и их работодатели. Поэтому, если в вашей компании ещё не определились «надо ли нам это», этот текст может помочь.

Доклады

Узнавать что-то можно и из докладов, и на онлайн-курсах, и с помощью Google. Со стороны всё это может казаться одним и тем же. Но на самом деле это принципиально разные знания.

Поисковики помогают разработчикам при решении конкретной задачи: «делали фичу, возникла заминка, нашли ответ и доделали». Курсы обычно тоже конкретные и прикладные: «научим вас делать вот это». А вот от конференции не стоит ждать доклада «по шагам решим вашу текущую задачу», после неё разработчик не закроет за день пачку тикетов. Там смысл в другом: «разбираемся в своей области глубже, расширяем кругозор, держим руку на пульсе».

Потому что важно не только количество выпущенных фич, но и качество. Неопытные разработчики с помощью поисковиков и курсов могут слепить что-то, что сегодня вроде бы работает, но завтра обернётся головной болью. А у опытных есть другая ловушка: можно застрять в том, к чему привык, и повторять устаревшие решения, когда мир уже ушёл вперёд.

Как в индустрии сегодня подходят к различным задачам? Как устроены изнутри технологии, с которыми каждый день имеешь дело? Как сделать, чтобы твой код требовал меньше вычислительных ресурсов и экономил деньги компании? Что происходит в областях, смежных с твоей? На эти вопросы не получить ответ одним запросом в Google. С ними можно систематически разбираться разными способами, и конференции — один из этих способов.

Казалось бы, поскольку в интернете тонны информации, многое из сказанного в докладах должно быть там бесплатно. И действительно, есть отличные блог-посты. Но когда информации тонны, возникает другая сложность: надо ещё суметь найти качественную среди непроверенной и устаревшей. А на хорошей конференции о качестве уже позаботился программный комитет, состоящий из людей с опытом в IT и в публичных выступлениях. Участники комитета отбирают лучшие заявки на доклады и помогают спикерам в подготовке.

Общение

Другая важнейшая составляющая конференций — коммуникация. Зрители задают вопросы спикерам, общаются друг с другом, подходят к стендам компаний-партнёров. Конечно, на онлайн-конференциях с нетворкингом сложнее, чем в офлайне, но он есть и там — видеосвязь и чаты куда лучше, чем ничего.

По отзывам мы видим, что для части зрителей общение даже важнее докладов. И тут у кого-то из работодателей может возникнуть такая реакция: «Это что же, я плачу за то, чтобы мой сотрудник сходил поболтать и потусоваться?»

Но стоит вспомнить о том, что человечество прочувствовало в 2020-м при переходе к удалёнке. Когда все сидели в офисах, казалось, что «разговоры у кулера» — это просто болтовня. А стоило оказаться без них, как стало понятно, что они важны не только для командного духа, но и непосредственно для рабочих вопросов. В разговоре с коллегой можно и получить взгляд со стороны, и спонтанно побрейнштормить, и просто понять, что вообще происходит. Без этого люди оказываются «в вакууме».

И на IT-конференциях примерно то же самое. Какие-то разговоры будут «о погоде», но без диалогов о разработке не обойдётся. Ведь когда вокруг люди, которые разбираются в твоей деятельности и сталкиваются с похожими сложностями, интересно обсудить эти сложности и способы их решения. В таких разговорах тоже можно и увидеть знакомые ситуации с неожиданного ракурса, и лучше понять общую картину индустрии.

Тут совсем уж очевидно отличие от книг и Гугла. Голую информацию в них найти можно, живое общение — нет. У книги не уточнишь непонятный момент, как у спикера, и с ней не обсудишь наболевшее.

Смена обстановки

Выгорание сотрудников — актуальная для разработки проблема. На IT-ресурсах можно увидеть, как в опросе больше половины людей выбирают вариант «это случалось со мной». Поэтому работодателю стоит уже сегодня заботиться о том, чтобы сотрудники остались довольными и продуктивными завтра. Чтобы работа не превратилась для них в выматывающий конвейер, видеть который больше нет сил.

И с конференциями оказывается, что работа — это не только сидеть за одним и тем же проектом с одними и теми же коллегами, но и оказаться на мероприятии, слушать экспертов, общаться с другими разработчиками. Это даёт и новые впечатления, и смену контекста: оторвавшись на пару дней от рабочих задач, дальше можно возвращаться к ним с новыми силами.

Компании и так вкладываются в положительные эмоции сотрудников, не связанные напрямую с рабочими задачами: проводят корпоративы, делают в офисах тренажёрные залы. А тут можно подарить сотруднику приключение, в ходе которого он ещё и узнает что-то, способное пригодиться в работе.

Надо признать, что с онлайн-конференциями в этом отношении сложнее. Когда человек физически перемещается в новое место и оказывается среди множества других людей, яркие впечатления у него возникают автоматически. А когда он по-прежнему сидит перед компьютером, тут организаторам надо ещё постараться, чтобы происходящее на экране произвело впечатление и запомнилось. Но свои способы есть, а оторваться от текущих задач и послушать экспертов — это в любом случае смена контекста.

Однажды мы решили подарить зрителям по резиновой уточке (для «отладки методом утёнка»). И внезапно оказалось, что такая мелочь вызвала кучу положительных эмоций, зрители начали обсуждать уточек и обмениваться ими. А такие эмоции важны: они тоже помогают уйти от рутины. С тех пор уточек у нас получают зрители всех конференций, даже онлайновых.

Лояльность

Ну и, наконец, «секрет Полишинеля». Доклады, общение, смена обстановки — это всё хорошо, но есть ещё одна простая штука.

Многим разработчикам хочется на конференции. И если компания обеспечивает им это, они ощущают благодарность. В такую компанию сильнее хочется устроиться, и из такой меньше хочется уходить. Если вы отправляете своих разработчиков на конференции, это попросту делает вас более привлекательным работодателем, что в условиях дефицита кадров важно.

Компании и так конкурируют за кадры: задирают зарплаты, заваливают печеньками, ставят в офисе столы для пинг-понга. Но разработчики зачастую не впечатлены («когда работать надо в чёртовом опенспейсе, пинг-понгом это не исправишь»). И прибавка к зарплате с определённого уровня перестаёт быть для сотрудника резко ощутимой. К тому же всегда найдётся конкурент, готовый платить ещё больше.

А вот оплата конференционного билета может ощущаться иначе: вместо простого механического увеличения зарплаты это вложение в профессиональное развитие человека. Для многих разработчиков профессиональная самореализация куда важнее того, лежат ли в офисе свежие фрукты.

В современных реалиях массовой удалёнки всё это становится ещё актуальнее. Потому что разработчика, который сидит дома, не получится порадовать ни пинг-понгом, ни печеньками. Когда офисом конкурировать нельзя, из рабочих условий остаются как раз вещи вроде конференций.

Опасения

С плюсами разобрались, а по каким причинам компании могут избегать конференций?

— Есть представление, которое постепенно уходит в прошлое: «Я отправлю своего разработчика на конференцию, а он там себе нового работодателя найдёт. Нетушки, пусть сидит в офисе и не рыпается».

Теоретически встретить на конференции нового работодателя возможно. Но логика «тогда не пущу туда» звучит так, словно муж запирает жену дома, чтобы она нигде не увидела другого мужчину и не ушла к нему. Вот как раз от такого мужа и хочется бежать подальше. К тому же у ценных сотрудников входящие и так ломятся от рекрутеров, так что уйти они могут и без всяких конференций.

— Есть и более обоснованное опасение. Мы рассказали о преимуществах конференций в целом. Но когда речь идёт о том, чтобы отправить разработчика на какую-то конкретную — точно ли там будут все эти преимущества?

Например, у нас написано, что на хорошем мероприятии программный комитет заботится о качестве докладов — получается, есть и плохие, где не заботится?

Действительно, не все конференции одинаково полезны. Где-то каждому спикеру устраивают прогоны доклада и дают указания по улучшению, а где-то просто говорят «ну мы тему одобрили, приходи и рассказывай». Во втором случае организаторы сами не знают, что именно у них расскажут. Нетрудно догадаться, что ценность докладов получится «как повезёт».

Если хочется отправлять сотрудников не абы куда, то как это сделать? Тут можно прислушиваться к самим разработчикам. Во многих направлениях есть мероприятия, уже зарекомендовавшие себя в профессиональном сообществе. Туда специалисты хотят пойти, ещё даже не зная темы докладов и имена спикеров: заранее понятно, что будут достойные.

— Третий фактор тоже обоснованный. Порой на конференцию не идут из-за приближающегося крупного дедлайна: «Сейчас нам все рабочие руки нужны».

Хотя мы заинтересованы расхваливать конференции, не станем отрицать очевидное: да, бывает, что просто не до них. Тут смотрите сами, исходя из вашей ситуации — насколько у вас всё горит и насколько ухудшит ситуацию временное отсутствие сотрудника? Но если состояние «не до конференций» у вас не раз в год, а постоянно, то это повод задуматься: возможно, что-то не так в датском королевстве, если все непрерывно находятся в авральных условиях.

— И ещё один фактор, более характерный для онлайн-мероприятий: «Мы готовы приобрести билеты своим сотрудникам, но что-то они сами туда не хотят».

Тут важна причина «почему не хотят». Бывает, что разработчику они действительно неинтересны — тогда, конечно, заставлять через силу не надо. Но бывает и такая причина: на офлайновую конференцию компания даёт отгул, а на онлайновую нет («ну человек же за своим рабочим компьютером сидит, а не где-то в конференц-зале, пусть и рабочие задачи решает»).

Слушать суровые технические доклады — это не менее требовательное занятие, чем работа. Пытаться одновременно заниматься им и работой — это какое-то изнурительное жонглирование. Неудивительно, что разработчики не хотят себе такой пытки. А если выделить им на конференцию время, то вместо пытки будут радость и польза.

Но тут мы от вопроса «зачем отправлять разработчиков» переходим к вопросу «как именно это делать» — а он достоин отдельного текста, так что его мы ещё подробно разберём отдельно.

А в комментариях было бы интересно узнать, как этот вопрос выглядит с вашей стороны. Если вы разработчик, то что главное в конференциях для вас? Если вы в компании отвечаете за обучение разработчиков, как действуете в отношении конференций?

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null