Мультизадачность: миф или реальность

Как вести несколько проектов и ничего не упустить? Юлий Минькин решил изучить человеческую многозадачность и поделиться советами из собственного опыта параллельного решения рабочих задач.

Мультизадачность: миф или реальность
Юлий Минькин
Руководитель департамента проектной деятельности макрорегиона в ИТ-интеграторе «Первый Бит» / редактор Telegram-канала «Технологии 1С-проектов»

Я всегда думал, что умение выполнять несколько задач одновременно считается в обществе ценным и полезным. Нам с детства рассказывали про Юлия Цезаря, который мог делать десятки дел одновременно. Это выставлялось таким невероятным преимуществом, что всем сразу хотелось стать похожими на прославленного полководца.

Теперь я вырос, поработал на разных проектах, понаделал шишек на собственных ошибках, и мое отношение к мультизадачности кардинально изменилось. Оказывается, чаще всего многопоточность приводит не к небывалой продуктивности и стремительному росту, а к большим потерям в эффективности команды и самого проекта.

Взгляд науки

Слово мультизадачность пришло в наш лексикон из IT.

Многозадачность (или мультизадачность) — способность работать с несколькими программами одновременно (о способности работы процессора компьютера)

Толковый словарь Ефремовой, 2000 г.

Так как люди — не компьютеры, в бытовом значении слово «программы» заменяется на более абстрактное «задачи». Ведь если у нас много дел, то было бы здорово делать их параллельно, более эффективно распределяя свое активное время. Но возможно ли это на самом деле?

Я изучил несколько научных исследований на эту тему.

  1. Эксперимент «Инфомания» психолога Гленна Уилсона показал, что люди, занимающиеся интеллектуальной работой в режиме многозадачности, имеют спад показателей IQ примерно на 10 пунктов. Это примерно как продолжать работать после суток без сна.
  2. Другой эксперимент, проведенный учеными Робертом Роджерсом и Стивеном Мэнселлом, показал, что люди работают медленнее, когда им приходится постоянно переключаться между задачами, в сравнении с ситуациями, когда они могут продолжать работать над одной задачей.
  3. Исследование Джошуа Рубинштейна, Джеффри Эванса и Дэвида Мейера показало, что переключение между задачами отнимает большое количество времени, и эта потеря времени тем значительнее, чем сложнее сами задачи.

Таким образом, эти исследования указывают на то, что мультизадачность не всегда способствует повышению производительности и эффективности. Кажется, фокусировка на одной задаче за раз может оказаться более эффективным подходом.

Мультизадачность: миф или реальность

Из чего складывается мультизадачность

Эффективность мультизадачности зависит от нескольких факторов: сложности каждой из задач, их количества и навыков многозадачности.

У современных операционных систем есть множество скрытых от пользовательских глаз механизмов управления ресурсами и переключения между задачами. Они позволяют запускать и выполнять несколько программ одновременно, обеспечивая их относительную независимость и выделяя под каждую необходимый объем памяти и вычислительной мощности. Поэтому компьютеры достаточно эффективно справляются с многозадачностью.

Однако, когда речь идет о мультизадачности у людей, эффективность может быть ограничена. Когнитивные ресурсы человека ограничены, и попытка выполнять одновременно несколько сложных задач может привести к снижению производительности и возможным ошибкам. Постоянное переключение между задачами также может отнимать время и ухудшать концентрацию.

При участии в нескольких проектах и решении сложных задач, переключение между ними может разрушить уже установившиеся логические связи, и возвращение к первоначальной задаче потребует времени. Вдобавок, постоянные отвлечения на сообщения, звонки и письма могут еще сильнее ухудшить концентрацию и вообще свести рабочий день к нулевому результату.

Эффективность мультизадачности для каждого человека зависит от его индивидуальных навыков и опыта в управлении вниманием. И хотя некоторые люди могут быть лучше в мультизадачности, чем другие, нет строгого научного подтверждения того, что Юлий Цезарь был мастером мультизадачности. Это скорее легенда, основанная на его способности заниматься многими делами сразу и достигать успеха в разных сферах жизни. В конце концов, на расстоянии веков вся жизнь Юлия Цезаря кажется нам одной маленькой точкой — и не важно, на самом деле, занимался ли он всем параллельно или поочереди.

Таким образом, для достижения наилучших результатов рекомендуется при сложных задачах или большом объеме работы уделить каждой задаче особое внимание и выполнять их последовательно.

Мультизадачность: миф или реальность

Главные проблемы и способы их решения

Пока я работал в режиме мультизадачности, я замечал определенные проблемы, вновь и вновь показывающие себя в самые неподходящие моменты.

Вот они + то, как я научился с ними справляться:

  1. Разброс внимания. Переключение между задачами может вызывать отвлечение и снижать сосредоточенность. Для решения этой проблемы я начал подробно планировать свою работу, определять приоритеты и распределять время для каждой задачи. Это помогает чувствовать себя организованным и концентрироваться на каждой задаче по отдельности.

  2. Увеличение ошибок. Когда занимаешься несколькими задачами одновременно, вероятность ошибок возрастает. Чтобы этого избежать, я делю сложные задачи на более мелкие подзадачи. Так я могу лучше сосредоточиться на каждом этапе и избежать перегрузки информацией.

  3. Стресс и перегрузка. Постоянное переключение между задачами может быть утомительным. Для борьбы с этим мне помогают способы планирования времени. Например, метод Pomodoro: делить работу на интенсивные интервалы по 20-40 минут и вставлять между ними небольшие перерывы. Так я могу лучше сохранять энергию и на ходу оценивать результативность.
  4. Постоянные отвлечения. Теперь, садясь работать, я отключаю уведомления от соцсетей и почты. Сообщения и письма я стараюсь проверять один раз в какой-то заданный временной интервал. Это помогает мне сосредоточиться на задачах и не терять внимание.
  5. Возвращение к задачам. Избежать постоянного возвращения к одним и тем же задачам мне помогают технические инструменты для организации рабочего времени — To-do листы и календари.
  6. Снижение эффективности. Советую по возможности делегировать некоторые задачи или искать способы сотрудничества с коллегами. Делегирование и совместная работа могут помочь сосредоточиться на более важных задачах и повысить эффективность работы.

Напоследок: не стесняйтесь экспериментировать и находить собственные методы тайм-менеджмента и поддержания продуктивности. Каждый человек уникален: кому-то многозадачность совсем не подходит, а кому-то просто нужно выработать свой, уникальный подход к формированию рабочего дня.

Делитесь своими лайфхаками в комментариях!

Хотите работать с нами? Посмотрите вакансии Первого Бита в вашем городе.

3131
1 комментарий

Многозадачность в прямом смысле уничтожает работоспособность! Лучше создать план задач на день в планировщике и поэтапно двигаться по нему. И стресса меньше, и продуивность выше :)

4
Ответить