Сколько стоит пиар? И есть ли у него справедливая цена?

Поговорим «про бабки». Сколько платить за пиар и на чем сэкономить? Предыдущие материалы по теме «Пиар для стартапа» тут и тут.

Итак, начитавшись интернетов, вы решили, что пиар вашему стартапу все же нужен. Возникает вопрос, сколько это стоит. Для начала расскажу, как с этим делом обстоит в США. Возможно, многие знают, что в «стране возможностей» любые профессиональные услуги обходятся дорого. В частности, контракт с небольшим PR-агентством может потянуть на 10 тыс долл в месяц, при этом ничего фантастического клиент не получит (в Европе не лучше – для сравнения тут цены и виды работ). Ну да, будет рассылка новостей, может, пара текстов и все. Я до сих пор не понимаю, почему в Штатах при таких ценах не пасутся тысячи агентств из, допустим, Индии, где человеко-часы англоязычного работника невероятно дешевы. Конечно же, дороговизна PR-услуг негативно сказывается на рынке. Огромное количество небольших компаний либо никак не говорят о себе, либо нанимают пиарщиков от случая к случаю.

Про зарплаты

В России для стартапа есть три пути. Первый – искать человека в штат. Но тут нужно понимать, что за 100 тысяч в месяц вы сильного пиарщика не найдете. Во-первых, все вменяемые пиарщики стремятся в большие корпорации за стабильностью, престижем и опытом и вряд ли они там получают ниже 100 тыс. Очевидно, что мотивации уходить из большой компании на те же деньги в маленький стартап у них нет. Вы можете поднять планку до 150 тыс, тогда шансы получить хорошего пиарщика, конечно же, вырастут. Но это тоже спорно, просто потому, что 120-150 тыс в месяц получают пиарщики начального и среднего уровня в любой крупной компании (плюс ДМС, всякие там бонусы по году и тд).

Поэтому я бы рассчитывал тысяч на 200. Так вы заберете из большой компании человека, которого не нужно всему учить. Который сделает у вас так, как это принято в больших компаниях. Но может и не сделает, потому что вам нужен не только исполнитель, но и стратег, который сам себе придумает задачи и сам же бросится их выполнять.

Вы решили взять «звезду»

Предположим, вы решили перекупить директора по связям с общественностью большой компании. Мне, мол, некогда тратить время на эксперименты, пусть все сразу будет хорошо, думаете вы. При зарплате в 300-500 тыс в месяц такой человек готов уйти с насиженного места в небольшую компанию (с кучей рисков!) на деньги в полтора-два раза выше. Но и это лишь полдела. Большинство таких людей уже давно «ручками» не работают – у них для этого десяток сотрудников и несколько пиар-агентств на подряде. То есть ваша «звезда» потребует людей, агентства с идеями и привычный бюджет на десятки (а часто и сотни) миллионов рублей. Я очень рад за стартап, который сможет все это организовать.

Понимая все это, в последние несколько лет появились агентства, которые работают только со стартапами. Это второй путь. Логика тут примерно такая: вы платите нам 200-300 тыс в месяц (некоторые агентства берут и 500), мы делаем работу под ключ. Да, мы не работаем с интенсивностью ваших собственных сотрудников, но зато вы получите продукт, за который не стыдно. И при этом, без дополнительных вложений с вашей стороны. Для стартапа это не самая плохая история: толковые люди, отпахавшие по десять лет в корпорациях и научившиеся там всему, чему только можно, все же существуют. Им интересно монетизировать накопленные знания, а вам интересно получить хороший продукт за нормальные деньги.

Москва – это лучшее место на Земле

Часто в стартапах из регионов считают, что любой московский пиарщик - это всегда самый лучший специалист в Галактике. Друзья, наша столица - огромный город, в котором много довольно бестолковых людей. Те, кто что-то могут, всегда и везде носят штучный характер. Поэтому проявляйте осторожность: маасковский диалект и вроде бы неплохой послужной список сами по себе не гарантируют работу на хорошем уровне.

На чем можно сэкономить?

Пандемия и карантин делают людей гибче. Кто-то соглашается работать за меньшие деньги, а кто-то ищет нестандартные пути. Можно привлекать пиарщиков из других городов, где пиар стоит дешевле. Или переносить копирайтинг в регионы. Или нанимать людей на короткие проекты и удаленно. Можно снижать пиар-расходы через самозанятость (меньше налогов). Пиарщики сегодня тоже становятся гибче: многим толковым ребятам переезд в Москву уже не кажется единственным способом увеличения доходов. Удаленка уравнивает граждан в правах: теперь все мы просто говорящие картинки в Зуме, и неважно, где находимся физически. Пожалуй, это третий пусть, самый правильный в современных условиях.

В заключение про справедливую цену. Тут все очень условно. В компании с годовой выручкой в 500 млрд рублей и ЭБИТДой в 40%, наверняка, посчитают весь PR-блок с его 100 млн рублей в год на зарплаты и проекты незначительными расходами. Для стартапа, поднявшего на раунде полтора миллиона долларов «на все», это гигантская сумма. Только разумный подход к расходам позволит получить свою порцию славы, и при этом не вылететь в трубу в погоне за ней.

{ "author_name": "Роман Соколов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 185999, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 10 Dec 2020 12:25:46 +0300", "is_special": false }
Создать объявление Отключить рекламу
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null