Мне этот ваш пиар не нужен. Я все делаю через блогеров

В прошлом материале я рассказал, зачем стартапу PR. Сегодня о том, почему блогеры не могут заменить традиционные СМИ. Хотя у блогеров есть свои плюсы.

Фраза «мы все живем в соцсетях» абсолютно верна: мы черпаем там много и нужного, и ненужного. Для моей десятилетней дочки все, что находится за рамками YouTube или Instagram, просто не существует. Значит ли это, что все вопросы, связанные с коммуникациями, стартап может закрыть при помощи сетевых лидеров мнений?

Блогеры – это чистый охват

Что блогеры, что обычные СМИ – это просто рупор, через который мы пытаемся воздействовать на людей. В советские времена влияние СМИ было колоссальным – перед корреспондентом Правды стояли по струнке секретари обкомов и директора заводов. Высокий административный вес, плюс миллионные тиражи формировали чудовищный уровень влияния – написанное утром в газете к концу дня знала вся страна.

Сейчас конечно все не так. Тиражи, трансформировавшиеся в количество просмотров, у многих СМИ далеко не миллионные. Но влияние осталось. Сегодня влияние больше зависит не от административного ресурса, а скорее от доверия. Мы доверяем тому, о чем пишут Коммерсант, Ведомости, РБК и многие другие. Потому что там огромное количество фильтров, которые отсеивают откровенную ерунду. В большинстве СМИ работают люди, которые профессионально обращаются с валом информации, делая за нас работу по ее фильтрации. Ведущие СМИ формируют контент для СМИ второго уровня, поэтому хорошая новость может быть перепечатана и 50, и 500 раз другими изданиями.

С блогерами все не так. Они ничем не отвечают за то, что пишут. Они в большей степени развлекают. Они берут деньги за посты и все об этом знают. В отличие от ведущих СМИ, где возьмут вашу новость лишь в одном случае - если она интересная. И получается, что кроме большого охвата блогер не способен дать стартапу ничего. Но и это тоже часть проблемы.

Стартапу нужно признание

Аудитория какого-нибудь инстаблогера (про ТикТок вообще молчу) и аудитория газеты Коммерсант отличаются драматически. Да, в сети такие же люди, но их сегментация выполнена по другим интересам – звезды, машины, юмор, полуголые женщины и так далее. Это поле их интересов, именно это они хотят видеть – это то, зачем они пришли. Согласитесь, в этот набор запросов довольно сложно влезть стартапу. Более того, именно несоответствие запроса на просмотр, допустим, полуголых дам и мешающая этому рекламная интеграция раздражают больше всего. Я не знаю ни одного инстаблогера-миллионника, который ежедневно и зажигательно пишет про стартапы, новые технологии, рынки и тд.

Примерно так выглядят коммуникации нормального стартапа
Примерно так выглядят коммуникации нормального стартапа

И получается странная штука – стартап заливает миллионы в блогеров, и вроде бы в ответ получает миллионные охваты, но эти охваты не трансформируются в деньги. Потому что десятки тысяч влиятельных людей из мира бизнеса, коммуникаций или политики и примкнувший к ним up-middle management остаются неохваченными: они как ничего не знали о компании, так и продолжают о ней ничего не знать.

Выходит, что сами по себе миллионные блогерские охваты не формируют репутацию. Почему стартапу она важна? Ответ очевиден – потому что ее нет, это чистый лист бумаги, на котором можно нарисовать все, что угодно. Или забить, мол, что само нарисуется, то и нарисуется. Но исправлять всегда сложнее и дороже.

Репутацию формируют СМИ

И это так. Как я уже сказал в предыдущем материале, всего одна, но хорошая статья в СМИ может вызвать лавину позитивных изменений. Один мой клиент несколько лет развивался исключительно за счет блогеров. При хорошем росте и продажах о компании никто не знал – она существовала словно в параллельной вселенной. Ее не было в рейтингах, ее не знало деловое сообщество, аналитики оценивали ее показатели примерно вдвое ниже. Она существовала и не существовала одновременно. И это сильно осложняло жизнь.

Мелькание в ведущих СМИ превращает нойнейм-стартап в стартап-звезду. Станет ли эта звезда единорогом зависит от команды и везения. Но пиар в этом деле играет не последнюю роль.

Все из соцсетей попадает в СМИ

Это большое заблуждение. В СМИ из соцсетей попадает только то, на что реагирует общество. Драка двух курьеров, пьяная мамаша выбросила младенца, какая-то резонансная автоавария... Я уверен, что ни разу в СМИ из соцсетей не попала информация о стартапе, потому что в этом нет драмы, надрыва, несправедливости, геройства, юмора и много чего еще, что вызывает в обществе живые эмоции.

Сила в балансе

Возможна ли обратная ситуация – компанию хорошо знают на рынке, она выигрывает награды, боссы ее на страницах СМИ и каждый узнает их на улице. Но при этом, компании нет в соцсетях. Конечно, в B2B, там это оправданно.

Для всех остальных случаев только сочетание традиционных СМИ и сетевых амбассадоров формирует правильный баланс между охватом и репутацией, который намного быстрее двигает компанию вперед.

22
7 комментариев

В какой момент и откуда народ стал юзать слово «драмматически»? Первый раз я услышал у Wilsacom, потом кто то из корпоратов крупных обронил.

Думаю, это из буржуйского :) dramatically :) 

Очень хороший материал, спасибо 👍

И Вам спасибо!

Очень согласны! Все хотят размещаться у блогеров из-за давно созданного образа безусловно лояльной аудитории. Но 2020 не 2015, когда никто их не обязывал помечать рекламу и доверие действительно было на очень высоком уровне.

Условно печатному слову особенно взрослые люди все еще верят больше. Но и выходить на СМИ сложнее. Нужно генерить по-настоящему полезный контент, потому что псевдополезный там вычисляют с третьего предложения. А на это нужны отдельные силы. Вот и получается, что возиться со СМИ хотят единицы, выбирая короткую дорожку с покупкой рекламы.

«Реклама и SEO-мусор испортили поисковики, теперь ChatGPT, Perplexity, Claude и даже собственный ИИ Google ищут информацию лучше»

Но «классический поиск» всё ещё может быть хорош — например, если нужно найти конкретную страницу, считает старший обозреватель The Wall Street Journal Джоанна Стёрн.

1818
33
11
11
Эта проблема заключается в том, что приоритеты другие, они не развивают поиск. У того же Google вообще куча практически заброшенных сервисов, экосистема говно, много чего не заброшенного, но не развивается должным образом. У меня иногда возникает ощущение, что эти товарищи сами не пользуются тем, что делают. Многое можно улучшать и улучшать ещё, но им похер, Google может легко превратится в подобие рамблера, дело времени. Кто бы что не говорил, но поиск нужен, интернет должен быть децентрализован, а они всё пытаются централизовать, то соц.сети, то ИИ чат-боты.
Я видел штрафы на маркетплейсах 5 000 000 рублей и больше. Поэтому, сделал бесплатный бот, чтобы селлеры могли защитить свои права

Ходят легенды, что работники склада ВБ используют рулетки, которые начинаются с 5 см. Как думаете, правда или вымысел? Но сегодня не про легенды. Я придумал бота, который поможет сразу узнать за что селлеры получают штраф и какие действия предпринять, чтобы урегулировать конфликт с маркетплесом.

Я видел штрафы на маркетплейсах 5 000 000 рублей и больше. Поэтому, сделал бесплатный бот, чтобы селлеры могли защитить свои права
99
88
11
Компания Figure обучила своих роботов естественной человеческой походке

Почему это заслуживает внимания? Потому что это была нетривиальная техническая задача! С помощью сложной модели гуманоидного робота Figure 02 обучили ходить, как человека.

55
44
44
Естественная походка? Какие-то синяки в «Красное и белое» ломятся – осторожненько так идут, чтобы не спалили и чтобы ветром не сдуло.
Феномен Гребенюка: Как от учителя по истории дойти до самого популярного предпринимателя в России

Я человек разносторонний, отдал 13 лет бальным танцам, где работал со своей будущей женой, поработал учителем по обществознанию и истории 2 года, учителем много не заработаешь, поэтому я..

Феномен Гребенюка: Как от учителя по истории дойти до самого популярного предпринимателя в России
3838
1818
11
11
Опять инфоцыгане, все из бизнес молодости…
Массовой подмены трудовых отношений «наймом» самозанятых нет, а компании, которые так делают, — «как на ладони»: ФНС — о самозанятости в России
2323
88
33
11
«а компании, которые так делают, — как на ладони» _ Ну тоисть на лапу дают, да?
От воспитательницы в детском саду до работы в Яндексе, Тинькофф и Авито.

Наша сегодняшняя героиня — молодая феминистка, только что закончившая ВУЗ по специальности филолог, решает устроиться воспитательницей в детский сад за 20 000 рублей в месяц. Как ей удалось попасть на работу в крупнейшие IT-компании и построить там карьеру, а потом всё бросить и уехать в другую страну — читай прямо сейчас!

От воспитательницы в детском саду до работы в Яндексе, Тинькофф и Авито.
Маркетинг мёртв: 3 самых бесполезных вещи, на которые вы сливаете бюджет

Мы живём в то время, когда каждый второй маркетолог называет себя "диджитал-стратегом", "трансформационным лидером" или ещё каким-нибудь придурком, не несущим в себе никакого смысла. За этими громкими титулами скрывается одно — тотальная профнепригодность

Маркетинг мёртв: 3 самых бесполезных вещи, на которые вы сливаете бюджет
1414
77
Мультиканальность для бизнеса: временный тренд или новая реальность

Сегодня соцсети меняют алгоритмы, завтра рекламные кабинеты становятся неэффективными, а послезавтра привычные площадки перестают работать. И если для стабильности человеку нужна подушка безопасности, то бизнесу желательно иметь несколько одновременно развивающихся площадок.

Мультиканальность для бизнеса: временный тренд или новая реальность
1111
22
11
О редизайне и ребрендинге простыми словами. Гайд на рост прибыли бизнеса с помощью обновления дизайна бренда.
О редизайне и ребрендинге простыми словами. Гайд на рост прибыли бизнеса с помощью обновления дизайна бренда.

Эта статья — практическое руководство, которое поможет вам понять когда настает пора обновлять дизайн бренда и сайт компании. Как найти точки роста бизнеса за счет правильного дизайна, созданного под актуальный запрос вашей целевой аудитории и как не сойти при этом с ума.

44
33
11
реклама
разместить
Что реально влияет на цену продажи в твоем бизнесе? 4 неочевидных вещи

Цена продажи – важнейший показатель для бизнеса, который продвигается с помощью интернет-каналов трафика. Какая цена считается хорошей, кому за ней реально надо следить и что на нее действительно влияет – в статье.

Что реально влияет на цену продажи в твоем бизнесе? 4 неочевидных вещи
88
33