Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм

88% кликов на неё поддельные, поэтому ключевое обещание программатика привлечь исключительно заинтересованную аудиторию — уже само по себе мошенничество. Почему рекламным агентствам невыгодно с этим бороться и что делают компании — рассказал профессор маркетинга Скотт Гэллоуэй.

Социальные сети, какими бы раздражающими иногда ни были, вызывают привыкание. Правда, у всех у них есть главный «порок» — реклама, пишет профессор маркетинга и журналист Скотт Гэллоуэй.

Сама по себе интернет-реклама обладает большим потенциалом. Во многом именно благодаря ей существуют СМИ, получая деньги от компаний и знаменитостей. Сам рынок цифровой рекламы расширился в 2020 году: несмотря на пандемию, на его долю пришлась почти половина всех рекламных расходов в США.

Распределение затрат на рекламу: цифровая — 48%, телевизионная — 31,1%, газеты — 5,9%, журналы — 3,9%, радио — 5,8%, кинотеатры — 0,3%, наружная реклама — 5,1% Dentsu
Распределение затрат на рекламу: цифровая — 48%, телевизионная — 31,1%, газеты — 5,9%, журналы — 3,9%, радио — 5,8%, кинотеатры — 0,3%, наружная реклама — 5,1% Dentsu

Маркетологи полагаются на цифровую рекламу и вливают в неё тысячи, а иногда миллионы долларов. И именно эти деньги, по словам Гэллоуэя:

  • «Кормят подростково-антиутопический комбинат» и его участников вроде Facebook и YouTube.
  • И одновременно развращают медиабизнес.

Некоторые компании по-прежнему закупают традиционную рекламу: они заключают рекламные сделки с агентством, которое затем размещает объявления и контролирует показы. Обычно за такую рекламу фирма платит заранее оговоренную сумму, поэтому на выходе рискует переплатить, не получив ожидаемого результата.

Именно поэтому с 2015 года компании всё чаще закупают и размещают автоматизированную рекламу — такой способ ещё называют «программатик». На неё в 2021 году американские фирмы потратили 89% рекламного бюджета.

Сравнение расходов на неалгоритмическую рекламу (белый) и «программатик» (чёрный) в США с 2011-го по 2021 год Emarketer & Digital Citizens Alliance
Сравнение расходов на неалгоритмическую рекламу (белый) и «программатик» (чёрный) в США с 2011-го по 2021 год Emarketer & Digital Citizens Alliance

Программатик, считает Гэллоуэй, — это сложная машина, поскольку в процессе участвует множество игроков: рекламодатели, агентства, алгоритмы, виртуальные биржи рекламных мест и владельцы этих мест.

Но именно алгоритмическая закупка, как обещали эксперты, должна была обеспечить ряд преимуществ. Во-первых, предоставить клиенту прозрачную статистику. Во-вторых, сократить его расходы на рекламу — ведь теперь он платит только за релевантный трафик, поскольку заранее определяет аудиторию для показа.

Критерии автокомпании Nissan, например, могут быть следующими:

  • Мужчины из Латинской Америки.
  • В возрасте от 36 до 42 лет.
  • Через год у них истекает контракт на автолизинг.

Затем система автоматически размещает десятки тысяч объявлений на множестве различных сайтов — везде, где рекламу, по мнению алгоритмов, увидит та самая ЦА. Деньги в итоге идут не только самому агентству, но и операторам алгоритмических систем, а также сайтам, которые публикуют рекламу.

Кто и сколько процентов получает за программатик (слева направо): агентства; платформы автоматической закупки; платформы организации аукциона для рекламодателей; аналитики, которые анализируют просмотры; рекламные биржи; сайт, на котором реклама размещена World Federation of Advertisers
Кто и сколько процентов получает за программатик (слева направо): агентства; платформы автоматической закупки; платформы организации аукциона для рекламодателей; аналитики, которые анализируют просмотры; рекламные биржи; сайт, на котором реклама размещена World Federation of Advertisers

Рынок автоматизированной рекламы — это приманка для злоумышленников

Своим сложным устройством программатик привлекает мошенников, пишет Гэллоуэй. Всё потому, что обнаружить обман в многоуровневой системе гораздо труднее, чем при традиционном размещении.

Чаще всего обмануть алгоритмы пытаются «клик-фермы»: система думает, что с объявлением взаимодействует реальный человек, а на деле нажимает на него либо бот, либо сотрудник «фермы». По некоторым оценкам, 88% кликов на программатик — поддельные.

О том, как выглядит бизнес фальшивых кликов изнутри, на примере Китая

Сайты, которые размещают рекламу, и посредники, покупающие у них места, говорят, что на рынке существуют антифрод-технологии. Но отраслевые эксперты считают их бесполезными. «Чем больше рекламу смотрят, тем больше за неё получат агентства и биржи. Так что им просто невыгодно бороться с мошенничеством», — рассуждает Гэллоуэй.

В 2008 году новостная корпорация Newsweek Media Group «заразила» собственную антифрод-систему вредоносным ПО, чтобы взимать с рекламодателей большую плату за фальшивый трафик. Впрочем, закупают его и сами компании — например, Ozy Media, чтобы привлечь инвесторов.

Некоторые объявления, безусловно, доходят до реального человека. Однако он далеко не всегда представляет ЦА компании. Так что даже ключевое обещание программатика сократить расходы компании и привлечь исключительно заинтересованную аудиторию — уже само по себе мошенничество.

Скотт Гэллоуэй, профессор маркетинга

Согласно исследованиям, таргетинг плохо работает даже по базовым критериям:

  • Настройки по женскому и мужскому полу, например, не помогают более чем в 50% случаев.
  • Объявления с поправкой на доход семейства дошли до ЦА лишь в 25% случаев.
  • 65% бюджета на геотаргетинг компании тратят впустую.

А точность алгоритмов Facebook может составлять от 9% до 41%, что подтверждают сами сотрудники компании: они назвали внутренние алгоритмы «дерьмовыми».

Сомнительная эффективность также у рекламы на основе cookie-файлов — данных, которые сайты оставляют в пользовательской системе, чтобы следить за его посещениями и настраивать рекламу под интересы. По словам экспертов, браузеры блокируют и удаляют 64% таких файлов.

В 2021 году Apple требует от разработчиков запрашивать разрешения у пользователя перед тем, как сохранять cookie. А Google, контролирующая 60% рынка браузеров, планирует к 2023 году запретить сбор файлов cookie вовсе. Правда, вместо этого компания представит собственную централизованную систему отслеживания.

Более половины всех денег с цифровой рекламы получают Facebook и Google. У последней при этом есть даже собственная  биржа — DoubleClick Ad Exchange, одна из самых крупных в интернете Emarketer
Более половины всех денег с цифровой рекламы получают Facebook и Google. У последней при этом есть даже собственная  биржа — DoubleClick Ad Exchange, одна из самых крупных в интернете Emarketer

Что ждёт рынок цифровой рекламы в будущем

На рынке цифровой рекламы достаточно и других мошеннических схем, пишет Гэллоуэй:

  • Политики и знаменитости «покупают» поддельных подписчиков — на долю последних приходится около 20%.
  • Facebook признаёт, что ежегодно удаляет миллиарды фальшивых аккаунтов.
  • Клик-фермеры и боты специально устанавливают мобильные приложения, чтобы поднять их в рейтингах. По данным за 2018 год, в App Store они скачивают каждую пятую программу, а в Google Play — каждую четвёртую.

Мошеннический бизнес в индустрии интернет-рекламы к 2025 году может составить $150 млрд и уступит тогда разве что торговле наркотиками. Чтобы всё это не раздуло ещё больше рынки промышленного шпионажа и кражи личных данных, индустрии нужны стандарты и большая прозрачность, считает Гэллоуэй.

Наивно надеяться, что многочисленные посредники, особенно в сфере программатика, сами позаботятся о регулировании.

Мы уже облагаем налогом сигареты и алкоголь, чтобы снизить их потребление. Возможно, стоит сделать то же самое с алгоритмами, на которых зиждется автоматизированная реклама. Да, иногда она приносит пользу, но вместе с тем вызывает зависимость, от которой страдают абсолютно все.

Скотт Гэллоуэй, профессор маркетинга

Некоторые крупные фирмы уже создают свои собственные алгоритмы, которым, как они считают, можно будет доверять. А другие осознали, что цифровая реклама в целом не приносит обещанных результатов, и потому сократили расходы на неё:

  • JPMorgan Chase уменьшила число рекламных объявлений с 400 тысяч до 5000.
  • Procter & Gamble и Uber урезали бюджет на $200 млн каждая.
  • eBay сократила его на $100 млн.

При этом разницы в отдаче эти компании не заметили, пишет Гэллоуэй.

На самом деле построить сильный бренд можно и без рекламы. Tesla, например, интересна прежде всего потому, что производит революционный продукт в важной потребительной категории.

Скотт Гэллоуэй, профессор маркетинга
3737
16 комментариев

Как говорится, половина рекламы не работает, еще бы знать какая это половина.
Идут годы, меняются технологии, но реклама как была непрозрачной, так и останется. Потому что никто и никогда не должен узнать, что реклама это обман.

7

Ждём блокчейн получается

1

Почему-то остается впечатление, что товарищ Гэллоуэй немножко поехавший. Или на кого-то сильно обиженный. Логика у него 80-го уровня. Вот вы его цитируете: "Чем больше рекламу смотрят, тем больше за неё получат агентства и биржи. Так что им просто невыгодно бороться с мошенничеством" - ну конечно, первые пару лет невыгодно, ведь денег придет больше. А потом из программатика деньги уйдут и их не будет вообще. То-то в последнее время компании так озаботились антифродом, что просто выгнали многие площадки (видимо, их трудно контролировать из-за многочисленности). На этом моменте он не останавливается и просто чешет дальше.

На Ozy Media ссылаться - так это крайне некрасиво, это все равно что вспомнить Элизабет Холмс и сказать, что стартапы в области здравоохранения - все поголовно мошенники и денег им давать нельзя.

Так что хорошо бы посмотреть, а где конкретно болит у Скотта Гэллоуэя.

7

Статья хорошая. Оптимизировать рекламу, конечно, нужно. Разумно подходить к ней тоже. Тысячи объявлений при незначительном бюджете делают точечную настройку и корректировку РК невозможной (просто не хватает данных).

Но в тексте очень сильно смущает тезис про плохую работу простого таргетинга (по полу, доход, геотаргетингу). Дело в том, что уверенности в том, что другие форматы при аналогичном исследовании показали бы точность выше совсем нет. По мужской и женской аудитории очень трудно без интернета получить нужные охваты и при этом не захватить лишних людей. По уровню дохода - вообще не базовая настройка и 25% - это отличный показатель (реклама брендовых вещей в inflight review наверняка имеет показатели хуже).

5

спасибо, что прочитали и дополнили — желаю вам больших охватов везде и всегда, если работаете с рекламой :) отчасти с вами соглашусь: в тексте скорее мысли вслух, чем обстоятельный разбор рекламных механизмов, но на последнее автор, в общем-то, и не претендует. возможно, изначально программатик выдавали за панацею от всех недостатков, которыми испещрена традиционная реклама, и именно за это он и зацепился: мол, хотели как лучше, а породили многомиллионный мошеннический бизнес.

2

Спрос рождает предложение. Хочешь 100500 подписчиков? На, держи. Хочешь 99999 лайков? Пффф, запросто.

Думаю, что поисковые и социальные системы будут просто повышать планку социальных действий. Как те же "дочитывания" или "активность на странице"

2

а разработчики создадут ботов, которые будут дочитывать тексты до конца и клацать по кнопкам да плашкам на странице :D спасибо, что прочитали!

7