Как выстроить продажи в Telegram: пошаговая инструкция
Инструкция по запуску продвижения в Telegram для предпринимателей и маркетологов от Студии Чижова. Все, что нужно: от контента и до прогнозирования эффективности.
Привет! Это Студия Чижова.
В 2022 году Telegram в каком-то смысле заменил Instagram*. Сюда пришли звезды, блогеры и бизнес. Совокупная аудитория русскоязычных каналов выросла до 2 млрд человек (не уникальных пользователей).
С января по июль количество ежедневных посещений выросло на 66%. Также, за прошлый год количество каналов выросло на 50%.
Мы неоднократно рассказывали, как выстраивать воронки продаж в Telegram, вот несколько кейсов.
В этой статье обобщим наш опыт и подробно разберем, как выстраивать в Telegram стратегии, которые приносят деньги.
Особенности Telegram как маркетингового инструмента
Telegram — это мессенджер, а не соцсеть. Здесь другие способы общения с клиентом в отличие от ВКонтакте и Instagram*. Соберем ключевые особенности в один список.
Привычки потребления контента
В Telegram нет алгоритмической ленты, но есть подписки. Пользователь сам собирает список того, что хочет читать. Каналы, которые ему очень интересны он оставляет с включенными пушами.
Также, возможно использование внутреннего поиска внутри мессенджера.
Способы взаимодействия с аудиторией
В Telegram есть три инструмента для работы с аудиторией-каналы, чаты, чат-боты.
Каналы. Это как сообщества и личные страницы. Могут быть доступны реакции и комментарии.
Чаты. Это как групповые беседы. Они могут быть автономными или относиться к определенному каналу. В чатах возможно деление на треды.
Чат-боты. Это как рассылки и личные сообщения. С прошлого года в них можно встраивать веб-страницы и приложения (WebApp).
Форматы контента для публикации
В Telegram можно публиковать посты, фото и видео (причем с тайм-кодами). С помощью дочернего редактора Telegraph доступна публикация статей и лонгридов. Еще есть возможность вести прямые эфиры.
В Telegram на первый план выходит качественный контент, ради которых клиент готов заходить в чат или канал. Контент должен помогать подписчику быстро и эффективно решить проблему или получить эстетическое удовольствие.
Теперь расскажем, как бизнесу выстроить стратегию продвижения в Telegram.
Как продвигать бизнес в Telegram
Чтобы получить результат, нужно выстроить стратегию продвижения, которая будет учитывать особенности вашей аудитории: как она выбирает, на каких этапах воронки ее можно захватывать через Telegram.
В общих чертах последовательность действий можно сформулировать таким образом.
Постановка целей продвижения
У продвижения обычно есть две цели — увеличить продажи или укрепить репутацию бренда. Для первой идеально подходят чат-боты, для второй — каналы.
В контексте бизнес-задач обозначим практическое использование каналов и чат-ботов.
У любого бизнеса есть задачи, которые можно решить с помощью чат-ботов. Особенно они полезны в сферах, где клиент быстро принимает решение и ждет мгновенного ответа. Чат-бот решает типовые задачи быстрее менеджера по продажам и может закрыть «горячего» клиента.
Каналы хорошо работают в сложных нишах, где решение о покупке принимается долго и у клиентов много возражений: стоимость, качество, надежность бренда, гибкость условий и прочее. С помощью контента можно сформировать доверие к компании.
Анализ конкурентов
Для начала выберите 3–4 лучших конкурента и посмотрите, как они ведут каналы и чат-боты. Рекомендуем опираться на два критерия:
- основные конкуренты с точки зрения продаж и оборота;
- конкуренты, у которых активно развит Telegram (это могут быть даже непрямые конкуренты).
Анализ каналов конкурентов
Искать каналы можно с помощью бесплатного сервиса Tgstat или платного Telemetr, у которого больше функций и детальнее анализ. В сервисах есть поиск по тематикам, динамика подписчиков, статистика по вовлечению и охватам, упоминания. индекс цитирования, репосты. Также можно определить накрутки аудиторий.
Что смотреть в каналах:
В результате анализа конкретного канала можно сделать вывод, как конкуренты привлекают аудиторию, как удерживают ее, как коммуницируют, как оформляют контент, как продают и куда ведут дальше по воронке.
Анализ чат-ботов
Изучите механику чат-бота, какие может выполнять действия, какие задачи решает, рассылают ли через него сообщения. Возможно, на первом этапе вам понадобится внедрить подобный функционал.
По итогу анализа конкретного чат-бота нужно понимать: какие используются офферы, что умеет делать чат-бот, какие задачи бизнеса он решает, как устроена воронка (и есть ли она вообще).
Анализ рекламы конкурентов
Вспоминаем про Tgstat или Telemetr. В них есть даты упоминаний и репостов. Сопоставив их даты с графиком прироста подписчиков, можно косвенно определить эффективность размещения.
Да и в целом вы увидите, какие креативы использовались для продвижения.
Разработка стратегии продвижения
Стратегия продвижения строится на фреймворке SOSTAC, который универсально подходит для бизнеса любого масштаба.
Что представляет собой SOSTAC
- S (Situation Analysis).
- O (Objectives)
- S (Strategy)
- T (Tactics)
- A (Action)
- C (Control)
Мы адаптировали фреймворк под работу в социальных сетях. В итоге сформировали три этапа по работе над стратегией.
Первый этап. Анализ сильных и слабых сторон компании, рынка, воронок и офферов конкурентов. Постановка долгосрочных целей.
Второй этап. Составление перформанс стратегии, коммуникационной стратегии и контент-стратегии. Также, целью этапа является сборка визуальной и креативной концепции.
Третий этап. Подбор оптимальных воронок и каналов для запуска. Реализация краткосрочных целей и формирование отчетности.
Разработка перформанс-стратегии
Подробнее о том, как выстраивать перфоманс-маркетинг и привлекать клиентов из соцсетей, мы уже рассказывали.
Для продвижения бизнеса мы используем модель собственной разработки F&L (Followers&Leads), которая стала результатом пятилетней работы по выстраиванию стратегий продвижения в соцсетях. Она подходит для соцсетей и Telegram.
Мы привлекаем аудиторию и за счет последовательных касаний, с помощью контент-маркетинга, ведем ее к приобретению продукта.
Перфоманс-стратегия — это комплекс рекламных воронок , с помощью которых телеграм-канал или бот воздействуют на аудиторию и дают коммерческие результаты.
Мы чаще внедряем комплексные стратегии продвижения в соцсетях, поэтому воронка в Telegram может быть частью омниканальной перфоманс-стратегии, которая предполагает рекламные касания на нескольких площадках.
Разработка контент-стратегии
Первый вопрос – что писать. В Студии мы готовим контент в на основе фреймворка AARRR. Эта модель оптимальна для одновременной работы с аудиторией, которая находится на разных этапах готовности к покупке.
Вкратце расскажем, как это выглядит в Телеграм:
A. Переводим аудиторию из других источников или привлекаем через посевы полезными материалами, скидками и сертификатами.
A. В канале и боте рассказываем о продукте, показываем, что продаем и для кого это подходит, вовлекаем подписчиков в общение игровыми механиками.
R. Работаем с возражениями и повышаем доверие к бренду ответами на частые вопросы, отзывами и полезной информацией.
R. Продаем через офферы: УТП, скидки, акции, специальные предложения и прочее.
R. Повышаем лояльность и мотивируем на повторные продажи через посты о программе лояльности, опросы, тесты, игры, конкурсы.
Разработка коммуникационной стратегии
Второй вопрос – как писать. Для этого мы разрабатываем коммуникационную стратегию. Простыми словами – как мы будем общаться с аудиторией. Что входит коммуникационную стратегию:
- Big Idea. Основной посыл компании, «это база».
- Тональность коммуникации. Принципы по выстраиванию взаимодействия с подписчиками.
- ДНК бренда. Что отличает бренд от остальных, так можно подсветить сильные стороны компании.
- Архетип бренда. С какой позиции компания общается в соцсетях.
- Структура публикации. Обязательные элементы и фишки, которые используются в постах.
- Визуальная концепция. Стандарты подложек, шаблонов, требования к фотографиям.
- Редполитика. Правила работы с текстом, название компании, аббревиатуры и т.д.
Создание контента
Главное в Telegram, как и в других соцсетях, это контент. Он должен создаваться полностью на основе контент-стратегии и решать коммерческие задачи бизнеса.
По нашему опыту, надо делать упор на три формата: о продукте, о компании и отзывы. Эти публикации отвечают на главные вопросы: что можно купить и почему вам можно доверять. Посты о компании работают на репутацию, о продукте — продают, а отзывы повышают уровень доверия.
Использование других форматов контента зависит от ниши, цели продвижения и аудитории.
На первом этапе будет достаточно трех указанных выше форматов. По мере развития канала добавляйте новые рубрики с полезной и интересной информацией, для вовлечения аудитории и так далее.
Как определитесь с форматами публикации, создайте контент-план на неделю или месяц с указанием формата и темой поста. Укажите в нем даты и распишите, в какой день какой контент будет выходить.
Как продавать через контент
Для продаж в Telegram можно использовать несколько вариантов: принимать заказ в чате, переводить покупателя на сайт или в офлайн-точку.
Главное — быстро реагировать на запросы пользователей. В нише простых услуг клиент готов ждать в течение часа, в редких случаях — день. Если ответа в этот срок он не получит, то высока вероятность, что клиент уйдет к конкурентам.
Как использовать мультимедийные сообщения и чаты
В Telegram еще есть два уникальных способа коммуникации: голосовые и видеосообщения, а также чаты. Эти инструменты работают на вовлечение аудитории, более тесное и личное взаимодействие с ней.
По сути, аудио- и видеосообщения — это аналог сторис. В них можно делиться новостями, показывать производство, снимать обзоры на товары и так далее.
Удобно, что видеосообщения можно редактировать перед отправкой, удалять и переснимать до тех пор, пока не получится удачный вариант. Также есть специальные боты, которые позволяют в видеосообщениях отправлять предзаписанные рекламные ролики. Примеры таких ботов — Telescopy или Roundy.
Голосовые и видеочаты — это более сложный инструмент общения, похожий на прямые эфиры в соцсетях. Любой зритель может легко присоединиться к беседе, причем не по очереди, а все сразу.
Разработка стратегии мессенджер-маркетинга
Бот можно использовать для разных целей: массовая рассылка сообщений, цепочка приветственных сообщений или взаимодействие с подписчиком через кнопки действия.
Как использовать рассылки
Через бот можно отправлять сообщения, как при обычной рассылке в личные сообщения. Чаще всего их используют для анонса акций, скидок, распродаж, новинок, мероприятий и так далее. Есть повод — отправляется сообщение.
Поэтому планируйте маркетинговые активности и сразу добавляйте в контент-план рассылку письма с акцией.
Как использовать цепочки сообщений
Цепочка — это сообщения которые отправляются друг за другом через определенный интервал времени. Запускает такие цепочки какое-то действие, например запуск бота, или наступление времени — понедельник вечер.
Цепочки писем — мощный инструмент продаж. В них можно рассказывать о бренде, демонстрировать товары и услуги, их плюсы, УТП, отзывы, отвечать на частые вопросы, отрабатывать возражения, предлагать скидку и мотивировать совершить покупку.
Как использовать действия в чат-боте
Чат-боты — это сложные системы рассылок со связанными между собой блоками. Они позволяют отправлять публикации по триггерам: при определенном действии пользователя, в нужный день недели, при достижении определенного числа баллов и т. д.
Обычно чат-боты используют для создания сложных цепочек, основанных на действиях пользователей, геймификаций и ответов на вопросы пользователей.
Чтобы разработать механику чат-бота с действиями, нужно понять, какие задачи он будет решать, и продумать воронку, по которой будет проходить пользователь. Затем создать карту действий, где будут обозначены все сообщения бота, что будет происходить при каждом возможном действии, к каким сервисам его нужно подключить.
Если создается сложная геймификация с подсчетом баллов и личным кабинетом или бот с ответами на вопросы пользователей, то для подготовки технической стороны проекта потребуется программист.
Схема бота составляется в mind-картах. Мы используем сервис Miro, в котором составляем одну воронку для клиента и одну для программиста.
Пример сложной механики бота с разными вариантами ответов и действий
Привлечение аудитории в Telegram
Рекламный кабинет Telegram Ads
Рекламная платформа от Telegram. Бизнес создает объявление и оно откручивается в выбранных каналах, у которых >1000 подписчиков. Предоставляется статистика по эффективности кампаний.
Порог входа при прямой работе через Telegram Ads составляет 2 млн евро. Причем, пока один откручивается, другой остается на депозите. Также, возможно размещаться через посредников. В РФ их пока можно по пальцам пересчитать. Там минимальная сумма рекламного бюджета от 3 000 евро.
Инфлюенс-маркетинг
Посевы — основной способ привлечения аудитории внутри Telegram. Но новых подписчиков можно привлекать и из сторонних источников, например сайта или других соцсетей. Разберем подробнее каждый способ.
Как использовать посевы в продвижении
Перед запуском рекламы нужно подготовить портрет целевой аудитории: пол, возраст, интересы, гео, уровень дохода. Рекламный пост должен точно попадать в интересы и боли целевой аудитории, и для этого нужно понимать, кто клиент и ему нужно.
В Telegram практически никакой информации по социально-демографическим параметрам аудитории нет, поэтому на первый план выходят интересы.
Нужно понимать, чем интересуется ваша аудитория, и на основе этого предполагать, на какие каналы и чаты она может быть подписана в Telegram. Для этого мы в Студии используем метод Jobs To Be Done для изучения и сегментации аудитории по мотивам.
Основные шаги при подготовке посевов
Обычно у посевов есть две цели — привлечение подписчиков или увеличение охватов для узнаваемости бренда.
Далее нужно подобрать каналы размещений по интересам аудитории.
Например, вы продаете платья и ваша ЦА — женская платежеспособная аудитория. Среди интересов у них могут быть: отношения, семья, стиль и мода, бьюти-блогеры, дизайн интерьеров. Соответственно, нужно искать каналы с такой тематикой.
Искать их можно через Tgstat и Telemetr по тематикам или прямо в поисковиках по ключевым запросам. Далее каналы надо проанализировать на качество аудитории.
Основные метрики анализа канала
Объем аудитории канала не играет основную роль. В некоторых нишах хорошо работают размещения у блогеров-миллионников, в других — посевы у микроблогеров или в тематических каналах.
Охват публикаций важен, потому что именно он влияет на стоимость размещения. Для расчетов обычно используют показатель CPM — стоимость за 1000 показов. В разных тематиках есть среднерыночная стоимость тысячи показов, на которую опирается большинство каналов при создании прайсов за рекламу.
Особенности размещения
Стоимость размещения зависит от следующих условий: сколько времени рекламный пост пробудет в канале, сколько часов пройдет до появления другой рекламы, будет ли помещение в закреп. Чем больше часов, тем больше стоимость и охват.
Для этого используют обозначения типа 1/24 или 2/48. Например, 1/24 — через час будет другая реклама, пост пробудет в канале сутки.
По нашему опыту, самый эффективный формат размещения у блогера в Telegram — 1/24
Оплатить рекламу можно деньгами или за бартер, во втором случае автору присылают товары на обзор или предлагают ответную рекламу в блоге. Чаще всего встречается первый способ.
Креативы
Посевы можно делать несколько раз в одном и том же канале. Но рекомендуем делать такое размещение раз в 2–3 месяца. Можно чаще, если видите, что аудитория канала заметно увеличилась.
Учитывая эти данные, подберите подходящие каналы, свяжитесь с владельцами и обсудите стоимость. После этого переходите к подготовке креативов.
Тестируйте разные креативы: нативные и обычные
Медиапланирование посевов
Минус посевов — невозможно точно спрогнозировать прирост аудитории. Даже если основная часть подписчиков канала будет целевой, часть пользователей не заинтересует предложение. И это нормально.
Совместите это расписание с контент-планом так, чтобы посевы соответствовали тематике контента в боте или на канале. Благодаря этому у вас будет общая картина продвижения — какие посты выходят на канале, какие письма отправляются в боте, какие посевы публикуются.
После размещения оцените результаты. Основные метрики — охват рекламного сообщения, прирост подписчиков и стоимость подписчика. Сравните результаты разных посевов и сделайте выводы, в каких каналах и какие офферы сработали лучше.
Внешняя реклама
Под внешним продвижением понимается использование ссылки на Телеграм-канал или бот на разных сторонних онлайн и оффлайн-площадках, в контекстной рекламе. Например, этим приемом пользуются Youtube-блогеры:
Важно понимать, что бОльший вес не у количества переходов по ссылкам. А насколько пользователь будет готов стать частью вашей воронки.
В рассылку не подписываются просто так, надо показать ее ценность и предложить стоящий приз или подарок
Обработка заявок
В Telegram обработку заявок можно полностью переложить на чат-бот, но это подходит не всем нишам. Часто клиентам нужно проконсультироваться у менеджера, поэтому всегда оставляйте возможность связаться с человеком.
Рекомендации по общению с клиентами в Telegram такие же, как и в любом мессенджере. Для простоты собрали все самое главное в один чек-лист.
Резюмируем
В этой статье есть все, что нужно для запуска продвижения бизнеса и получения первых продаж. Дальше — тесты и практика.
Помните, что контент в Telegram находится на первом месте.
Не получится просто привлекать клиентов рекламой и продавать в лоб. Нужно сначала привлечь на что-то полезное или выгодное, а после этого продавать через посты в канале, рассылку или сообщения чат-бота.
Кроме того, в Telegram толком нет таргетированной рекламы и нужно привлекать аудиторию через посевы в других каналах. Для этого надо тестировать разные тематики каналов, креативы и офферы.
Если вам понадобится в этом помощь, обращайтесь в Студию Чижова. Мы знаем, как работать в Telegram и получать продажи.
* Instagram принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской
Комментарий удален модератором
Спасибо за оценку)
О, здорово видеть мой пример WebApp магазина 😇 (еще и как главную картинку статьи)
https://t.me/SportClothesBot
В оформлении материала использовались скрины как своих проектов, так и удачные решения коллег) Можем добавить ссылку на бот в статью
Был бы конечно не против, но на ваше уже усмотрение :)
рекомендации отличные, главное иметь и альтернативу- сайт
Да, конечно. Важна мультиканальная коммуникация с аудиторией. И я бы даже уточнил: сайт, мобильное приложение, канал в Телеграм, аккаунт во ВКонтакте, вообще любые площадки взаимодействия с клиентом — это не альтернативы друг другу, а части единой системы. Чем лучше будет реализован системный подход, тем лучше для бизнеса
Замечательный обзор. Толковый, видно, что в теме. Мне зашло.
Спасибо за оценку)
Анализ конкурентов - это почти первое действие.
В целом, да) Но мы на первое место всегда ставим вопрос "Зачем". Зачем использовать Телеграм, какие функции он будет выполнять в маркетинговой стратегии.
Анализ конкурентов уже на следующем этапе помогает ответить на вопрос "Как" работать с Телеграм.
А что скажете относительно сложных продуктов и в2в продаж в ТГ? работает или это опосредованно, через бренд?
Хороший вопрос) Главная особенность продвижения сложных продуктов и B2B в Телеграм в том, что это нужно делать через личный бренд. Здесь люди доверяют людям, поэтому обязательно должно быть лицо, с которым ассоциируется бизнес.
Вот, например, наш кейс по продвижению юридических услуг в сфере личного банкротства:
https://vc.ru/marketing/265786-kak-prodavat-slozhnye-yuridicheskie-uslugi-v-socsetyah-i-poluchit-18-mln-rubley-vyruchki-keys-smolin-bez-partnerov
Здесь мы строили работу через личный бренд основателя компании Кирилла Смолина в Инсте и Телеграм.
Сейчас работаем над продвижением в Телеграм компаний, которые занимаются интеллектуальным правом и сертификацией продукции. Там тоже везде работает личный бренд. Причем по сертификации мы сначала пробовали заходить без лица — результата практически не было. Потом доработали позиционирование, от имени бренда начал выступать конкретный человек — и пошли заявки. Очень показательно
Спасибо, но вы же знаете, в чем проблема с личным брендом? Сегодня личность одна, а завтра другая, а компании нужно продолжать работать) Не менять же первое лицо и стратегию продвижения постоянно.
Мы занимаемся цифровизацией сельского хозяйства и сейчас в поисках стратегии раскрутки ТГ: пока там ситуационный контент и небольшой органический рост. И несмотря на наличие потенциальных экспертов в компании, я бы не стала строить работу от личного бренда в нашем случае.
Если это возможно, то от лица бренда должен выступать основатель компании) В этом случае меньше риски, чем у привязки к личному бренду наемного сотрудника.
Но, в целом, возможны какие-то гибридные варианты. Например, у нас есть кейс оптового поставщика цветов Flavomarket:
https://vc.ru/marketing/516709-kak-my-v-krizis-vystroili-kanal-prodazh-vo-vkontakte-dlya-optovogo-sklada-cvetov-i-poluchili-736-celevyh-obrashcheniy
Там ВКонтакте, но тоже B2B, суть примерно та же. Там позиционирование строится вокруг бренда, а в качестве лица выступает главный флорист. В основном, он снимается в видеороликах: проводит мастер-классы по букетам, делает обзоры новых поступлений цветов. Креативные ролики тоже делаются с его участием.
Если оставите контакты, сможем подробнее проконсультировать конкретно по вашей ситуации
Спасибо, написала вам в ТГ
такое ощущение как будто не русского, не аглийского языка не знает..
Статья супер, есть чем поучиться
Отличная статья!
С нашей точки зрения, телеграм - это будущий двигатель продаж для небольших магазинов!
Мы в своих разработках также используем полноценные магазины в Telegram.
Статья предоставляет пошаговую инструкцию по настройке продаж в Telegram, включая рекомендации по созданию и распространению контента. Мне бы хотелось чуть углубиться и увидеть что, если бы включала стратегии аналитики и мониторинга результатов рекламных кампаний в Telegram, что критично для понимания и оптимизации взаимодействия с аудиторией. Применение аналитических инструментов и A/B-тестирования поможет улучшить конверсию и вовлеченность аудитории, повышая общую эффективность рекламных усилий
Комментарий удален модератором