Стратегическое развитие бизнеса: главные выводы

Самое важное о том, как обеспечить управляемый и стабильный рост компании через технологии и инструменты стратегического менеджмента

Стратегическое развитие бизнеса: главные выводы

Обо мне

Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко:

  • project/product manager в B2B IT
  • 3,5 года в IT: разработчик → аналитик → менеджер проектов
  • 6+ лет опыта и ≈ 20 проектов в 3 сферах: медиа, бизнес-автоматизация и корпоративное развитие
  • сейчас в Точка Банк развиваю направление Цифровая логистика
  • помогаю IT-бизнесу выстроить системное управление для масштабирования и роста прибыли

Активно веду Telegram-канал Артемий Про Бизнес: там я регулярно рассказываю, как системно управлять IT-бизнесом и личной жизнью.

Приглашаю присоединиться:

Стартуем!

Завершаю цикл Стратегическое развитие бизнеса о том, как создавать и реализовывать стратегию развития компании.

В рамках цикла я систематизировал теорию по ключевым вопросам стратегического управления:

  • зачем компании нужна стратегия развития?
  • как запланировать и провести стратегическую сессию?
  • как построить стратегическую карту?
  • как оформить документ стратегии?
  • как последовательно реализовывать стратегию?
  • как объединить стратегию, тактику и операционку?

Ценность цикла в том, что он помогает понять, как обеспечить управляемый и стабильный рост компании через технологии и инструменты стратегического менеджмента.

Если хотите обсудить вопросы по теме стратегического менеджмента (или любую другую стему) — смело пишите мне в личные сообщения в telegram @ArtemyProkopenko, буду рад пообщаться, поделиться/обменяться мнением и опытом)

Все статьи цикла на Vc:

1/10. Стратегия как путеводная звезда: зачем компании нужна стратегия развития? — о стабильном росте бизнеса и топ-6 целях разработки стратегии развития

2/10. [1/4] Стратегическая сессия: для чего нужна? — о стратсессии как инструменте решения разнообразных бизнес-задач и топ-10 целях ее проведения

3/10. [2/4] Стратегическая сессия: как подготовиться? — об уникальном преимуществе стратсессии и универсальном алгоритме из 7 задач для подготовки к ней

4/10. [3/4] Стратегическая сессия: как провести? — о программе стратсессии как навигаторе достижения целей и топ-7 советах по ее проведению

5/10. [4/4] Стратегическая сессия: кейс IT-компании — обзор процесса проведения стратсессии в IT-компании для разработки новой управленческой системы

6/10. Как построить стратегическую карту компании? — о страткарте как инструменте визуализации, формализации и декомпозиции стратегии развития

7/10. Как подготовить документ Стратегия развития компании? — о ценности, структуре и плане разработки документа стратегии

8/10. Стратегический управленческий цикл: как реализовывать стратегию развития с помощью технологии Ц4Р? — о последовательном исполнении стратегии развития в операционных периодах и сочетании автономии с ответственностью команды

9/10. Как связать стратегию, тактику и операционку? — об уровнях управления компанией и синхронизации стратегии, проектов развития и регламентов процессов

10/10. Стратегическое развитие бизнеса: главные выводы

Главные выводы цикла

Вывод 1. Маршрут развития

Стратегия обеспечивает стабильный рост компании, потому что:

  • задает вероятные траектории движения от текущего состояния к целевому
  • фиксирует ориентиры и приоритеты развития
  • формирует единую картину будущего компании для руководителей и команд
  • позволяет выявить узкие места, усилить позиционирование и подготовить компанию к привлечению инвестиций

Вывод 2. Осмысление стратегии

Стратсессия погружает руководителей в стратегию компании через:

  • анализ результатов работы за период и причин отклонений
  • совместное заполнение стратегической карты
  • определение и оценку гипотез развития
  • формирование портфеля стратегических проектов
  • описание идеологического контура компании
  • актуализацию системы мотивации под стратегические цели

Вывод 3. Подготовка к стратсессии

К стратсессии стоит готовиться по этому алгоритму:

  • определить цели и ожидаемые результаты
  • подготовить отчет по результатам работы за период
  • подготовить обзор конъюнктуры и тенденций рынка
  • сформировать видение дальнейшего развития
  • составить матрицу ключевых рисков
  • разработать программу стратсессии
  • подготовить презентацию и демонстрационные материалы

Вывод 4. Проведение стратсессии

При проведении стратсессии важно учитывать несколько ключевых рекомендаций:

  • выбрать комфортную локацию
  • обозначить целевые результаты
  • распределить участников сессии по командам
  • назначить модератора и фасилитаторов
  • контролировать соблюдение программы и динамику сессии
  • фиксировать решения и договоренности
  • поддерживать позитивную и продуктивную атмосферу

Вывод 5. Все цели на страткарте

Стратегическая карта ценна, потому что:

  • описывает стратегию через систему взаимосвязанных целей по всем ключевым направлениям
  • формирует единый бизнес-контекст и логику развития
  • включает метрики и проекты, необходимые для достижения целей
  • создается в двух форматах: диаграмма — для визуализации, таблица — для формализации и детализации

Вывод 6. Формирование страткарты

Для формирования страткарты стоит использовать понятный алгоритм:

  • определить ключевые бизнес-аспекты (финансы — рынок — кухня)
  • подготовить шаблоны — структуру диаграммы и таблицы
  • заполнить диаграмму, разместив и связав стратегические цели
  • заполнить таблицу, подробно описав цели и параметры их достижения
  • при необходимости декомпозировать страткарту до уровня бизнес-юнитов, подразделений или команд

Вывод 7. Документ стратегии

При составлении стратегии стоит ориентироваться на эту структуру:

  • обзор рынка — общая характеристика, PEST-анализ, ЦА и неЦА, объем рынка, тенденции, конкуренты, УТП
  • идеологический контур — талант, миссия, ценности, видение
  • страткарта компании — SWOT-анализ, цели и метрики, матрица рисков
  • страткарты бизнес-аспектов — локальные SWOT-анализ, цели и метрики, матрица рисков
  • стратсценарии — модель реализации и 3 варианта движения: базовый, оптимистичный и пессимистичный

Вывод 8. Стратегический управленческий цикл

Для последовательной реализации стратегии в операционных периодах следует применять технологию Ц4Р:

  • Ц — Цели: определение стратегических целей на период
  • Р1 — Ресурсы: фиксация необходимых финансовых, трудовых и иных ресурсов
  • Р2 — Реализация: план достижения целей и ожидаемые результаты
  • Р3 — Результат: отчет о выполнении плана
  • Р4 — Рефлексия: анализ эффективности и корректировка процессов или стратегии

Вывод 9. Связь стратегии, тактики и операционки

Чтобы синхронизировать стратегический, тактический и операционный уровни управления, важно соблюдать несколько правил:

  • формулировать лаконичное и вдохновляющее видение
  • заполнять стратегическую карту и связывать цели между собой
  • определять набор проектов развития и формировать команды под них
  • регламентировать операционные процессы
  • реализовывать стратегию через технологию Ц4Р или аналог
  • использовать единую систему планирования и отчетности
  • регулярно развивать управленческие компетенции
  • создавать среду, в которой востребованы инновации и улучшения
Начать дискуссию