Стратегическое развитие бизнеса: главные выводы
Самое важное о том, как обеспечить управляемый и стабильный рост компании через технологии и инструменты стратегического менеджмента
Обо мне
Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко:
- project/product manager в B2B IT
- 3,5 года в IT: разработчик → аналитик → менеджер проектов
- 6+ лет опыта и ≈ 20 проектов в 3 сферах: медиа, бизнес-автоматизация и корпоративное развитие
- сейчас в Точка Банк развиваю направление Цифровая логистика
- помогаю IT-бизнесу выстроить системное управление для масштабирования и роста прибыли
Активно веду Telegram-канал Артемий Про Бизнес: там я регулярно рассказываю, как системно управлять IT-бизнесом и личной жизнью.
Приглашаю присоединиться:
Стартуем!
Завершаю цикл Стратегическое развитие бизнеса о том, как создавать и реализовывать стратегию развития компании.
В рамках цикла я систематизировал теорию по ключевым вопросам стратегического управления:
- зачем компании нужна стратегия развития?
- как запланировать и провести стратегическую сессию?
- как построить стратегическую карту?
- как оформить документ стратегии?
- как последовательно реализовывать стратегию?
- как объединить стратегию, тактику и операционку?
Ценность цикла в том, что он помогает понять, как обеспечить управляемый и стабильный рост компании через технологии и инструменты стратегического менеджмента.
Если хотите обсудить вопросы по теме стратегического менеджмента (или любую другую стему) — смело пишите мне в личные сообщения в telegram @ArtemyProkopenko, буду рад пообщаться, поделиться/обменяться мнением и опытом)
Все статьи цикла на Vc:
✅1/10. Стратегия как путеводная звезда: зачем компании нужна стратегия развития? — о стабильном росте бизнеса и топ-6 целях разработки стратегии развития
✅2/10. [1/4] Стратегическая сессия: для чего нужна? — о стратсессии как инструменте решения разнообразных бизнес-задач и топ-10 целях ее проведения
✅3/10. [2/4] Стратегическая сессия: как подготовиться? — об уникальном преимуществе стратсессии и универсальном алгоритме из 7 задач для подготовки к ней
✅4/10. [3/4] Стратегическая сессия: как провести? — о программе стратсессии как навигаторе достижения целей и топ-7 советах по ее проведению
✅5/10. [4/4] Стратегическая сессия: кейс IT-компании — обзор процесса проведения стратсессии в IT-компании для разработки новой управленческой системы
✅6/10. Как построить стратегическую карту компании? — о страткарте как инструменте визуализации, формализации и декомпозиции стратегии развития
✅7/10. Как подготовить документ Стратегия развития компании? — о ценности, структуре и плане разработки документа стратегии
✅8/10. Стратегический управленческий цикл: как реализовывать стратегию развития с помощью технологии Ц4Р? — о последовательном исполнении стратегии развития в операционных периодах и сочетании автономии с ответственностью команды
✅9/10. Как связать стратегию, тактику и операционку? — об уровнях управления компанией и синхронизации стратегии, проектов развития и регламентов процессов
✅10/10. Стратегическое развитие бизнеса: главные выводы
Главные выводы цикла
Вывод 1. Маршрут развития
Стратегия обеспечивает стабильный рост компании, потому что:
- задает вероятные траектории движения от текущего состояния к целевому
- фиксирует ориентиры и приоритеты развития
- формирует единую картину будущего компании для руководителей и команд
- позволяет выявить узкие места, усилить позиционирование и подготовить компанию к привлечению инвестиций
Вывод 2. Осмысление стратегии
Стратсессия погружает руководителей в стратегию компании через:
- анализ результатов работы за период и причин отклонений
- совместное заполнение стратегической карты
- определение и оценку гипотез развития
- формирование портфеля стратегических проектов
- описание идеологического контура компании
- актуализацию системы мотивации под стратегические цели
Вывод 3. Подготовка к стратсессии
К стратсессии стоит готовиться по этому алгоритму:
- определить цели и ожидаемые результаты
- подготовить отчет по результатам работы за период
- подготовить обзор конъюнктуры и тенденций рынка
- сформировать видение дальнейшего развития
- составить матрицу ключевых рисков
- разработать программу стратсессии
- подготовить презентацию и демонстрационные материалы
Вывод 4. Проведение стратсессии
При проведении стратсессии важно учитывать несколько ключевых рекомендаций:
- выбрать комфортную локацию
- обозначить целевые результаты
- распределить участников сессии по командам
- назначить модератора и фасилитаторов
- контролировать соблюдение программы и динамику сессии
- фиксировать решения и договоренности
- поддерживать позитивную и продуктивную атмосферу
Вывод 5. Все цели на страткарте
Стратегическая карта ценна, потому что:
- описывает стратегию через систему взаимосвязанных целей по всем ключевым направлениям
- формирует единый бизнес-контекст и логику развития
- включает метрики и проекты, необходимые для достижения целей
- создается в двух форматах: диаграмма — для визуализации, таблица — для формализации и детализации
Вывод 6. Формирование страткарты
Для формирования страткарты стоит использовать понятный алгоритм:
- определить ключевые бизнес-аспекты (финансы — рынок — кухня)
- подготовить шаблоны — структуру диаграммы и таблицы
- заполнить диаграмму, разместив и связав стратегические цели
- заполнить таблицу, подробно описав цели и параметры их достижения
- при необходимости декомпозировать страткарту до уровня бизнес-юнитов, подразделений или команд
Вывод 7. Документ стратегии
При составлении стратегии стоит ориентироваться на эту структуру:
- обзор рынка — общая характеристика, PEST-анализ, ЦА и неЦА, объем рынка, тенденции, конкуренты, УТП
- идеологический контур — талант, миссия, ценности, видение
- страткарта компании — SWOT-анализ, цели и метрики, матрица рисков
- страткарты бизнес-аспектов — локальные SWOT-анализ, цели и метрики, матрица рисков
- стратсценарии — модель реализации и 3 варианта движения: базовый, оптимистичный и пессимистичный
Вывод 8. Стратегический управленческий цикл
Для последовательной реализации стратегии в операционных периодах следует применять технологию Ц4Р:
- Ц — Цели: определение стратегических целей на период
- Р1 — Ресурсы: фиксация необходимых финансовых, трудовых и иных ресурсов
- Р2 — Реализация: план достижения целей и ожидаемые результаты
- Р3 — Результат: отчет о выполнении плана
- Р4 — Рефлексия: анализ эффективности и корректировка процессов или стратегии
Вывод 9. Связь стратегии, тактики и операционки
Чтобы синхронизировать стратегический, тактический и операционный уровни управления, важно соблюдать несколько правил:
- формулировать лаконичное и вдохновляющее видение
- заполнять стратегическую карту и связывать цели между собой
- определять набор проектов развития и формировать команды под них
- регламентировать операционные процессы
- реализовывать стратегию через технологию Ц4Р или аналог
- использовать единую систему планирования и отчетности
- регулярно развивать управленческие компетенции
- создавать среду, в которой востребованы инновации и улучшения