Как находить сотрудников в стартап и зачем команде нужно внимание

Я Александр Морозов, владелец Лаборатории цифровых продуктов Geerafe. Рассказал редакции WEEEK, как стартаперу быть эффективнее и поделился своими секретами управления командой. Главные составляющие моего успеха – дисциплина, спорт, открытые отношения с коллегами и визуализация целей.

Как находить сотрудников в стартап и зачем команде нужно внимание

Я основал Geerafe накануне пандемии коронавируса. Буквально за два месяца до того, как в мировом лексиконе закрепилось понятие “новая нормальность” на фоне экономической турбулентности. Сегодня мы помогаем стартапам и зрелому бизнесу запускать цифровые продукты, но теперь уже с оглядкой на новую нормальность версии 2.0.

Чтобы быть лучше конкурентов, предпринимателю нужна дисциплина, как в спорте

В профессиональном спорте есть поговорка “Дисциплина бьет класс”. На таланте можно выезжать только короткое время. Если не соблюдать требования и правила тренерского штаба, то спортсмена, каким бы талантливым он не был, обязательно обойдут на повороте. Именно регулярность и следование единообразному, порой рутинному расписанию выводит спортсмена на высокий уровень мастерства. Чтобы справляться с рутиной в любом деле, нужна дисциплина. Также и в бизнесе.

И стартапы, и корпорации живут по соревновательным законам. Высокая конкуренция, гонка за потребителя, а пьедестал займут только лучшие, а аутсайдеры вообще не получат ничего.

Занимайтесь спортом – он помогает справляться с рутиной

Снизить негативное влияние рутины мне позволяет регулярная физическая активность. Знаю, что кому-то помогают медитации. В моем случае отлично работают тренажерный зал, плавание, теннис и тайский бокс.

После интенсивной тренировки исчезают напряжение, сомнения, порывы к излишней рефлексии. Мышечный тонус хорошо влияет на моральное состояние, появляются силы двигаться дальше.

Напоминайте себе о том, какая ваша цель

Представим, что наша цель находится на скале, к ней ведут сотни ступеней. Иногда каменная лестница настолько высокая, что вершина не видна. Вы упорно поднимаетесь, но разглядеть ее так и не получается, и в какой-то момент вы вообще забываете что там, наверху.

Я взял за привычку регулярно напоминать себе, ради чего я совершаю восхождение и какая она – большая и благородная цель.

Таким напоминанием может стать что угодно: изображение, надпись, будильник в телефоне, чат-бот, инструктированный сосед. У нас в старом офисе висел плакат на всю стену с космическим сюжетом и слоганом “Мы трансформируем идеи в успешные проекты”. Он был настолько большим, что мы не смогли перевезти его в новый офис, о чем я жалею. Это было своего рода напоминание для всех нас и оно постоянно попадалось на глаза.

Если у вас стартап, нанимайте людей, которые готовы к многозадачности

Команда – это организм, где каждый орган выполняет свою жизненно важную функцию. Это локомотивная сила и вклад каждого участника в развитие бизнеса трудно переоценить.

Я щепетильно подхожу к формированию команды. И зову “на борт” специалистов, которым могу доверять. В этом смысле отлично справляется нетворкинг. Я обращаюсь к экспертам, с которыми ранее успешно взаимодействовал, или принимаю рекомендации от проверенных людей. По нашей внутренней статистике, нетворкинг срабатывал на 100%, в то время как с сотрудниками с рынка бывали трудности.

Важный пункт при поиске человека в молодую компанию – его готовность влиться в атмосферу стартапа, где часто бывает многозадачность, гибкость, размах для творчества, свобода влиять на процессы. Особенно это надо учитывать, приглашая специалиста из корпорации. Вероятно, он привык к размеренности и очерченному кругу задач. Для отработки риска достаточно описать ситуацию на собеседовании и попросить соискателя взвесить все “за” и “против”.

Также я стараюсь составить полный портрет соискателя: его soft skills, культурные особенности, условную психологическую совместимость с действующими участниками команды. Хотя, как показывает практика, если человек адекватный, то никаких проблем не будет.

Мотивируйте команду не только деньгами, но и вниманием

Владельцу компании нужно мотивировать не только себя, но и своих сотрудников. И я не говорю о финансовых вопросах. Нематериальная мотивация, в нашем случае, – это глобальные командные встречи, которые положительно влияют на всех: и на исполнителей, и на менеджеров. Вот какие виды встреч есть в команде Geerafe:

  • Групповые с участием владельца компании. CEO владеет информацией о состоянии и прогрессе дел и иногда ошибочно считает, что об этом знают другие сотрудники. Но каждый из них выполняет свои задачи и не видит картины целиком. Это может сработать так же, как и скрытая от глаз вершина скалы, о которой я рассказывал выше. Поэтому мы проводим регулярные встречи, где я рассказываю о стратегии, продвижении, развитии компании и отвечаю на вопросы команды.
  • Обучающие, на которых мы вместе смотрим лекции. Несколько раз в месяц мы собираемся вместе, чтобы посмотреть и обсудить лекции TED Talks на отвлеченные, но важные для понимания командной работы темы. Помню, одна из лекций о важности коммуникации вызвала у нас жаркие дискуссии и в итоге легла в основу некоторых новых процессов.
  • Укрепляющие корпоративную культуру. Мы проводим активности, которые позволяют наладить коммуникации без барьеров. Наша любимая корпоративная игра “Две правды и одна ложь”. Сотрудники по очереди называют три факта о себе. Все остальные пытаются угадать, что из этого верно, а что нет. Так мы узнаем друг друга ближе, развиваем горизонтальные связи и заряжаемся друг от друга позитивом.

Чтобы не пропустить встречи с коллегами, запланируйте их в календаре WEEEK и настройте уведомления о них в почту или мессенджер:

Так выглядит таск-менеджер WEEEK в режиме календаря
Так выглядит таск-менеджер WEEEK в режиме календаря
А здесь можно настроить уведомления из WEEEK в Telegram, Slack, Вконтакте или на почту
А здесь можно настроить уведомления из WEEEK в Telegram, Slack, Вконтакте или на почту

Помните о фокусе и принципе “бережливого стартапа”

Расфокусировка – главный враг успешного стартапа. Я часто видел, как молодые и неокрепшие компании тонули, пытаясь вести до десятка параллельных проектов и растрачивая дефицитные ресурсы.

В начале пути стартапу необходимо сосредоточиться на одном проекте или продукте, определить его ценность, кому и как продавать. В этом вопросе я придерживаюсь методологии бережливого стартапа (Lean Startup). Нужно не только знать рынок и конкурентов. Изучайте потребности своего клиента, проверяйте гипотезы на конечных пользователях и корректируйте бизнес-модель. Эти данные позволят максимально быстро сформировать product marketing fit и выпустить востребованный продукт.

Здесь мы можем экспериментировать, искать свой сегмент и позиционирование. Но выходить за рамки выбранного направления и диверсифицировать портфель я настойчиво рекомендую только после того, как продукт успешно запущен. Либо если вы убедились, что его концепция совершенно точно не сработает.

И еще один совет – не тратьте время на длительные согласования и нецелевые доработки (например, символа в логотипе). Откажитесь от перфекционизма на начальных этапах. Если гипотеза подтверждена, выходите на рынок и делайте бизнес. А фирменный стиль вы успеете доработать. Как говорится, Just good enough, и поехали дальше.

1717
3 комментария

Поддерживаю насчет того, чтобы в команде от руководителя не было игнора - типа, плачу зарплату, а остальное вас не касается! Хорошо, когда команда знает о состоянии дел максимально - это вызывает доверие людей и лояльность.

3
Ответить

Про перфекционизм точно подмечено. Сколько в итоге не реализуется проектов, из-за бесконечного согласования, пересогласования, мелких правок. В итоге, когда все окончательно согласуют, проект уже неактуален и на него забивают.

1
Ответить

Стартап, эджайл, успешный успех!

1
Ответить