{"id":13803,"url":"\/distributions\/13803\/click?bit=1&hash=90342957f5697a9a43d8932eeb7337c14a1aaa6909caada27554cfaabfcfb765","title":"\u041f\u0440\u0430\u0432\u0434\u0430 \u043b\u0438, \u0447\u0442\u043e \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0441\u0442\u044b \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u0436\u0435 \u00ab\u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043f\u0430\u0442\u044b\u00bb, \u043a\u0430\u043a \u0432 \u043a\u0438\u043d\u043e?","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Итоги 2022 от IT-стартапов: WEEEK, Пачка, Маша-секретарь и другие делятся результатами этого года и планами на 2023-й

Насыщенный событиями 2022-й принёс нам много трудностей. К IT-компаниям были прикованы взгляды всех: споры об импортозамещении, о качестве российских сервисов, попытки найти безопасное решение для переезда. Нашим разработчикам нужно было активизироваться и в короткие сроки предложить рынку свои решения.

Узнала у владельцев стартапов WEEEK, Пачка, Маша-секретарь, Планёрка, Voximplant и AnnNIGM как они провели 2022-й, с какими проблемами сталкивались, как относятся к копированию сервисов, какие уроки получили и что возьмут с собой в 2023-й.

Как повлияли на вашу компанию февральские события?

Иван Мараховка

В одной из своих статей на vc.ru я уже говорил, что весной, после ухода зарубежных сервисов с рынка России, WEEEK почувствовал себя как Zoom в 2020-м. Мы получили новых клиентов, но в то же время – увеличилась нагрузка на продукт и команду.

Потом в середине года ажиотаж немного стих, а вот к концу 2022-го, в ноябре-декабре, он опять ощущается. Многие не могут оплатить Trello, кому-то заблокировали доступ к другим сервисам, кто-то потерял свои задачи. Спрос на WEEEK опять увеличился.

Роман Рабочий

На нас повлиял запрет на оплату через Apple Pay и Google Pay, который вступил в силу в марте. Часть пользователей решила, что им легче отказаться от наших сервисов, чем заморачиваться поиском нового способа оплаты – и выручка упала на 70%. Это было больно. Мы вышли на январские показатели только в ноябре.

Артемий Поминчук

Мы 9 лет делали мессенджер для внутреннего использования и он был частью большой CRM-системы. В марте решили сделать его публичным. По сути, у нас старый-новый продукт появился. Сейчас все силы команды направлены на его развитие.

Михаил Лесков

Часть наших клиентов прекратила работу, кто-то ушёл с рынка или уменьшил расходы. К концу года хаос снизился, ситуация на рынке стабилизировалась, а мы продолжаем приспосабливаться к новым условиям.

Владимир Козлов

Не могу сказать, что мы критично ощутили изменение ситуации с точки зрения наших планов. Думаю, что если бы не события этого года, мы бы действовали практически так же. Но изменения всё же произошли, и для нас они скорее позитивные.

Во-первых, в стране больше внимания стали уделять отечественным проектам и импортозамещению. Это очень большая возможность показать себя и доказать, что российские стартапы могут создавать сложные продукты, которые не только не уступают зарубежным, но и во многом превосходят их по качеству.

Во-вторых, нынешние реалии – это время быстрых и гибких, и тут мы, как стартап, можем соперничать с большими игроками, проблемы которых серьезнее, чем наши.

Какой ушедший сервис вы импортозаместили? Как относитесь к тому, что стартапы из РФ копируют зарубежные решения?

Иван Мараховка
WEEEK

Даже если кому-то кажется, что копировать – плохо, я спокойно отношусь к этому. Это нормальная практика для конкурентного рынка. Например, за рубежом есть 10-20 продуктов, которыми пользуется весь мир и еще десятки тысяч таких же, как WEEEK, что только начали развиваться. В России рынок перенасыщен решениями.

Когда на рынке несколько предложений, нужно конкурентное преимущество. Это ключевые фичи, которые выделяют продукт, закрывают потребность пользователя и дают пользу. Ценность WEEEK – в мультисервисности. Мы заместили российским пользователям такие сервисы, как Trello, Asana, Notion, Jira, Confluence в связке “таск-менеджер + база знаний”. А еще мы внедряем фичи по мере спроса пользователей – они нас направляют. Мы можем копировать всё подряд, в этом нет проблемы, но клиенты подсказывают нам, какие возможности они хотят видеть в WEEEK, что им важно и нужно.

Артемий Поминчук
Пачка

Сервисы, которые может заменить Пачка, это Slack, MS-Teams, Mattermost и другие. Но нам формулировка про импортозамещение не нравится – у нас всегда продукт делался под задачи бизнеса из России, а не из желания что-то импортозаместить.

По поводу копирования западных сервисов – это не выход из ситуации. Здесь быстро можно зайти в тупик и придется по-новой думать, как развивать сервис. Копирование сейчас – это вынужденная история. Потому что в российские компании пришел огромный поток пользователей, которые привыкли к западному сервису, интерфейсам и функциям. Некоторые российские продукты исторически слабее зарубежных аналогов, на это много причин. Поэтому разработчики вынуждены подстраиваться под шквал запросов и реализовывать их.

Роман Рабочий
Планёрка и Маша-секретарь

К слепому копированию я отношусь плохо. Продукт нужно делать под конкретный рынок, даже если это копия. Сначала надо проанализировать потребности и менталитет отечественного пользователя, понять, как они должны отразиться на функциональности и позиционировании продукта. И только после этого создавать сервис или приложение.

В прошлом году, еще до февраля, мы начали делать Планёрку – планировщик онлайн-встреч. Он во многом похож на американский Calendly. И даже после всех событий мы не стали паразитировать на теме импортозамещения – мы продолжили делать продукт, который нужен русскоязычным пользователям. Например, мы поддерживаем интеграции, необходимые клиентам из России – с сервисами Яндекса, Сбера. Нашими продуктами можно пользоваться прямо в Телеграм – любимом мессенджере целевой аудитории.

Как только придет пора запустить Планёрку на другом рынке – мы изменим ее с учетом пожеланий пользователей в выбранной нами стране.

Михаил Лесков
Voximplant

Редко имеет смысл что-либо полностью копировать. Скорее, наоборот, нужно создавать что-то отличное, но принимать во внимание нынешние требования и будущие тренды рынка.

Конечно, есть часть продуктов и сервисов, которые относятся к категории "must have". Поэтому, если они по каким-то причинам отсутствуют в вашем продукте, можно (и даже нужно) посмотреть на конкурентов и перенять лучшие практики, чем пытаться убедить клиентов и пользователей в их бесполезности.

Владимир Козлов
AnnNIGM

Мы начали проект тогда, когда импортозамещение было не так популярно, как сейчас, но мы не пытались никого скопировать. У нас уникальный продукт – мы создали неинвазивный мониторинг глюкозы в виде клипсы-трекера на ухо, и ещё – в прошлом году не раз успели попасть в международные рейтинги самых перспективных решений в этой области.

Я не вижу ничего плохого в импортозамещении. Считаю, что это очень рациональный подход при правильной реализации. Если проверено, что у решения есть аудитория на нашем рынке, а также посчитана экономика, и она сходится. Особенно сейчас, когда большое количество компаний исчезли с нашего рынка. Тут грех не заняться созданием альтернативных продуктов, тем более наши решения с учётом опыта использования зарубежных аналогов и таланта разработчиков в большом числе случаев будут даже лучше, я в этом уверен.

Какой период был самым благоприятным для вашей компании и с чем вы это связываете?

Иван Мараховка
WEEEK

Весной 2022-го к нам пришло много новых пользователей и мы провели рекордное число демонстраций WEEEK – по 5-10 в день. Это был продуктивный и насыщенный период.

Роман Рабочий
Планёрка и Маша-секретарь

Осень. Мы запустили Машу-секретаря в одной из стран Юго-Восточной Азии, и это принесло нам массу жизненных уроков и новых клиентов. Ну и конечно же, запуск бета-версии Планёрки дал нам новую аудиторию.

Артемий Поминчук
Пачка

Самые благоприятные и сложные периоды одновременно – это весна и осень-начало зимы. По двум причинам:

  • Были регулярные сообщения о блокировке российских компаний, многие люди начали изучать российские сервисы.
  • Осенью-зимой у многих компаний заканчиваются подписки, их нужно продлевать и составлять бюджет. А продлить что-то из России – тяжело. Поэтому пользователи вернулись к вопросу поиска альтернатив.
Михаил Лесков
Voximplant

Вторая половина года – конец 3-го и начало 4-го квартала – у нас традиционно более активная по числу закрытых сделок с новыми клиентами. В нашем случае это связано с выстроенной системой работы отдела продаж и циклом сделки, а еще – с сезонностью.

Владимир Козлов
AnnNIGM

Мы много чего сделали впервые, и хоть и не без ошибок, но в целом успешно – запустили два краудфандинга на Boomstarter, летом впервые разослали заказанные устройства клиентам и получили первые позитивные отзывы от них, обнаружили и исправили ряд технических проблем и собрали команду.

Какие уроки 2022 года вы заберете с собой в 2023-й?

Иван Мараховка
WEEEK

Уроки, которые мы получили:

  • Чаще прислушиваться к клиентам.
  • Выстраивать стратегию, хотя бы краткосрочную. Без нее никуда.
  • Заранее готовиться к изменениям на рынке, таким, как блокировки или DDOS-атаки. Иметь варианты развития событий и действовать быстро в случае чего. Например, наше решение добавить кнопку для записи на демонстрацию на главной странице сайта было правильным. И быстрым. =) Благодаря тому, что мы действовали оперативно, мы получили большой поток заявок.
  • Больше времени уделять юнит-экономике и удерживать текущих клиентов.
  • Кризис – это всегда точка роста.
Артемий Поминчук
Пачка

Мы получили два главных урока:

1. Всегда имеет смысл инвестировать в продукты, которыми пользуешься сам. Мы развивали мессенджер в большей степени для себя, а не для достижения каких-то бизнес-целей. Например, те же реакции мы добавили очень давно, просто для внутреннего использования.

2. Нужно быть готовым к изменениям и спокойно на них реагировать. Мы изначально выстраивали компанию как очень устойчивую. Без офиса и среднего менеджмента. Это позволяет нам оставаться гибкими и быстрыми.

Роман Рабочий
сервисы Планёрка и Маша-секретарь

Я люблю кризисы. Уверен, что во времена, когда ломаются устои, всегда можно найти новые возможности для развития. В очередной раз убедился в том, что будучи голодным я могу сдвинуть горы, и наоборот – находясь в комфортных условиях даже очень энергичные люди замедляют свой рост и развитие.

Шекспир писал: «Нет ничего ни плохого, ни хорошего в этом мире. Есть только наше отношение к чему-либо». Поэтому в условиях, когда мир рушится, нужно всегда искать возможности роста.

Михаил Лесков
Voximplant

Один из основных уроков этого года – важно уметь жить по средствам. Возможность активно вкладывать внешние инвестиции в развитие компании существует не всегда. Именно поэтому надо суметь в любой момент перейти в состояние безубыточности или прибыльности. Важно иметь представление о том, сколько времени и ресурсов необходимо на такой переход.

Владимир Козлов
AnnNIGM

Для меня главный урок этого года в том, что ты мало что можешь без крутой команды. Раньше я думал, что могу всё проконтролировать и сделать сам, а теперь понимаю, что люди – это главное. Но как я сказал выше – эти люди должны быть крутыми, и я горжусь каждым, кто сейчас работает с нами в AnnNIGM.

Для проекта главный урок в том, что если честно делаешь своё дело и искренне в него веришь, то в любых обстоятельствах можно развиваться и двигаться вперед, создавая что-то новое и находя в непредвиденных обстоятельствах возможности, а не проблемы.

Если у вас тоже стартап, делитесь своими впечатлениями от 2022-го в комментариях!

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Мария Гулевская

Подвели черту под всеми спорами о том, что происходило на рынке IT в 2022 году)) Спасибо ребятам за развернутые комментарии по теме. Интересно было почитать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Спасибо за материал! А большое интервью с Романом Рабочим можно послушать у меня на YouTube-канале – https://youtu.be/GuoHK7fZMRg

Очень поучительный и одновременно философский вышел выпуск)

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Zemtsov

Без Беговатова конечно не обходится ни один пост на VC ...

Ответить
Развернуть ветку
Диана Валгасова

Крутой материал!
За AnnNIGM можно следить в tg: https://t.me/annnigm

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Zemtsov

Диана вы перестали пить коньяк по утрам?

Ответить
Развернуть ветку
Heather Morris

мне тоже хочется пить коньяк по утрам и чтоб меня не уволили с работы, что нужно для этого сделать?))

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Zemtsov
Поэтому в условиях, когда мир рушится, нужно всегда искать возможности роста.

Чотко, дерзко. Всё разваливается на глазах, а он кайфует ))

Ответить
Развернуть ветку
Мария Гулевская

Я думаю, что автор просто пытался посмотреть на кризисный период с другой стороны весь год. И в комментарии упомянул это. Все компании старались адаптироваться и искать точки роста или хотя бы пути сохранения своего дела.

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Zemtsov

Танцует на костях...

Ответить
Развернуть ветку
Аня Третьякова

Нуууу, еще ничего если честно не развалилось)) Поэтому рано унывать) А если все будут складывать лапки вокруг, то развалится всё намного быстрее. Хорошо же, что есть еще команды, которые хотят сделать полезные штуки для российского рынка. И что у них есть на это вдохновение

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Zemtsov

понимаете рынок сжимается, куда ни кинь всё плохо, а тут такой позитив прямо у всех, аж тошнит....

Ответить
Развернуть ветку
Диана Гомонова
Автор

По-другому сейчас никак)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Павлов

это год переосмысления, год когда многие рискнули всем)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Прикольно, но импортозамещённая Пачка не работает в Крыму без впн

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null