реклама
разместить

Учить нельзя нанять: как создать ИТ-команду, которая будет приносить прибыль?

Кадры решают всё — фраза избитая, но сегодня она актуальна как никогда. Российская ИТ-отрасль остро нуждается в сотнях тысяч специалистов. На поиск кандидатов с опытом работодатели тратят до полугода. В этой статье мы разберем несколько стратегий, которые используются компаниями для построения эффективных ИТ-команд, рассмотрим опыт Swordfish Security и приемы повышения лояльности сотрудников.

Учить нельзя нанять: как создать ИТ-команду, которая будет приносить прибыль?

Как ИТ-компании строят команды?

Сценарий «Звездный выход»

Суть подхода: под каждый запланированный или свершившийся взлет компания покупает на рынке специалистов, которые обладают более высокими компетенциями, по сравнению с текущей командой.

Плюсы: «звезды» имеют большой опыт работы, их не нужно обучать. То есть компания практически сразу получает рабочую единицу, благодаря которой экономит время и деньги. Готовый специалист может выступать как в роли «тяжелой артиллерии», там и с позиции драйвера изменений, призванного оптимизировать старые процессы или построить новые.

Минусы: даже опытные специалисты первое время будут инородными элементами в команде. Всем нужно время, чтобы влиться в новые процессы, кому-то хватает двух недель, а кому-то требуется полгода. Вдобавок к этому есть риск, что «звезды» не приживутся из-за своего бэкграунда. Люди, достигшие определенного уровня в профессиональном развитии, становятся менее гибкими, им бывает непросто переделать себя под новые проекты.

Еще один нюанс заключается в привязке к онбордингу — от него зависит как минимум половина успеха всей затеи. Онбординг должен включать в себя встречи с руководством, HR, командой и строиться на простом общении. Но зачастую компании только на входе оказывают «звездам» поддержку и при этом направляют ее не на развитие сотрудников и включение их в процессы, а на результат, ради которого всё затевалось. С первых дней специалисты испытывают давление, связанное с возложенными на них ожиданиями. В работе они концентрируются на результатах, забывая, что инфраструктура вокруг другая. Длится это обычно недолго и часто заканчивается ничем. На словах итог можно описать так: «Компания была не готова к такому темпу», — говорит нанятая «звезда»; «Потратили кучу денег непонятно на что», — сетуют акционеры.

Кому подходит: стартапам, которым нужно оперативно запустить продукты, компаниям с горящими дедлайнами, быстрорастущему бизнесу.

Сценарий «Берем на вырост»

Суть подхода: компания нанимает новичков и обучает их, а также развивает существующих сотрудников.

Плюсы: сценарий позволяет вырастить специалистов, компетенции которых будут максимально соответствовать потребностям компании. Но здесь всё же важно давать сотрудникам свободу выбора, чтобы «не заглушить» их рвение к саморазвитию. Кроме этого, выращенные специалисты в большинстве случаев будут питать особую лояльность к компании, в отличие от нанятых «звезд».

К плюсам подхода можно отнести и то, что он гибкий, поскольку компания сама решает, как растить сотрудников, исходя из размера бюджета и компетенций команды. В целях экономии можно обойтись собственными силами: создать внутреннюю базу знаний и накапливать в ней полезные материалы, разработать образовательные курсы «для своих». При неограниченных ресурсах можно «выйти за рамки», например, закупить тренинги, пригласить внешних менторов.

Кроме того, в условиях дефицита опытных айтишников это выигрышный сценарий. Никаких трудностей с поиском «джунов» сегодня нет, ранее СМИ писали о том, что на рынке много новичков, которые только окончили университеты или онлайн-курсы. Правда, сегодня работодатели стали всё чаще обращать на них внимание из-за усилившегося дефицита.

Минусы: во-первых, в новичков нужно вкладываться; во-вторых, приходится ждать, когда они «созреют», в это время кто-то должен выполнять горящие задачи; в-третьих, «джунам» требуется менторство — это дополнительная нагрузка для старших членов команды, которая отнимает в среднем 10–20% рабочего времени. К тому же роль наставника подходит не каждому, для нее нужны хорошо развитые soft skills. Помимо этого, сценарий часто критикуют в следующем ключе: «Растишь сотрудников, чтобы они приносили больше денег, а по факту они дорожают в цене для своего же работодателя, да еще и к конкуренту потом уходят». К сожалению, с этим сложно не согласиться.

Кому подходит: компаниям с щадящими сроками и стабильной командой, в которой есть опытные специалисты, готовые быть менторами.

Какой сценарий мы выбрали: опыт Swordfish Security

Мы прикинули, сколько денег и времени нужно на то, чтобы новичок в области ИБ дорос до «мидла», какое количество работы он сделает за этот промежуток, какую прибыль получит компания. Затем посчитали, во сколько примерно обойдется найм и содержание «звезды», сколько денег она нам принесет за тот же отрезок времени. Получившиеся числа мы сравнили и пришли к выводу, что нам выгоднее растить таланты внутри. Тем более что наша команда уже устоялась, многие специалисты работают больше двух лет.

В рамках сценария «Берем на вырост» мы делаем основной упор на менторство и внутренние образовательные активности — тренинги и семинары. В команду редко приходят готовые наставники, поэтому их тоже приходится растить. Один из способов — призвать на помощь PR-отдел. Среди наших «звезд» есть группа тех, кто развивает личный бренд. Как показывает практика, медийные сотрудники не только повышают узнаваемость нашей компании, но и хорошо справляются с ролью ментора — это видно по новичкам. Поэтому в рамках выбранной стратегии мы стараемся расширять группу таких экспертов через поэтапную «вербовку».

На вводной встрече PR и HR-специалисты, а также тимлиды подчеркивают сильные стороны специалистов и предлагают им продемонстрировать свои скиллы массам, например, написать статью или выступить на вебинаре. Дальше мы начинаем работать с теми, кто заинтересовался предложением, даем им время освоиться в медиапространстве, научиться объяснять сложные вещи простым языком, помогаем побороть страх публичных выступлений. При необходимости подключаются «старички»-наставники и проводят мастер-классы. Со временем сотрудники, решившие развивать личный бренд, пробуют себя непосредственно в роли ментора. Многие показывают высокую эффективность — новички потом сами приходят к ним за помощью.

Что касается обучения «джунов», здесь наша команда придерживается простого правила — не ставить ограничений по времени, объему, показателям. И даже если человек приходит к нам с минимальным опытом, мы готовы вкладываться в его развитие до необходимого уровня. Для этого мы не только даем ему возможность получать новые знания в рамках обучающих программ, но и выделяем ментора, который помогает специалисту во всех сложных моментах.

Как сохранить команду?

Какой бы сценарий ни использовала компания при построении команды, всегда есть риск увольнения. Например, мы как-то растили AppSec-инженера около двух лет, а он потом ушел к крупному конкуренту. Минимизировать число таких случаев можно с помощью многоступенчатых процессов найма и тщательного анализа интересов кандидатов, а также нематериальных факторов. Последние направлены на повышение лояльности специалистов, они важны для айтишников не меньше, чем размер зарплаты. В числе таких факторов:

  • Бренд. Безусловно, ИТ-гиганты привлекают, но они не для всех. Специалистам, которым важно быть значимыми и видеть свой вклад в общее дело, больше подходят малые и средние компании — в них сложно затеряться. Таким организациям тоже нужно развивать бренд, заявлять о себе в медиа, чтобы повышать свою привлекательность в глазах соискателей.
  • Процессы. Они должны строиться на коммуникации, чтобы специалисты могли регулярно взаимодействовать друг с другом, решать проблемы вместе и обмениваться опытом. Также процессы должны быть гибкими, открытыми для инициатив сотрудников.
  • Команда. Часто айтишники, принимая предложение о работе, идут на имена тех, с кем хотят работать. Это еще один повод развивать личный бренд сотрудников. Также специалисты охотно примыкают к тем компаниям, в которых сформировано профессиональное ИТ-сообщество, у которого есть чему поучиться.
  • Продукты. Нередко этот фактор выступает на первый план у самых амбициозных и дальновидных кандидатов. Зачастую они соглашаются работать с перспективными продуктами, даже если уровень заработной платы им не совсем подходит.
  • Обучение. Большинство ИТ-специалистов постоянно учатся, чтобы оставаться востребованными на рынке. Их привлекают компании, в которых можно развиваться и при этом самостоятельно выбирать направление.
  • Культура компании. Айтишникам нужна свобода — возможность работать удаленно и самостоятельно организовывать свой рабочий день. Также им важна атмосфера в команде, она должна быть «человеческой». Чтобы сделать ее такой, нужно построить корпоративную культуру на таких принципах, как уважение, признание, благодарность, партнерство, поддержка и доверие.

Вывод

При выборе сценария развития ИТ-команды стоит ориентироваться на бизнес-цели, которые ставит перед собой компания, ее потребности и бюджет. Универсального инструмента не существует, но есть вполне рабочие сценарии со своими плюсами и минусами. Если адаптировать их под особенности бизнеса или совместить, можно добиться высокого результата. Но построить команду — это полдела, ее еще нужно удержать. Хорошей зарплаты будет мало, нужно также создать для специалистов комфортные условия, в которых они будут самореализовываться и тем самым приносить компании пользу.

99
реклама
разместить
Начать дискуссию
Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
99
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

3434
1717
22
11
11
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
Льготы ушли — риски остались: в России закончился мораторий на проверки IT-компаний. Вот к кому придёт налоговая
Льготы ушли — риски остались: в России закончился мораторий на проверки IT-компаний. Вот к кому придёт налоговая

В России отменили мораторий на проверки IT-компаний: налоговые проверки для аккредитованных компаний возобновили в полном объёме. Рассказываем, почему это важно, как подготовиться к визиту ФНС, и кому грозят доначисления.

22
Китайская DeepSeek обновила модель V3: в соцсетях заметили, что она «лучше» рассуждающей R1 в программировании

Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.

1212
22
11
11
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?

Ещё вчера бизнес спокойно крутил рекламу в Instagram*, запускал прогревы в WhatsApp и закидывал бюджеты в Facebook*. А сегодня — всё. Госдума приняла закон, который официально запрещает рекламу на всех платформах, признанных экстремистскими или нежелательными.

44
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

1515
77
11
11
11
ВЭД с Китаем: Разбираем важную терминологию, чтобы не заблудиться в лабиринте аббревиатур.
ВЭД с Китаем: Разбираем важную терминологию, чтобы не заблудиться в лабиринте аббревиатур.
На Kickstarter представили ручку-трансформер Zero Mk2 — её можно носить в кошельке как банковскую карту

Состоит из 54 деталей. Собирается за 3-4 секунды.

1515
88
44
33
22
О, это же легендарная финка нквд от корейских мастеров!
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
1010
44
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о борьбе с телефонным и кибермошенничеством

Он в том числе запрещает массовые звонки без согласия, передачу SIM-карт третьим лицам и позволяет назначить «уполномоченное лицо» для подтверждения банковских операций.

1515
66
Меры хорошие. Но никак не воздействуют на коренные причины процветания телефонного мошенничества. Готовность людей поверить в любой бред, уверенно сказанный начальственным тоном. И общий упадок критического мышления.
Из CapCut удалили ИИ-фильтр, который «добавлял» пользователю в кадре килограммы, после критики в TikTok

Некоторые пользователи посчитали тренд «шагом назад в общественных стандартах красоты».

55
11
11
SuperJob начал тестировать «аукционы» — работодатели смогут открыто «торговаться» за соискателя

Перебивать предложения других компаний — по зарплате и условиям.

Скриншот SuperJob
3838
2929
22
11
Когда сильно увлекся клепанием фич.
[]