Одиночные акты агрессии. Факторы риска

Одиночные акты агрессии. Факторы риска

Предлагаем вниманию читателей фрагмент монографии «Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи: анализ мирового опыта» А.А. Реана, И.А. Коновалова, М.А. Новиковой, Д.В. Молчановой. Проект стал лауреатом НК «Золотая Психея» по итогам 2021 года в номинации «Книга года по психологии».

Одиночные акты агрессии

Говоря о вооруженных нападениях на школы, неверно считать, что все случаи (и все нападающие) были идентичны: напротив, они отличались по личностным качествам, семейной истории, психическому здоровью. По сути, когда используется определение «школьный стрелок», это говорит только о том, что человек использовал оружие в школе, и жертв было более одной.

Анализ случаев нападения на школы

На основании анализа 35 случаев нападений на школы была осуществлена попытка систематизации характеристик нападавших, движущих ими мотивов [163]. В итоге большинство из стрелков оказались включенными в одну из трех категорий, шестеро в итоге так и не были категоризованы. У приведенного исследования есть определенные ограничения: например, сложности с включением стрелка в ту или иную категорию в случаях, когда неизвестно, совершил ли он (или его «напарник», как было, например, в Колумбайне*) убийство конкретных жертв, или же невозможность точно установить, были ли у стрелка суицидальные намерения.

Демографические характеристики выборки

Выборка включила в себя стрелков, совершивших свои деяния в период с 1975 по 2011 годы в Соединенных Штатах, Канаде, Финляндии, Германии и Бразилии. Основным критерием включения стрелков в выборку была возможность найти о них достаточное количество личной информации. Несмотря на то, что большинство стрелков (США) были белыми мужчинами, есть исключения: среди них оказалось 2 женщины, одна из них — афроамериканка. Также среди стрелков из Канады и США были люди различной расовой и этнической принадлежности; основная масса из них была в возрасте от 14 до 19 лет. В большинстве своем расстрелы происходили в небольших городах и пригородах. Несмотря на то, что случаи стрельбы были зафиксированы в Сан-Диего, Кливленде, Рио-де-Жанейро, Монреале, отметим, что такие мегаполисы в США, как Нью-Йорк, Чикаго или Лос-Анджелес, никогда не сталкивались со случаями вооруженных нападений на школы.

Основания для включения каждого из стрелков в одну из категорий представлены в более ранних работах автора [162, 164, 354, 355].

Типология школьных стрелков

Тип 1. Психопатический

Если говорить о психопатическом типе школьных стрелков, то стоит сделать акцент на том, что в данном случае психопатия рассматривается не как психиатрический диагноз, но как набор личностных характеристик, усложняющих социальную адаптацию в большей или меньшей степени. Наиболее близкое пониманию автора определение психопатии дано в DSM-IV антисоциальному расстройству личности. В переводах на русский язык часто оно рассматривается как нарциссическое расстройство личности. Критерии данных расстройств в DSM-IV и последнем пересмотре, DSM-V, даны в сноске10 [9].

Говоря обобщенно, стрелки-психопаты обладают нарциссическими чертами, склонны к вспышкам ярости, у них недостает эмпатии по отношению к другим, равно как и способности испытывать вину перед ними. Мораль и общественные правила часто ими отрицаются, а причинение боли и даже убийства могут приносить радость. В личности каждого из школьных стрелков, отнесенных П. Лангманом к этому типу, вышеперечисленные свойства могут комбинироваться в различных пропорциях. Представителями этой группы стали: Robert Poulin, Brenda Spencer, Wayne Lo, Andrew Golden, Eric Harris.

  • Роберт Пулин (18 лет, расстрел в школе Святого Пия, Оттава, Канада, 3 убитых, 1975);
  • Бренда Спенсер (16 лет, расстрел в Кливлендской начальной школе в Сан-Диего, США, 2 убитых, 9 раненых, 1979);
  • Уэйн Ло (18 лет, расстрел в Бард-колледже в Самсон-Рок, США, 2 убитых, 4 раненых, 1992);
  • Эндрю Голден (11 лет, расстрел в средней школе Вестсайд, Джонсборо, США, 5 убитых, 10 раненых, 1998);
  • Эрик Харрис (18 лет, расстрел в школе Колумбайн*, Колорадо, США, 13 убитых, 23 раненых, 1999).

Тип 2. Психотический

Второй тип предложенной классификации — стрелки с психотической симптоматикой, у которых присутствуют симптомы шизофрении или шизотипического расстройства личности. Их характерные особенности — галлюцинации, бред, нарушения мышления, эксцентричное поведение, серьезные нарушения социального и эмоционального функционирования. Помимо этого, они часто испытывают симптомы тревоги и/или депрессии.

В группу школьных стрелков с психотической симптоматикой вошли: Luke Woodham, Michael Carneal, Andrew Wurst, Kip Kinkel, Dylan Klebold, Alvaro Castillo, Kimveer Gill, Seung Hui Cho, Steven Kazmierczak, Jiverly Wong.

  • Люк Вудхэм (16 лет, расстрел в старшей школе Перл-Хай, Перл, США, 2 убитых, 7 раненых, убийство собственной матери ранее в тот же день, 1997);
  • Майкл Карнил (14 лет, расстрел в школе в Падукка, США, 3 убитых, 1997);
  • Дилан Клеболд (17 лет, расстрел в школе Колумбайн*, Колорадо, США, 13 убитых, 23 раненых, 1999);
  • Чо Сын Хи (23 года, расстрел в Вирджинском политехническом университете, 32 убитых, 25 раненых, 2007).

Тип 3. Травмированный (переживший психологическую травму)

В третью группу — стрелков, имеющих психологическую травму, — молодые люди попали на основании анализа биографии каждого из них; строгое соответствие критериям посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) не требовалось. Дело в том, что оценить наличие у них части симптоматики, соответствующей ПТСР, такой, например, как ночные кошмары или навязчивые мысли, далеко не всегда представлялось возможным. Проще было найти отраженные в документах истории из их жизни, связанные с травмами, дисфункциональным родительским поведением, сексуальным, физическим, эмоциональным насилием. Среди стрелков, попавших в эту группу, много тех, чьи родители злоупотребляли психоактивными веществами, имели судимости. Также нередки случаи, когда семьи вынуждены были часто переезжать с места на место, испытывали материальную нужду, а у ребенка постоянно менялись опекуны.

Представители группы школьных стрелков, имеющих психологическую травму: Jamie Rouse, Evan Ramsey, Mitchell Johnson, Jeffrey Weise, Asa Coon.

  • Джейми Рауз (17 лет, расстрел в старшей школе Ричлэнд, Теннесси, 2 убитых, 1 раненый, 1995);
  • Эван Рамзи (16 лет, расстрел в старшей школе Бетель, Аляска, 2 убитых, 2 раненых, 1997);
  • Митчелл Джонсон (13 лет, расстрел в средней школе Вестсайд, Джонсборо, США, 5 убитых, 10 раненых, 1998);
  • Джеффри Уиз (16 лет, расстрел в старшей школе Рэд Лейк, Миннесота, 10 убитых (включая деда и его гражданскую жену), 5 раненых, 2005);
  • Аса Кун (14 лет, стрельба в альтернативной средней школе Success Tech в Кливленде, 2 убитых, 2 раненых, 2007).

Поговорим теперь коротко о некоторых особенностях, которые присущи каждому из типов школьных стрелков.

Одиночные акты агрессии. Факторы риска
1
Начать дискуссию