«Текучка такая…», или что мы изменили в работе компании после шумной публикации на vc.ru

«Текучка такая…», или что мы изменили в работе компании после шумной публикации на vc.ru

Три недели назад я опубликовал статью про «текучку» стажеров в МАКО и получил обратную связь от аудитории vc.ru. Делюсь от лица компании произошедшими после этого изменениями.

Всем привет! Меня зовут Михаил Дроздов, я бренд-менеджер performance агентства МАКО, и это я написал статью «Текучка кадров такая, что опускаются руки…Что случилось с людьми?», собравшую 135К просмотров за неделю, более 1000 полезных комментариев и много-много минусов в карму и хейта. Скажу честно, некоторая провокационность и сгущение красок вкладывались в публикацию изначально, потому что мне скучно писать не вызывающие отклик тексты, но такой реакции я, конечно же, не ожидал. Но, что не происходит - все к лучшему. Давайте разбираться в чем.

Текучка такая...

Если кто не читал или не хочет читать, то суть статьи в том, что агентство контекстной рекламы МAKO, пусть и не так бурно, как бы нам хотелось, но достаточно успешно развивается, и почти все нужное для этого есть: текущая база проектов, необходимое кол-во новых обращений от клиентов( мы много переварить не можем, потому что делаем большие аудиты на pre-sale); достойная система мотивации опытных специалистов, дружественная атмосфера в коллективе, либеральное руководство, свобода действий, корпоративы и тд.

МAKO - небольшая компания, но уже давно не стартап. Нас 24 человека. 52 проекта с бюджетами на рекламу от 200К. Специалисты работают с клиентами без аккаунтов, т.е напрямую. Обслуживание – бутикового типа. Каждый проект – любимый. Работать достаточно сложно.

Исторически так сложилось, что мы расширяем штат людьми без опыта, которых называем стажерами. Мы считаем эффективным обучение специалистов с нуля, с постепенной нагрузкой новыми проектами, и, соответственно, ростом дохода. На собеседовании мы проводим небольшое тестирование( с вариантами ответов) на счет, чтобы отсечь тех, кто не любит работать с цифрами( как, например, я).

Если сравнивать стажировку в МАКО с большинством платных курсов по контекстной рекламе, то получает стажер за то же время обучения гораздо больше. Курсы - это теория за деньги обучающегося, стажировка у нас – это теория, практика и доход. Разумеется, время молодого специалиста оплачивается, и мы не стали скрывать сумму – 30 000р в месяц. Так до первого проекта (2-3 месяца), дальше – больше. Через год любой наш сотрудник – эксперт с доходом 100К+

Раньше (два-три года назад) с набором все было хорошо. Настолько хорошо, что мы выбирали коллег из ведущих ВУЗов. Соискателей было достаточно, они учились и работают до сих пор.

Но за последние два года мы не нашли ни одного нового стажера, который проработал бы более 6 месяцев. Мы уже и на ВУЗ почти смотрим. 10 стажеров пришли, посидели какое-то время, и уволились. И это мешает нам расти, так как бутиковая схема работы с проектами подразумевает бОльшие временные затраты, а мы не хотим перегружать старых сотрудников и ухудшать качество своей работы

Такого точно не хочется....
Такого точно не хочется....

Мы считали, что причина - в нежелании учиться мастерству ведения контекстной рекламы и/или развиваться в рамках нашего бренда. Возможно в смене поколений и ценностей. Чтобы в этом убедиться, я написал статью, и после сокрушительного фидбэка нам стало понятно, что причин гораздо больше.

В этой публикации я хочу показать, какие именно советы и утверждения изменили наше представление о себе и о будущем рабочем процессе. Для этого я свел в их дайджест и дал комментарии

Дайджест рекомендаций

ВУЗ не должен быть весомым показателем при выборе сотрудника. Образование сейчас ничего не значит. Контекстная реклама - это не программирование

  • Мы с этим согласны. Нам не так-то и важны знания, которые получены в институте. Хороший ВУЗ - маркер, что человек хорошо учил математику в школе, имеет большой процент по ЕГЭ и, как минимум, умеет решать линейные уравнения 5-6 класса.

Нужно больше платить денег, потому что на 30К в МСК приходится выживать. Не для этого люди учились хорошо, чтобы идти на такие унылые условия

  • Болезненно приняли это утверждение, но поняли и согласны. Поэтому готовы платить оклад на 20К больше, если соискатель-стажер будет из нужных нам ВУЗов. Ему будет комфортно среди коллег из таких же учебных учреждений, мы будем уверены в его знаниях. Но это не значит, что мы не будет рассматривать коллег с менее престижных институтов или вообще без ВО. Но условия для них останутся прежними.

Тестирование на собеседовании – это зло, неуважение к людям и гестаповские методы работы

  • Ну а как еще проверить человека, если опыта работы у него нет? Тесты легкие, с вариантами ответов. Даже я – гуманитарий, и то большую часть решил методом тыка. Там нет ничего сложного.

Те, кого мы считаем джуниорами в текущих реалиях - мидлы

  • Согласны, но отчасти. В реальности собственника компании, который берет на работу специалиста по контекстной рекламе, любой умеющий настраивать рекламный кабинет - уже профи. Но наша практика говорит, что для понимания специфики контекста необходимо успешно поработать с десятком проектов и разными бюджетами. Негативный опыт тоже будет полезен.

Нужны более частые переходы спеца по грейдам и понятная дорожная карта, чтобы он чувствовал рост и свою значимость, как профессионала

  • Согласны. Мы поняли, что упустили этот момент, думая, что только роста дохода-процента от бюджета и более сложных (интересных и прибыльных) проектов достаточно. Людям нужны карьерные цели и награда за их достижения. Сейчас мы разрабатываем схему грейдов с повышением окладной части при переходе с одного грейда на другой.

Нужно перевести всех на удаленку

  • Мы пробовали обучать стажеров удаленно и получили негативный опыт. Через полгода-год работы – всегда пожалуйста. У нас гибридный режим: можно в офисе, можно в бунгало на о.Бали.

Нужно открывать филиалы в регионах

  • Согласны. Но мы пока не можем найти человека, который смог бы организовать региональное подразделение. Если это вы, то пишите в личку.

Корпоративные ценности – это для наивных и совков

  • Когда я писал в статье про корпоративные ценности, которые были приняты в штыки, то имел в виду общую ментальность коллектива и стажеров, их взгляды на жизнь. Гимн компании мы по утрам не поем, логотипу не молимся, обязательные тимбилдинги на выходных не проводим. Хотелось бы просто понимания, что рост компании - это общий интерес всего коллектива

Нужно разрабатывать свои инструменты по эффективной настройке РК, чтобы люди к ним привыкали и не увольнялись, как пользователи айфона после привыкания к экосистеме Apple

  • Увы, все лучшее на текущий момент времени уже сделано не нами. Мы используем самые эффективные платные и бесплатные инструменты. Лучше нет.

Надо повышать стоимость услуг, чтобы находить больше денег на штат

  • Да, это правда. Рано или поздно весь рынок контекстной рекламы сдвинется вслед за растущими ценами. Но пока компании-гиганты с конвейерным обслуживанием и большим потоком клиентов этого не сделали, мы тоже не может так поступить. Наше предложение будет неконкурентоспособным. Пробовали уже.

Стажерам нужен ответственный за обучение наставник

  • Согласны. Уже открыли вакансию. Ищем опытного специалиста, который возьмет шефство над отделом контекстной рекламы, будет обучать и сопровождать новых сотрудников. Если этот человек вы, то пишите в личку или на почту с сайта. Условия - обсуждаемые.

Никаких переработок!

  • Хотелось бы сказать, что у нас такого нет. Но, увы, бывает. Пока сотрудник обучается, но уже имеет свои задачи и проекты, ему иногда приходится задерживаться, чтобы сделать ту работу, которую он не успел доделать в течении дня из-за недостатка навыков. Более опытные коллеги делают этого гораздо реже. Тяжело в учении - легко в бою.

Нужно нанять толкового HR «Судя по срокам ухода хромает либо онбординг, либо подбор. Проведите оценку реальных потребностей и инструментов, которые вы используете для оценки кандидата на входе. Возможно умение считать и аналитика не единственные сферы, которые для вас реально важны.»(с)

  • Мы пока не можем позволить себе топового HR. У нас не так много для него задач. Но сейчас мы нашли специалиста, который сделает аудит нашей системы подбора и покажет слабые стороны процесса.

Нужно проводить собеседования со всеми, кто увольняется, чтобы понять истинные причины ухода

  • Мы проводим. Если сотрудник увольняется, то для небольшой компании это – удар. Мы общаемся с каждый уходящим, но выяснить истинные причины получается редко.

Нужно брать на работу людей постарше. Они более усидчивые и ответственные

  • Согласны. Будем рассматривать людей 35+

Нужно сделать стажировку платной. Люди не ценят знания, за которые они не платят

  • Это правда, но мы так делать не будем.

Нужна нематериальная мотивация

  • Согласны. Но пока не понимаем какая. Напишете, пожалуйста, в комментариях, что может вас мотивировать работать плодотворнее из нематериальных поощрений. Очень поможете стать нам лучше. Спасибо!

Контекстная реклама – это скучно и рутина. Нужно обучать людей разным продуктам

  • Это правда. Но существует люди, которым нравится считать и анализировать. Также не стоит забывать, что контекстная реклама, в отличии от того же SEO, имеет очень быстрый отклик на действия специалиста. Особо не заскучаешь!

Нужно менять офис. М.Калужская – это клоака Москвы

  • Согласны отчасти. Район весьма приличный, офис комфортный, но планируем менять. Задача сейчас не первостепенная, но в планах переехать ближе к центру, чтобы удобно было ездить с разных концов Москвы.

Нужно проверять совместимость сотрудников с компанией по гороскопу, применять нумерологию, карты Таро и шаманские обряды

  • Обойдемся, пожалуй, собеседованием и небольшим тестированием. Пока еще никто не предсказал на картах, что будет с курсом доллара через месяц. Что уж тут про человеческие судьбы говорить?

Не должно быть контроля действий, а должен быть контроль результата

  • Согласны. У нас сейчас так и есть. Контроль после стажировки минимален.

Все, кто связан с рекламой должен гореть в аду

  • Мы тоже не любим навязчивую рекламу. Но контекстная реклама работает с уже сформированным спросом. Мы ничего никому не навязываем. Пользователь ищет то, что ему нужно, а мы только помогаем ему найти одно из выгодных решений.

Нужно жесткое руководство с кнутом и пряником. Русский любит тиранию, тульские пряники и царя

  • Это не про нас. Мы считаем, что работа должна нравиться. Катание на гормональных качелях с поощрениями и наказаниями хороши для курсов личностного роста, но не для работы в МАКО.

Не тех берете. Берите меня!

  • Приходите =)

Итоги

Несмотря на не самую приятную критику, мы сделали ряд важных выводов и изменений, которые, как мы надеемся, помогут нам сдвинуться с мертвой точки. Все это благодаря вам. Огромное спасибо за обратную связь!

«Текучка такая…», или что мы изменили в работе компании после шумной публикации на vc.ru

Наши кейсы на VC

Наши статьи

7171
432 комментария

И к чему этот пост? Прошлая статья вышла 3 недели назад, неужели вы считаете, что врубив заднюю и согласившись с половиной комментариев у вас получится отбелить свою репутацию?

Прошло слишком много времени, чтобы это до сих пор кого-то волновало и слишком мало времени, чтобы вы успели что-то поменять у себя в голове и в комании.
Не верю ни слову.

Держте беспллатный совет:
Ваша компания растет не так быстро как вам хотелось бы, потому что вы в открытую заявили, что за пол миллиона рублей ваш клиент получит пару дней механического труда вчерашних школьников, которым заплятят 1.5 копейки (отчего им вообще пофигу как они выполнят свою работу). 

Горбатого банкротство исправит.

123
Ответить

Спасибо за комментарий. Мы не врубили заднюю, а попытались учесть рекомендации в силу наших возможностей. Когда компания небольшая, то решения принимаются быстро. С другой стороны, ресурс на это относительно небольшой. 
У нас нет школьников. Наоборот. Работают только опытные спецы. А хотелось бы нанять кого то, кто хотел бы обучиться профессии с нуля.

11
Ответить

Комментарий недоступен

11
Ответить

Как человек побывавший с двух сторон и как работодатель и как работник, могу сказать что подход у ребят абсолютно адекватный, во всяком случае на словах. Чем они хуже ГикБреинс, Скилбокса, Нетологии и иже с ними? На рынке кто-то берет людей без опыта и знаний и учит их, платя стипендию. Да аплодировать стоя таким надо! 
А вот что у них дальше происходит по цепочке, пусть разбираются.
Возможно их ЦА как раз учащиеся курсов вышеперечисленных организаций. Там люди которые уже заплатили немаленькие деньги за своё образование. А значит есть варианты с тем что бы они за небольшие деньги получали у них практику. Плюсом там дополнительный источник знаний (какой никакой). Такой подход позволит платить МЕНЬШЕ стажерам, которые пока не приносят велью, но зато даст возможность платить БОЛЬШЕ действующим сотрудникам, оставаясь в рынке.

3
Ответить

Судя по ответам на тезисы по результатам прошлой статьи, хочется раз...бать вас снова. Но по ним же понимаешь, что это будет простой тратой времени.

69
Ответить

Спасибо за комментарий. А что в этот раз не так?

10
Ответить

Комментарий недоступен

37
Ответить