реклама
разместить

Год работы дизайнером в продуктовой команде, или чему меня научила Совесть

История Екатерины Лаврентьевой, которая из дизайнера интерфейсов перешла в продуктовый дизайн. Споров «кто лучше» не будет, но пять личных выводов о профессии в материале найдёте.

Архив Совести
Архив Совести


Екатерина Лаврентьева

До Совести я около года была junior дизайнером интерфейсов в небольшой студии. Там я получила базовые знания о UI и UX, рисовала аккуратные лэндинги, многостраничные сайты для разных заказчиков. Сменить место работы меня привело желание развиваться, в начале прошлого года под термином «развитие» я понимала возможность полноценно применять метрики и исследования на практике, понимать, зачем вообще я проектирую ту или иную вещь.

За год работы дизайнером группы разработки карты рассрочки Совесть я смогла многому научиться, пережила сильный личностный и профессиональный апгрейд. И сейчас за моими проектами стоят метрики, результаты качественных исследований, переговоры с продактом, бизнесом и командой разработки.

Хочу поделиться пятью уроками, которые я усвоила, работая в продуктовой команде. Надеюсь, мой опыт поможет начинающим дизайнерам определить правильный вектор развития для себя и чуть больше понять специфику профессии.

1. Строить дизайн необходимо на основе потребностей пользователя

Работа в продуктовой команде сильно изменила понимание Human centered design. Раньше я считала, что «создать дизайн для человека» – это значит создать нечто интуитивно понятное по гайдам и с учётом трендов визуализации. А сейчас я понимаю, что всё гораздо сложнее и интереснее. Этот подход предполагает в первую очередь то, что мы пообщались с пользователем и/или посмотрели аналитику, чтобы оценить потребности перед тем, как приступать к отрисовке интерфейса или его изменению.

Понять пользователя и достичь контакта с ним можно разными способами: мы собираем данные от колл-центра (с какими вопросами относительно сайта или приложения звонят клиенты), из отзывов в сторах и обсуждений в соцсетях, приглашаем в офис ребят для проведения UX-тестов и глубинных интервью. Строим с клиентами CJM’ы, показываем прототипы, собираем фидбэк и проверяем гипотезы. Вы можете сделать сразу несколько вариантов кнопки, протестировать её на реальной аудитории и оставить ту, что работает эффективнее.

Так, например, у бизнеса была идея использовать в мобильном приложении свитчеры в рамках информирования об опциях на вкладке «Моя карта», с целью повышения конверсии их подключения. С точки зрения дизайна возникали сомнения в правильности применения нативного контроля ненативным, но UX-тесты показали, что люди не чувствуют фрустрации, нажимая на свитчер и видя экран подключения, а не анимацию с включением свитчера. А/Б тест также подтвердил, что свитчеры действительно справляются с задачей лучше, чем тэги.

​Архив Совести
​Архив Совести

В зависимости от конкретных задач мы определяем выборку людей, с которыми нам требуется взаимодействие. Здесь могут учитываться и возрастные параметры, и сроки использования продукта и наличие подключенных (или отключенных) опций. Но в любом случае вы как специалист перестаёте быть «двигателем пикселей» и начинаете решать реальные проблемы людей на основе их реакций, находитесь в постоянном поиске улучшений логики приложения или сайта, удобства интерфейса и его функциональности, визуальной составляющей.

2. Важно наращивать компетенции в понимании экономики продукта и выстраивать диалог с бизнесом

Множество задач дизайнера продуктовой команды находятся на стыке ролей и специальностей. Да, вы решаете проблемы клиентов, но вы и удовлетворяете потребности бизнеса, то есть чётко знаете, какой бизнес-эффект может последовать после запуска нарисованного функционала.

Тем не менее, иногда бизнес-подразделение (маркетинг, операционное управление, департамент клиентского сервиса и прочее) при постановке задач может требовать реализации готового решения, не исследуя и не поясняя проблему, которую решаем. Это неправильный подход: не всегда и не все идеи стоит реализовывать, некоторые задачи могут не покрывать затраченных на них ресурсов, а разработка – это всегда дорого. Поэтому важно выстраивать с бизнесом правильный диалог. Чтобы этого достичь, необходимо понимать, почему компания принимает сейчас те или иные решения, с какими вызовами сталкивается бизнес, какие модели монетизации у продукта, почему в приоритет берутся определенные задачи и на какие KPI они нацелены.

Чтобы правильно провалидировать внедрение фичи, необходимо задать ряд вопросов:

  • Какую проблему мы хотим решить и каких результатов достичь?
  • Проблема действительно существует? Откуда вы знаете, что проблема реальна (данные аналитики, истории пользователей и прочее)?
  • Какой масштаб проблемы?
  • Можно ли решить проблему без разработки?
  • Что случится, если фичу не реализовывать?

Приведу пример: механика реферальной программы в «Совести» «Приведи друга» была реализована с помощью стороннего подрядчика, поэтому пользователю было необходимо пройти несколько шагов аутентификации. Всё это затрудняло возможность привлечения новых клиентов и требовало дополнительной итерации при подсчёте денежных начислений. Пересмотрев процесс и подключив к нему разработчиков, мы упростили клиентский путь и стали полностью контролировать процесс получения денежных бонусов при удачном использовании сервиса на своей стороне. Таким образом, привлечение разработчиков стало оправданным, поскольку позволило за неделю увеличить количество заявок на карту через этот инструмент в 9 раз.

​Архив Совести
​Архив Совести

Если вы понимаете свою роль в масштабах всего проекта и готовы брать на себя ответственность за продукт, то сможете не только сделать больше, но и будете дороже стоить на рынке. Путь к успеху и взаимопониманию здесь — это использование аргументов и фактов. Не всегда просто отстоять какие-либо дизайн-решения, однако если вы даже не пытаетесь влиять на решения, то делаете бессмысленную работу.

3. Разработка и дизайн — не отделимы на всём этапе создания фичи

Если вы не будете поддерживать связь с разработкой, есть риск, что вы принесёте ей космолёт, который невозможно сделать лишь потому, что вы не учли те или иные ограничения на стадии проектирования, в результате макет придётся переделывать ASAP, а это потерянное время и деньги. Поэтому важно, чтобы продуктовый дизайнер общался с разработкой на протяжении всей работы над лейаутами. Как это сделать? Запланируйте регулярные промежуточные встречи с командой разработки, показывайте наброски, получайте обратную связь. В идеале — начинайте работу над фичей со сторимэппинга или бумажного прототипирования вместе с разработчиками, а уже потом приступайте к макету.

Общий язык найти не сложно, если вы действительно слушаете друг друга, а не пытаетесь исключительно продавить свою точку зрения. В «Совести» есть backend разработчики, web, android и ios разработчики (суммарно порядка 50 различного уровня специалистов). Работа выстроена по принципам Agile, что позволяет нам кооперироваться на всех этапах работы над дизайном, а также обеспечить большую погружённость всех членов команды в процессы, повышает ответственность, заинтересованность и мотивацию. Как следствие, это отражается на результате и качестве продукта, в том числе в части дизайна. А ещё у наших разработчиков есть доступ к Figma, где они в любой момент могут подсмотреть за готовящимися макетами.

​Архив Совести
​Архив Совести

Наращивайте скиллы, регулярно повышайте свой профессиональный уровень, изучайте смежные профессии, чтобы быть кросс-функциональными и оптимизировать процессы взаимодействия, учитесь грамотной работе в команде (развивайте коммуникабельность, умение договариваться, эмоциональный интеллект, организационные способности – да, это важно). Не бойтесь ограничений, ищите новые пути решения проблем, проявляйте инициативу.

4. Аналитика — ваш союзник и ресурс

Существует большое количество различных метрик, которые позволяют следить за тем, что происходит с продуктом. Так, например, если вы работает над мобильным приложением, то вам как продуктовому дизайнеру важно мониторить, как минимум, следующие показатели:

  • Количество уникальных пользователей (сколько человек пользуются приложением в течение определенного времени – дня, недели или месяца, какова регулярность использования).

  • Сессия (насколько продолжительным является взаимодействие человека с приложением, какие экраны он посещал, как именно и через сколько по времени завершил сессию).

  • Взаимодействие с интерфейсом (какие кнопки и в какой последовательности нажимал человек, как реагирует на различные эксперименты или А/Б тесты).
  • Удержание пользователей (как часто и с какой периодичностью человек возвращается в приложение и почему).
  • Доход (если имеется платный контент или через приложение совершается покупка, необходимо знать, какое количество людей ими пользуется, какова средняя прибыльность пользователя, сколько денег приносит продукт).

Так, например, фиксируя данные по взаимодействию с интерфейсом в разделе «Опции», мы обнаружили низкую конверсию проваливаемости внутрь каждой из них. Люди просто не понимали, что на карточки можно нажать и получить дополнительную информацию. С помощью UX тестов мы нашли более оптимальный вариант, решающий задачу информированности об опциях.

​Архив Совести
​Архив Совести

Действуя на основе аналитических данных, вы способны предложить новые дизайнерские решения, усовершенствовать проектирование и улучшить бизнес-показатели. Даже если дизайн приложения нравится коллегам или впечатляет вас лично, увы, это не значит, что он будет удобен пользователям. Поэтому важно, чтобы продуктовый дизайнер работал в тесной связке с аналитиком и обсуждал, какие метрики лучше смотреть, необходимы ли дополнительные тесты, чтобы определить успешен функционал или нет.

Тем не менее, дизайн никогда не бывает «полностью готов» – всегда есть что улучшить, изменить или трансформировать. И темпы развития современных технологий сегодня настолько высоки, что нельзя долго вынашивать и создавать продукт, выпускать обновления раз в год и при этом быть конкурентоспособными. Нужно как можно быстрее перейти от идеи к готовому продукту и «отдать» его клиентам, чтобы собрать обратную связь и тут же улучшить. Это постоянный и непрекращающийся процесс.

5. Не стыдно искать наиболее приемлемое решение для задачи, даже если это требует больше времени

Год-полтора назад мне хотелось делать всё максимально быстро и круто, но со временем — путём проб и ошибок — я поняла, что в условиях работы над сложными задачами, которые требуют большого объёма переговоров, исследований и тестирований, лучше не форсировать события и не предлагать сразу же первое пришедшее и подходящее под задачу решение. Конечно, иногда нет временных возможностей «на подумать», но, если условия позволяют побольше поисследовать, используйте этот шанс.

Например, когда мы запускали возможность клиентам переводить средства с карты «Совесть» на другие банковские карты, то появился вопрос, как корректно расположить новую услугу в мобильном приложении. Применив логику (баланс и операции с деньгами должны быть в одном месте) и вспомнив про паттерны, мы решили «поселить» «Переводы» рядом с кнопкой «Пополнить» на экране «Моя карта». Чтобы не усложнять путь клиента, мы отказались от кнопки «Включить» в контексте переводов и поставили лигал под кнопкой. Однако экран всё равно выглядит перенасыщенным информацией. Сейчас мы разрабатываем альтернативные варианты, которые позволили бы нам, допустим, увеличить количество шагов, но упростить использование.

​Архив Совести
​Архив Совести

Продуктовый дизайн — это не только аккуратный и понятный дизайн (не использую слово «красивый», так как «красота» — понятие субъективное). Продуктовый дизайн — это жизнь в состоянии постоянного исследования, подкреплённого опытом и знаниями.

Какие вопросы нужно задавать на собеседовании работодателю, чтобы правильно понять свою дальнейшую работу в рамках дизайна продукта и функциона?

Для начала необходимо уточнить состав продуктовой команды и насколько детально распределены роли в части дизайна (выделены ли UI/UX специалисты в отдельное направление или требуется «человек-оркестр»). Также важно узнать, как организован поэтапно процесс разработки дизайна и какие специалисты в него вовлечены. Учитывайте собственные скиллы, задавая этот вопрос. Например, если вы хотите в дальнейшем прокачаться больше в метриках исследований, спросите о том, как происходит процесс работы над фичей, как понимают, что выпущенное на прод — успешно, есть ли в библиотеке книга «Статистика и котики», наконец:)

Кроме того (и это важно), — не забудьте «на берегу» уточнить перспективы и возможности карьерного роста, имеется ли план развития специалиста в компании. И помните, что любые процессы (даже сильно устоявшиеся) можно выстроить иначе, если вы понимаете, зачем и как это нужно делать, умеете аргументировать свою позицию и окружены людьми, осознающими неизбежность изменений для достижения наилучшего результата.

2626
реклама
разместить
9 комментариев

Продуктовый дизайн — это не только аккуратный и понятный дизайн (не использую слово «красивый», так как «красота» — понятие субъективное). Продуктовый дизайн — это жизнь в состоянии постоянного исследования, подкреплённого опытом и знаниями.

Заменить "Продуктовый дизайн" на "Дизайн интерфейсов" и не изменится ровным счетом ничего. 

8

то есть вас смущает только эта фраза? в остальных блоках текста Катя не раскрывает понятие продуктовый дизайнер, нет?)

3

Чем в данном случае продуктовый дизайн отличается от дизайна интерфейсов?

2

Дизайнер интерфейсов это типа художник, рисующий картинки, а продуктовый дизайнер — такой классный чувак, который решает задачи бизнеса, проводит аналитическую работу, юзабилити тесты, исследует пользователей и делает ещё миллион разных дел)

3

В любом случае, статья получилась вдохновляющей. Спасибо!

1

Вам спасибо: за то, что нашли время прочесть и за то, что отметили упорство и оптимизм автора! 

1

Очень жаль, что сейчас «границы между должностями размыты». Дизайнер либо умеет проводить аналитику и строить маршруты либо нет, но тогда это уже никакой не дизайнер и звать его никак!
А всё, что здесь описано должен уметь делать любой, уважающий себя и пользователей, дизайнер.

1
Раскрывать всегда
KFC выпустила рекламу, в которой человек стал куриным крылышком после крещения в подливке, — теперь сеть обвиняют в богохульстве и пропаганде каннибализма

Кампания для британского рынка ориентирована на зумеров.

Кадр из ролика
4949
1010
77
55
22
Если честно - отвратительно на мой взляд Идёт отсылка к крещению и т.п.
Продавцы Ozon смогут установить запрет на участие в автоакциях после предписания ФАС

С 3 апреля 2025 года в личном кабинете появится настройка «Автоматически добавлять товар в акции».

99
Сколько можно зарабатывать на Telegram-канале: окупаемость, монетизация и сроки выхода в плюс. Бонус: таблица с расчетами окупаемости

Telegram давно перестал быть просто мессенджером: сегодня это медиаплатформа с огромным потенциалом для монетизации. Но рекламный рынок Telegram беспощаден: одни каналы превращаются в денежные машины, другие годами работают в минус, а их владельцы терпеливо вкладывают ресурсы с надеждой «когда-нибудь выйти в плюс».

Google добавила в «Карты» функцию распознавания изображений — она найдёт локацию на нём и покажет места рядом

Функция станет доступна в США на английском сначала на iOS, потом на Android.

99
11
«“Суперджет” — отличная машина, а санкции открыли второе дыхание»: глава «Ростеха» — об ограничениях, самолётах и импортозамещении

Выжимка интервью Сергея Чемезова журналу «Эксперт».

Источник: РБК
3434
11
11
Надеюсь, сам он летает исключительно на Суперджете, а не на Бомбардире
Как обменять криптовалюту в Уфе: Топ-3 криптообменника + пошаговая инструкция

Криптовалюта давно вышла за рамки хобби для айтишников и превратилась в полноценный финансовый инструмент. Сегодня биткоином и USDT уже никого не удивишь, а запрос «как обменять криптовалюту в Уфе» встречается едва ли не чаще, чем «где вкусно поесть». Ведь цифровые активы хороши сами по себе, но рано или поздно их приходится переводить в привычные…

Как обменять криптовалюту в Уфе
Вложили 1,5 млн рублей в кондитерский отдел — закрылись через 4 месяца с долгом в 350 000

История пары из Москвы, которая решила вместо свадебного путешествия вложиться в кондитерский бизнес. О том, как ребята подходили к расчетам инвестиций, выбору помещения и почему у них всё пошло не по плану, читайте в нашей новой статье.

Фото не нашего отдела, но у нас было что-то похожее на этот
4646
11
да что ж такое , уже четвертый канал как под копирку - беру интервью у ноунейм, дисклеймер и пр. Истории нейросеть придумывает, или воруете из газет?
Я сшил простую белую футболку и продаю на Wildberries на 120 миллионов в год

В 2021 году я решил создать свой производственный бизнес. С маркетинговым опытом за плечами и желанием делать что-то материальное, я выбрал нишу базовой одежды — простой, качественной и долговечной. Вложил полтора миллиона рублей и начал искать идеально белую ткань для своих первых футболок.

Я сшил простую белую футболку и продаю на Wildberries на 120 миллионов в год
2020
44
реклама
разместить
Ariston продолжит работу со своей российской «дочкой» с учётом санкций после вывода её из-под управления «Газпрома»

Компанию передали под управление весной 2024-го.

Источник: «Деловой Петербург»
1010
33
Сейчас нам эксперды в комментах объяснят почему это плохо
Акции американских, европейских и азиатских автопроизводителей упали из-за указа Трампа о пошлинах в 25% на импорт машин и запчастей в США

Аналитики говорят, что цены на автомобили в США могут вырасти на тысячи долларов.

Трамп за рулём Tesla, фото NBC News 
22
11
11
На сайте Apple появился компьютер Lumon Terminal Pro из сериала Apple TV+ «Разделение» — фанаты расстроены, что его нельзя купить

К их сожалению, это всего лишь рекламная кампания стриминга.

Источник фото: Apple — здесь и далее
2929
55
22
[]