5 вредных советов школьным учителям

Друзья, в честь приближающегося 1 сентября я решила пойти против системы и начать учить людей плохому :). Вашему вниманию представляется серия вредных советов для школьных учителей, учеников и их родителей.

Начну с материала для любимых коллег, а остальные советы размещу в следующих статьях. Не переключайтесь!

5 вредных советов школьным учителям

Совет №1. Старайтесь стать любимым учителем для максимально возможного количества детей

Тщательно наблюдайте за тем, какие поступки, реакции, манера ведения уроков, мысли и идеи нравятся ученикам, и старайтесь поступать и даже думать так, как нравится большинству.

А что такого?

Внимание, сюрприз! Разным детям нравятся разные учителя.

В публичном пространстве часто транслируется идея том, что хороший учитель — это «свой парень», который всегда на одной волне с подростками, не грузит их учебными вопросами и принимает такими, какие они есть в любой ситуации. Но в реальности многие дети предпочитают дружить со сверстниками, искать поддержки и душевной близости у членов семьи, а от учителей ждут помощи исключительно в решении проблем, связанных с получением образования. И даже если запросы ребёнка к учителю выходят за пределы чисто учебных задач, это совсем не обязательно запрос на дружбу. Детям нужны значимые взрослые, к которым можно обратиться за советом и помощью. Нужны ролевые модели, наблюдая за которыми ребёнок сможет разобраться, как человек с определённым темпераментом, профессией, целями и ценностям поступает в разных ситуациях. Нужны даже строгие и местами занудные тётки, которые не дадут пуститься во все тяжкие и будут следить за тем, чтобы находящийся под их опекой детёныш освоил необходимый минимум знаний и умений, научился жить в обществе и соблюдать правила, и получил положенные по возрасту документы об образовании ;).

Ну и наверное нет смысла упоминать, что отказ от своей идентичности и постоянные попытки угодить чужим ожиданиям не способствуют психическому здоровью и быстро приводят к профессиональному выгоранию. Вам это надо?

Доля истины

Прислушиваться к эмоциям, потребностям и пожеланиям учеников конечно же нужно. Разумеется, это не означает, что вы должны выполнять любую хотелку каждого капризного ребёнка. Но проявить эмпатию, поддержать, объяснить логику своих требований, более подробно прокомментировать критерии оценивания надо обязательно. Так вы создадите для детей понятную и предсказуемую среду, повысите в них ощущение безопасности, избавите от лишней тревоги и освободите энергию для учёбы и других полезных дел.

Вывод

Не пытайтесь сломать себя, подстраиваясь под ожидания других людей. Делайте свою работу честно, но оставайтесь при этом самим собой. Если такой стратегии будут следовать большинство педагогов, у каждого ребёнка в школе будет любимый учитель. А для кого-то из детей таким учителем станете вы 🧡.

Совет №2. Всеми силами создавайте образ идеального человека, который всё знает и никогда не ошибается

Приложите как можно усилий для того, чтобы скрывать от окружающих свои недостатки и ошибки. Если с вами пытаются обсудить рабочие вопросы, в решении которых вы были не на высоте, старайтесь любыми средствами доказать, что вы сделали всё идеально, всегда так делали и «никто не жаловался», и в будущем планируете действовать точно так же.

А что такого?

Люди не дураки :). Если вы действительно допустили ошибку, это будет очевидно для всех, а ваши попытки доказать, что всё отлично расценят как нежелание учиться и совершенствоваться. Ошибаются абсолютно все люди, и абсолютно все люди несовершенны, даже если постоянно работают над собой. Поэтому сам факт ошибки не дискредитирует вас как профессионала. А вот нежелание признавать и исправлять свои промахи уже насторожит.

Отдельно хочется остановиться на том, как отказ признавать ошибки учителем может повлиять на учеников. Я считаю, что одна из важных задач педагога — научить детей учиться на ошибках, извлекать из них опыт и благодаря этому опыту становиться всё более компетентным. И личный пример учителя — один из самых эффективных вариантов такого обучения.

Доля истины

В токсичных коллективах случается, что несовершенства и оплошности сотрудника недоброжелатели захотят использовать, чтобы подсидеть коллегу или подставить перед начальством. В таком случае конечно нужно защищаться и доказывать, что с вашей стороны не было халатности, действия коллег тоже не были безупречны, а возникший ущерб можно сгладить, внеся изменения в дальнейшую работу, и вы готовы в этом участвовать.

Но суть в том, что большинству людей, которые обсуждают ваши ошибки, на самом деле на вас наплевать. Они смеются и сплетничают не потому что вы ошиблись, а потому что для них это единственный понятный и знакомый способ почувствовать свою значимость. Они в любом случае нашли бы, над чем посмеяться: над внешним видом, увлечениями, доходами, а в самом крайнем случае — над вашей «противоестественной идеальностью».

Постоянно находиться с такими людьми в одном коллективе наверное нет смысла. Но с планеты Земля вы таких людей не высадите, поэтому просто позвольте им жить в своём мире, но перестаньте всерьёз воспринимать их высказывания. Они не имеют к вам никакого отношения.

Вывод

Ошибаются все, и этого не надо стыдиться. Важно признавать свои несовершенства, анализировать причины ошибок и работать над собой. Коллегам и начальству вы таким образом покажете профессиональный подход к делу и готовность решать всё более сложные задачи. А ученикам подадите пример здорового отношения к ошибкам.

Совет №3. Избегайте общения с родителями учеников. Если общения избежать не удалось — нападайте первыми

Всегда помните о том, что родители приходят в школу только для того, чтобы поставить под сомнение компетентность педагога и поругаться с ним. Поэтому при первом же контакте, если не удалось его избежать, сразу дайте понять, что вы тут главный специалист. Направьте беседу в русло обсуждения того, что вы делаете всё правильно, и любые предложения, которые отличаются от ваших методов, неуместны. Чем больше дистанция между вами и родителями, тем лучше для вашего спокойствия.

А что такого?

Действуя по такому сценарию, вы только усложняете себе жизнь. Отказ от диалога с родителями лишает вас возможности узнать важные детали о жизни ученика, которые могут помочь вам лучше понять его и найти к нему подход. А агрессивная оборона только усилит напряжение, и любые проблемы станут более трудноразрешимыми.

Доля истины

Конфликтные родители существуют, и найти с ними общий язык бывает непросто. Скорее всего, с кем-то из родителей у вас так и не получится договориться, и это абсолютно нормально (подробности об этом смотрите в предыдущем пункте ;) ). Но практика показывает, что многих родителей, даже если они изначально пришли «ругаться», можно переключить на конструктив, если дать им понять, что вы заинтересованы в успехах ребёнка, считаетесь с его интересами, и руководствуетесь профессиональными стандартами и этикой.

Вывод

Родители — это люди, которые больше всех заинтересованы в благополучии и успехах вашего ученика. Сотрудничество с родителями в подавляющем большинстве случаев поможет наладить и учёбу ребёнка, и ваши с ним взаимоотношения.

Совет №4. Будьте выше бумажной волокиты

Поурочные планы, программы курсов, обратная связь на работы учеников и подробные критерии оценивания — это всё для слабаков. Спонтанность и творческая свобода — вот удел настоящих профессионалов!

А что такого?

Отказ от ведения документации может привести к непоследовательности в обучении, непониманию учениками целей и критериев оценивания, а также к неравномерной нагрузке учеников и неудовлетворительным результатам обучения. Спонтанность — это отличный приём, но он будет круто работать только в том случае, если вы всё тщательно продумаете и спланируете ;).

Доля истины

Понятно, что некоторые не очень квалифицированные руководители могут предъявлять неадекватные требования к формальной отчётности.

На заре карьеры мне довелось поработать в провинциальном вузе, где все сотрудники чуть ли не в прямом смысле писали «отчёты о написании отчётов» и просто тонули в папках с документами. Я до сих пор вспоминаю слова одной из многочисленных проверяющих, которая проводила внутренний аудит системы менеджмента качества на нашей кафедре: «У вас всё отлично. Столько бумаг!!!». Думаю не стоит говорить, что львиную долю этих отчётов никто никогда не читал и не использовал для улучшения работы. Но это был короткий опыт встречи с маразмом, который благополучно проработан и почти забыт )).

Вся документация, с которой я работаю сейчас, помогает поддерживать высокий уровень качества продуктов:

  • Учебная программа или тематический план курса помогает равномерно распределить нагрузку между разделами, продумать интервальное повторение сложных тем, а также системно и последовательно работать над изучением сложных концепций.
  • Поурочный план помогает продумать переключение между разными видами деятельности во время урока, уместно использовать разные виды оценивания, выделить достаточно времени на закрепление материала и его отработку на практике.
  • Подробные инструкции и критерии оценивания практических заданий позволят дать ученикам исчерпывающую информацию о том, что и как следует сделать, на что вы будете обращать внимание при оценивании работы. В итоге дети будут лучше понимать, что от них хотят, и будут реже донимать вас лишними вопросами.

Вывод

Многие виды документов, с которыми работает педагог, помогают существенно повысить качество вашей работы, улучшить результаты учеников и сделать процесс обучения более понятным для всех участников.

При этом важно соблюдать баланс между усилиями, которые вы тратите на преподавание и на документальное сопровождение учебного процесса.

Совет №5. Помните, что нет плохих учеников, есть только плохие учителя

Всегда помните, что любые проблемы ученика в учёбе или поведении — это исключительно ваша вина. Если ученик не успевает по предмету или ведёт себя плохо, значит, вы не дорабатываете как педагог.

А что такого?

Когда учитель берёт на себя полную ответственность за всё, что происходит с учениками, он лишает детей субъектности, превращая их в пассивных участников учебного процесса. В действительности ученик — это формирующаяся личность, способная принимать решения, делать выбор и нести ответственность за свои поступки (ну или как минимум учиться этому). Если учитель постоянно стремится исправить все ошибки ученика или предотвратить любые его неудачи, он препятствует развитию у ребёнка навыков самоанализа и самоконтроля.

Подобный подход может привести к тому, что ученик перестанет ощущать свою ответственность за учёбу. Это затормозит его личностное развитие, поскольку именно через ошибки и самостоятельное принятие решений дети учатся понимать последствия своих действий и приобретать важные жизненные навыки. Вместо того чтобы постоянно вмешиваться и пытаться «спасти» ученика от всех трудностей, учителю важно оставлять пространство для самостоятельного выбора, даже если этот выбор не всегда оказывается правильным. Только так ученик сможет научиться действовать осознанно и уверенно.

Доля истины

Конечно, ожидать от ребёнка такой же ответственности, как от взрослого, неразумно. Дети ещё только учатся справляться с жизненными вызовами, и они нуждаются в поддержке взрослых. Это значит, что учителю важно быть внимательным к затруднительным ситуациям, в которых оказывается ученик, и стараться помочь ему найти выход. Однако не все проблемы учеников подвластны учителю. Иногда ситуации требуют участия других специалистов, таких как школьные психологи или социальные работники. В некоторых случаях даже важно дать ребёнку возможность ощутить последствия своих поступков, чтобы он мог сделать выводы и избежать повторения ошибок в будущем.

Вывод

Задача учителя — не устранять все трудности на пути ученика, а помогать ему развивать навыки самостоятельного решения проблем и понимания своей ответственности за происходящее. Учитель должен поддерживать ученика, но при этом сохранять осознание границ своей ответственности, уважая личность ребёнка и его право на ошибку.

11
10 комментариев

Учитель - второй родитель

2

Вот это верно на все сто. Без них никак. Жаль что профессия не так престижна, как хотелось бы, да и не очень высоко оплачиваема.

1

последний пункт -удивил, на самом деле есть в этом доля правды, не все ученики одинаковые, не все понимают с первого раза , если вы умеете доходчиво объяснять и помогать, то любой ученик выйдет от вас со знаниями, но это не простая работа

1

Просто многие учителя, которые пришли в профессию по призванию, часто доводят себя до выгорания тем, что пытаются контролировать все, что происходит с ребёнком, и винить себя за любой сбой. Причём речь идёт и об оценках, и об эмоциях, и об отношениях с другими детьми и учителями.
В реальности образование - это командная работа, а в команде ответственность принять делить на всех. Ну и детишкам полезно прививать идею о том, что они сами на многое могут влиять и за многое отвечать. Это часть обучение, причём на мой взгляд более важная, чем теорема Пифагора или знаки препинания в сложносочинённых предложениях ).

1

пейте побольше кофА и успАкоительных - в соответствиЕ с новым законом, остальное уже вообще не важно ))))ЖЖЖЖ))))

1