реклама
разместить

15 минут споров и заговоров – почему 15-минутный город никому не нравится?

История о том, как абсолютно безобидная теория, призванная экономить время, стала конспирологической.

15 минут споров и заговоров – почему 15-минутный город никому не нравится?

Идея 15-минутного города совсем не нова, но сейчас ее приписывают урбанисту Карлосу Морено, который впервые написал о ней в 2015 году. В 2020 году мэр города Парижа охотно подхватил эту идею в своем манифесте, Bloomberg напечатали про это статью, где описали Карлоса Морено приверженцем антизонирования и деконструкции города.

Есть шесть вещей, которые делают горожанина счастливым. Достойное проживание, работа в надлежащих условиях, [возможность получать] продукты, благополучие, образование и досуг. Чтобы улучшить качество жизни, необходимо уменьшить радиус доступа к этим функциям.

Карлос Морена в интервью для Liberation

Все началось с книги

Хоть и по моему мнению эта книга не очень подходит под наши реалии, но она, несомненно, является одной из легендарных для градостроительства и урбанистики, и написал ее вовсе не архитектор, а журналист – это «Смерть и жизнь больших американских городов», написанная Джейн Джекобс.

Так вот, если вы когда-нибудь ее читали, то вы уже точно встречались с очень похожими идеями по городской деконструкции, но у Джейн они были больше во имя безопасности и многообразия.

В чем смысл? Труд очень обширный, но опишу вкратце. Улица станет безопасной, только если у нее будут наблюдатели в виде соседей, торговцев и т.д. и т.п. На улице в идеале должен располагаться мелкий бизнес, который ведут местные жители – на хороших улицах эти коммерсанты выполняют также и роль охранителей порядка. Их знают и доверяют все в округе, и вы таким образом, например, ничего не страшась, можете оставить у них по-соседски ключи для вашей внезапно приехавшей погостить тети.

Пример живой пешеходной улицы
Пример живой пешеходной улицы

Также в книге приводятся случаи, когда такие лавочники не раз спасали местных детей от чужаков. Другой аспект безопасного района (улицы) состоит в разнообразии – район должен быть живым и полным людей в разное время суток, для этого должен существовать микс функций. То есть это антизонирование в чистом виде – никаких спальных районов и бизнес-центров.

Более того, помимо очевидных плюсов в плане безопасности, такие районы способствуют развитию малого бизнеса, который зачастую в условиях больших городов просто не выживает из-за дорогой аренды и разделения районов на спальные и бизнес (ежедневной миграции людей из спальных районов в бизнес-районы).

«Поворот не туда»

Есть у теории 15-минутного города и очевидные плюсы для борцов за экологию - такой город разделен на кварталы или зоны, и местным жителям практически нет необходимости выезжать за его пределы, при необходимости такие поездки можно совершать на общественном транспорте или по кольцевым дорогам, сводя вредные выбросы частных автомобилей в городской воздух к минимуму. Так что же тут плохого, почему все так недовольны?

Ситуация вышла из-под контроля, когда чиновники в английском Оксфорде решили реализовать свою версию концепции 15-минутного города. Идея состояла в том, чтобы установить дорожные фильтры – камеры, которые могут считывать автомобильные номерные знаки, – для мониторинга трафика. Те, у кого нет вида на жительство или определенного освобождения, будут оштрафованы. По словам властей, целью инициативы было облегчить функционирование автобусной сети и уменьшить пробки.

Однако, жители, конечно, не приветствовали эту идею и соизмерили ее с ограничением своих прав и свобод и с запретом иметь машину совсем. И вот уже бедный Карлос Морено оправдывается на портале Dezeen, что он не имел ввиду ничего такого, и его теория не имеет ничего общего с идеей запрета личного автотранспорта, но люди по всей Европе и Великобритании уже выходят на митинги с лозунгами «Добро пожаловать в Голодные игры!».

Город будущего – это город без автомобилей?

Мнимая перспектива запрета личного автотранспорта заставила весь «цивилизованный» мир переполошиться с ног на голову. Что на самом деле, является удивительным фактом, ведь большинство людей, живущих в больших городах, в тот или иной момент проклинали автомобили, стоя в многокилометровых пробках на шоссе или и того хуже – на выезде из своего ЖК утром в будний день. Многие архитекторы, урбанисты и градостроители сейчас разрабатывают свои города без автомобилей, как единственно возможные города нашего будущего, так как рост населения и рост числа личных авто создают массу проблем на всех уровнях жизни.

Город для автомобилей - это город а-ля сплошная парковка.
Город для автомобилей - это город а-ля сплошная парковка.

Пока простые люди в Европе бастуют против 15-минутных городов (то есть больше против лишения их машин, как я понимаю), знаменитый архитектор без границ Бьярке Ингельс уже строит для богатых привилегированный городок Тойота без личного автотранспорта около подножия горы Фудзи. Как говорится каждому свое!

Проект Woven city от студии BIG.
Проект Woven city от студии BIG.

Долой конспирологию!

Как же правильно звучит теория 15-минутного города без теорий заговоров? Директор шанхайского бюро Chapman Taylor пишет:

Ключевым фактором роста программы "15-минутная жизнь" является социальная справедливость, позволяющая все большему количеству людей наслаждаться более высоким качеством жизни и большим удобством. Популярность концепции обусловлена ее преимуществами для благополучия – благодаря такой организации городских районов людям больше не нужно будет преодолевать большие расстояния на работу или совершать поездки на автомобиле, чтобы сделать покупки или отвезти своих детей в школу. Это освобождает время для отдыха и способствует физической активности, особенно ходьбе, при одновременном снижении загрязнения от поездок на автомобиле.

Поделитесь в комментариях, в каком городе вы бы хотели жить – большом или маленьком? Cколько минут составляет для вас оптимальное время на дорогу от дома до работы?

Благодарю за внимание!

Больше интересных заметок по архитектуре вы можете найти в моем Телеграм канале.

44
реклама
разместить
Начать дискуссию
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

2929
1313
22
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
реклама
разместить
VK запустит аналог китайского мессенджера WeChat — с госуслугами и платёжной системой

Эксперты оценивают инвестиции в 1-2 млрд рублей.

Фото РБК 
100
125125
1414
55
22
11
Добавьте шагомер, заказ такси, погоду, коробку для валентинок и визитку
8 оттенков предпринимательства: от бежевого к бирюзовому, или Спиральная динамика в бизнесе и лидерстве

Как спиральная динамика помогает предпринимателям осознать свой стиль управления и строить бизнес на прочном фундаменте: о популярной теории рассказали одноклубникам Ольга Булюнова и Оксана Сухова, основательницы компании «О2 Наследие» и резиденты CLUB 500.

8 оттенков предпринимательства: от бежевого к бирюзовому, или Спиральная динамика в бизнесе и лидерстве
22
SuperJob начал тестировать «аукционы» — работодатели смогут открыто «торговаться» за соискателя

Перебивать предложения других компаний — по зарплате и условиям.

Скриншот SuperJob
3636
2828
22
11
Когда сильно увлекся клепанием фич.
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?

Ещё вчера бизнес спокойно крутил рекламу в Instagram*, запускал прогревы в WhatsApp и закидывал бюджеты в Facebook*. А сегодня — всё. Госдума приняла закон, который официально запрещает рекламу на всех платформах, признанных экстремистскими или нежелательными.

44
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
1010
33
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
Неудобная правда о телеграм каналах: Почему многие сдуваются через 5 месяцев?

Вот бизнес в Телеграм. Насоздают каналов одинаковых, сделают контент одинаковый, перегонят аудиторию, и сидят, ожидая прибыль, кто там зарабатывает вообще?

Неудобная правда о телеграм каналах: Почему многие сдуваются через 5 месяцев?
22
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

1313
66
11
11
11
Госдума приняла законопроект о борьбе с телефонным и кибермошенничеством

Он в том числе запрещает массовые звонки без согласия, передачу SIM-карт третьим лицам и позволяет назначить «уполномоченное лицо» для подтверждения банковских операций.

1414
55
Меры хорошие. Но никак не воздействуют на коренные причины процветания телефонного мошенничества. Готовность людей поверить в любой бред, уверенно сказанный начальственным тоном. И общий упадок критического мышления.
реклама
разместить
Почему автоматы с кофе больше не работают? Мои 7 точек приносят миллионы, но будущее за другим

Когда учеба закончилась, я переехал в Тынду, помогать семье с медицинским бизнесом. Тында — небольшой город на севере Амурской области с населением 30 тысяч человек. Тут я заметил, что мода на кофе, которая уже давно шла в западной части России, здесь только начиналась. И спрос на горячие напитки высокий, потому что зимой температура доходит до -50…

Расходники стоят прямо на стойках, но с серьезным воровством и вандализмом не сталкиваюсь. Из небольших проблем только бабушки, которые весной берут стаканчики для рассады.
2020
22
Раздутые метрики, «хардкорные» условия и клиенты, которых нет: ИИ-стартап 11x столкнулся с финансовыми проблемами из-за собственных действий

История настолько «скандальная», что достойна экранизации, считает собеседник TechCrunch.

На фото команда 11x.ai
88
11
11
11
В Telegram Wallet добавили поддержку Ethereum, Solana, Dogecoin и других криптовалют

До этого кошелёк поддерживал только Toncoin и нативные токены блокчейна TON, а также USDT и биткоин.

Изображение Telegram Wallet
77
[]