15 минут споров и заговоров – почему 15-минутный город никому не нравится?

История о том, как абсолютно безобидная теория, призванная экономить время, стала конспирологической.

15 минут споров и заговоров – почему 15-минутный город никому не нравится?

Идея 15-минутного города совсем не нова, но сейчас ее приписывают урбанисту Карлосу Морено, который впервые написал о ней в 2015 году. В 2020 году мэр города Парижа охотно подхватил эту идею в своем манифесте, Bloomberg напечатали про это статью, где описали Карлоса Морено приверженцем антизонирования и деконструкции города.

Есть шесть вещей, которые делают горожанина счастливым. Достойное проживание, работа в надлежащих условиях, [возможность получать] продукты, благополучие, образование и досуг. Чтобы улучшить качество жизни, необходимо уменьшить радиус доступа к этим функциям.

Карлос Морена в интервью для Liberation

Все началось с книги

Хоть и по моему мнению эта книга не очень подходит под наши реалии, но она, несомненно, является одной из легендарных для градостроительства и урбанистики, и написал ее вовсе не архитектор, а журналист – это «Смерть и жизнь больших американских городов», написанная Джейн Джекобс.

Так вот, если вы когда-нибудь ее читали, то вы уже точно встречались с очень похожими идеями по городской деконструкции, но у Джейн они были больше во имя безопасности и многообразия.

В чем смысл? Труд очень обширный, но опишу вкратце. Улица станет безопасной, только если у нее будут наблюдатели в виде соседей, торговцев и т.д. и т.п. На улице в идеале должен располагаться мелкий бизнес, который ведут местные жители – на хороших улицах эти коммерсанты выполняют также и роль охранителей порядка. Их знают и доверяют все в округе, и вы таким образом, например, ничего не страшась, можете оставить у них по-соседски ключи для вашей внезапно приехавшей погостить тети.

Пример живой пешеходной улицы
Пример живой пешеходной улицы

Также в книге приводятся случаи, когда такие лавочники не раз спасали местных детей от чужаков. Другой аспект безопасного района (улицы) состоит в разнообразии – район должен быть живым и полным людей в разное время суток, для этого должен существовать микс функций. То есть это антизонирование в чистом виде – никаких спальных районов и бизнес-центров.

Более того, помимо очевидных плюсов в плане безопасности, такие районы способствуют развитию малого бизнеса, который зачастую в условиях больших городов просто не выживает из-за дорогой аренды и разделения районов на спальные и бизнес (ежедневной миграции людей из спальных районов в бизнес-районы).

«Поворот не туда»

Есть у теории 15-минутного города и очевидные плюсы для борцов за экологию - такой город разделен на кварталы или зоны, и местным жителям практически нет необходимости выезжать за его пределы, при необходимости такие поездки можно совершать на общественном транспорте или по кольцевым дорогам, сводя вредные выбросы частных автомобилей в городской воздух к минимуму. Так что же тут плохого, почему все так недовольны?

Ситуация вышла из-под контроля, когда чиновники в английском Оксфорде решили реализовать свою версию концепции 15-минутного города. Идея состояла в том, чтобы установить дорожные фильтры – камеры, которые могут считывать автомобильные номерные знаки, – для мониторинга трафика. Те, у кого нет вида на жительство или определенного освобождения, будут оштрафованы. По словам властей, целью инициативы было облегчить функционирование автобусной сети и уменьшить пробки.

Однако, жители, конечно, не приветствовали эту идею и соизмерили ее с ограничением своих прав и свобод и с запретом иметь машину совсем. И вот уже бедный Карлос Морено оправдывается на портале Dezeen, что он не имел ввиду ничего такого, и его теория не имеет ничего общего с идеей запрета личного автотранспорта, но люди по всей Европе и Великобритании уже выходят на митинги с лозунгами «Добро пожаловать в Голодные игры!».

Город будущего – это город без автомобилей?

Мнимая перспектива запрета личного автотранспорта заставила весь «цивилизованный» мир переполошиться с ног на голову. Что на самом деле, является удивительным фактом, ведь большинство людей, живущих в больших городах, в тот или иной момент проклинали автомобили, стоя в многокилометровых пробках на шоссе или и того хуже – на выезде из своего ЖК утром в будний день. Многие архитекторы, урбанисты и градостроители сейчас разрабатывают свои города без автомобилей, как единственно возможные города нашего будущего, так как рост населения и рост числа личных авто создают массу проблем на всех уровнях жизни.

Город для автомобилей - это город а-ля сплошная парковка.
Город для автомобилей - это город а-ля сплошная парковка.

Пока простые люди в Европе бастуют против 15-минутных городов (то есть больше против лишения их машин, как я понимаю), знаменитый архитектор без границ Бьярке Ингельс уже строит для богатых привилегированный городок Тойота без личного автотранспорта около подножия горы Фудзи. Как говорится каждому свое!

Проект Woven city от студии BIG.
Проект Woven city от студии BIG.

Долой конспирологию!

Как же правильно звучит теория 15-минутного города без теорий заговоров? Директор шанхайского бюро Chapman Taylor пишет:

Ключевым фактором роста программы "15-минутная жизнь" является социальная справедливость, позволяющая все большему количеству людей наслаждаться более высоким качеством жизни и большим удобством. Популярность концепции обусловлена ее преимуществами для благополучия – благодаря такой организации городских районов людям больше не нужно будет преодолевать большие расстояния на работу или совершать поездки на автомобиле, чтобы сделать покупки или отвезти своих детей в школу. Это освобождает время для отдыха и способствует физической активности, особенно ходьбе, при одновременном снижении загрязнения от поездок на автомобиле.

Поделитесь в комментариях, в каком городе вы бы хотели жить – большом или маленьком? Cколько минут составляет для вас оптимальное время на дорогу от дома до работы?

Благодарю за внимание!

Больше интересных заметок по архитектуре вы можете найти в моем Телеграм канале.

44
Начать дискуссию