Soft skills и карьера: какие навыки нужно развивать в 2024?

В будущее возьмут не всех?

Мы живём в потрясающую эпоху быстрых и технологичных изменений. То, что было актуально 10 и даже 5 лет назад может уже не работать в наши дни. Сейчас во всём мы видим, что ты либо меняешься с течением времени, либо перестаешь быть актуальным. Как человеку успевать за всеми этими изменениям? Ответ: soft skills!

Меня зовут Минакова Арина, я сертифицированный коуч ICF для предпринимателей и ведущая образовательного подкаста «Найти ответ».

Мы сделали выпуск «Soft skills и карьера: какие навыки нужно развивать в 2024?» совместно с HR специалистом Анастасией Лукиной и я решила поделиться своими мыслями!

Сейчас из каждого утюга мы слышим, что надо быть гибким и обладать эмоциональным интеллектом. Думаю, вы 100% слышали, что на успех EQ влияет на 80%, а IQ всего на 20%?

Почему так? Мы уже видим, как активно бизнесы начинают внедрять AI в свою работу, как автоматизируются процессы. И, на мой взгляд, это прекрасно, ведь всю механическую повторяющую работу будут делать роботы. Но как человеку конкурировать с ними?

Профессии будущего будут завязаны на навыках межличностных отношений!

Какие soft skills выделила бы лично я:

  • Управление своим вниманием

Думаю, вы уже слышали, что компания Microsoft проводила исследование в 2000 и 2015 годах, согласно которому современный человек способен удерживать внимание 12 и 8 секунд соответственно. Представьте, как это изменилось к 2024?

Эксперимент, опубликованный в Journal of experimental psychology, показал, что если человек получает уведомление на телефон, но не отвечает на него, он отвлекается точно так же, как и если бы отвечал на него. Также после проверки оповещения нам нужно в среднем 64 секунды, чтобы вернуться к работе, а сколько оповещений вы получаете и сколько времени в течение дня тратится?

Таким образом, навык управления своим вниманием — один из главнейших soft skills для вашей эффективности и продуктивности. Более подробно я написала в своей предыдущей статье.

  • Навык самопрезентации и коммуникации

Это умение быстро заинтересовать собеседника, грамотно и чётко формулировать свои мысли, доносить суть своих слов.

Исходя из предыдущего пункта, мы можем предположить, что у нас есть буквально несколько секунд, чтобы человек нами увлекся, чтобы ему стало интересно «а что там дальше?». Уверенная грамотная речь 100% продвинет вас к вашим целям, ведь очень многое завязано на людях, с которыми вы работаете.

Также, по моему мнению, эффективно коммуницировать — это получать желаемое от собеседника, но в стратегии win-win. Когда вы умеете не только заинтересовать человека, но и выстроить ваши отношения так, чтобы всем было спокойно и приятно.

  • Целеполагание

В своей работе я часто сталкиваюсь с тем, что люди не умеют выстраивать виденье или чётко формулировать что именно они хотят, а наличие значимых целей напрямую влияет на уровень счастья и удовлетворения в жизни. А ещё на умение делать выбор в жизни, а не находиться в подвешенном состоянии. А нас больше привлекают люди, которые знают, что они хотят, которые умеют делать качественный выбор. Кстати, в выпуске обсудили, что как работодатель хочет видеть в своей команде активного и ответственного сотрудника, так и сотрудник хочет видеть проявленного и прогрессивного руководителя, а это возможно только при качественном целеполагании и понимании «зачем» вы делаете то, что делаете.

  • Критическое мышление

Умение обрабатывать информацию, сомневаться, видеть несколько вариантов.

Наш мозг плохо выдерживает неопределенность и ему хочется как можно быстрее получить ответ. Именно поэтому мы склонны верить первой попавшейся информации, которая коррелирует с нашей картиной мира.

Попробуйте методику развития критического мышления — IMWAIN, благодаря которой, вы можете проанализировать источник информации и решить, доверять ему или нет.

  • Эмоциональный интеллект (EQ)

Способность отслеживать и интерпретировать как свои эмоции, так и чужие.

Если у человека низкий уровень EQ, он будет жить в иллюзиях, а также постоянно доказывать другим, где он прав и не правы остальные, отказываясь слушать. А понять другого человека — это тоже труд! Уровень вашего EQ напрямую влияет на эффективную коммуникацию с людьми, на желание взаимодействовать и работать с вами.

  • Проактивное мышление

Умение выбирать свою реакцию и сохранять самообладание. 95% наших мыслей и реакций в течение дня автоматические, потому что иначе мы бы затрачивали слишком много энергии. Но наши автоматизмы могут играть против нас. Контролируя свои реакции, мы контролируем свою жизнь. Ведь мы не рявкнем на коллегу, если у нас просто плохое настроение или мы не сможем успокоить себя при ошибке на пути к цели.

Soft skills и карьера: какие навыки нужно развивать в 2024?

Как развивать навыки?

  1. Понять, какой именно навык вы хотите развивать и зачем
  2. Изучите более расширенную информацию: что это, как именно проявляется навык. Сейчас множество коротких или бесплатных курсов и литературы.
  3. Начать за собой наблюдать в конкретных ситуациях, например, вы хотите развить EQ:
  • Как вы поступаете обычно?
  • Как вы бы хотели поступать?
  • Анализировать свой опыт: что получается и что помогает, что не получается и что мешает? Какие шаги нужно предпринять для достижения?

Если хотите сократить время, то подойдут любые помогающие профессии: коуч, психолог, ментор. Выбирайте на ваш вкус!

Буду рада вашей обратной связи в комментариях, а также я веду свой канал, где делюсь своими рекомендациями и знаниями!

Дополнительно:

  • Нир Эяль «Неотвлекаемые» — лёгкая книга, которая поможет развить навык наблюдения за своим вниманием.
  • Сергей Калиничев «Адекватность» — книга поможет эффективно выстригать коммуникацию с окружающими.
  • Journal of experimental psychology. The Attentional Cost of Receiving a Cell Phone Notification
2
2 комментария

Про управления своим вниманием как в точку!

1
Ответить

Всё это конечно хорошо, но в свете того что происходит на планете Земля, будущего вообще может не быть для всех нас. Ну или понадобятся совершенно другие компетенции.

Ответить