Адаптация персонала: секреты практиков

Адаптация персонала 
Адаптация персонала 

Ежедневно на баррикадах подбора, видим, как новые сотрудники приходят в организацию, и их бросают “в омут с головой”, хотя ждали с “распростертыми объятиями”. В результате человек крутится, вертится сам, как может. Пытается понять, что от него требуется, как порадовать руководство, проявить себя в период испытательного срока.

К сожалению, не все управленцы понимают важность наличия системы адаптации нового персонала в организации. Не желают тратить время, ресурсы на разработку, полагаясь на коллектив и “самотек”.

Поэтому, хочу еще раз поднять эту важную тему, разобрать детально простыми словами, ведь адаптация новых сотрудников – один из ключевых процессов в любой организации, определяющий успешное становление и развитие персонала.

Что такое адаптация?

Адаптация персонала – как первый день в новой школе. Один против целого класса учеников, которые годами росли вместе. Заходишь в кабинет, сотня глаз смотрит на тебя, изучает с ног до головы, ждёт, что скажешь, как себя поведешь. И тут на подмогу приходит классный руководитель, представляет, указывает место за партой.

Хорошо, если староста подключится, поможет влиться в коллектив. Тогда постепенно напряжение спадает, начинаешь ближе знакомиться, общаться, улыбаться, даже появится лучший друг. В такой благоприятной атмосфере и с учёбой все будет отлично.

Или может быть по-другому. Классному руководителю не до тебя. Стопки тетрадей на проверке. Староста слишком горд, чтобы возиться с новичками. Костяк класса давно сформирован, никто на тебя не обращает внимания. Тогда первое время будет сложно и грустно, а если еще посыпятся “прикольчики” и издевки, лучше уйти. Потому что в такой атмосфере учиться невозможно, выгоришь эмоционально или закроешься.

А если серьёзно:

Адаптация персонала - процесс приспособления новых сотрудников к рабочей среде. Знакомство с коллегами, корпоративной культурой, основными правилами работы, бизнес-процессами компании, должностными обязанностями. “Подгонка” навыков к конкретным рабочим задачам, получение новых знаний, необходимых для плодотворной работы.

Ожидаемый результат или как понять, что кандидат готов работать расти в вашей компании.

Сотрудник, который благополучно справляется с трудностями испытательного срока будет:

1. Проявлять интерес, энтузиазм к рабочим процессам. Активно учиться, поглощать нужную информацию, демонстрировать готовность к работе и развитию в компании.

2. Быстро адаптироваться к новой среде. Охотно осваивать рабочие процессы, задавать вопросы, с удовольствием знакомиться с корпоративной культурой.

3. Проявлять самостоятельность, инициативность, готовность принимать ответственность, что доказывает склонность кандидата к профессиональному росту и развитию внутри компании.

4. Активно знакомиться, общаться с командой, выстраивая позитивные взаимоотношения с коллегами и руководством.

Какова же роль руководителя в процессе адаптации персонала?

В начале рабочего пути новички часто испытывают стресс, неуверенность и тревогу перед руководством. Это нормально. Все мы люди.

Поэтому для руководителя особенно важно быть готовым предоставить обратную связь, отнестись с пониманием, быть открытым к конструктивному диалогу. Менторская поддержка и обеспечение комфортных условий для адаптации новых сотрудников - ключевые аспекты эффективного вступления в новую команду.

Потребуется терпение к возможным ошибкам, недопониманию. Умение спокойно объяснять основные бизнес-процессы, детали работы. Способствовать обучению. Подставить плечо сотруднику, чтобы смог быстрее влиться в коллектив.

Пригодятся развитые коммуникативные навыки, которые помогут установить доверительные отношения, стимулировать участие и вовлеченность нового сотрудника в рабочие процессы. При этом сохранить баланс между дружеским общением и авторитетом руководителя.

Что еще необходимо учесть?

Для успешной адаптации важно чётко понимать, чего хотите добиться от нового сотрудника. Поэтому, необходимо заранее разработать, согласовать план вхождения в должность или план адаптации.

Успешное преодоление трудностей в процессе адаптации новых сотрудников позволит не только сохранить ценных специалистов, но и повысит общую эффективность работы коллектива и развитие бизнеса в целом.

Кейс из практики клиента (с его разрешения). Обратился к нам за подбором высокодоходного менеджера по продажам, которого управленцы “умудрились” потерять в испытательный период.

Мы подобрали в отдел продаж промышленного оборудования настоящего профессионала. Идеально подходил под требования заказчика. Со своим портфелем клиентов, развитыми на высоком уровне навыками продаж, отличными коммуникативными способностями и завидными рекомендациями. К тому же переехал в наш город.

Такие кандидаты нарасхват на рынке труда. Настоящая находка. Но начало работы для него оказалось сложным. Действующий РОП принял решение не оказывать поддержку новичку. Считая, что это позволит проверить его способность самостоятельно адаптироваться и преодолевать проблемы.

У меня с самого начала возникло множество вопросов по поводу эффективности данной программы адаптации и обучения. Сотрудник оказался в полной изоляции, не получив нужной информации о специфике работы в компании, ее корпоративной культуре, товарах и услугах. Ему лишь предоставили в помощь коллег, которые не особо были этому рады, и дали доступ к базе данных.

Желаю Вам успешного дня! Ваша карьера в Ваших руках! Ждем от вас сногсшибательных результатов.

Руководитель отдела продаж

В течение первой недели Александр регулярно задерживался на работе, чтобы самостоятельно изучить все необходимые документы, инструкции, технические характеристики товаров, услуги компании и данные о клиентах. Информация была настолько обширной, что мозги кипели от потока новых знаний.

Вскоре от такого ритма Александр начал чувствовать стресс, неуверенность и разочарование в своем выборе места работы. Мотивация и продуктивность резко снизились. Постепенно возникло чувство изоляции, что он не нужен, ни команде, ни компании.

Было принято вполне обоснованное решение: "Не вижу перспективы развития в данной компании”.

Как вам управленческое решение РОПа? И ожидаемый результат . . .

Потерять опытного, квалифицированного, высокодоходного специалиста из-за отсутствия системы адаптации персонала и необдуманного решения руководства – великая некомпетентность, которая привела к серьезным последствиям для компании.

Каждый день на баррикадах подбора персонала мы говорим нашим клиентам о важности правильной адаптации новых сотрудников, необходимости поддержки и помощи со стороны руководства.

“Откапывать” талантливых продажников сложно, удерживать и мотивировать их развиваться внутри компании – еще более комплексная задача, требующая особого внимания.

Уважаемые руководители, помните, создание благоприятной рабочей атмосферы, своевременное вовлечение новичков в коллектив, обучение по ключевым вопросам - залог эффективности работы и удержания талантов.

Поделитесь вашим опытом: есть ли у вас в компании система адаптации, или вы решаете проблемы по мере их возникновения?

Что было дальше? Конечно, мы не могли оставить эту ситуацию нерешенной.

Кейс: как помогли вернуть менеджера по продажам и разработать систему адаптации

Все были разочарованы. Мы приложили столько усилий, потратили уйму времени на поиск "звездного сотрудника", поэтому не хотели просто так сдаваться. Принялись за исправление ситуации. Я и Галина начали разрабатывать систему адаптации.

Девчата из отдела подбора отправились разрешать конфликт с Александром.

Кто может отказать профи, да еще таким красоткам?

Уговорили, извинились и убедили в желании исправить ситуацию. Сработало. Александр согласился. К слову, до сих пор трудится в компании, теперь уже на должности РОПа и за три месяца увеличил доходность компании на 32%. Что сделал:

1. Создал план по развитию отдела продаж, что привело к увеличению эффективности сделок на 15%.

2. Провел 60 консультаций с менеджерами как групповых, так и индивидуальных, выявил новые перспективы для роста, “подтянул” знания коллектива.

3. Внедрил новую систему мотивации, что привело к увеличению производительности персонала на 30%.

Мы вместе с уже опытными собственниками и управленцами компании разработали систему адаптации новых сотрудников, которая включает в себя:

- знакомство с организацией;

- обучение основным аспектам работы;

- подробный план вхождения в должность с конкретными целями, пошаговыми задачами на период испытательного срока;

- критерии оценки промежуточных результатов и успешности прохождения адаптации;

- меры по стимулированию новых сотрудников, предоставлению дополнительной поддержки, обратной связи от наставников и руководителей;

- план развития карьеры менеджеров с возможностью профессионального роста внутри компании.

Уважаемые руководители, не пускайте процесс адаптации новых сотрудников на самотек.

Индивидуально разработанная система адаптации нового персонала, соответствующая стратегическим целям бизнеса - залог успеха и развития компании в долгосрочной перспективе.

Как бы вы поступили: предпочли всеми силами вернуть менеджера по продажам или начали бы поиск нового сотрудника?

Елена Уварова 
Стратегический бизнес-партнёр в сферах HR, маркетинг, продажи.

e-mail: uelena@hrbiz. ru

Читайте также:

2
16 комментариев

Елена, хорошая статья!

Ситуация, повторяется неоднократно. Нанимаю человека, предлагаю себя показать на нас посмотреть - прийти на тестовый день. Это менеджер по продажам. Перед тестовым днем даю доступ к базе знаний, чтобы человек мог составить первоначальное мнение о бизнес-процессах и регламентах.

За тестовый день я смотрю и оцениваю:
- умение писать грамотно, без ошибок, и вообще нормально писать
- умение говорить с клиентами, не боятся телефона
- наличие навыков продаж, т.е. умение задавать наводящие вопросы клиенту в течение разговора
- умение пользоваться почтой, 1с, crm
- скорость набора текста и точность выполнения маленьких задач
- скорость реакции в целом, нет ли заторможенности

Дальше планируем выход на работу, первый рабочий день. Даю доступ к базе знаний и прошу посмотреть и задать мне вопросы. Люди не хотят тратить личное время и сделать пару шагов навстречу.

Вопрос, стоит ли работать с подобными сотрудниками?

Сужу по себе, когда я хочу попасть на какую-то работу, то не жду, а сама запрашиваю информацию для анализа и аудита с позиции специалиста, задаю вопросы, еще запрашиваю информацию. Выдаю полезную обратную связь, что можно исправить, что можно улучшить, в чем вижу отсутствие проблем.

2
Ответить

Диана, спасибо))
Дело в том, что сейчас рынок соискателей. Дефицит кадров, который будет только расти. Рынок, который сделал кандидатов достаточно ленивыми. И тестовые задания или дни практически не работают на привлечение. У sales тем более.
В современных реалиях работодатель должен быть гибким, упирать на качественную адаптацию и удержание сотрудников.
Иначе, текучка и т.п.
Конечно, соглашусь с Вами. Рынок труда - две стороны медали. Но на сегодня работодатель в менее выгодной позиции.
P.S. я про те случаи, когда руководитель участвует в процессе адаптации. Ведь есть такие управленцы или собственники, которые бросают в воду и всё, сам плыви

2
Ответить

Меня очень раздражают руководители, которые кидают нового сотрудника на опытного и говорят нести за него ответственность, а ведь это твоя задача, але, а старый сотрудник вообще не обязан этим заниматься, либо доплачивайте, либо до свидания!

2
Ответить

Так чаще всего бывает! Руководители считают, так проще. Зачем разрабатывать систему адаптации под каждого сотрудника. Деньги и время. Но и эффективность и уровень текучки соответствует вложенным усилиям.

1
Ответить

Да, действительно. Не обязан. Это дополнительный функционал. И он должен оплачиваться. Или учите сами, господа))))

1
Ответить

Адаптация необходима, а также индивидуальна под запросы бизнеса и квалификации нанятого персонала. Но многие руководители ищут работника под себя. И тут кроется ловушка как для руководителя, так и организации.

2
Ответить

Руководители тоже люди😂Если серьезно, мы уже давно включили в критерии отбора совпадение на ментальном уровне. По - другому никак. Долго не смогут работать друг с другом.

1
Ответить