Как работается в Далее: после этой статьи вы захотите отправить нам резюме
Привет! На связи Далее. Мы часто рассказываем на VC о том, какие проекты запускаем. Или же наши сотрудники делятся своими знаниями и опытом в статьях. А сегодня хотим сделать шаг в сторону и рассказать в целом о том, как у нас работается.
В статье мы покажем внутреннюю кухню нашей группы — как ищем сотрудников, строим рабочие процессы и отдыхаем. Потому что за каждым проектом, собирающим награды на премиях, стоят наши талантливые и креативные коллеги.
Содержание статьи
Немного о нас
Небольшая ремарка: с 2024 года мы стали группой Далее. Раньше были альянсом Далее х Скотч. А сейчас у нас 6 агентств в портфеле: веб-продакшены Далее и Галаго, креативное агентство СКОТЧ, SEO-агентство Semagic, аналитическое агентство Spektr и дизайн-продакшен Магвай.
Далее — веб-продакшен, который работает на рынке с 2005 года. Мы занимаемся разработкой и поддержкой сложных высоконагруженных решений.
Много лет сотрудничаем с российскими и международными компаниями в сферах: FMCG, телеком, финансы и банки, фармацевтика, авто и технологии.
Помимо экспертизы, у нас классные условия работы: публичная оценка компании на Хабр Карьере в 2024 году — 4,85 из 5. Сотрудники говорят, что у нас очень комфортно, уютно и позитивно (это мы узнали из анонимных опросов).
Однако всё это — следствие продуманной HR-стратегии, а не случая. Сейчас расскажем обо всём по порядку.
Как мы нанимаем сотрудников
#1. Формат работы
До марта 2020 года мы предлагали только офлайн-формат работы и даже помогали сотрудникам из регионов переехать в Москву. Но с началом изоляции многие уехали в родные города, и нам предстояло настроить онлайн-процессы. Мы увидели, что можем эффективно работать и на удаленке, и сейчас большая часть команды сотрудников живет в других городах.
На данный момент мы открыты к любому формату сотрудничества — можно работать в офисе в Москве, Перми, Волгограде или Курске, можно выбрать гибрид или полную удаленку. От этого выигрывает и компания, и кандидаты. У нас расширяется выбор специалистов, а соискатели могут устроиться в крупную московскую компанию, не меняя привычное место жительства.
У нас налажены все процессы для взаимодействия с удаленными сотрудниками. Документы, технику и велком-пак привозит курьер, а для иногородних работников мы организуем трансфер на корпоративные и рабочие мероприятия.
#2. Собеседование
Сам процесс найма проходит довольно быстро:
- Сначала HR-менеджер созванивается с кандидатом на 15-30 минут — обсуждаем вакансию, задачи и ожидания от сотрудника.
- Если и нас, и соискателя всё устраивает, то организуем финальное собеседование с командой через Яндекс Телемост — приглашаем туда руководителей отделов и других заинтересованных лиц, чтобы каждый мог задать свои вопросы и рассказать о задачах.
- Для некоторых сотрудников могут быть дополнительные проверки навыков. Например, для разработчиков мы проводим техническое собеседование, менеджеров просим рассказать о кейсах, а редакторам и копирайтерам отправляем тестовое задание. Уже на собеседовании мы оцениваем уровень знаний соискателя и понимаем, какие задачи он может выполнять.
- После этого даем развернутую обратную связь — даже если соискатель нам не подошел, во время телефонного звонка мы подробно рассказываем о причинах.
В отделе разработки больше всего востребованы специалисты уровня Middle и Senior — именно они чаще всего работают над ключевыми проектами. Но у нас бывают и позиции, открытые для начинающих специалистов. Мы верим, что при желании развиваться, проявляя инициативу и не боясь ответственности можно быстро вырасти внутри компании. Многие из наших руководителей начинали с линейных ролей, а сегодня ведут проекты и команды. Поэтому мы ценим не только опыт, но и стремление к развитию — у нас есть все возможности для профессионального роста.
#3. Онбординг
Каждый новый сотрудник получает вэлкам-пак — приветственный набор, в котором есть худи, бутылка для воды, блокнот, стикерпак, шоппер. Удаленным работникам отправляем его с курьером.
Кстати, наши худи — предмет страсти всей команды. За последние несколько лет мы выпустили несколько дропов, дорабатывая и улучшая фасон и цвета. В какой-то момент ребята начали приходить с вопросом можно ли уволиться, а потом снова наняться, чтобы получить велкам-пак с худи в новом цвете и обновленном дизайне (спойлер: увы, нельзя, но её можно выиграть за участие в HR-активностях).
В набор кладем именную открытку с рисунком от HR-менеджера. Так новый сотрудник получает приятные эмоции с самого начала работы в команде.
Первый рабочий день любого сотрудника компании начинается стандартно с онбординга от HR-команды. Обычно встреча длится около 1,5 часов и за это время мы показываем классную презентацию, рассказываем о структуре компании, отделах, основных клиентах, корпоративной культуре, а в конце отвечаем на вопросы, которые могли возникнуть.
После встречи сотрудник получит письмо со ссылками на корпоративные активности. У нас их очень много: мем-чат, квизы, книжный клуб, киноклуб, спортивные активности, занятия по риторике, чаты с котами и песиками и т.д. Многие клубы существуют как в оффлайн, так и онлайн-формате — чтобы как можно больше сотрудников могли к ним присоединиться.
DevOps отправит новому работнику письмо с доступами к необходимым ресурсам. После этого онбординг перейдет на сторону команды и руководителя. У нас есть чек-лист на первую рабочую неделю. Туда включены все важные для начала работы задачи, например: получить пропуск в офис, сдать в HR-отдел трудовую, вступить в чаты, изучить презентации и базу знаний и т.д.
В период испытательного срока у нас предусмотрены несколько закреплённых срезов с HR-командой. На первой неделе мы связываемся с новичком, чтобы узнать, как проходит адаптация и свериться по чек-листу. В середине испытательного срока проводим промежуточный обмен обратной связью между сотрудником и руководителем — обсуждаем успехи, сложные моменты и точки роста.
А по завершении испытательного срока проводим большой one-to-one, где подводим итоги, делимся впечатлениями и обсуждаем дальнейшие планы. Эти этапы помогают выстроить прозрачный и понятный процесс адаптации, но они не являются пределом: каждый сотрудник всегда может запросить дополнительную встречу или поддержку, если в этом есть необходимость. В процессе мы регулярно общаемся и с новичком, и с руководителем, вместе решаем возникающие сложности и поддерживаем индивидуальность каждого.
Поэтому расстаемся с сотрудниками мы только, если они грубо нарушают дисциплину — например, отказываются выполнять задачи или некорректно общаются с коллегами.
Как мы выстраиваем работу
В команде трудятся специалисты из 10 часовых поясов. Поэтому четких рамок по рабочему времени нет, но нужно быть на связи с 10:00 до 19:00 по Москве. Исключения делаются только для тех, кто живёт совсем уж далеко: например, в Мексике или в США.
При этом, всё обсуждаемо. Например, если менеджер знает, что клиент обычно отвечает в 9 утра, он предупредит вас. Или если вы работаете в плюсовом часовом поясе, то можно попросить менеджера с вечера поставить задачи.
Встречи и созвоны мы планируем в Яндекс-календаре — там можно посмотреть календари коллег и отметить время, когда вам неудобно выходить на связь. Мы стараемся тщательно планировать работу по проекту, чтобы не допустить сверхурочных — потому что уважаем work-life balance. Но иногда случаются большие релизы и приходится просить сотрудников о переработках. Однако это строго добровольное дело, и все сверхурочные оплачиваются в двойном размере. Никто не будет заставлять бесплатно задерживаться в офисе или перерабатывать.
Рабочие процессы
Для большинства проектов и бизнес-процессов мы используем Scrum. Но на небольших проектах применяем Waterfall. Стандартные сайты разрабатываем на 1С-Битрикс, более сложные проекты — на Symfony и Laravel. Есть немного Python. Для микросервисной архитектуры используем Node.js и GoLang, для фронта — Vue.js и React.
У нас есть несколько отделов: backend, frontend, QA, дизайнеры, аналитики, менеджеры, контент и devops. Специалисты в отделе backend-разработки дополнительно поделены по стеку. Для каждого клиента собирается рабочая группа из 8-15 различных специалистов, которые нужны для реализации проекта. Команды формируются, исходя из требуемого стека и сложности задач.
По каждому клиенту мы ведем документацию, но так как все проекты разные, то единой схемы нет. Для продакшена важно иметь гибкие процессы, поэтому мы подстраиваемся под заказчика. Просматривать документацию могут и сотрудники клиента — например, если им нужно протестировать бизнес-решения с нашим продуктом или обучить команду. Мы регулярно проверяем и дополняем документы по каждому проекту — так новые сотрудники могут сразу войти в курс дела и начать работу над задачами.
Структура команд
Далее поделено на юниты, образованные вокруг одного или нескольких клиентов. Юнитами руководят аккаунт-директора. Рабочие группы внутри юнита возглавляет групхед — ведущий менеджер, под руководством которого работает несколько менеджеров проектов.
В каждой команде разработки есть тимлид — ведущий технический специалист, иногда его роль исполняет руководитель группы разработки. Тимлид проводит код-ревью — мы заботимся о качестве кода и уделяем проверке большое внимание. Кроме тимлида код обязательно смотрит второй опытный разработчик — это гарантирует четкость и понятность кода для других специалистов.
По итогам квартала мы проводим онлайн-собрания. Перед мероприятием рассылаем сотрудникам форму обратной связи, где каждый может задать вопрос или поделиться идеей. На собрании руководители отделов отвечают на эти вопросы, делятся итогами квартала, рассказывают об успехах команд.
Кто-то даже зачитывает это в виде рэпа или делает тематические ролики. Никогда не знаешь, что тебя ждет на квартальном. Когда мы проводили собрания в Google Meets, мы столкнулись с ограничением на количество подключений — их число превысило 200. В итоге инициативные сотрудники оперативно организовали трансляцию в YouTube.
Офис и корпоративная жизнь
Мы находимся в Москве, недалеко от дизайн-завода «Флакон» — на станции метро «Дмитровская». Кроме московского офиса, у нас есть филиалы в Волгограде, Перми и Курске.
На «Дмитровской» у нас большое уютное пространство, куда часто приезжают коллеги из других городов и клиенты. Места хватает всем — работаем в open-space, но при желании можно уединиться в комфортных переговорках. Недавно ещё поставили в офисе капсулу для переговоров. И расширили общее пространство за счёт объединения с соседним помещением.
Технику для работы выбирают сами сотрудники — можно попросить компьютер на Mac или Windows, а также дополнительное оборудование.
Перекусить можно на кухне, где всегда есть кофемашина, чайная карта, фрукты, орехи и сладости. Во время перерыва коллеги могут сразиться в настольный футбол, поиграть в Xbox или выбрать книгу в библиотеке — там есть не только бизнес- и IT-издания, но и, например, редкие книги по искусству. Сотрудники сами пополняют библиотеку, поэтому там всегда есть что-то новенькое.
Btw, можно найти и «винтажные» издания об IT. Например, самоучитель 1989 года по Delphi.
В целом, нам очень важна корпоративная культура. Вместе смотрим фильмы, обсуждаем книги, отмечаем дни рождения и другие праздники, играем в тайного друга.
Например, недавно в книжном клубе мы обсуждали «Уловка-22» и «Клуб неуловимых оптимистов», а участниками киноклуба собрались в офисе на просмотр «Бердмена».
А еще у нас часто бывают тематические вечеринки, например:
- вечеринка в стиле «Слова пацана» в честь дня рождения нашего СЕО, Михаила Белошапки,
- рок-вечеринка,
- пижамная вечеринка накануне Нового года,
- костюмированная вечеринка в стиле старого богемного цирка,
- хэллоуин — одна из самых популярных тематических вечеринок в офисе. Каждый год мы устраиваем конкурс лучших луков, а сотрудники продумывают их за месяцы до самого праздника. Тут можно встретить персонажей из кино, мультфильмов, аниме, игр или мемов.
Как мы заботимся о сотрудниках и помогаем им развиваться
Помимо условий труда и постоянного корпоративного движа, мы заботимся о сотрудниках, чтобы им было комфортно и интересно работать. У нас есть обширный соцпакет и возможности развития внутри компании.
Соцпакет и досуг
Все сотрудники могут воспользоваться программой ДМС со стоматологией. Неважно, где вы живете — программа доступна для всех работников на территории России, которые прошли испытательный срок.
Если вы захотите получить дополнительные знания — мы это только приветствуем. Мы можем приобрести билеты на профессиональную конференцию. А также купить курс для сотрудника.
Для любителей спорта тоже есть свое коммьюнити. Например, каждый четверг мы собираемся поиграть в волейбол. Время от времени участвуем в турнирах и даже занимаем призовые места.
Мы регулярно участвуем в «Гонке героев» (ну, те из наших коллег, которым себя не жаль), соревнуемся в одном ряду с командами из бигтеха.
Ещё у нас есть беговой клуб, участники которого регулярно встречаются на тренировки, а в этом году стали частью большого события — пробежали Московский полумарафон. Обратите внимание, какая группа поддержки собралась!
Взаимное обучение
Наш HRD Ася Маркевич проводит тренинги по софт-скиллам — цифровому этикету, тайм-менеджменту, деловой переписке, работе с конфликтами. Мы считаем, что крутой коллега должен обладать не только техническими навыками, но и мощными софт-скиллами, чтобы успешно работать в команде.
При желании сотрудники могут сами проводить занятия для коллег. Такие лекции уже устраивали специалисты по разработке, управлению проектами, аналитике, QA и дизайну. Это помогает сотрудникам лучше понимать задачи друг друга и обмениваться экспертизой. В нашей компании даже можно перейти на другую позицию и поменять команду, если у вас есть мотивация и способности. Мы поможем организовать траекторию обучения и поменять специализацию — такие кейсы случаются у нас регулярно.
Чтобы коммуницировать было еще легче, мы запустили клуб по риторике. Вместе с профессиональными преподавателями сотрудники Далее практикуют грамотную и стройную речь — кто-то прокачивает навыки переговоров, а кто-то готовится выступать на конференциях.
Также мы считаем, что в современном мире полезно знать английский, поэтому запустили два онлайн-клуба по разговорному английскому языку — для среднего и продвинутого уровня. Там мы не только учимся, но и просто общаемся, обсуждаем интересные темы и веселимся.
Участие в PR-активностях
Мы активно делимся экспертизой — не только внутри компании, но и вовне. Например, регулярно размещаем посты в телеграм-канале с полезными советами и лайфхаками по разработке, веб-дизайну, аналитике, управлению проектами и проектными командами, а также карьере в IT.
Некоторые из наших сотрудников пишут статьи в корпоративных блогах и выступают экспертами в исследованиях и материалах, которые выходят в крупных изданиях.
Вот несколько примеров статей наших сотрудников:
А еще наши сотрудники активно выступают на конференциях, митапах и подкастах. PR-команда помогает с подготовкой к выступлениям на всех этапах — от выбора темы до подготовки презентации и решения всех организационных моментов. Стачка, MERGE, Город IT, Дизайн-выходные, BOOST — это далеко не полный список мероприятий, на которых выступили спикеры из Далее в этом году.
Вот некоторые примеры выступлений и подкастов с участием далеевцев:
Так вот и живём и работаем в Далее. Тот подход, что мы здесь описываем, выстраивается уже 6 лет в компании. За это время мы полностью перепридумали своё позиционирование как работодателя и перешли от узкого коллектива к штату 460+ человек.
Заглядывайте к нам на HH, если ищете работу. Возможно, мы с вами те, кто ищет друг друга в этом большом мире IT.
Где нас найти
Да, тут будет ссылка на наш телеграм-канал :) Вот она.
Публикуем там вакансии, анонсы и просто интересный контент на подумать и поразмышлять.