4 идеи, которые помогут менеджеру продукта трудоустроиться и расти

Каждый год выпускники моих образовательных программ сталкиваются с задачей трудоустройства и смены работы. Сегодня я хочу поговорить о том, какие идеи могут помочь решать подобные задачи, предлагаю обсудить особенности масштаба компаний, векторах соответствия, силе влияния PM на бизнес и “тревожных сигналах” от работодателя.

Энтони Салтарелли по итогам шестидесяти одного собеседования предлагает четыре идеи для тех, кто планирует поиск новой работы. Я уверен, что опыт Энтони полезен каждому из нас, вне зависимости, ищем ли работу своей мечты, нанимаем ли ключевого специалиста или просто делаем свою привычную работу.

Энтони Салтарелли:

Я поделюсь четырьмя ключевыми выводами из своего опыта, которые, я надеюсь, будут полезны всем, кто в настоящее время ищет работу в области управления продуктами или пытается перейти на следующий уровень своей карьеры в области управления продуктами.

Идея №1: Большие компании против маленьких компаний

Первое, что я понял, - это то, что существует существенная разница между собеседованиями в крупных и небольших компаниях.

Крупные компании, как правило, ищут руководителей направлений, которые в совершенстве владеют следующими навыками (помимо всего прочего):

Управление заинтересованными сторонами

Ведение многофункциональных проектов

Делегирование полномочий

Малые компании, напротив, ищут руководителей, которые:

Находчивы

Готовы брать на себя широкий круг задач, таких как пользовательские исследования, аналитика, копирайтинг

Уверены в своей самостоятельности

Примечание: эти пункты не являются взаимоисключающими и не исчерпывают всего того, что ищут эти компании. Но в процессе собеседования они всплыли как ключевые различия между этими двумя типами компаний.

В результате крупные компании захотят услышать о вашем прошлом опыте, который в наибольшей степени соответствует конкретным обязанностям, которые вы будете выполнять в их компании. На практике это означает следующее: Компании захотят услышать о вашем прошлом опыте, который схож с проблемами, с которыми вы можете столкнуться в их организации.

Например, крупным компаниям, возможно, будет не очень интересно узнать о том, как вы отвечали на обращения в службу поддержки клиентов в своем последнем стартапе, поскольку подобными задачами в их организации будет заниматься кто-то другой. И наоборот, небольшие компании захотят узнать, умеете ли вы проявлять изобретательность и самостоятельно решать задачи, используя минимум ресурсов. Возможно, им будет не так интересно узнать о вашем опыте координации действий заинтересованных лиц из нескольких команд для разработки стратегии работы центра поддержки клиентов, поскольку подобные проблемы могут быть для них пока неактуальны. В небольшой компании вам придется разрабатывать стратегию самостоятельно!

Цель собеседования - оценить, соответствует ли ваш набор навыков тому типу менеджера по продукту, который необходим их компании.

Процесс собеседования

Кроме того, процесс собеседования в крупных и малых компаниях существенно отличается. Крупные компании, как правило, не торопятся с проведением собеседований, между ними могут проходить недели, и для получения ответа может потребоваться несколько дополнительных контактов. Малые компании, если они заинтересованы, действуют быстро. Они имеют дело с меньшим количеством кандидатов и, найдя понравившегося им кандидата, стараются быстро заключить сделку.

Моя рекомендация: если вас интересуют и крупные, и мелкие компании, начинайте работать с крупными компаниями на 3-4 недели раньше. Процесс рассмотрения их заявок и проведения собеседований может занять 1,5-3 месяца в зависимости от времени года, и предложения о работе будут доступны дольше.

Идея № 2: наличие "4-х векторного соответствия"

Еще один важный урок, который я вынес из процесса собеседования, - это важность того, что я называю "четырехвекторным соответствием" при собеседовании на должность менеджера по продукту. Это включает в себя:

1. Соответствие отрасли

Компании ищут кандидатов, имеющих опыт работы в конкретной отрасли, и могут предпочесть тех, кто уже разбирается в своей сфере, например, в финтех или образовании. Наличие опыта работы в той же отрасли, что и у компании, поможет вам лучше понять ее бизнес и потребности клиентов, а также конкурентную среду.

2. Соответствие технологиям

Компании могут искать кандидатов с опытом работы над продуктами, использующими определенный тип технологий, например, нативные мобильные устройства на iOS или Android, машинное обучение или искусственный интеллект. Они также могут искать кандидатов, имеющих опыт работы с определенными инструментами и платформами, такими как Amplitude или Snowflake. Наличие опыта работы с технологиями может продемонстрировать, что вы обладаете навыками и знаниями, позволяющими эффективно работать с различными инструментами и системами, используемыми компанией.

3. Соответствие бизнес-модели

Компании могут предпочесть кандидатов, имеющих опыт работы с конкретной бизнес-моделью. Например:

Контентные платформы, работающие за счет доходов от рекламы, трехсторонние торговые площадкиB2B-компании, работающие по подписке.

Каждая бизнес-модель имеет свои нюансы, и понимание того, как компания зарабатывает деньги, поможет вам быть более эффективным в своей роли. Поэтому, если у вас есть опыт работы с конкретной бизнес-моделью, вы будете восприниматься гораздо более привлекательно, чем в противном случае.

4. Соответствие роли

Существуют различные типы ролей в управлении продуктами, такие как технический PM, PM по платформам, PM по мобильным устройствам, PM по веб-технологиям, PM по внутренним инструментам, PM по развитию и т.д. Компании ищут PM, обладающих опытом и навыками, соответствующими их конкретной роли. Например, специалисты по управлению платформой имеют дело с совершенно иными проблемными пространствами, чем специалисты по управлению развитием, поэтому переход может быть затруднен.

Наличие сильных качеств во всех этих областях может сделать вас более привлекательным кандидатом, поэтому важно помнить об этих четырех векторах как при подаче заявки на работу, так и при проведении собеседования.

Даже если у Вас нет всех необходимых векторов, Вы можете стать сильным кандидатом, если будете открыто демонстрировать соответствующий опыт и навыки. Сюда можно отнести прохождение соответствующих курсов, изучение кейсов или работу над дополнительными проектами в области, связанной с отраслью, технологией или бизнес-моделью компании. Проявление инициативы таким образом поможет вам выделиться как кандидату. Имейте в виду, что если вы не продвигаетесь по службе, то вполне возможно, что это связано с тем, что вы не подошли по этому вектору, а другой кандидат подошел.

Идея № 3: Подчеркивайте влияния на бизнес в своих ответах

Третий ключевой урок, который я усвоил в ходе собеседований, заключается в том, что в своих ответах необходимо подчеркивать степень влияния. Одним из эффективных способов сделать это является использование модели STAR: Ситуация, Задача, Действие и Результат. Хотя модель STAR является отличной основой для организации своих мыслей, важно также начать с сильного цепляющего момента, который с самого начала привлечет внимание интервьюера.

Отвечая на вопросы, связанные с ПМ, или рассказывая истории в целом, важно в самом начале подчеркнуть последствия своих действий, чтобы любопытство собеседника было достаточно возбуждено, чтобы он обратил внимание на остальную часть рассказа. Начните с такого заявления, как:

"Конечно, я расскажу вам о том, как я увеличил количество подписчиков на 40%".

произведет большее впечатление, чем:

"Да, мы пытались понять, что нужно изменить в нашей воронке".

Подчеркивание результатов и влияния ваших действий поможет продемонстрировать вашу способность добиваться результатов. От менеджеров по продуктам ожидают результатов их работы, а не просто результатов. Делая акцент на результатах в ходе собеседования, вы даете понять, что можете обеспечить аналогичные результаты и для компании.

Например, в ходе собеседования я рассказал одну историю, которая подчеркивала мою способность добиваться результатов. Я рассказал об успешном снижении количества обращений в службу поддержки клиентов на 50% для одного из приложений, которым я ранее руководил. Вместо того чтобы просто сказать, что я внедрил функцию поддержки клиентов, я подчеркнул результат и его влияние, что помогло продемонстрировать мою способность добиваться результатов.

Если начать с сильного крючка, который подчеркивает влияние ваших действий, это поможет привлечь внимание интервьюера и продемонстрировать вашу способность добиваться результатов.

Идея № 4: определение “тревожных сигналов”

Четвертый важный урок, который я получил в процессе собеседования, касается оценки потенциальных “тревожных сигналов” в компании и руководителе. Ценности компании и ваш руководитель могут оказать значительное влияние на ваш опыт, и очень важно оценить их, чтобы выявить любые потенциальные проблемы.

По данным исследования McKinsey, 41% людей, уволившихся с работы за последний год, сделали это из-за отсутствия карьерного роста, а 34% назвали в качестве причины отсутствие заботы или вдохновения со стороны руководителей. Это может быть напрямую связано с Вашим будущим руководителем или культурой компании.Чтобы выявить "тревожные сигналы", можно составить список вопросов, которые следует задать в процессе собеседования или общения с коллегами до принятия предложения. Эти вопросы помогут вам лучше понять культуру компании, процессы и стиль управления. В качестве примера можно привести следующие вопросы:

Как измеряется успех в компании?

Каков процесс планирования?

С какой самой большой проблемой сталкивается команда?

Какая самая большая проблема стоит перед компанией?

Насколько самостоятельна команда разработчиков в принятии решений?

Разработка стратегии осуществляется сверху вниз или снизу вверх?

Как учитывается обратная связь в процессе планирования?

Можете ли Вы описать свой стиль управления?

Как Вы решаете конфликты между командами?

Что Вам больше всего нравится в работе в этой компании?

Что Вам больше всего не нравится в работе в этой компании, или что Вы хотели бы улучшить?

Кроме того, в процессе собеседования важно обратить внимание на потенциальные "тревожные сигналы", такие как внезапное сокращение штата или нестабильность, а также проблемы с такими важными процессами, как годовое планирование. Например, если за последние месяцы численность персонала компании сократилась на 30 человек или если несколько человек говорят о проблемах с годовым планированием в крупной публичной компании, важно обратить внимание на эти потенциальные "тревожные сигналы".

Заключение

Размышления о 61 собеседовании на позицию менеджера по продукту показали мне важность практики, самооценки и целеустремленной подготовки.

Я надеюсь, что эти уроки будут полезны всем, кто в настоящее время претендует на должность менеджера по продукту или стремится продвинуться по карьерной лестнице. Не забывайте задавать себе точные вопросы и следить за “тревожными сигналами” в процессе собеседования и повседневной работы.

Удачи вам в поиске работы и развитии карьеры!

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Александр Завьялов

Имхо. Никогда не понимали, как можно найти ПМ на стороне — его же вырастить нужно внутри компании)))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Спасибо, далеко не всегда есть возможность вырастить толкового ПМ внутри, но даже в этом случае всем участникам процесса полезно учитывать особенности масштаба компаний, вектора соответствия, силу влияния PM на бизнес и “тревожные сигналалы”

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Горн

точно, чтоб он или она прониклись продуктом, освоили нишу и прочее

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Рад, что мы на одной волне

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Зачастую только сотрудник вырастает до определённого уровня, как начинает искать вакансию с выше доходом, чем ему предлагают внутри компании.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Про выращивание ПиэМа внутри, я готовлю отдельную статью

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Спасибо большое, я передам роботу вашу ссылку

Ответить
Развернуть ветку
Чукча в танке

А при чем тут "менеджеру продукта"?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

При деле))

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Уважаемый Чукча в танке. Мне жаль, что вам не понравился мой комментарий. Статья написана для менеджера продукта и о том что может помочь именно менеджеру продукта, который при деле и может принести ценность компании

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

нууу, такоее себе...
кто ж из кадровиков скажет а-ля "а у нас уволилось аж 30 человек" или про сокращения будет рассказывать. Особенно кандидату. Проблемы с якобы годовым планированием тоже непонятный индикатор: 1) кто ж об этом расскажет 2) такое планирование проводится несколькими функциями и проблемы в одном подразделении не отражают проблемы в других

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Не согласен, конкурентный анализ ни кто не отменял. Приведу пример из собственной жизни. Однажды меня пригласили на собеседование к крупному интегратору. Я решил подготовиться к встрече. пирсинг открытых источников дал мне аномально высокое количество ключевых вакансий и процент ключевых сотрудников представляющих теперь другие компании. По цифровому следу не сложно увидеть, что один выступал от имени компании Х на конференции Y, а теперь выступает от компании Z. И мне не нужны рассказы на собеседовании, если таких сотрудников больше Х+1;). Редко менеджер продукта на этапе офера избежит встречи с ключевыми ЛПР, почему бы не спросить о перспективах и планах и не сопоставить ответы. Такими простыми шагами можно могу о чем узнать. Про три рукопожатия и профессиональное сообщество я даже писать не буду. Кто ищет, тот найдет. Что вы по этому поводу скажете?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Я скажу, что каждый, видимо, останется при своём мнении. Если вы утверждаете, что эту информацию узнать легко, то хорошо. я понял ваше мнение.
а про рукопожатия вообще отдельная история. Если это рукопожатия с "высокими" руководителями, то, конечно, вы узнаете больше правды, но вас в этом случае и приглашают этот бардак исправить.
а если это просто с товарищем за пивом посидеть, то такой товарищ не видит ситуации во всей компании, если это, конечно, не компашка в виде ИП.
по спикерам на конфах. ну такой себе индикатор. если ты общаешься с этими спикерами, то см. пункт про рукопожатия, если нет - то видимо этот топ менеджер от искомой позиции очень далеко и влияет на её работу достаточно слабо. в итоге для себя я не вижу особой пользы в том, что спикеры меняются.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Мой приятель, один из губернаторов. Но я не думаю, что он пригласить меня разгребать то, что происходит, а если и пригласит, то я откажусь. Я без конкурентного анализа и других рукопожатий знаю, что у него том полная ...опа. Если вы специалист, то часто вопрос стоит не о том где работать, а о том где вы действительно хотите работать. Что скажете, уважаемый?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

если ваш товарищ губер и просто рассказывает, что где-то у него проблема, но речи про трудоустройство не стоит, то информация бесполезна, т.к. не думаю, что ему приятно обсуждать на вашей встрече свои проблемы на работе, а вам - скорее всего, не очень приятно о них слышать. Рекомендую со своим другом обсуждать какие-то более приятные темы. Интересные хобби, например)
по поводу "я бы не пошёл" - не знаю, это ваше решение. В такой ситуации я бы своему другу стремился помочь. Ему сейчас очень тяжело. а если бы вы были в его команде, то он смог бы вам доверять какие-то важные дела с полной уверенностью в том, что вы прикрываете ему спину.
по поводу "если специалист, то сами выбираете место работы" - очень красивая история для менее опытных, но очень наивных. да, такие случаи есть, но их мало по определению. подавляющее большинство не являются хорошими специалистами (или не воспринимается!, как хорошие специалисты) и не котируются на рынке, а настоящих легенд мало. и так везде, даже в спорте. Миллионы играют в футбол или теннис, но известны (т.е. могут выбирать место работу/клуб/спонсорские контракты и т.п.) единицы - Месси, Надаль, Федерер и так далее.
Рядовому специалисту "Валере" надо себя хорошо продать на рекрутинговом этапе, а выбирает он лишь тогда, когда жмёт "подать резюме" в приложении ххру. Дальше уже выбирают/или нет его.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

"если ваш товарищ губер и просто рассказывает, что где-то у него проблема, но речи про трудоустройство не стоит, то информация бесполезна, т.к. не думаю, что ему приятно обсуждать на вашей встрече свои проблемы на работе, а вам - скорее всего, не очень приятно о них слышать" это ваше предположение, я надеюсь. Мы как раз и говорим о футболе, рыбалке, детях, родителях. По поводу "не пошел": не знаю в деталях как у губернаторов, но даже в крупных компаниях бюрократия сильней любого отдельного человека и решать те или иные вопросы может единица не меньше команды. А тут мы упремся не только в мою преданность и компетенции, а в опыт "моей" команды. Про специалиста приведу вам простой пример: Живет и работает у на в деревне гость из солнечного Узбекистана Саша. После дожей трота растет быстро и многие просят Сашу покосить. Цена доходит до 10 000 за покос 30 соток без уборки, просто спились всю траву. Так Саша еще не к каждому пойдет. Почему? Травы много, а Саша один. Живет в Москве мой друг Саша. Разработчик на Jaicp. Предложил ему один крупный банк ХХХ рублей, текущий работодатель предложил столько же, чтоб остался. Подумал Саша и решил остаться. А банк дальше ищет специалиста. И таких примеров могу вам привести сотни. Принцип один. Когда работы много, а Саша один, ну или почти один. И если не так, то поря менять дислокацию или навыки

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Подозреваю что выпускникам любых курсов сейчас крайне тяжело.
Пошерстил недавно hh. Треш полнейший. Некоторые компании предлагают вилку зп для PO, примерно как на кассе в пятерочке, и это ещеи с опытом)
Причем ведут сеюя так, как будто у них очередь километр из желающих.

Что можно найти просто после курсов, даже страшно представиить.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Семь процентов слушателей устроились не успевь закончить наш курс в Томском государственном университете, более 30% не хотят устраиваться и уже развивают свои стартапы. 33% пошли на бесплатную сертификацию Jaicp, для получения дополнительных квалификаций. А остальным наверно тяжело, но не факт.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

7% не то чтобы много.
Ну и вопрос с какой зп устроились)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

ЗП точно больше чем в пятёрочке;). Но я согласен с вашей постановкой вопроса. Расслоение все ярче. Хорошие мидлы и выше спокойно выбирают места и получают солидные офферы, а специалисты без крутых кейсов вынуждены мыкаться и соглашаться на жесткую жесть. Из каждого утюга предложения срочно войти в IT, а у курьеров зарплаты выше. Турбулентность и расслоение, как и во многом, что нас окружает

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Да я даже не про конкретный курс, а в целом про рынок.
Он как, мне кажется, сжался сильно и ни о какой нехватке кадров речи не идёт от слова совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

если мы говорим, о специалистах начального уровня, то я вижу не дефицит кадров, а огромный дефицит вакансий, хотя есть люди способные находить места в этой ситуации

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Я начальный уровень вообще её вижу. Все ищут от мидла и выше правда очень часто вилка у них как для джуна)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

Я рад, что вам понравилось

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Полезные советы при чем многие можно применить и для других профессий при собеседовании.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серебров
Автор

спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Просто Егор

Интересный материал. Автору спасибо! На 100% согласен с разницей между большими и маленькими компаниями. В маленьких компаниях нужны в основном заряженные семирукие шестикрылы))) Чем крупнее бизнес, тем больше профильных задач у менеджеров и возможностей развития навыков делегирования, риск-менеджмента, управления ожиданиями и т.д., не зависая в операционке. У себя в блоге я написал статью про ключевые качества проджекта и то, как я рос в профессии с нуля. Интересно будет почитать про опыт взращивания PM внутри компании и сравнить, похоже ли на мой путь)

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда