4 идеи, которые помогут менеджеру продукта трудоустроиться и расти

4 идеи, которые помогут менеджеру продукта трудоустроиться и расти

Каждый год выпускники моих образовательных программ сталкиваются с задачей трудоустройства и смены работы. Сегодня я хочу поговорить о том, какие идеи могут помочь решать подобные задачи, предлагаю обсудить особенности масштаба компаний, векторах соответствия, силе влияния PM на бизнес и “тревожных сигналах” от работодателя.

Энтони Салтарелли по итогам шестидесяти одного собеседования предлагает четыре идеи для тех, кто планирует поиск новой работы. Я уверен, что опыт Энтони полезен каждому из нас, вне зависимости, ищем ли работу своей мечты, нанимаем ли ключевого специалиста или просто делаем свою привычную работу.

Энтони Салтарелли:

Я поделюсь четырьмя ключевыми выводами из своего опыта, которые, я надеюсь, будут полезны всем, кто в настоящее время ищет работу в области управления продуктами или пытается перейти на следующий уровень своей карьеры в области управления продуктами.

Идея №1: Большие компании против маленьких компаний

Первое, что я понял, - это то, что существует существенная разница между собеседованиями в крупных и небольших компаниях.

Крупные компании, как правило, ищут руководителей направлений, которые в совершенстве владеют следующими навыками (помимо всего прочего):

Управление заинтересованными сторонами

Ведение многофункциональных проектов

Делегирование полномочий

Малые компании, напротив, ищут руководителей, которые:

Находчивы

Готовы брать на себя широкий круг задач, таких как пользовательские исследования, аналитика, копирайтинг

Уверены в своей самостоятельности

Примечание: эти пункты не являются взаимоисключающими и не исчерпывают всего того, что ищут эти компании. Но в процессе собеседования они всплыли как ключевые различия между этими двумя типами компаний.

В результате крупные компании захотят услышать о вашем прошлом опыте, который в наибольшей степени соответствует конкретным обязанностям, которые вы будете выполнять в их компании. На практике это означает следующее: Компании захотят услышать о вашем прошлом опыте, который схож с проблемами, с которыми вы можете столкнуться в их организации.

Например, крупным компаниям, возможно, будет не очень интересно узнать о том, как вы отвечали на обращения в службу поддержки клиентов в своем последнем стартапе, поскольку подобными задачами в их организации будет заниматься кто-то другой. И наоборот, небольшие компании захотят узнать, умеете ли вы проявлять изобретательность и самостоятельно решать задачи, используя минимум ресурсов. Возможно, им будет не так интересно узнать о вашем опыте координации действий заинтересованных лиц из нескольких команд для разработки стратегии работы центра поддержки клиентов, поскольку подобные проблемы могут быть для них пока неактуальны. В небольшой компании вам придется разрабатывать стратегию самостоятельно!

Цель собеседования - оценить, соответствует ли ваш набор навыков тому типу менеджера по продукту, который необходим их компании.

Процесс собеседования

Кроме того, процесс собеседования в крупных и малых компаниях существенно отличается. Крупные компании, как правило, не торопятся с проведением собеседований, между ними могут проходить недели, и для получения ответа может потребоваться несколько дополнительных контактов. Малые компании, если они заинтересованы, действуют быстро. Они имеют дело с меньшим количеством кандидатов и, найдя понравившегося им кандидата, стараются быстро заключить сделку.

Моя рекомендация: если вас интересуют и крупные, и мелкие компании, начинайте работать с крупными компаниями на 3-4 недели раньше. Процесс рассмотрения их заявок и проведения собеседований может занять 1,5-3 месяца в зависимости от времени года, и предложения о работе будут доступны дольше.

Идея № 2: наличие "4-х векторного соответствия"

Еще один важный урок, который я вынес из процесса собеседования, - это важность того, что я называю "четырехвекторным соответствием" при собеседовании на должность менеджера по продукту. Это включает в себя:

1. Соответствие отрасли

Компании ищут кандидатов, имеющих опыт работы в конкретной отрасли, и могут предпочесть тех, кто уже разбирается в своей сфере, например, в финтех или образовании. Наличие опыта работы в той же отрасли, что и у компании, поможет вам лучше понять ее бизнес и потребности клиентов, а также конкурентную среду.

2. Соответствие технологиям

Компании могут искать кандидатов с опытом работы над продуктами, использующими определенный тип технологий, например, нативные мобильные устройства на iOS или Android, машинное обучение или искусственный интеллект. Они также могут искать кандидатов, имеющих опыт работы с определенными инструментами и платформами, такими как Amplitude или Snowflake. Наличие опыта работы с технологиями может продемонстрировать, что вы обладаете навыками и знаниями, позволяющими эффективно работать с различными инструментами и системами, используемыми компанией.

3. Соответствие бизнес-модели

Компании могут предпочесть кандидатов, имеющих опыт работы с конкретной бизнес-моделью. Например:

Контентные платформы, работающие за счет доходов от рекламы, трехсторонние торговые площадкиB2B-компании, работающие по подписке.

Каждая бизнес-модель имеет свои нюансы, и понимание того, как компания зарабатывает деньги, поможет вам быть более эффективным в своей роли. Поэтому, если у вас есть опыт работы с конкретной бизнес-моделью, вы будете восприниматься гораздо более привлекательно, чем в противном случае.

4. Соответствие роли

Существуют различные типы ролей в управлении продуктами, такие как технический PM, PM по платформам, PM по мобильным устройствам, PM по веб-технологиям, PM по внутренним инструментам, PM по развитию и т.д. Компании ищут PM, обладающих опытом и навыками, соответствующими их конкретной роли. Например, специалисты по управлению платформой имеют дело с совершенно иными проблемными пространствами, чем специалисты по управлению развитием, поэтому переход может быть затруднен.

Наличие сильных качеств во всех этих областях может сделать вас более привлекательным кандидатом, поэтому важно помнить об этих четырех векторах как при подаче заявки на работу, так и при проведении собеседования.

Даже если у Вас нет всех необходимых векторов, Вы можете стать сильным кандидатом, если будете открыто демонстрировать соответствующий опыт и навыки. Сюда можно отнести прохождение соответствующих курсов, изучение кейсов или работу над дополнительными проектами в области, связанной с отраслью, технологией или бизнес-моделью компании. Проявление инициативы таким образом поможет вам выделиться как кандидату. Имейте в виду, что если вы не продвигаетесь по службе, то вполне возможно, что это связано с тем, что вы не подошли по этому вектору, а другой кандидат подошел.

Идея № 3: Подчеркивайте влияния на бизнес в своих ответах

Третий ключевой урок, который я усвоил в ходе собеседований, заключается в том, что в своих ответах необходимо подчеркивать степень влияния. Одним из эффективных способов сделать это является использование модели STAR: Ситуация, Задача, Действие и Результат. Хотя модель STAR является отличной основой для организации своих мыслей, важно также начать с сильного цепляющего момента, который с самого начала привлечет внимание интервьюера.

Отвечая на вопросы, связанные с ПМ, или рассказывая истории в целом, важно в самом начале подчеркнуть последствия своих действий, чтобы любопытство собеседника было достаточно возбуждено, чтобы он обратил внимание на остальную часть рассказа. Начните с такого заявления, как:

"Конечно, я расскажу вам о том, как я увеличил количество подписчиков на 40%".

произведет большее впечатление, чем:

"Да, мы пытались понять, что нужно изменить в нашей воронке".

Подчеркивание результатов и влияния ваших действий поможет продемонстрировать вашу способность добиваться результатов. От менеджеров по продуктам ожидают результатов их работы, а не просто результатов. Делая акцент на результатах в ходе собеседования, вы даете понять, что можете обеспечить аналогичные результаты и для компании.

Например, в ходе собеседования я рассказал одну историю, которая подчеркивала мою способность добиваться результатов. Я рассказал об успешном снижении количества обращений в службу поддержки клиентов на 50% для одного из приложений, которым я ранее руководил. Вместо того чтобы просто сказать, что я внедрил функцию поддержки клиентов, я подчеркнул результат и его влияние, что помогло продемонстрировать мою способность добиваться результатов.

Если начать с сильного крючка, который подчеркивает влияние ваших действий, это поможет привлечь внимание интервьюера и продемонстрировать вашу способность добиваться результатов.

Идея № 4: определение “тревожных сигналов”

Четвертый важный урок, который я получил в процессе собеседования, касается оценки потенциальных “тревожных сигналов” в компании и руководителе. Ценности компании и ваш руководитель могут оказать значительное влияние на ваш опыт, и очень важно оценить их, чтобы выявить любые потенциальные проблемы.

По данным исследования McKinsey, 41% людей, уволившихся с работы за последний год, сделали это из-за отсутствия карьерного роста, а 34% назвали в качестве причины отсутствие заботы или вдохновения со стороны руководителей. Это может быть напрямую связано с Вашим будущим руководителем или культурой компании.Чтобы выявить "тревожные сигналы", можно составить список вопросов, которые следует задать в процессе собеседования или общения с коллегами до принятия предложения. Эти вопросы помогут вам лучше понять культуру компании, процессы и стиль управления. В качестве примера можно привести следующие вопросы:

Как измеряется успех в компании?

Каков процесс планирования?

С какой самой большой проблемой сталкивается команда?

Какая самая большая проблема стоит перед компанией?

Насколько самостоятельна команда разработчиков в принятии решений?

Разработка стратегии осуществляется сверху вниз или снизу вверх?

Как учитывается обратная связь в процессе планирования?

Можете ли Вы описать свой стиль управления?

Как Вы решаете конфликты между командами?

Что Вам больше всего нравится в работе в этой компании?

Что Вам больше всего не нравится в работе в этой компании, или что Вы хотели бы улучшить?

Кроме того, в процессе собеседования важно обратить внимание на потенциальные "тревожные сигналы", такие как внезапное сокращение штата или нестабильность, а также проблемы с такими важными процессами, как годовое планирование. Например, если за последние месяцы численность персонала компании сократилась на 30 человек или если несколько человек говорят о проблемах с годовым планированием в крупной публичной компании, важно обратить внимание на эти потенциальные "тревожные сигналы".

Заключение

Размышления о 61 собеседовании на позицию менеджера по продукту показали мне важность практики, самооценки и целеустремленной подготовки.

Я надеюсь, что эти уроки будут полезны всем, кто в настоящее время претендует на должность менеджера по продукту или стремится продвинуться по карьерной лестнице. Не забывайте задавать себе точные вопросы и следить за “тревожными сигналами” в процессе собеседования и повседневной работы.

Удачи вам в поиске работы и развитии карьеры!

1717
реклама
разместить
29 комментариев

Имхо. Никогда не понимали, как можно найти ПМ на стороне — его же вырастить нужно внутри компании)))

Спасибо, далеко не всегда есть возможность вырастить толкового ПМ внутри, но даже в этом случае всем участникам процесса полезно учитывать особенности масштаба компаний, вектора соответствия, силу влияния PM на бизнес и “тревожные сигналалы”

точно, чтоб он или она прониклись продуктом, освоили нишу и прочее

Зачастую только сотрудник вырастает до определённого уровня, как начинает искать вакансию с выше доходом, чем ему предлагают внутри компании.

Про выращивание ПиэМа внутри, я готовлю отдельную статью