Как превратить банальный сувенир в мощное HR-решение: 12 нестандартных способов применения мерча

Сколько способов использования мерча вы можете назвать? Обычно его дарят сотрудникам и клиентам или используют на выставках. Но на самом деле мерч может быть полезным в разных ситуациях. Мы проанализировали реальные кейсы наших клиентов и поделимся с вами 12 креативными идеями, в которых мерч работает на цели бизнеса. Возможно, в этом есть полезное и для вашей компании.

Мы — компания StickPeek, производим мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, мотивации и геймификации для сотрудников.

Мы разрабатывали мерч для многих крупных российских брендов — Ozon, Все инструменты, Beyosa, Генотек, Учи.ру, Туту.ру, Сбер и других. И в каждой из этих компаний наши толстовки, футболки и аксессуары становились незаменимым элементом корпоративной культуры, повышали узнаваемость компании и объединяли людей в разных ситуациях.

В этой статье расскажем про нестандартные способы применения мерча, которые позволят создать особую атмосферу в компании и повысить ее узнаваемость.

Содержание

1. Мотивировать сотрудников нематериально

При выборе работы соискатели ориентируются не только на размер будущей зарплаты. Кроме этого важны дополнительные льготы и прочие плюшки от компании. Если компания удерживает сотрудника только деньгами, со временем эффект от постоянного материального поощрения снижается.

Нематериальная мотивация вдохновляют сотрудников быть более продуктивными через удовлетворение их потребностей. Это могут быть традиционные бонусы: ДМС, абонементы в фитнес-центры, подарки на дни рождения. Корпоративные мероприятия, в которых с энтузиазмом участвуют сотрудники и получают мерч, помогают создавать в коллективе дружную и теплую атмосферу, делают компанию более привлекательной для соискателей.

Для этого проводят спортивные мероприятия или, как в Fish&More, кулинарные конкурсы с собственной продукцией. Fish&More, поставщик замороженных морепродуктов, дарит победителям таких конкурсов брендированные худи, толстовки, сувениры с логотипом и подарочные сертификаты. Так с помощью мерча компания поощряет активность, повышает лояльность к бренду работодателя, вовлекает сотрудников в жизнь компании и укрепляет корпоративную культуру в целом.

Fish&Mor использует много нефинансовых инструментов для стимуляции сотрудников, в том числе мерч за участие в активностях.
Fish&Mor использует много нефинансовых инструментов для стимуляции сотрудников, в том числе мерч за участие в активностях.

→ Рассказали о видах нефинансовых поощрений и объяснили, как избежать ошибок при их внедрении в статье 15 способов мотивировать сотрудников без денег.

2. Сплотить удаленную команду

Одна из проблем, с которой сталкиваются многие компании с удаленными сотрудниками — это дефицит живого общения, взаимодействия и причастности к общему делу.

Чтобы отсутствие личных контактов не сказывалось негативно на корпоративном духе, компании собирают своих сотрудников несколько раз в год. Например, IT-компания Tomoru, разработчик умных голосовых роботов для бизнеса, регулярно организовывает кемпы. Это корпоративные лагеря, в которых в течение недели коллеги из разных офисов живут и работают вместе.

Tomoru дарит всем коллегам худи, но не только в качестве приветственного подарка. Компания разработала целую систему номинаций, и в течение недели вручает сотрудникам стикеры за победы в конкурсах и соревнованиях. Дружеская атмосфера единения, азарт и возможность получить стикер мотивирует людей активнее участвовать в мероприятиях кемпа.

Худи в корпоративных цветах компании, с вышитым логотипом и со сменными стикерами — не просто удобная одежда. Это символ причастности к Tomoru и отличный инструмент для сплочения коллектива.
Худи в корпоративных цветах компании, с вышитым логотипом и со сменными стикерами — не просто удобная одежда. Это символ причастности к Tomoru и отличный инструмент для сплочения коллектива.

→ Как разработать корпоративный мерч, чтобы сотрудники восприняли его с восторгом, читайте в нашей статье HR-проект «Кемп». Как собрать удалённую команду и раздать ачивки за достижения, которые можно приклеить прямо на себя.

3. Оказывать поддержку сотрудникам

В неспокойные времена люди теряют опору и чувствуют себя одиноко, многим требуется релаксация, общение и духовное развитие. В этот период сотрудникам на удаленке важна забота и поддержка, в том числе и от работодателя.

Компании учитывают это и вне рабочего процесса организовывают разные активности — от йоги до творческих мастерских.

Яркий пример такого подхода — опыт компании «Учи.ру». Когда сотрудникам потребовалась внутренняя поддержка и больше неформального общения, «Учи.ру» запустила внутрикорпоративный проект «Учи.Рядом» и создала сообщества по интересам. Кроме того, в компании разработали систему мотивации: участники получали баллы за активность, которые обменивали на эксклюзивный брендированный мерч.

Более 1000 сотрудников с удовольствием участвовали в разнообразных активностях, собирались на регулярные онлайн- и офлайн-встречи вне работы: книжные и языковые клубы, медитации, йогу, познавательные митапы.

Мерч вызвал живой отклик у сотрудников, развивал дружескую атмосферу, а общий корпоративный стиль одежды способствовал сплочению команды и вовлекал в жизнь компании.
Мерч вызвал живой отклик у сотрудников, развивал дружескую атмосферу, а общий корпоративный стиль одежды способствовал сплочению команды и вовлекал в жизнь компании.

→ Как «Учи.ру»: как запустила поддержку 1000+ сотрудников читайте в нашем материале HR-опыт «Учи.ру»: как запустить поддержку 1000+ сотрудников. Внутренняя валюта, митапы, медитация, йога, плоггинг

4. Геймифицировать корпоративное мероприятие

Геймификация — популярный тренд в управлении бизнесом и персоналом. Игры и конкурсы активно вовлекают и мотивируют сотрудников участвовать в жизни компании, превращают обычные рядовые задачи в увлекательные процессы. Мерч — один из активных инструментов такого подхода.

Интересно и креативно к геймификации подошла компания Playtox, разработчик браузерных игр. На одном из корпоративных мероприятий сотрудникам раздали брендированные толстовки со сменными стикерами со встроенными NFC-чипами. Это беспроводные метки, которые хранят различные данные и запускают действия на смартфоне пользователя.

Прикладывая смартфон к стикеру на своей толстовке, сотрудник запускал новогоднюю игру с предсказаниями. Обычная одежда превращалась в интерактивный гаджет, а корпоратив — в захватывающую игру.

→ Как создать стикеры, которые отражают корпоративные ценности компании, читайте в статье NFC-стикер и толстовка (худи). Как мы встроили мобильную игру в одежду и сделали интерактивный мерч

5. Создавать корпоративный интернет-магазин с внутренней валютой

Чтобы мерч стал мощным инструментом мотивации и вовлечения, а не банальным подарком от компании, у сотрудников должна быть возможность самим выбирать мерч, который они хотят носить. Как вариант — создать собственный интернет-магазин и внедрить виртуальную валюту, чтобы обменивать ее на фирменный мерч.

Например, компания «ВсеИнструменты.ру» создала корпоративный магазин, в котором сотрудники могут купить мерч за внутреннюю валюту — ВИткоины. Их можно заработать за различные достижения и активности. Ассортимент магазина немаленький: классические футболки, поло, худи, свитшоты, бомберы, шапки, шарфики, рюкзаки, различная техника и электроника. Особой популярностью пользуются худи брендовых цветов со сменными стикерами. Сотрудники могут персонализировать одежду под себя, выбирая стикеры под настроение, статус или ситуацию.

<p>Сотрудники и члены их семей с удовольствием надевают худи на спортивные соревнования в компании, на корпоративные и внешние мероприятия.</p>

Сотрудники и члены их семей с удовольствием надевают худи на спортивные соревнования в компании, на корпоративные и внешние мероприятия.

→ Как сотрудники компании влияют на ассортимент корпоративного магазина рассказали в статье Люди выбирают сами, что хотят носить. Как сделать мерч лидером «продаж» во внутреннем магазине «ВсеИнструменты.ру»

Еще один пример — платежная система «Мир». Ее проект «Кругосветка» объединил мотивационные программы компании в единое геймифицированное пространство. Персонал зарабатывает виртуальные мили за проявленную активность, связанную с самообразованием, спортом, продвижением IT-бренда работодателя. Накопленные мили сотрудники могут обменивать на фирменный мерч в виртуальном магазине: толстовки, сумки, сертификаты.

Все награды стилизованы под тему кругосветных путешествий — это придает дополнительную мотивацию.
Все награды стилизованы под тему кругосветных путешествий — это придает дополнительную мотивацию.

А вот как работает внутрикорпоративный магазин государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Управляющая компания машиностроительного дивизиона создала проект STEAM с целью раскрыть и реализовать потенциал молодых сотрудников. В программе — мероприятия различных форматов: конкурсы, хакатоны, деловые игры, мастер-классы, вебинары и даже походы.

За свою активность участники получают STEAM-коины — аналог баллов и внутрикорпоративной валюты. В течение года коины накапливаются, затем их можно обменять на что-то ценное во внутрикорпоративном магазине — STEAM-shop. Самый желаемый мерч — уникальные кастомизированные толстовки со сменными стикерами.

Их дизайн разрабатывали в компании с учетом пожелания самих сотрудников. Компания закупила 7000 толстовок со стикерами. Одежда получила огромную популярность: ее с гордостью носили на офисных мероприятиях и публичных конференциях.

Наклейки включают символику отраслей и продуктов компании, метафоры и призывы, связанные с программой STEAM
Наклейки включают символику отраслей и продуктов компании, метафоры и призывы, связанные с программой STEAM

6. Организовать внутренний клуб по интересам и развивать внутренние коммуникации

Если сотрудники работают на удаленке, интенсивность живого общения снижается — компании сталкиваются с проблемой коммуникации внутри коллектива. Для возобновления, развития и укрепления внутрикорпоративных связей компании проводят объединяющие мероприятия и создают клубы. Корпоративный мерч на таких событиях помогает собирать внутри команды неформальные сообщества по интересам. Объединенные общей одеждой, люди находят новые поводы для взаимодействия с единомышленниками.

Например, в компании сервиса путешествий Туту.ру решили развивать внутрикорпоративные клубы по интересам, чтобы сотрудники могли общаться и знакомиться в неформальной обстановке. Для этого компания создала 10 клубов: футбольный, беговой, скалолазания, йоги, рукоделия, настольных игр, кальянный, English Speaking Club, ЧГК, «Питерский движ». Их активно поддержали более 200 сотрудников компании.

Одним из элементов поддержки клубов стал корпоративный мерч. Каждое сообщество получило возможность заказать одежду с собственной символикой.
Одним из элементов поддержки клубов стал корпоративный мерч. Каждое сообщество получило возможность заказать одежду с собственной символикой.

Общий мерч помогал идентифицировать участников сообществ. Люди из разных отделов теснее общались вне работы на общие темы, находили друг друга по схожим интересам. Кроме того, клубы стали отличным инструментом для адаптации новичков. Любой новый сотрудник мог подать заявку на вступление в интересный клуб, найти единомышленников и подружиться с кем-то на основе общих интересов — такая возможность помогает быстрее преодолеть стрессовый период адаптации.

→ Рассказываем в деталях, как удалось собрать 200 активных участников в 10 клубов в статье: Внутри Туту. Как организовать 10 внутренних клубов по интересам и собрать 200 участников. HRу на заметку

7. Вовлекать аудиторию на ивентах

Качественный мерч — отличный способ повысить вовлеченность аудитории на событиях и конференциях. Он создает атмосферу единения, помогает запомнить бренд и делает мероприятие ярче. Главное — подобрать решение, которое впишется в общую концепцию и будет хорошо смотреться в раздаточных материалах и оформлении.

Организаторы конференции профессионального сообщества специалистов в области корпоративных коммуникаций и корпоративных медиа InterComm нашли оригинальный вариант. Они заказали шопперы с QR-кодами на съемных стикерах. Мерч выдавали участникам при регистрации.

Необычный дизайн аксессуаров привлек внимание аудитории. Люди с интересом рассматривали сумки, передвигали стикеры, отмечали, что им понравилась идея и качество, планировали использовать шопперы в повседневной жизни. Мерч стал ярким элементом конференции, привлек внимание аудитории и повысил ее вовлеченность.

Организаторы конференции достигли своих целей: шопперы как брендированный элемент поддержали фирменный стиль и полностью соответствовали выбранной концепции.
Организаторы конференции достигли своих целей: шопперы как брендированный элемент поддержали фирменный стиль и полностью соответствовали выбранной концепции.

→ Как транслировать креативную концепцию через визуальные материалы и контентный ряд — в статье QR-код на сменных стикерах на шоперах для конференции. Реальный пример успешного применения

Подобный подход использовала российская игровая студия IT Territory, разработчик мобильных игр и одна из старейших студий внутри VK. Для участия в выставках компания заказала для своих сотрудников яркие толстовки универсальной модели в корпоративных цветах и сменные стикеры. Необычный и запоминающийся дизайн мерча привлекал внимание посетителей, а некоторые клиенты даже просили достать им такие же толстовки.

После такого успеха в IT Territory заказали целую коллекцию стикер-паков. Теперь компания не просто дарит новые наборы. Стикер-паки стали предметом обмена между сотрудниками. IT Territory планирует в перспективе создавать дополнительные коллекции и серии для других мероприятий и событий. Самое главное — не нужно всякий раз создавать мерч с нуля.

Стикер-паки можно обновлять под разные события и проекты.
Стикер-паки можно обновлять под разные события и проекты.

Оригинальный мерч со сменными стикерами в качестве промоматериала на выставках и конференциях оказался эффективным маркетинговым ходом. Запоминающийся необычный дизайн привлек внимание клиентов и партнеров, а внутри компании появилась целая культура коллекционирования и обмена стикерами.

→ Как разработать мерч, который нравился бы всем сотрудникам читайте в статье Как одевается игровая студия внутри VK. Мерч со сменными стикерами с изображениями игровых проектов

8. Адаптировать новых сотрудников

Не все новые сотрудники быстро вливаются в коллектив. Адаптация к новым условиям и людям — всегда стресс. Некоторые компании дарят новичкам стартовые наборы, которые помогают адаптироваться, познакомиться с корпоративной культурой и почувствовать себя частью команды. Для подарка хорошо подходит не только привычный и нейтральный корпоративный мерч — ручки, блокноты, сувениры, но и разнообразная одежда, модели которой можно разработать с юмором и фантазией.

Подход к онбордингу через мерч выбрала Genotek — медицинская высокотехнологичная компания, специализирующаяся на персональной и медицинской генетике. Компания заказала стартовый набор для новых сотрудников — худи с тремя базовыми стикерами. Одежда позволяет новичкам сразу погрузиться в корпоративную культуру, а остальным сотрудникам легко определять «новобранцев» и проявлять к ним дружелюбие и отзывчивость. Чем дольше молодой специалист работает в компании, тем больше сменных стикеров для украшения худи он получает.

На стикерах — мемы, крылатые фразы сотрудников, лозунги о миссии компании.
На стикерах — мемы, крылатые фразы сотрудников, лозунги о миссии компании.

Новички усваивают ценности и традиции компании, легче и быстрее интегрируются в коллектив. Онбординг с помощью мерча формирует корпоративный дух и сплачивает команду.

→ О пошаговом плане, который поможет новичку влиться в коллектив, разобраться со всеми процессами и не стрессовать, читайте в материале Инструкция по онбордингу: как сделать так, чтобы первый день новичка не стал последним

9. Привлекать новых кандидатов на внешних мероприятиях

Поиск и привлечение талантливых сотрудников — одна из главных задач HR-отделов. Дефицит кадров заставляет компании искать нестандартные способы привлечения и удержания сотрудников. Оригинальным и эффективным способом решения этой задачи может стать использование мерча с NFC-метками. Эти интерактивные элементы позволяют легко донести информацию о вакансиях и преимуществах работы в компании и сделать процесс рекрутинга более запоминающимся.

В компании Черкизово много проектов по разным направлениям — и для всех нужны новые сотрудники. Поэтому вопросу рекрутинга уделяют особое внимание. Для своего персонала на внешних мероприятиях компания заказала оцифрованный мерч — свитшоты. Одежда была не просто с логотипом компании, а с NFC меткой. Кандидаты могли приложить смартфон к стикеру, перейти на карьерный сайт компании и узнать обо всех актуальных вакансиях.

Процесс получился более технологичным и привлекательным: соискатели проявляли больший интерес к компании и чаще откликались на предложения о работе.

<p>Мерч решал сразу две задачи: привлекал внимание соискателей и сразу предоставлял им необходимую информацию о вакансиях и не перегружал рекрутеров дополнительной работой.</p>

Мерч решал сразу две задачи: привлекал внимание соискателей и сразу предоставлял им необходимую информацию о вакансиях и не перегружал рекрутеров дополнительной работой.

→ Как не только хантить, но и удерживать сотрудников в компании читайте в материале Необычные идеи для рекрутинга на примере «Черкизово»: стикеры с NFC-метками, олимпиады для школьников и другие способы

10. Обучать сотрудников

Грамотно выстроенная система корпоративного обучения позволяет не только передавать знания, но и вовлекать персонал в корпоративную культуру, мотивировать к достижению общих целей. Интересный пример использования мерча в образовательных целях продемонстрировала Beyosa — быстрорастущая сеть магазинов персонализированных товаров для сна из Германии.

Компании требовалось регулярно обучать новых сотрудников в открывающихся филиалах и постоянно повышать квалификацию действующих менеджеров.

Для решения этих задач Beyosa запустила корпоративный Telegram-канал в сочетании с программами дистанционного обучения. В процессе активно использовался мерч со сменными стикерами. Многие сотрудники, которые участвовали в прямых эфирах и присылали видео в канал, носили такую брендированную одежду.

В Telegram-канал менеджеры обменивались опытом: рассказывали об успешных кейсах и лайфхаках продаж, публиковали шутливые ролики. Появились рубрики с экспертным контентом, где приглашенные спикеры делились профессиональными знаниями.

Вовлекающий формат и использование мерча создавали атмосферу единения вокруг бренда.
Вовлекающий формат и использование мерча создавали атмосферу единения вокруг бренда.

→ Полный кейс о фишках дистанционных курсов корпоративного обучения читайте в нашем материале Главные фишки корпоративного обучения от Beyosa: канал в Telegram, курсы по пути клиента, бадди и бот-помощник

11. Усиливать HR-бренд компании

Униформа — особый вид корпоративного мерча, который способен создать единый фирменный стиль и узнаваемый образ, передать ценности бренда и объединить сотрудников в единую команду.

Расскажем еще один интересный пример использования мерча от Beyosa. Компания создала униформу для консультантов в своей розничной сети магазинов. В начале это были футболки и свитшоты со сменными стикерам. Затем разработали и заказали новый пак стикеров, которые отражают суть и ценности бренда — комфорт, качественный сон и дружелюбное отношение к клиентам. Сейчас одежду со сменными стикерами носят все сотрудники, независимо от должности.

Одежда со стикерами стала обязательной униформой для консультантов в шоурумах Beyosa по всей России.
Одежда со стикерами стала обязательной униформой для консультантов в шоурумах Beyosa по всей России.

→ Как создать для сотрудников зимние и летние комплекты мерча мы писали в статье Как мерч со сменными рисунками стал частью HR-бренда от сотрудников в офисе до консультантов в розничной сети магазинов

12. Создать непринужденную атмосферу на корпоративных мероприятиях

Корпоративные мероприятия — отличный способ не только отметить какие-либо праздники или достижения компании, но и объединить территориально разрозненную команду, сплотить коллектив, создать атмосферу единства и причастности к общему делу. Грамотно продуманный мерч — важный элемент мероприятий, который задает нужный тон и вовлекает сотрудников.

Компания Тринити занимается проектированием, системной интеграцией и внедрением IT-инфраструктур. Свое 30-летие компания решила отметить нестандартно. Вместо традиционного корпоратива с пафосными речами Тринити организовала вечеринку в Санкт-Петербурге откуда компания родом.

Сотрудники из разных офисов разделились по функциональным вертикалям и отправились на бар-хоппинг по питерским барам. Атмосфера в каждом баре создавалась под определенную вертикаль, а для создания праздничного настроения все коллеги получили толстовки со сменными стикерами на тему юбилея компании, причем стикеры участники выбирали по своему вкусу.

Яркое позитивное событие надолго запомнилось коллективу. Компания отказалась от пафоса и создала непринужденную атмосферу с помощью мерча и развлечений.
Яркое позитивное событие надолго запомнилось коллективу. Компания отказалась от пафоса и создала непринужденную атмосферу с помощью мерча и развлечений.

Сотрудники из трех разных городов познакомились друг с другом, подружились и отлично провели время.

→ Полный кейс о знакомстве сотрудников из трех разных городов в неформальной обстановке — в нашем материале Питерские бары, «шаверминг» и «Король и шут»: как айтишники переизобретают корпоративную культуру

В заключение

Мерч — это не только банальные сувениры, которые раздают на корпоративах или выставках. При креативном подходе корпоративная одежда превращается в полезный и действенный инструмент для решения маркетинговых и HR-задач:

  • создает атмосферу единения

  • усиливает корпоративную культуру

  • повышает вовлеченность персонала

  • объединяет удаленные команды

  • помогает находить новых сотрудников, адаптировать новичков и проводить обучения

  • поддерживает маркетинговую активность компании

Если вам нужен необычный креативный мерч, который сотрудники или ваши клиенты будут с удовольствием носить не только на конференциях и в офисе, а и в обычной жизни — наша команда StickPeek поможет воплотить ваши идеи.

А какую роль играет мерч в вашей компании? Делитесь в комментариях.

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181 erid: 2VtzqxPBAcd

4545
93 комментария
7
Ответить

Так может выглядеть сотрудник, который проработал в компании 10 лет и собрал все возможные стикеры)) хорошая иллюстрация, спасибо 👍

3
Ответить

Светофоры американские)

2
Ответить

Боже, храни онбординг и компании, которые про него не забывают) Понравилась идея с новобранцами и стикерами. Посмотрел на коллегу и сразу все понятно) Сколько стоит создать мерч?

5
Ответить

Согласна! Хочется чтобы в компаниях онбординг был прям базой базовой)

2
Ответить

Да, онбординг нравится не только сотрудникам. При грамотном введении новичка в процессы компания экономит - не приходится через месяц снова тратить деньги на новый поиск, новичок быстрее начинает приносить компании пользу

1
Ответить

Стоимость отличается от вида изделий, моделей и модификаций, ткани, брендироания и ещё множества факторов. Нужно просчитывать индивидуально. Оставляйте заявку или приходите в чаты - все подробно обсудим.

1
Ответить