Слово против пули: как советская пропаганда ковала Победу в Великой Отечественной войне
Трансформация образа врага с 1933 по 1945
В первые годы после прихода к власти Адольфа Гитлера советская пропаганда изображала нацистскую Германию как угрозу, воплощение милитаризма и человеконенавистнических идей. Однако после заключения в 1939 году пакта о ненападении Молотова-Риббентропа антинацистские акценты на некоторое время отошли на второй план. Образ Германии даже приобрел некоторые позитивные черты – подчеркивались ее военные, экономические и промышленные достижения.
С началом Великой Отечественной войны пропаганда резко изменила направление. С этого момента освободительная война за правое дело не допускала никаких полутонов и неопределенности, никаких иллюзий. Нацистский рейх представал воплощением абсолютного и коварного зла под руководством кровавого диктатора. При этом немецкий народ, особенно рабочий класс, отделялся от нацистского руководства.
Зато солдаты вермахта на плакатах и в фильмах изображались то глупыми и трусливыми, то воплощением неслыханной жестокости по отношению к мирному населению. Несмотря на численное превосходство противника, их легко убивали советские бойцы.
Таким образом, советская пропаганда стремилась развенчать миф о непобедимости агрессора, устранить панические настроения среди своих граждан и воодушевить их на борьбу с захватчиком.
Обращение к прошлому
В годы Великой Отечественной войны советское руководство решило опереться на героическое военное прошлое Российской империи. Это позволяло не только поднять патриотический дух в армии и обществе, но и продемонстрировать преемственность новой власти по отношению к славным страницам отечественной истории и, таким образом, продолжить победоносное шествие русского воинства.
По образцу гвардейских частей императорской России в 1943 году в Красной Армии была воссоздана гвардия. Это почетное звание присваивалось особо отличившимся подразделениям. Помимо этого, в том же году советским воинам вернули погоны как элемент военной формы. А для награждения героев были учреждены ордена, названные в честь прославленных русских полководцев и флотоводцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова и Нахимова.
Еще одной данью имперскому наследию стало учреждение в 1943 году ордена Славы трех степеней. Эта награда для рядового и сержантского состава армии и флота была прямой реминисценцией на легендарные Георгиевские кресты, учрежденные еще Екатериной II. Новый орден Славы стал одной из высших наград для героев-фронтовиков Великой Отечественной. Все эти меры возрождали лучшие традиции и поднимали престиж воина.
СМИ и публикации
В руководстве страны прекрасно осознавали важность пропаганды. Ее не зря называли «третьим фронтом», поскольку она была важной составляющей победы, от нее зависел боевой дух воинов.
Колоссальную роль в годы Великой Отечественной войны сыграла печатная пропаганда. Пожалуй, именно она взяла на себя основную нагрузку всей пропагандистской работы. Советские газеты, журналы и специальные издания для военных выступали важнейшим инструментом как информационного обеспечения, так и идеологического воздействия на население и солдат.
Центральным пропагандистским органом был «Блокнот агитатора Красной Армии» – массовый журнал Главного политуправления, выходивший дважды в месяц. На его страницах публиковались материалы о подвигах на фронте и в тылу, разъяснялась линия партии по военным вопросам, давались рекомендации для пропагандистов.
Совинформбюро ежедневно обновляло общественность через газеты и радиопередачи сводками с фронтов. Специальный выпуск «Последних известий» с нетерпением ждали по всей стране.
Здесь особо стоит отметить голос Юрия Левитана, который для всех советских граждан стал ассоциироваться одновременно с голосом Родины, с голосом правительства и каждого гражданина в отдельности. Доподлинно известно, что все военные сводки не только выходили в радиоэфир после одобрения Сталиным – вождь всех народов настоял на том, чтобы их зачитывал только Левитан.
Маршал Рокоссовский оценивал значимость голоса Левитана для фронта в целую дивизию, а сам Гитлер считал знаменитого диктора своим личным врагом и даже назначил за его голову награду в 300 тысяч рейхсмарок. К слову, в то время на эту сумму можно было купить 10 дорогих автомобилей.
В сводках Информбюро старались не только акцентировать внимание на успехах Красной Армии, но и воздействовать на психологию противника – преувеличивать его потери, цитировать показания пленных о низком боевом духе и так далее.
К пропаганде были подключены такие известные писатели, как Михаил Шолохов, Константин Симонов, Александр Фадеев, Илья Эренбург и многие. Они создавали яркие литературные произведения, ставшие мощным моральным стимулом для советских воинов. Их стихи, очерки, рассказы будили в сердцах ненависть к захватчикам, жажду победы, веру в правоту своего дела.
Визуальная пропаганда
В годы войны активно использовались средства визуальной пропаганды – яркие образы, запоминающиеся лозунги и остросатирические карикатуры. Плакаты и «Окна ТАСС», высмеивающие врага и призывающие к борьбе с ним размещали на стенах домов, на заборах, в общественных местах.
Одним из наиболее плодовитых плакатистов того времени был художник Ираклий Тоидзе. Созданные им патриотические плакаты с воинственными красноармейцами стали хрестоматийными образцами агитационного искусства. Эти образы вселяли в людей уверенность в своих силах и неизбежности победы над захватчиками.
Не менее впечатляющие работы выходили из-под резца знаменитого творческого коллектива Кукрыниксы. Под этим псевдонимом творили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Их сатирические плакаты и карикатуры изображали врага в самом непривлекательном, а порой и отталкивающем виде. Нацистские бонзы представали отвратительными чудовищами, жестокими убийцами, недалекими глупцами.
Кинопропаганда
В пропагандистской кампании военных лет немалую лепту внес кинематограф. Фильм «Два бойца» 1943 года был первой масштабной кинолентой, вышедшей во время войны. Он воспевал мужество и стойкость простых советских солдат, истинных патриотов своей Родины. Особенно мощным было заключительное сражение, в котором два героя фильма с невероятной легкостью расправлялись с целыми колоннами наступающих гитлеровцев.
Полная человечности и теплоты была лирическая кинокартина «Жди меня», раскрывавшая тему любви на фоне жестокой войны. Судьбы ее героев, их стремление к счастью объединяли зрителей в общей ненависти к нацистским поработителям.
Эпическим полотном предстала лента «Берлин» 1945 года. Эта масштабная кинохроника запечатлела последние решающие сражения за логово зверя – столицу Третьего рейха. Съемочная группа работала прямо в жерле огненной вершины войны, и правдивые потрясающие кадры доносили до зрителей всю мощь освободительного похода Красной Армии.
Пропаганда на героических примерах
Одним из ключевых элементов советской пропаганды в годы войны было прославление героических поступков и самопожертвования во имя Победы. Образы партизан и бойцов, не дрогнувших перед лицом смерти, должны были вдохновлять сограждан на подвиги и укреплять решимость сражаться до конца.
Ярчайшим примером такого героического пропагандистского образа стала Зоя Космодемьянская. Юная партизанка, захваченная фашистами под Москвой и прошедшая через страшные пытки, до последнего вздоха осталась стойкой и непреклонной в своей ненависти к врагу. Ее мученическая смерть широко освещалась в прессе и вдохновляла советских воинов на борьбу с оккупантами. Желание отомстить за смерть Зои было настолько велико, что на фронтах войны началась самая настоящая охота на солдат из 197-й пехотной дивизии вермахта, причастной к гибели партизанки.
В прессе также широко освещалась геройский поступок Александра Матросова, ценой собственной жизни закрывшего амбразуру немецкого дзота, и Николая Гастелло, направившего горящий самолет на скопление автомашин и вражеских цистерн с горючим.
Привлечение православной церкви
В тяжелейших условиях войны советское руководство стремилось сплотить все силы многонационального населения страны против общего врага, в том числе привлечь на свою сторону верующих людей. В 1943 году после долгих лет гонений и репрессий было разрешено избрание нового Патриарха Московского и всея Руси. Церковь открыто заняла патриотическую позицию и призвала духовенство и прихожан к борьбе с нацистскими захватчиками.
Символическим жестом поддержки со стороны верующих стало создание на их пожертвования танковой колонны «Дмитрий Донской». Этот факт широко освещался советской пропагандой, демонстрируя единство фронта и тыла в противостоянии с врагом. Привлечение церкви в те суровые годы, несомненно, усилило мобилизационный эффект пропаганды.
Пропаганда в стане неприятеля
Еще одной распространенной тактикой информационного противоборства является ведение пропаганды непосредственно в стане противника. С помощью громкоговорителей, установленных вдоль линии фронта, советская пропаганда транслировала обращения к солдатам вермахта на их родных языках. Эти передачи призывали немецких и союзнических солдат к сдаче в плен, рассказывали о тяжелых поражениях их армий, о безнадежности их положения и преувеличенной мощи Красной Армии.
Также активно распространялись многочисленные листовки-«пропуска», призванные посеять среди вражеских солдат страх и сомнения по поводу их дальнейшей судьбы. В то же время, в листовках гарантировалось гуманное обращение и безопасность тем, кто сдастся в плен.
Такая пропаганда внесла свой вклад в ослабление морального духа немецких войск и способствовала массовой сдаче в плен под конец войны.
Заключение
Инструменты и методы воздействия на аудиторию, использовавшиеся советской военной пропагандой периода 1941-1945 годов, во многом оказались схожи с теми, что применяются в современных PR-кампаниях.
Советские пропагандисты умело использовали весь арсенал доступных средств массовой информации и агитации – от газет и радио до кино и плакатного искусства. Это позволяло охватывать максимально широкие слои населения и воздействовать на людей разных возрастов и социальных групп. Точно такой же многоканальный подход лежит в основе успешных современных PR-кампаний, сочетающих традиционные и новые медиа.
Как советская пропаганда, так и нынешний PR активно используют образы и истории, затрагивающие патриотические чувства, национальную гордость, жажду позитивных перемен. Героизация, создание ярких символов и метафор, апелляция к авторитетам – все эти приемы использовались для вовлечения аудитории и побуждения ее к определенным действиям или отношению к событиям. Таким образом, основной инструментарий влияния на сознание масс остается схожим вне зависимости от эпохи.
Оставьте ваше мнение в комментариях, а если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика
невыгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в мессенджере:
Рассказываю, почему «гладкие» истории больше не продают и как честный пиар помогает брендам выигрывать в долгосрочной перспективе.
Я когда-то случайно нашла блог PR-специалиста Полины Тараненко, подписалась, и с тех пор черпаю там подсказки и PR-лайфхаки для моих клиентов. А потом пришла идея расспросить Полину о том, чем PR может быть полезен для малого и среднего бизнеса и может ли?
Существуют примеры компаний, которые добиваются высоких результатов продвижения, опираясь только на один рекламный канал. В этой статье рассмотрим реальный кейс, который демонстрирует, как увеличить продажи сконцентрировавшись на единственном, но эффективном канале продвижения.
Привет! Это Кристина Петрова, основатель коммуникационного агентства PR Perfect, мы делаем пиар для разных компаний – от нишевых бизнесов до крупных производств. За 15 лет опыта работы в пиаре я видела разное: как стартапы пытались сами выходить в СМИ и делали только хуже своему имиджу или как СЕО могли испортить себе репутацию одним постом в соцсе…
Восхищаюсь как строилась работа в СССР: человек сызмальства знал куда идет и что будет строить в будущем. Каждый шаг работал на общую глобальную цель. А сейчас?
Великая победа - великой страны. Но соглашусь, в СССР о пиаре знали больше чем сегодня. Вспомним толко мороженое, его ж хотелось купить еще до того, как зашел в магазин. А лимонад, а хлеб??
Раньше не было возможности настолько распространять , но люди боролись за это , сколько лет прошло , люди умели раньше подниматься и бороться ...