Как мы создали аналог Udemy: отечественный маркетплейс Courstore

Я, Рауан Сыздыков, один из основателей стартапа Courstore и Директор компании PINE Digital. Мы с командой разработали образовательный маркетплейс. К моменту создания собственного проекта у меня накопился относительно большой бэкграунд. Это более 40 проектов и стартапов. Начал с банального разработчика веб сайтов, UX/UI дизайнера мобильных приложений, до проектного менеджера. Последние 4 года занимал руководящие должности в нескольких проектах.

Команда Courstore
Команда Courstore

На протяжении 15 лет, наблюдал за этапами развития каждого проекта, видел как почти каждый из них “умирает”, был свидетелем причин развала стартапов, и мне также посчастливилось участвовать в этих процессах. Где-то выступал в качестве UX/UI дизайнера, а где-то руководителем проекта. Конечно же есть удачные кейсы. Например Appetite, Torgai, Otbasy.Online, Cakeland.kz. Каждый из этих проектов уже давно развивается без меня.

Помимо стартапов проработал 10 лет в системе образования, из которых три года прошли в Высших учебных заведениях. Мне повезло увидеть процесс образования изнутри, понять ее специфичность, и самому столкнуться с “болями” этого сектора.

В прошлом году познакомился с удивительным человеком. Нурлан Куракбай – генеральный директор PINE Holding. Личность с большим опытом в сфере образования. Он пригласил меня в свою компанию. На тот момент, я уже, как два года вынашивал идею создания образовательной площадки, где каждый сможет получить новые знания, или повысить свою квалификацию. Нурлан мою идею поддержал, выступил в проекте в качестве ключевого основателя и инвестора. Мы стали партнерами. Вот уже как год вместе развиваем эту идею.

В июле 2020 года собрали команду из опытных ребят, и основали PINE Digital. В декабре развернули наш первый MVP, и привлекли в него первых своих клиентов.

Откуда пришла идея

Немного статистики

По данным Syngene Research, глобальный рынок дистанционного обучения достигнет отметки 336,98 млрд долларов к 2026 году. При этом, по итогам 2019 года объем мирового рынка онлайн-образования составил 74 млрд долларов. То есть за следующие шесть лет этот рынок обещает вырасти в 4,5 раза.

Прогнозы исследования Edmarket.Digital-2017 обещают рост рынка образования к 2030 году до $10 трлн, и одна из точек роста станет онлайн-образование.

По данным Global Market Insights, на сегодняшний день онлайн-обучение занимает 4% мирового рынка образования, и показывает впечатляющий ежегодный прирост 7-10%.

По данным платформы GetCourse, во второй половине марта продажи курсов выросли на 20%. Согласно исследованию Brandon Hall Group, электронное обучение занимает от 40% до 60% меньше времени по сравнению с традиционным методом обучения.

Где перспектива

Те, кто часто сидит в социальных сетях, наверное, часто сталкивались с рекламой бесплатных вебинаров, курсов, марафонов на ту или иную тему. В наши дни стало очень много Инста-блогеров, которые делятся своими знаниями, и зарабатывают на этом большие деньги. Например Бакытбай Сабырбеков зарабатывает 100 млн тг за 30 дней, и обещает своим слушателям 1 млн тг дохода в месяц. Или, например, выпускники Shonbay.Online заработали от 1 до 6 млн тг за 3 месяца во время прохождения курса Интернет Маркетолог. Таких примеров много. Весь секрет скрывается в методике продажи. Цифровые продажи с механиками прогрева работают лучше, чем продажи “в лоб”. Если применить эти техники в авто воронке платформы, это может принести колоссальные результаты. В Казахстане с каждым днем все больше и больше блогеров, которые дают качественные знания. Если верить анализу Антона Томиленко, то на сегодняшний день блогеров инфлюенсеров в Казахстане примерно 180 тысяч. Представим, что те, у кого образовательная тематика 20%, то это примерно 36 тысяч. Присутствие 1% из этой аудитории на платформе со средним заработком в месяц 1 млн тг, составляет 360 млн тг. Вот где перспектива.

Боли которые мы решаем

Мой первый опыт разработки Образовательного портала – это Cakeland.kz и Otbasy.online. Оба портала продавали видеокурсы. Во время разработки, мне удалось определить боли авторов курса, увидеть с какими проблемами сталкивается целевая аудитория онлайн обучения.

Боли студента:

  1. Дефицит казахского контента. С каждым днем казахско-говорящих аудиторий все больше и больше, а обучающих курсов на казахском языке довольно мало;
  2. Целевая аудитория онлайн курсов не доверяет платежным системам. Им легче сделать оплату переводом на Kaspi.kz;
  3. Среднестатистический пользователь в Казахстане не дружит с электронной почтой. Им легче проходить регистрацию через социальную сеть, а лучше всего номером телефона;
  4. Почти любой интерфейс с плохо проработанным UX/UI заводит клиента в тупик. Он никогда не купит у вас курс, и не найдет свои купленные курсы, если их не сделать доступными в один клик.
  5. Клиенту легче связаться с техподдержкой через WhatsApp, чем писать вам на электронную почту или создавать тикет.

Боли автора курса:

  1. Почти каждый автор (компания, организация, предприниматель, преподаватель, инструктор, эксперт. Далее, – “Автор”) думает разработать себе платформу с нуля. Но в итоге это оказывается дороже и дольше, чем они ожидали. Ведь история не заканчивается простой разработкой. Даже четко расписанное Техническое задание не гарантия стабильной работы системы. Человеческий фактор никто не отменял. Всегда нужна техподдержка. Модули и технологии развиваются, требуют постоянного обновления;
  2. Те кто отказывается от первого варианта, в основном прибегают к созданию своего собственного сайта на готовых конструкторах вроде Tilda, Wix, Shopify, GetCourse и т.п. Но и в этом варианте присутствует ключевая боль – это отсутствие компетенции в создании образовательных платформ, используя готовые инструменты. В этом случае клиент находит эксперта для заказа сайта, или отказывается от идеи;
  3. На созданной конструктором платформе отсутствует автоматизация процесса продажи видеокурсов. Авторы в основном принимают оплату на Kaspi.kz, и затрудняются открывать доступ сотням и тысячам клиентам после получения оплаты. Как я писал ранее, целевая аудитория онлайн курсов, к сожалению, не особо дружит с эквайрингами;
  4. Для начинающих экспертов не всегда удобно платить абонентскую плату тем или иным готовым сервисам. Так как они еще не совсем уверены в успехе продаж своих курсов. Поэтому для новичков готовые инструменты не всегда подходят;
  5. Другой проблемой для автора курса, который разработал себе платформу с нуля или на готовом конструкторе, это отсутствие трафика. Для хорошего старта и наращивания аудитории нужны хорошие вложения в маркетинг и SEO оптимизацию, на что не все готовы;
  6. Один из страхов почти каждого автора курса, это утечка видеокурса в просторы интернета, или возможность просмотреть его по ссылке не покупая. К сожалению аудитория, которая ищет возможность посмотреть платный курс бесплатно все еще существует;
  7. Во многих готовых решениях отсутствует возможность выдавать скидочные купоны. Сегодня такая механика продаж курсов очень актуальная. Но ее сложно реализовать, если этот процесс не автоматизирован;
  8. Не каждая площадка может автоматом выдать сертификат об окончании курса. Таких готовых решений на рынке очень мало;
  9. Авторы заинтересованы в закреплении знаний своих студентов. Экзамен и задания, это ключевые механики позволяющие решить эту проблему. Не каждый конструктор платформы имеет такой функционал;
  10. Основной болью автора является маркетинг. В наше время очень мало экспертов цифрового маркетинга. Привести трафик на страницу курса, и продать курс, дело не из легких. Умение продавать онлайн-курс в интернете не похож на классическую продажу в лоб. Поэтому маркетинг и продажа является ключевой болью любого автора, кто запускает свой онлайн курс.

Увидев букет проблем я осознал, что решением всего может стать образовательный маркетплейс с нужным функционалом и хорошей авто воронкой продаж. Перед тем как начинать разрабатывать торговую площадку онлайн курсов, мне нужно было убедиться в том, что на рынке нет аналогов того, что хочу реализовать я. Задачей было изучить всех возможных конкурентов, и выбрать самую лучшую бизнес-модель.

Courstore
Courstore

Почему маркетплейс?

Я часто сравниваю маркетплейс с Торговым центром. Ведь нельзя сравнивать отдельно стоящий на улице магазин одежды с Бутиком в ТРЦ. Почему все стремятся открывать бутики в Торговых центрах? Дело в трафике и во многих других удобствах. Когда клиент заходит в ТРЦ чтобы купить рубашку и джинсы, он покупает себе еще кучу того, что он не планировал покупать.

Как это работает в случае с видеокурсами? Дело в том, что бизнес-модель маркетплейса позволяет любому автору публиковать в ней свои курсы. В наше время популярность торговых площадок высокая почти в каждом секторе. Продавцы электроники, одежды, книг, продуктов питания и т.п. активно размещают свою продукцию на маркетплейсах. Это решает многие их проблемы: трафик, продажи, база клиентов, готовая платформа с большим функционалом и другими удобствами. Сегодня самые популярные маркетплейсы – это Kaspi.kz, Aliexpress, Ozon, Lamoda, Wildberries, Яндекс.Маркет. Часть из них удачно вышли на IPO. Это говорит о многом.

Еще один аргумент в пользу бизнес-модели маркетплейса, это успех Udemy. Эта торговая площадка стала самой дорогой, которая подняла $50 млн в начале 2020 года при оценке в $2 млрд, и еще $80 млн к концу 2020 года, увеличив общую сумму инвестиции до $300 млн. Успех Udemy и планы выхода на IPO укрепило мою веру в ее бизнес-модель.

Изучив конкурентов, мы решили позаимствовать бизнес-модель у Udemy. Для нас стало очевидным, что это самая рабочая и самая успешная бизнес-модель. Нашей задачей было апробировать ее и понять, на сколько она хорошо работает на локальным рынке. Мы протестили ее, и увидели, что копия такой модели у нас не будет работать. Мы решили ее изменить под локальные реали, о которых я расскажу ниже.

Кто наши конкуренты

Конкурентов в онлайн образовании очень много. Я сфокусировал внимание именно на тех, кто работает по модели торговой площадки. Нашим мировым конкурентом является Udemy, местным Skills.Enbek.kz, который еще не запустился.

Нас часто сравнивают с Coursera из-за схожести названия. Хотя мы себя сравниваем именно с Udemy.

Наше преимущества перед Udemy

В первую очередь хочу отметить, что сравнивать нас с гигантом Udemy как минимум не логично. Но если подойти к вопросу локально, то у Udemy все таки есть недостатки для нашего местного рынка?

  1. Во первых на платформе отсутствует контент на казахском языке. И в перспективе скорее всего его не будет. Мы учли это, и работаем с авторами курсов, которые могут разрабатывать контент на казахском языке;
  2. Авторы сталкиваются с проблемой легализации доходов и официальных поступлений на счет компании. Udemy не будут давать вам Акты выполненных работ, а официальный перевод денег будет облагаться большими налогами, что в свою очередь снижает доходную часть прибыли. У нас все по Договору, с Актами, как полагается;
  3. Udemy практикует несколько каналов продаж своих курсов. Основные – это органика, которая приходит из поисковика, email маркетинга, рекламы в поисковиках и соцсетях. Попасть со своим курсом в эти каналы не так-то легко. Вы скорее всего не дождетесь, когда платформа начнет отдельно рекламировать ваш курс. Для этого у вас должны быть хорошие продажи, или ваш курс должен быть уникальным. Udemy продает свои курсы в лоб. И выигрывает за счет хорошего трафика. Мы в свою очередь предоставляем услуги маркетингового продвижения, и гарантируем рост продаж. У нас есть хорошо проработанная механика продажи за счет авто воронки. Это и делает нас уникальными. Мы понимаем, что локальный рынок не готов рисковать своими деньгами, чтобы сразу купить ваш курс. Поэтому мы прогреваем интерес клиента к курсу автора за счет нашей авто воронки;
  4. На Udemy только одна механика проверки знаний – это тест. У нас их целых 8. Вы можете создать любой тип викторины: верно/не верно, единый выбор, множественный выбор, открытый вопрос/эссе, заполнить пробелы, короткий ответ, соответствие, соответствие изображений, ответ изображением, определить порядок ответов. У вас также есть возможность регулировать количество попыток сдать экзамен, рандомизировать ответы, менять порядок вопросов, устанавливать лимит времени и проходной балл.

Бизнес-модель маркетплейса

Наша платформа работает с экспертами разных областей. Это могут быть блогеры, преподаватели, опытные специалисты, образовательные организации, компании, которые хотят поделиться своими знаниями, опытом и навыками, и заработать на этом.

Каждый специалист или компания может записать свой курс, и опубликовать его на нашей платформе.

Суть бизнес-модели: мы получаем пул авторских курсов, а пользователи платформы их покупают. Мы тем самым получаем за это комиссию.

Наша задача на сегодняшний день – привлечь как можно больше якорных инструкторов и тем самым увеличить продажи.

Наша миссия – предоставить платформу, где каждый может поделиться своими знаниями, опытом и навыками. А также получить качественный и доступный контент для обучения и развития.

Итоги и планы

За последние месяцы, мы поняли как нужно продавать. В итоге разработали собственную авто воронку, которая приносит нам минимум 2х от вложенных в рекламу средств. На сегодняшний день готовимся к привлечению первых венчурных инвестиций.

Наша цель увеличить количество качественного контента, за счет привлечения Блогеров, Образовательных организаций, преподавателей на платформу, и увеличения контента на казахском языке. Создать канал пассивного дохода для авторов курсов. Мы верим, что основным нашим инструментом является компетенция в продажах.

11
7 комментариев

Вполне достойно!

Планируете ли делать мобильное приложение? И мне кажется можно добавить возможность проводить онлайн уроки / вебинары / трансляции

1
Ответить

Да, планируем. Касательно вебинаров и онлайн уроков. Такая возможность есть. Мы тестировали. В такой модели есть свои подводные камни. Поэтому пока решили оставить модель видеоуроков.

1
Ответить

Не думаю что с таким юзабилити у вас будут клиенты из России)

Ответить

Пока на Россию не метимся. Россия это отдельный кейс и рынок. П.С. Мы еще на стадии MVP. Планируем редизайн и ребрендинг.

Ответить

Хороший локальный кейс. Мне как преподавателю на Udemy и предпринимателю интересны источники трафика, которые вы планируете привлекать на платформу. Преподавателям важны регулярные продажи или усилия на размещения не будут покрываться доходом. К примеру платформа Stepik не даёт продаж без собственного маркетинга. Какие источники трафика в долях приходятся на курс и какое среднее число продаж на курс в месяц?

Ответить

Мы практикуем две модели. Первая без маркетинга, где мы предоставляем саму платформу и ее возможности. Автор сам занимается маркетингом и продвижением. Вторая включает маркетинг, где задействована наша автоворонка. Но мы сами выбираем курсы, которые будем продвигать. Предлагаем автору наши условия и обещаем доход минимум 2х от текущего.

Дело в том, что все курсы разные. На маркетплейсе сложно регулировать качественные и популярные востребованные курсы. Поэтому мы не можем обещать всем хорошего дохода.

Есть курсы, у которых 0 продаж. Есть курсы у которых более 10-100 продаж в месяц. Все еще зависит от ценника. Есть курсы например за 5 тыс или 30 тыс..

В автоворонке мы каждому курсу уделяем отдельный трафик. То есть делаем акцент не на платформу, а на курс.

Ответить

А какая у вас комиссия и как вы привлекали первых авторов ? Странно как вам доверять, если кто-то выложился без успешных кейсов.

Ответить