Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство
Онлайн-курсы — удобный формат для обучения персонала. Сотрудники могут учиться в любое время: смотреть видеоуроки, листать слайды, отрабатывать навыки с помощью тестов и тренажёров.
На связи команда iSpring. Это двадцать первая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.
Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.
Другие статьи📓:
1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников
2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов
3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке
4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов
5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS
6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога
7. 12 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала
8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR
9. Обзор системы Moodle: как использовать в России
10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний
11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков
12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов
13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях
14. Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы
15. Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов
16. Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить
17. Тренды корпоративного обучения в 2024 году
18. Рескиллинг и апскиллинг: что это в корпоративном обучении
В онлайн-формате важно удержать внимание сотрудников, поэтому материал должен быть не только полезным, но и интересным. В этой статье рассказываем и показываем на реальных примерах, как создать эффективный и увлекательный онлайн-курс для сотрудников.
Шаг 1. Определить цели и потребности обучения
На этом этапе необходимо лучше узнать своих сотрудников: выявить потребности в обучении и соотнести с целями бизнеса. То есть провести полноценную оценку профессиональных умений сотрудников, выявить ошибки в бизнес-процессах, которые затормаживают развитие компании.
Для этого можно использовать следующие способы:
Подробнее о том, как провести оценку знаний сотрудников и какие методы использовать, можно узнать из нашей статьи.
На основе оценки навыков сотрудников получится определить основную цель и задачи обучения.
Совет: не стоит пытаться с помощью одного курса обучить сразу всех и всему. Сотрудников можно разделить на группы по уровню знаний и сделать несколько курсов разной сложности. Тематически близкие курсы можно объединить в программу, рассчитанную на несколько месяцев обучения.
Шаг 2. Спланировать курс
Для создания онлайн-курса нужно составить план, выбрать форматы обучения и подготовить учебные материалы. Сначала нужно определить тип курса:
- Информационный. Например, чтобы рассказать новым сотрудникам о правилах компании, продукции, охране труда и т. д.
Пример информационного курса:
Часто всю эту информацию «упаковывают» в welcome-тренинг для новичков, о нюансах которого можно прочитать в статье из нашего блога.
- Обучающий. Нацелен на развитие новых навыков или отработку имеющихся. Такие материалы создают под разные должности, они отличаются разной сложностью и требуют больше времени на сбор материала.
Пример курса для менеджеров по работе с клиентами:
В зависимости от типа курса легче составить план. Поскольку обучающий курс по основам телефонных продаж будет существенно отличаться количеством практики от презентации о дресс-коде и правилах компании.
Составить чёткий план
Чтобы выстроить онлайн-курс логично, нужно расположить этапы от простого к сложному и прописать содержание всех модулей.
Совет: долгие курсы утомят сотрудников, поэтому лучше заранее рассчитать длительность обучения. Лучше всего, чтобы сотрудники могли его пройти за один или два раза. То есть один курс в общей сложности должен занимать не более одного часа.
Выбрать формат
Каждый модуль должен состоять из теоретического и практического блока. Существуют разные форматы, которые можно комбинировать.
Выбор форматов зависит от возможностей отдела обучения компании. Например, проще всего сделать курс из текстовых файлов с тестами. Но для сотрудников такое обучение может быть скучным.
Интерактивные слайдовые курсы — наиболее выигрышный формат. Можно добавить текст, видеоуроки, кликабельные области, внедрить разветвлённый сюжет, выбор реплик для общения с покупателями и многое другое. Создание такого курса только кажется сложным, на самом деле с ним справится даже новичок без опыта в педагогическом дизайне.
После выбора форматов нужно вернуться к плану и подробнее описать содержание каждого модуля. При вёрстке курса проще опираться на готовую структуру.
Подготовить материалы
Готовый онлайн-курс должен содержать полезную и актуальную информацию. Источниками материала могут быть:
- Эксперты компании. Руководители и специалисты с большим опытом лучше других владеют нюансами бизнес-процессов компании, поэтому могут помочь с кейсами и теоретическим материалом.
- Литература и вебинары по теме. Необходимую информацию можно найти в книгах и на вебинарах с экспертами других компаний.
- HR-конференции. На мероприятиях по развитию персонала можно обогатиться идеями разработчиков курсов и вдохновиться другими обучающими проектами.
Собранный материал нужно переработать и уменьшить до коротких тезисов или 5-минутных видеоуроков. Информация должна легко восприниматься.
Шаг 3. Создать обучающие материалы
Для создания онлайн-курсов потребуется специальная программа с набором инструментов под те форматы, которые были выбраны. Рекомендуем прочитать статью из нашего блога «Программы для создания электронных онлайн-курсов».
Обычно конструкторы курсов устанавливаются на ПК. Если специалист без опыта в создании подобных учебных материалов, лучше выбирать программы с понятным интерфейсом.
Во многих конструкторах курсов можно использовать готовые шаблоны. Останется только добавить текст из подготовленного документа, разместить картинки, графики. При необходимости можно записать видеоурок с веб-камеры или скринкаст для демонстрации действий преподавателя.
Чтобы учебный материал получился наглядным и интересным, мы подготовили несколько рекомендаций на примере реальных онлайн-курсов.
1. Понятное управление курсом и навигация
Сотрудники должны видеть, как пошагово будут развивать конкретный навык. Когда есть цель, у пользователей появляется стремление к достижению результата.
Кроме того, сотрудники обладают разной степенью цифровой грамотности. Поэтому на первых слайдах нужно объяснить правила прохождения онлайн-курса: куда можно нажимать, где посмотреть содержание, как вернуться на предыдущий слайд.
2. Чем меньше текста, тем лучше
Нужно экономить время сотрудников и постараться сделать максимальную выжимку из собранного материала: книг и выступлений экспертов.
Нужно следовать правилу «Один слайд = одна мысль».
Совет: для тех сотрудников, которые хотят глубже погрузиться в тему, можно оставить кликабельную ссылку на подробный видеоурок или электронный учебник. Онлайн-курс — это основа, к которой можно прикреплять различные материалы для детального ознакомления. Так обучение станет ещё эффективнее.
3. Больше визуальных элементов, но в меру
Картинки, анимация, видео, динамичные графики — всё это сделает обучение увлекательнее. Курс можно превратить в игру. Например, сделать наставником анимационного персонажа, который будет проводником по учебному материалу.
4. Разветвлённый сюжет
С помощью разветвлённого сценария можно сделать онлайн-курс, где от действий персонажа будет зависеть развитие сюжета.
Такой принцип используется в диалоговых тренажёрах. Если менеджер выбрал неправильную фразу, то настроение клиента портится. Нужно искать выход из конфликтной ситуации или начинать беседу заново.
5. Разные типы тестов и заданий
Стандартное задание из тестов — выбрать один или несколько правильных ответов. Но в современных конструкторах курсов есть значительно больше типов заданий, что делает обучение интереснее.
В некоторых конструкторах курсов можно создавать интерактивные задания с помощью триггеров — клик мыши по конкретным областям запускает какое-то действие. Например, так сделано задание на выбор объектов или поиск ошибок в этом примере:
Шаг 4. Выбрать платформу для курса
Готовый курс нужно сохранить и опубликовать в системе дистанционного обучения (LMS). Существует множество современных LMS. В нашем блоге есть подробная статья с обзором 8 популярных платформ для обучения, которая может помочь определиться с выбором.
При выборе платформы нужно учитывать, какие инструменты могут понадобиться компании для обучения сотрудников. Современные LMS обычно обладают следующими функциями:
- Размещение курсов и база знаний. Все учебные материалы хранятся в одном месте: не только онлайн-курсы, но и различные документы, инструкции, презентации. Сотрудники могут в любое время обратиться к необходимому файлу или курсу.
- Автоматизация обучения. Автоматическое назначение людей на курсы, рассылка уведомлений, проверка тестов, выдача сертификатов. Всё это упрощает работу сотрудников отдела обучения.
- Геймификация. LMS может сделать обучение интереснее: начисление баллов за прохождение уроков, выдача бейджей (наград) и сертификатов, рейтинги, магазин подарков за достижения и т. д.
- Сбор аналитики. Система собирает детальные данные по каждому курсу: сколько человек его прошли, в каких вопросах допустили ошибки, сколько времени ушло на обучение и т. д. Анализ позволяет оценить обученность каждого сотрудника и сделать курсы ещё эффективнее.
- Корпоративная среда. Можно сделать наглядную организационную структуру, чтобы было понятно, кто и за какую задачу отвечает, оформить платформу в стиле компании.
- Интеграция с HR-системами. Платформу можно связать с другими сервисами и программами: «1C:ЗУП», Zoom, «Битрикс24» и т. д. Это позволяет расширить возможности LMS и настроить автоматический перенос данных сотрудников.
- Высокая безопасность. В системе будут храниться данные компании, поэтому нужно выбирать LMS, обеспечивающую высокую безопасность: например, серверы которой находятся в РФ.
Шаг 5. Внедрить обучение в компании
После создания курса и выбора LMS не нужно торопиться. Для начала стоит протестировать учебный материал с помощью фокус-группы, чтобы выявить ошибки и другие недочёты.
Для фокус-группы достаточно 7–10 активных сотрудников, которые помогут выявить слабые и сильные места курса. Обратную связь можно собрать с помощью анкет и опросов. Это позволит подкорректировать курс перед запуском для всех сотрудников.
Кроме того, важно регулярно проверять эффективность курса. Например, сравнивать показатели бизнес-процессов до и после обучения, а также наблюдать за данными в отчётах, которые автоматически формируются в LMS.
Онлайн-курсы нужно обновлять: прислушиваться к потребностям сотрудников, создавать новые материалы, работать над системой мотивации.
Решения iSpring для онлайн-обучения сотрудников
Для онлайн-обучения сотрудников потребуется два основных инструмента: конструктор курсов и LMS. Экосистема iSpring предлагает оба решения: конструктор iSpring Suite и платформу iSpring Learn.
iSpring Suite — конструктор онлайн-курсов
В iSpring Suite есть все необходимые инструменты: создание интерактивных онлайн-курсов, диалоговых тренажёров, запись видеолекций и скринкастов, тесты с 14 типами заданий, библиотека с фонами, иконками, готовыми персонажами.
Обучающий материал автоматически подстроится под разные размеры экрана, поэтому курсы удобно проходить с любых устройств.
iSpring Learn — платформа дистанционного обучения
В iSpring Learn курсы из iSpring Suite можно опубликовать в один клик. LMS можно адаптировать под задачи обучения и оформить в стиле компании.
Кейс: в компании «Современные горные технологии» выбрали iSpring Learn, чтобы обучать 1800 сотрудников. Инженеры со смартфона могут зайти в LMS и посмотреть курсы и техническую документацию. В итоге благодаря запуску обучения на платформе снизили количество ошибок на 29,63% за полгода.
На платформе можно настроить автоматическое назначение сотрудников на курс, отправку уведомлений, начисление баллов, выдачу сертификатов, формирование отчётов, а также подключить интеграцию с HR-системами и различными сервисами.
Резюме
Итак, для создания и запуска онлайн-курсов в компании нужно следовать пяти основным шагам:
- Определить цели обучения. Провести диагностику бизнес-процессов, выявить ошибки и слабо развитые навыки сотрудников. Это позволит наметить направления, в которых нужно развивать персонал.
- Составить план курса. Создать структуру, определить темы, форматы для отработки навыков. Наполнить план экспертным учебным материалом.
- Создать онлайн-курс. Потребуется конструктор курсов с нужными функциями. Кроме того, чтобы материал получился интересным и эффективным, нужно следовать некоторым правилам. Например, меньше текста и больше наглядности.
- Выбрать LMS. Готовый курс нужно разместить в системе дистанционного обучения. LMS сделает обучение в компании ещё более удобным и интерактивным благодаря автоматизации и геймификации.
- Оценить созданный курс. Перед запуском обучения для всех сотрудников нужно протестировать курс. Собрать фокус-группу, провести опросы и прислушаться к мнению участников.
После внедрения обучения в компании нужно постоянно наблюдать за результатами: оценивать эффективность, обновлять курсы и выявлять новые потребности сотрудников.
Таким образом, для онлайн-обучения персонала нет особых сложностей. Достаточно следовать некоторым принципам оформления и иметь инструменты для вёрстки и размещения курсов.