Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство

Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство

Онлайн-курсы — удобный формат для обучения персонала. Сотрудники могут учиться в любое время: смотреть видеоуроки, листать слайды, отрабатывать навыки с помощью тестов и тренажёров.

На связи команда iSpring. Это двадцать первая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 12 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

14. Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы

15. Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

16. Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

17. Тренды корпоративного обучения в 2024 году

18. Рескиллинг и апскиллинг: что это в корпоративном обучении

19. 10 современных методов обучения персонала

20. 7 лучших систем тестирования персонала

В онлайн-формате важно удержать внимание сотрудников, поэтому материал должен быть не только полезным, но и интересным. В этой статье рассказываем и показываем на реальных примерах, как создать эффективный и увлекательный онлайн-курс для сотрудников.

Шаг 1. Определить цели и потребности обучения

На этом этапе необходимо лучше узнать своих сотрудников: выявить потребности в обучении и соотнести с целями бизнеса. То есть провести полноценную оценку профессиональных умений сотрудников, выявить ошибки в бизнес-процессах, которые затормаживают развитие компании.

Для этого можно использовать следующие способы:

Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство

Подробнее о том, как провести оценку знаний сотрудников и какие методы использовать, можно узнать из нашей статьи.

На основе оценки навыков сотрудников получится определить основную цель и задачи обучения.

Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство

Совет: не стоит пытаться с помощью одного курса обучить сразу всех и всему. Сотрудников можно разделить на группы по уровню знаний и сделать несколько курсов разной сложности. Тематически близкие курсы можно объединить в программу, рассчитанную на несколько месяцев обучения.

Шаг 2. Спланировать курс

Для создания онлайн-курса нужно составить план, выбрать форматы обучения и подготовить учебные материалы. Сначала нужно определить тип курса:

  • Информационный. Например, чтобы рассказать новым сотрудникам о правилах компании, продукции, охране труда и т. д.

Пример информационного курса:

Часто всю эту информацию «упаковывают» в welcome-тренинг для новичков, о нюансах которого можно прочитать в статье из нашего блога.

  • Обучающий. Нацелен на развитие новых навыков или отработку имеющихся. Такие материалы создают под разные должности, они отличаются разной сложностью и требуют больше времени на сбор материала.

Пример курса для менеджеров по работе с клиентами:

Онлайн-курс компании Tele2 «Эмоциональная компетентность»: <a href="https://cdn4.ispringsolutions.com/demos/ru/ispring-suite/emocionalnaja-kompetentnost/index.html?isv=7750f525d5004542b70bd9b0723ec4f5.1717932603.-1725941641" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">1 часть</a> и <a href="https://cdn4.ispringsolutions.com/demos/ru/ispring-suite/emocionalnaja-kompetentnost-2/index.html?isv=7750f525d5004542b70bd9b0723ec4f5.1717932604.-1725941641" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">2 часть</a>
Онлайн-курс компании Tele2 «Эмоциональная компетентность»: 1 часть и 2 часть

В зависимости от типа курса легче составить план. Поскольку обучающий курс по основам телефонных продаж будет существенно отличаться количеством практики от презентации о дресс-коде и правилах компании.

Составить чёткий план

Чтобы выстроить онлайн-курс логично, нужно расположить этапы от простого к сложному и прописать содержание всех модулей.

Так может выглядеть схема онлайн-курса для обучения менеджеров продажам B2C
Так может выглядеть схема онлайн-курса для обучения менеджеров продажам B2C

Совет: долгие курсы утомят сотрудников, поэтому лучше заранее рассчитать длительность обучения. Лучше всего, чтобы сотрудники могли его пройти за один или два раза. То есть один курс в общей сложности должен занимать не более одного часа.

Выбрать формат

Каждый модуль должен состоять из теоретического и практического блока. Существуют разные форматы, которые можно комбинировать.

Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство
Как создать онлайн-курс с нуля: полное руководство

Выбор форматов зависит от возможностей отдела обучения компании. Например, проще всего сделать курс из текстовых файлов с тестами. Но для сотрудников такое обучение может быть скучным.

Интерактивные слайдовые курсы — наиболее выигрышный формат. Можно добавить текст, видеоуроки, кликабельные области, внедрить разветвлённый сюжет, выбор реплик для общения с покупателями и многое другое. Создание такого курса только кажется сложным, на самом деле с ним справится даже новичок без опыта в педагогическом дизайне.

После выбора форматов нужно вернуться к плану и подробнее описать содержание каждого модуля. При вёрстке курса проще опираться на готовую структуру.

Нужно расписать все модули: указать темы, форматы заданий, визуальные элементы
Нужно расписать все модули: указать темы, форматы заданий, визуальные элементы

Подготовить материалы

Готовый онлайн-курс должен содержать полезную и актуальную информацию. Источниками материала могут быть:

  • Эксперты компании. Руководители и специалисты с большим опытом лучше других владеют нюансами бизнес-процессов компании, поэтому могут помочь с кейсами и теоретическим материалом.
  • Литература и вебинары по теме. Необходимую информацию можно найти в книгах и на вебинарах с экспертами других компаний.
  • HR-конференции. На мероприятиях по развитию персонала можно обогатиться идеями разработчиков курсов и вдохновиться другими обучающими проектами.

Собранный материал нужно переработать и уменьшить до коротких тезисов или 5-минутных видеоуроков. Информация должна легко восприниматься.

Шаг 3. Создать обучающие материалы

Для создания онлайн-курсов потребуется специальная программа с набором инструментов под те форматы, которые были выбраны. Рекомендуем прочитать статью из нашего блога «Программы для создания электронных онлайн-курсов».

Обычно конструкторы курсов устанавливаются на ПК. Если специалист без опыта в создании подобных учебных материалов, лучше выбирать программы с понятным интерфейсом.

Во многих конструкторах курсов можно использовать готовые шаблоны. Останется только добавить текст из подготовленного документа, разместить картинки, графики. При необходимости можно записать видеоурок с веб-камеры или скринкаст для демонстрации действий преподавателя.

Например, в конструкторе курсов iSpring Suite онлайн-курсы создаются по типу презентаций в PowerPoint, поэтому собрать курс сможет любой сотрудник отдела обучения
Например, в конструкторе курсов iSpring Suite онлайн-курсы создаются по типу презентаций в PowerPoint, поэтому собрать курс сможет любой сотрудник отдела обучения

Чтобы учебный материал получился наглядным и интересным, мы подготовили несколько рекомендаций на примере реальных онлайн-курсов.

1. Понятное управление курсом и навигация

Сотрудники должны видеть, как пошагово будут развивать конкретный навык. Когда есть цель, у пользователей появляется стремление к достижению результата.

Кроме того, сотрудники обладают разной степенью цифровой грамотности. Поэтому на первых слайдах нужно объяснить правила прохождения онлайн-курса: куда можно нажимать, где посмотреть содержание, как вернуться на предыдущий слайд.

Пример хорошо оформленного слайда с управлением и навигацией
Пример хорошо оформленного слайда с управлением и навигацией

2. Чем меньше текста, тем лучше

Нужно экономить время сотрудников и постараться сделать максимальную выжимку из собранного материала: книг и выступлений экспертов.

Нужно следовать правилу «Один слайд = одна мысль».

<a href="https://cdn4.ispringsolutions.com/demos/ru/ispring-suite/potential-b2b-clients/index.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">В онлайн-курсе Tele2</a> слайды не перегружены текстом, информация воспринимается легко
В онлайн-курсе Tele2 слайды не перегружены текстом, информация воспринимается легко

Совет: для тех сотрудников, которые хотят глубже погрузиться в тему, можно оставить кликабельную ссылку на подробный видеоурок или электронный учебник. Онлайн-курс — это основа, к которой можно прикреплять различные материалы для детального ознакомления. Так обучение станет ещё эффективнее.

3. Больше визуальных элементов, но в меру

Картинки, анимация, видео, динамичные графики — всё это сделает обучение увлекательнее. Курс можно превратить в игру. Например, сделать наставником анимационного персонажа, который будет проводником по учебному материалу.

<a href="https://cdn4.ispringsolutions.com/demos/ru/ispring-suite/time-management/index.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">В онлайн-курсе по тайм-менеджменту</a> получилось создать путешествие во времени
В онлайн-курсе по тайм-менеджменту получилось создать путешествие во времени

4. Разветвлённый сюжет

С помощью разветвлённого сценария можно сделать онлайн-курс, где от действий персонажа будет зависеть развитие сюжета.

Такой принцип используется в диалоговых тренажёрах. Если менеджер выбрал неправильную фразу, то настроение клиента портится. Нужно искать выход из конфликтной ситуации или начинать беседу заново.

Индикатор настроения клиента демонстрирует сотруднику, что он выбирает неправильные реплики
Индикатор настроения клиента демонстрирует сотруднику, что он выбирает неправильные реплики

5. Разные типы тестов и заданий

Стандартное задание из тестов — выбрать один или несколько правильных ответов. Но в современных конструкторах курсов есть значительно больше типов заданий, что делает обучение интереснее.

Например, так выглядит задание на сопоставление
Например, так выглядит задание на сопоставление

В некоторых конструкторах курсов можно создавать интерактивные задания с помощью триггеров — клик мыши по конкретным областям запускает какое-то действие. Например, так сделано задание на выбор объектов или поиск ошибок в этом примере:

Сотрудник должен кликать на нарушения, которые обнаружил. Правильные результаты отображаются в чек-листе и сопровождаются комментариями
Сотрудник должен кликать на нарушения, которые обнаружил. Правильные результаты отображаются в чек-листе и сопровождаются комментариями

Шаг 4. Выбрать платформу для курса

Готовый курс нужно сохранить и опубликовать в системе дистанционного обучения (LMS). Существует множество современных LMS. В нашем блоге есть подробная статья с обзором 8 популярных платформ для обучения, которая может помочь определиться с выбором.

Например, так выглядит дашборд с размещёнными курсами в LMS iSpring Learn
Например, так выглядит дашборд с размещёнными курсами в LMS iSpring Learn

При выборе платформы нужно учитывать, какие инструменты могут понадобиться компании для обучения сотрудников. Современные LMS обычно обладают следующими функциями:

  • Размещение курсов и база знаний. Все учебные материалы хранятся в одном месте: не только онлайн-курсы, но и различные документы, инструкции, презентации. Сотрудники могут в любое время обратиться к необходимому файлу или курсу.
  • Автоматизация обучения. Автоматическое назначение людей на курсы, рассылка уведомлений, проверка тестов, выдача сертификатов. Всё это упрощает работу сотрудников отдела обучения.
  • Геймификация. LMS может сделать обучение интереснее: начисление баллов за прохождение уроков, выдача бейджей (наград) и сертификатов, рейтинги, магазин подарков за достижения и т. д.
  • Сбор аналитики. Система собирает детальные данные по каждому курсу: сколько человек его прошли, в каких вопросах допустили ошибки, сколько времени ушло на обучение и т. д. Анализ позволяет оценить обученность каждого сотрудника и сделать курсы ещё эффективнее.
  • Корпоративная среда. Можно сделать наглядную организационную структуру, чтобы было понятно, кто и за какую задачу отвечает, оформить платформу в стиле компании.
  • Интеграция с HR-системами. Платформу можно связать с другими сервисами и программами: «1C:ЗУП», Zoom, «Битрикс24» и т. д. Это позволяет расширить возможности LMS и настроить автоматический перенос данных сотрудников.
  • Высокая безопасность. В системе будут храниться данные компании, поэтому нужно выбирать LMS, обеспечивающую высокую безопасность: например, серверы которой находятся в РФ.
С помощью LMS можно сделать полноценный онлайн-университет. Например, <a href="https://www.ispring.ru/elearning-insights/adaptaciya-modulbank" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">в «МодульБанке» выбрали iSpring Learn</a> и оформили платформу в стиле компании
С помощью LMS можно сделать полноценный онлайн-университет. Например, в «МодульБанке» выбрали iSpring Learn и оформили платформу в стиле компании

Шаг 5. Внедрить обучение в компании

После создания курса и выбора LMS не нужно торопиться. Для начала стоит протестировать учебный материал с помощью фокус-группы, чтобы выявить ошибки и другие недочёты.

Для фокус-группы достаточно 7–10 активных сотрудников, которые помогут выявить слабые и сильные места курса. Обратную связь можно собрать с помощью анкет и опросов. Это позволит подкорректировать курс перед запуском для всех сотрудников.

Кроме того, важно регулярно проверять эффективность курса. Например, сравнивать показатели бизнес-процессов до и после обучения, а также наблюдать за данными в отчётах, которые автоматически формируются в LMS.

Отчёты позволяют узнать, насколько успешно сотрудники проходят курсы. Если они вообще не заходят на платформу, стоит подумать о том, как их вовлекать и мотивировать
Отчёты позволяют узнать, насколько успешно сотрудники проходят курсы. Если они вообще не заходят на платформу, стоит подумать о том, как их вовлекать и мотивировать

Онлайн-курсы нужно обновлять: прислушиваться к потребностям сотрудников, создавать новые материалы, работать над системой мотивации.

Решения iSpring для онлайн-обучения сотрудников

Для онлайн-обучения сотрудников потребуется два основных инструмента: конструктор курсов и LMS. Экосистема iSpring предлагает оба решения: конструктор iSpring Suite и платформу iSpring Learn.

iSpring Suite — конструктор онлайн-курсов

В iSpring Suite есть все необходимые инструменты: создание интерактивных онлайн-курсов, диалоговых тренажёров, запись видеолекций и скринкастов, тесты с 14 типами заданий, библиотека с фонами, иконками, готовыми персонажами.

В iSpring Suite есть конструктор персонажей, в котором можно создать уникальных героев онлайн-курса
В iSpring Suite есть конструктор персонажей, в котором можно создать уникальных героев онлайн-курса

Обучающий материал автоматически подстроится под разные размеры экрана, поэтому курсы удобно проходить с любых устройств.

iSpring Learn — платформа дистанционного обучения

В iSpring Learn курсы из iSpring Suite можно опубликовать в один клик. LMS можно адаптировать под задачи обучения и оформить в стиле компании.

Вместе с платформой iSpring Learn предоставляется мобильное приложение
Вместе с платформой iSpring Learn предоставляется мобильное приложение

Кейс: в компании «Современные горные технологии» выбрали iSpring Learn, чтобы обучать 1800 сотрудников. Инженеры со смартфона могут зайти в LMS и посмотреть курсы и техническую документацию. В итоге благодаря запуску обучения на платформе снизили количество ошибок на 29,63% за полгода.

На платформе можно настроить автоматическое назначение сотрудников на курс, отправку уведомлений, начисление баллов, выдачу сертификатов, формирование отчётов, а также подключить интеграцию с HR-системами и различными сервисами.

В iSpring Learn можно проводить разные способы оценки сотрудников. Например, методом «360 градусов»
В iSpring Learn можно проводить разные способы оценки сотрудников. Например, методом «360 градусов»

Резюме

Итак, для создания и запуска онлайн-курсов в компании нужно следовать пяти основным шагам:

  • Определить цели обучения. Провести диагностику бизнес-процессов, выявить ошибки и слабо развитые навыки сотрудников. Это позволит наметить направления, в которых нужно развивать персонал.
  • Составить план курса. Создать структуру, определить темы, форматы для отработки навыков. Наполнить план экспертным учебным материалом.
  • Создать онлайн-курс. Потребуется конструктор курсов с нужными функциями. Кроме того, чтобы материал получился интересным и эффективным, нужно следовать некоторым правилам. Например, меньше текста и больше наглядности.
  • Выбрать LMS. Готовый курс нужно разместить в системе дистанционного обучения. LMS сделает обучение в компании ещё более удобным и интерактивным благодаря автоматизации и геймификации.
  • Оценить созданный курс. Перед запуском обучения для всех сотрудников нужно протестировать курс. Собрать фокус-группу, провести опросы и прислушаться к мнению участников.

После внедрения обучения в компании нужно постоянно наблюдать за результатами: оценивать эффективность, обновлять курсы и выявлять новые потребности сотрудников.

Таким образом, для онлайн-обучения персонала нет особых сложностей. Достаточно следовать некоторым принципам оформления и иметь инструменты для вёрстки и размещения курсов.

55
Начать дискуссию