Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

Мобильное обучение повышает вовлечённость сотрудников на 72% и ускоряет развитие навыков на 17%. Это ведёт к снижению ошибок в работе и развитию потенциала компаний.

В этой статье рассказываем, что такое мобильное обучение, в чём его преимущества и недостатки, как его применять на примерах крупных компаний.

На связи команда iSpring. Это шестнадцатая работа из цикла информационных статей, посвященных онлайн-обучению.

Мы рассказываем об актуальных инструментах из сферы корпоративного обучения и объясняем, как эффективно их использовать в работе💻.

Другие статьи📓:

1. Как создать электронный курс в SCORM-формате для обучения сотрудников

2. Педагогический дизайн – 7 принципов при разработке электронных курсов

3. Обзор 9 СДО для корпоративного обучения на российском рынке

4. 10 платформ и конструкторов для создания онлайн-курсов

5. Система дистанционного обучения (СДО): почему компаниям стоит внедрять LMS

6. Обзор Articulate 360: Storyline и Rise — 4 российских аналога

7. 6 российских аналогов SAP SuccessFactors: обзор систем для развития персонала

8. Welcome-тренинг для новых сотрудников: 7 решений от HR

9. Обзор системы Moodle: как использовать в России

10. Гайд по организации дистанционного обучения на примере 7 российских компаний

11. Оценка «360 градусов»: кейсы 7 компаний — от гигантов до новичков

12. Аналоги Moodle: 10 платформ для компаний и вузов

13. Электронное обучение в России: как eLearning меняет бизнес-процессы в компаниях

14. Геймификация в онлайн-обучении персонала: плюсы и минусы

15. Оценка эффективности обучения персонала: 5 метрик и 5 методов

Что такое мобильное обучение сотрудников

Мобильное обучение (M-learning) — это вид цифрового или электронного обучения, суть которого в возможности изучать учебный материал на смартфоне или планшете. Таким образом, сотрудники могут проходить онлайн-курсы и тесты, смотреть видеоуроки, презентации в любое время. Например, по пути на работу или на отдыхе.

На смартфоне или планшете так же удобно просматривать курсы, как и на ноутбуке
На смартфоне или планшете так же удобно просматривать курсы, как и на ноутбуке

В мобильном обучении используют метод микрообучения, или усвоения материала «небольшими порциями». Прохождение одного курса занимает не больше 10–15 минут, то есть сотрудник учится короткими блоками, а в конце проходит тест для закрепления знаний.

Например, рабочие инструкции не должны состоять из файлов по 100 страниц. В соответствии с методикой микрообучения нужно размещать основные тезисы на 5–7 слайдах с картинками и графиками, с которыми можно взаимодействовать: листать и увеличивать объекты, чтобы лучше их рассмотреть.

Виды мобильного обучения

Для успешного запуска мобильного обучения в компании нужно подумать, где размещать учебные материалы.

Основное средство мобильного обучения — это приложение для Android и iOS, которое можно самостоятельно разработать или приобрести вместе с LMS (системой дистанционного обучения).

Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить
Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

С точки зрения интерактивности выигрывает создание мобильного приложения. Но такой вариант может оказаться дорогим для компаний с ограниченным бюджетом.

LMS с нужным набором функций можно запустить за один день и проводить на платформе полноценное электронно-мобильное обучение. Сотрудник сможет выбрать, с какого устройства ему удобнее учиться в конкретный момент. Например, подключаться на вебинар с ноутбука, а проходить короткие онлайн-курсы со смартфона по пути на работу.

Форматы мобильного обучения

Способы проведения мобильного обучения могут быть разные — от курсов в виде слайдовых презентаций до увлекательных подкастов. Каждый метод мобильного обучения работает по-разному для каждого человека в зависимости от того, как сотруднику проще усваивать информацию.

В этом случае не приводим список плюсов и минусов, потому что для понимания аудитории нужно проводить опросы, узнавать о её предпочтениях и тестировать разные форматы.

Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить
Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить
Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить
Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

По данным норвежского исследователя в области технологий обучения Майкла Яннакоса, 95% компаний используют видеоуроки, потому что считают этот формат более вовлекающим. Но всё-таки лучше сочетать разные формы подачи учебного материала.

Например, сотрудник сможет освежить знания с помощью быстрого просмотра текстовой лекции или слайдовых курсов, в дороге послушать подкасты с кейсами экспертов, вечером развлечься и отработать навыки с помощью игр и тренажёров.

Возможности мобильного обучения для компании

Компаниям выгодно запускать мобильное обучение сотрудников, потому что оно ведёт к следующим результатам:

  • Ускоряется обучение и адаптация новичков. По данным исследовательской компании Towards Maturity, сотрудники в два раза быстрее развивают новый навык из-за доступности обучения и увлекательных форм подачи материала.
  • Снижается количество ошибок в бизнес-процессах. Использование тренажёров для отработки навыков помогает улучшить рабочие процессы в компании. Как заметили в компании «ЭкоНика», после введения мобильного обучения снизился процент ошибок в сервисном обслуживании, так как инженеры имеют все материалы по обслуживанию техники всегда под рукой.
  • Увеличивается мотивация сотрудников к учёбе и работе. Мобильное обучение, особенно с использованием интерактивных и игровых методов, может увеличить вовлечённость сотрудников. Это приводит к улучшению результатов обучения и общей производительности организации.
  • Уменьшаются затраты на обучение. Мобильное обучение выходит выгоднее, чем очное. По данным исследований компании Deloitte, мобильное обучение может снизить затраты на обучение до 50%, поскольку оно не требует дополнительных расходов на аренду помещений, печатный материал и прочие операционные расходы. Это особенно важно компаниям с ограниченным бюджетом на обучение.
  • Легко поддерживать актуальность обучающих программ. Это преимущество касается LMS с возможностью обучения на смартфоне. На платформе можно сделать новые тесты, курсы или добавить новые документы. Из-за быстрой синхронизации сотрудники моментально получат актуальные материалы в приложении.

Преимущества мобильного обучения для сотрудников

Благодаря мобильному обучению сотрудники получают возможность постоянно развивать свои навыки в любое удобное время, а не только на очных семинарах.

  • Доступ к обучающему контенту 24/7. Если сотрудник в процессе работы что-то забыл из пройденного материала, он в любой момент может посмотреть лекции, видеоуроки, инструкции.
  • Эффективный самоконтроль. Доступ ко всем ошибкам сразу после прохождения тестов или обучения на тренажёрах позволяет сотрудникам самостоятельно оценить, какие темы изучены хуже, чтобы их повторить. Эта возможность улучшает самодисциплину.
  • Удобная обратная связь. Сотрудники не остаются один на один с обучением. В чатах и на форумах можно задать вопрос наставникам, а также обсудить сложные задания с коллегами.
  • Настройка планов обучения под каждого сотрудника. Сотрудники могут получать только те обучающие материалы, которые нужны им для развития конкретных компетенций. Некоторые LMS используют искусственный интеллект для персонализации курсов и рекомендаций для сотрудников.
  • Сотрудники могут участвовать в улучшении обучения. Каждый пользователь может оценить учебные материалы, оставить свои пожелания, которые сделают обучение ещё эффективнее.
  • Учёба напоминает игру. Использование геймификации позволяет превратить любое изучение учебных материалов в игру. За прохождение курсов начисляются баллы и бейджи (награды) — это ведёт к повышению в рейтинге лучших сотрудников.
В большинстве современных LMS есть возможность включения геймификации. Отображение списка наград в личном кабинете мотивирует сотрудника продолжать обучение
В большинстве современных LMS есть возможность включения геймификации. Отображение списка наград в личном кабинете мотивирует сотрудника продолжать обучение

Кроме того, запуск M-learning в компании может вести к достижению более глобальной цели — распространению идеи непрерывного обучения. Суть концепции в том, что человек имеет возможность учиться всю жизнь, а не только во время студенчества. Такой подход стимулирует людей развиваться и достигать карьерных высот в любом возрасте.

Сложности мобильного обучения

Кроме преимуществ есть и некоторые недостатки, с которыми можно столкнуться.

  • Отвлекающие факторы. Когда пользователь учится на мобильном устройстве, он может отвлекаться на уведомления, просмотр новостей, общение в соцсетях. Мобильное обучение требует высокой самоорганизации.
  • Неудобно просматривать документы. Из-за маленького размера экрана не все файлы могут корректно отображаться и легко читаться. При введении мобильного обучения в компании нужно это учитывать и делать контент с крупным текстом, графиками и другими элементами.
  • Трудно освоить. С этой проблемой могут столкнуться разные сотрудники, особенно старшего поколения, из-за недостаточного уровня цифровой грамотности.

Важно учитывать все возможные проблемы и подготовить сотрудников к мобильному обучению: обеспечить техническую поддержку, учитывать небольшой размер экрана при создании материалов.

Чтобы помочь сотрудникам с самодисциплиной, можно предложить включить на смартфоне функцию «Фокусирование» — в обозначенный промежуток времени уведомления не будут приходить и отвлекать от учёбы.

Применение мобильного обучения

Основная цель запуска мобильного обучения — это развитие сотрудников, в процессе которого компания решает несколько основных задач.

1. Адаптация новых сотрудников. Сотрудник может познакомиться с компанией, пройти входное тестирование, изучить материал по своим рабочим задачам. Это удобно, потому что новичок всегда может обратиться к справочной информации с телефона.

В компании S8 Capital новички могут пройти welcome-тренинг на платформе iSpring Learn со смартфона или ПК
В компании S8 Capital новички могут пройти welcome-тренинг на платформе iSpring Learn со смартфона или ПК

У нас уже есть подробная статья о том, как проводить welcome-тренинг, в которой можно узнать больше о способах адаптации сотрудников.

2. Развитие профессиональных навыков (hard skills). Обучать нужно не только новичков, но и вообще всех сотрудников, позволяя им улучшить имеющиеся навыки и развить новые.

Сотрудники с помощью обучения на смартфоне могут:

  • знакомиться с теоретическими знаниями;
  • проверять знания с помощью тестов;
  • получать актуальную информацию по рабочим процессам;
  • учиться работать в новых программах по видеоурокам;
  • отрабатывать практические навыки в диалоговых тренажёрах и др.
В компании «Современные горные технологии» (СГТ) используют мобильное обучение, чтобы специалисты, работающие вахтовым методом, могли обучаться в сложных условиях
В компании «Современные горные технологии» (СГТ) используют мобильное обучение, чтобы специалисты, работающие вахтовым методом, могли обучаться в сложных условиях

3. Развитие гибких навыков (soft skills). Кроме профессиональных навыков мобильное обучение поможет сотрудникам развить дополнительные, или надпрофессиональные, умения — лидерские качества, навыки коммуникации и управления конфликтами. Например, мобильные приложения могут напоминать о ежедневных медитациях для улучшения внимательности на работе.

4. Продуктовое обучение. В области продаж сотрудники должны всегда иметь актуальные знания о продуктах. Например, в компании — производителе светильников MW-LIGHT в течение года ассортимент меняется на 35%. Сотрудники смотрят презентации со смартфонов по каждому продукту, изучают характеристики и преимущества.

Пример демонстрации линеек продуктов от MW-LIGHT. При создании контента для обучения на смартфоне делать презентации читаемыми
Пример демонстрации линеек продуктов от MW-LIGHT. При создании контента для обучения на смартфоне делать презентации читаемыми

Это удобно, потому что сотрудник может находиться вне офиса, на встрече с клиентом, когда ему нужно предоставить свежую информацию о продукте.

5. Обмен опытом и коммуникация. Обучение на смартфоне упрощает взаимодействие с коллегами и наставниками. В чатах можно задавать вопросы, обмениваться опытом, обсуждать решение рабочих задач. То есть новички учатся у профессионалов. Кроме того, в обучении можно использовать чат-ботов, которые в режиме реального времени будут взаимодействовать с сотрудниками, помогать им учиться.

Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

7. Полевое обучение. Или обучение на рабочем месте. Сотрудник находится на работе, выполняет привычные задачи, при этом отмечает сделанное в чек-листе на смартфоне, отправляет фотографию рабочего места. Весь этот процесс может контролировать наставник.

В LMS iSpring Learn наставник может отметить в листах наблюдения, как сотрудник следует стандартам и правилам компании
В LMS iSpring Learn наставник может отметить в листах наблюдения, как сотрудник следует стандартам и правилам компании

8. Проведение аттестации сотрудников. Периодически нужно проводить оценку знаний сотрудников, но собрать всех в одной аудитории не всегда возможно. Проще провести тестирование, которое сотрудники могут пройти со смартфонов. Современные LMS собирают данные о результатах аттестации для последующего анализа.

<p>Сотрудник с телефона может ответить на все вопросы и отправить на проверку. Обычно система автоматически анализирует ответы и показывает ошибки</p>

Сотрудник с телефона может ответить на все вопросы и отправить на проверку. Обычно система автоматически анализирует ответы и показывает ошибки

9. Оценка компетенций сотрудников. Например, метод «Оценка 360» позволяет выявить, какими компетенциями обладает сотрудник, по мнению его коллег. Такая оценка направлена на изучение качеств всех сотрудников, чтобы делать индивидуальные программы для эффективного обучения. Пройти опрос сотрудник может как с телефона, так и с ноутбука.

10. Отслеживание результатов обучения. Руководители могут отслеживать обученность персонала со смартфона: кто и какие курсы не прошёл, в каких заданиях сотрудники чаще всего допускают ошибки.

Например, LMS iSpring Learn формирует список сотрудников, которые требуют особого внимания, так как не проходят курсы и не заходят на платформу
Например, LMS iSpring Learn формирует список сотрудников, которые требуют особого внимания, так как не проходят курсы и не заходят на платформу

Как запустить мобильное обучение в компании

Для внедрения этого типа корпоративного обучения нужно следовать пяти шагам и в процессе ответить на несколько вопросов.

1. Понять, нужно ли компании мобильное обучение. Этот тип обучения понадобится не всем. Поэтому предварительно нужно проанализировать аудиторию, провести опросы среди сотрудников.

Рассмотрим следующие примеры:

Мобильное обучение: что это такое, его преимущества и как запустить

Например, в компании Kcell есть как выездные, так и офисные сотрудники, поэтому решили внедрять электронно-мобильное обучение: «В 2022 году 90% наших сотрудников обучаются на компьютерах, а 74% — на смартфонах в приложении». Это даёт возможность сотрудникам выбирать, как им удобно учиться в определённый момент.

2. Определиться, как удобнее проводить M-learning в компании. Разрабатывать приложение силами компании? Или заказать его у программистов? А может, лучше выбрать LMS с возможностью обучения как с ПК, так и со смартфона? Первые два случая могут оказаться дорогими для компании, к тому же на разработку уйдёт много времени. Проще найти подходящую платформу LMS, оплатить подписку и начинать обучение. У нас есть полезная статья с обзором пяти платформ для мобильного обучения в компании, которая может упростить выбор.

3. Выбрать формат обучающего контента. Можно попробовать разные варианты — от видеоуроков до интерактивных курсов. Главное — следовать принципу «Меньше текста, больше наглядности», чтобы контент легко воспринимался со смартфона. Кроме того, многие LMS имеют встроенный редактор для создания микрокурсов сразу для смартфона.

4. Провести пилотный запуск и проверить, всё ли в порядке. Нужно выбрать сотрудников для фокус-группы, которая проверит удобство изучения материала. Собранные данные об опыте обучения на смартфоне помогут и внести коррективы, и улучшить обучение.

5. Следовать концепции непрерывного обучения. После первого запуска курсов нужно продолжать регулярно обучать сотрудников, повышать их мотивацию к учёбе и работе, стимулировать их развиваться, улучшать учебные материалы. Эффективное обучение персонала ведёт к успеху всей компании.

Платформа для мобильного обучения iSpring Learn

Для запуска мобильного обучения может подойти LMS iSpring Learn со всеми необходимыми инструментами. Доступ к платформе предоставляется по годовой подписке.

iSpring Learn — это платформа дистанционного обучения, где можно хранить документы и учебные материалы, создавать короткие курсы и тесты, смотреть аналитику по обучению. Дополнительно предоставляется мобильное приложение для комфортного обучения не только с ПК, но и со смартфона.

iSpring Learn имеет простой интерфейс. Сотрудники не столкнутся со сложностями использования LMS, потому что на платформе нет ничего лишнего
iSpring Learn имеет простой интерфейс. Сотрудники не столкнутся со сложностями использования LMS, потому что на платформе нет ничего лишнего

Среди основных преимуществ iSpring Learn можно выделить следующие:

  • Обучение на смартфоне без доступа в интернет. Платформа и мобильное приложение автоматически синхронизируются друг с другом. Поэтому сотрудники, которые работают вахтовым методом или находятся в самолёте без доступа к интернету, могут учиться и не переживать о том, что достижения не сохранятся.
  • Встроенный конструктор курсов для микрообучения. На платформе можно с лёгкостью собрать курсы в формате микрообучения, которые сразу отобразятся в мобильном приложении. Для создания учебных материалов не требуются разработчики.
  • Хранение инструкций и документов в базе знаний. Достаточно на платформу загрузить все нужные файлы, чтобы их мог посмотреть сотрудник со смартфона даже без доступа к интернету.
  • Геймификация. Сотрудник за прохождение курсов получает баллы и бейджи. Весь список наград отражается в личном кабинете.
  • Push-уведомления. Приложение отправляет напоминания сотрудникам о сроках прохождения курсов, уведомления о сообщениях и проверенных домашних работах.
  • Дашборд руководителя. Преимущество перед многими другими системами дистанционного обучения в том, что в мобильном приложении iSpring Learn руководители могут посмотреть статистику по обученности каждого сотрудника и результатам тестирования. Для этого не нужно лишний раз включать ПК или ноутбук.
  • Брендирование приложения. Разработчики iSpring Learn могут оформить приложение под стиль компании: использовать корпоративные цвета, иконки, сделать особый дизайн личного кабинета.

Таким образом, благодаря iSpring Learn можно реализовать электронно-мобильное обучение, которое позволит сотрудникам самим выбирать, как им удобно учиться.

Резюме

  • Мобильное обучение (M-learning) предназначено для изучения учебных материалов на смартфоне или планшете. Для этого используется обучение «небольшими порциями» или короткими блоками, то есть микрообучение.
  • Основными средствами мобильного обучения выступают приложение и смартфон или планшет сотрудника. Можно самостоятельно сделать приложение или использовать LMS с возможностью обучения на смартфоне (например, iSpring Learn).
  • Для создания контента можно использовать разные форматы: слайдовые презентации с текстом, видео и картинками, подкасты, интерактивные курсы, игры, различные тренажёры.
  • Мобильное обучение имеет множество преимуществ перед очным: доступ к материалам 24/7, эффективный самоконтроль, удобная обратная связь, игровые форматы. При этом есть и недостатки. Например, маленький размер экрана и сложность с самодисциплиной. Поэтому сотрудников нужно подготовить перед введением нового типа обучения.
  • Компании успешно применяют M-learning для разных задач: адаптации новичков, развития разных навыков сотрудников, информирования о новых продуктах, обучения на рабочем месте и т. д.
  • Платформа iSpring Learn может сделать обучение в компании удобнее. Разработчики предоставляют мобильное приложение со всем необходимым набором функций. Сотрудники могут заниматься не только с ПК, но и со смартфона.
66
4 комментария

информативно!

1

Хорошо написана статья, мне нравится очень

1

Снова всем ненужные курсы, если честно не вижу в них потенциальной необходимости, только как вид заработка на других разве что

Ценность курсов зависит от их содержания :) Для многих компаний - это самый удобный способ обучения своих сотрудников

1