Курс на онбординг: как адаптируют сотрудников в Самокате
Адаптация в компании на этапе взрывного роста — один из ключевых процессов. Но ввести в работу более 1000 человек за неделю без тщательной подготовки не получится. О том, как этот процесс организован в Самокате, и что важно учесть, рассказывают сотрудники HR-департамента Самоката.
Как мы нанимаем сотрудников
С началом пандемии спрос на доставку вырос в несколько раз. Компания начала масштабирование в другие регионы: в августе Самокат открылся в Нижнем Новгороде, а в октябре — в Казани. Появилась необходимость в новых сотрудниках доставки. Сегодня к работе в Самокате приступают от 3 тысяч человек в месяц. Это сотни людей каждый день.
Самокат — технологическая ретейл-компания. В каждом подразделении работают люди разных культур и специальностей, которые вместе создают один продукт. Наши курьеры — это учителя, инженеры, IT-специалисты, люди самых разных профессий.
Фактически Самокат — стартап, но вместе с тем — крупный бизнес с регламентами и значительной численностью сотрудников. Отсюда складываются нюансы работы HR-департамента: сотрудников нужно искать на глобальном рынке труда, если речь о разработчиках; на российском — при подборе руководителей; на рынке конкретного городского района — при найме курьеров.
До распространения пандемии COVID-19 Самокат развивал концепцию центров для курьеров и товароведов. Но еще в марте мы перевели все процессы в онлайн и удаленный режим. Теперь встречи с кандидатами проходят только в режиме видеозвонков. Документы передаются по каналам, удобным соискателям: по электронной почте и мессенджерам.
Для курьеров обязательно наличие медицинской книжки. Каждому, с кем заключается договор, мы выдаем памятку с перечнем центров, куда можно обратиться для оформления книжки. После посещения медцентра сотрудник получает справку о прохождении осмотра, еще через неделю — медкнижку.
Как проходит первый рабочий день
Курьеры. Отношения с курьерами мы строим как с клиентами, а не с наемным персоналом. Большая часть наших сотрудников — самозанятые. Нередко сотрудники, которые по каким-то причинам решили сделать перерыв в работе курьером, возвращаются обратно. В нашем случае это более 25% сотрудников.
Отдельное внимание мы уделяем адаптации курьеров на рабочем месте. Новые курьеры начинают учиться до того, как приходят на стажировку в Самокат. Они осваивают минимальный набор навыков с помощью удобного приложения с различными учебными материалами и инструкциями, а первые доставки проходят под присмотром наставника.
Особенно важны безопасность и комфорт. Мы заранее предупреждаем сотрудников, как одеться максимально комфортно, обеспечиваем их плащами и куртками. Для того чтобы научиться работе курьера в Самокате, как правило, нужно от 2-х до 4-х часов.
Офис. Онбординг офисного сотрудника в Самокате организован так, чтобы он максимально быстро адаптировался. Помимо стандартных процедур вроде представления рабочего места, необходимого оборудования и материалов, в компании проходят welcome-встречи для новых сотрудников с участием основателей. Когда эпидемиологическая обстановка позволяет, новые сотрудники посещают специальные интерактивные экскурсии: они могут выступить в роли сопровождающего курьера. Это нужно, чтобы каждый ясно понимал, как устроена работа складов, с какими трудностями сталкиваются их работники. Сейчас мы заменили очное присутствие на просмотр видео о жизни в дарсксторах.
Центры формирования заказов. Работа товароведов и директоров начинается с наставничества — адаптацией занимается сертифицированный наставник-тренер. Он сопровождает офлайн и онлайн-стажировку новичка. В виртуальном учебном классе происходит обучение и сдача экзаменов. По его итогам мы принимаем решение, готов ли человек работать самостоятельно. Экзамен предусматривает профтестирование на знание стандартов и регламентов Самоката.
Первые часы работы в компании в идеале должны быть wow-опытом. В этом направлении сделано многое, но мы продолжаем стремиться к идеалу.
О регламентах, найме и росте
Процессы собеседования и найма в Самокате строго регламентированы. Для каждой должности разработан профиль соответствия, а руководители центров формирования заказов проводят онлайн-интервью по разработанному сценарию. В профилях на все позиции заложено много качеств и навыков, связанных с лидерскими способностями. Нам важно растить кадры внутри компании — так мы снижаем риск текучки и даем возможность карьерного роста. У нас в компании немало примеров, когда за 3 месяца курьер становился директором ЦФЗ. Сегодня наши бывшие курьеры управляют целыми территориями из нескольких дарксторов. Другие переходят в офис: становятся дизайнерами и специалистами.
Для офисных сотрудников в Самокате несколько раз в год проходят опросы вовлеченности сотрудников, а раз в два месяца — большая встреча с основателями компании. Сейчас такие встречи мы перенесли в Zoom. Основатели рассказывают о текущем положении дел, делятся планами, а сотрудники — могут задать любые вопросы. К ответам на наиболее популярные из них топ-менеджеры готовятся заранее. Вопросы можно задавать и во время прямой трансляции.
Самое важное правило, которому мы следуем, — простое человеческое отношение к любому члену команды и особенно к курьеру.
Что мы делаем для снижения текучки:
- Обеспечиваем исправной техникой для работы и необходимыми средствами защиты;
- Организовываем дистанционное и очное обучение новичков;
- Настраиваем удобный график работы;
- Создаем перспективы карьерного роста в компании;
- Предлагаем включиться в интересную игру вроде поощрения за выполнение определенного числа заказов.
В подготовке статьи принимали участие Александр Пенкин, руководитель департамента обучения и развития в Самокате и Сергей Дубинников, HR-директор Самоката.
За нарушение грозят штрафы.
68% интернет-магазинов в России не используют видео — и это серьёзный удар по продажам и перспективам развития бизнеса. Видео уже стало стандартом благодаря маркетплейсам, но даже крупные бренды недооценивают формат, упуская выгоду.
Выжимка беседы Алексея Паламарчука с РБК.
В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.
Он в том числе запрещает массовые звонки без согласия, передачу SIM-карт третьим лицам и позволяет назначить «уполномоченное лицо» для подтверждения банковских операций.
Приглашаю на первую IT-рыбалку, которая пройдет 12-14 июня. Руководители студий соберутся в неформальной обстановке, чтобы обсудить проблемы, отдохнуть от суеты и душевно порыбачить.
История настолько «скандальная», что достойна экранизации, считает собеседник TechCrunch.
До этого кошелёк поддерживал только Toncoin и нативные токены блокчейна TON, а также USDT и биткоин.
Почему все курьеры чересчур вежливые? Я типнул курьера и он даже поклон сделал. Это конечно приятно, но мне не удобно.