Почему Иннополис требует обанкротить невзлетевший стартап: монолог основателя проекта Lock4Gate о работе в городе

Проект занимался технологией для управления автоматическими воротами со смартфона — но закрылся из-за долгов в 2017 году. Основатель Артур Ахметов рассказывает, что пошло не так и почему Иннополис подал на банкротство компании.

Стартап судится с городом уже с 2017 года из-за задолженности по аренде помещений. Но владельцы считают, что не всё так однозначно: они вошли в Иннополис ради обещанной поддержки, но ничего не получили. Далее — история от основателя Lock4Gate Артура Ахметова.

Идея проекта

Мы работали над сервисом для управления шлагбаумами, дверьми, воротами с телефона. Могло быть как отдельное приложение, так и связка с мессенджером: WhatsApp или Telegram.

По задумке с его помощью можно удалённо передавать права на управление, отслеживать количество посетителей и прочее. Изначально мы рассчитывали на b2c-рынок, но начали разрабатывать продукт для бизнеса, когда пришёл первый запрос от одного из детских садов в Казани. Родителям очень понравилась система.

Lock4Gate на подземной парковке в Иннополисе YouTube

Как попали в Иннополис

На старте мы стали резидентами казанского ИТ-парка, работали там год. Туда приезжали на питчи различные делегации, инвесторы. И как-то раз приехала делегация Иннополиса, рассказала про себя, пригласила команды приехать в гости на экскурсию. Мы поехали, нам всё понравилось: молодой город, университет, где есть кадры, которые в дальнейшем могли подойти для проекта.

Один из членов команды Lock4Gate был студентом этого университета. Кроме того, все четверо в команде из разных городов. Было накладно содержать для них жильё в Казани, поэтому решили попробовать поработать в Иннополисе.

Начали собирать необходимые документы. Чтобы стать резидентом, требовалось:

  • Создать юрлицо. Для регистрации юрлица также должен быть юридический адрес в Иннополисе.
  • Написать бизнес-план, рассказать, какие предполагаются обороты и способ развития.
  • Обязательно арендовать помещение в технопарке.
  • После — защитить проект на наблюдательном совете в кабинете министров при президенте республики.

В целом всё выглядело оптимистично. Мы описали все ожидания, подали заявку. Я защитил проект на совете, его поддержали, сказали, что стартап действительно интересный.

В качестве стартовой площадки предложили использовать Иннополис как город — предполагалось, что мы установим свою систему на всех парковках, в детсадах. На наблюдательном совете глава республики поручил министерствам связи и образования обратить внимание на проект и поддержать часть установки системы.

Всего на развитие проекта нам требовалось 15 млн рублей инвестиций и та административная поддержка, которую нам предложили.

Так мы оказались в Иннополисе, был октябрь-ноябрь 2016 года. Тогда там жили около 1000 человек, ещё не вся инфраструктура работала. Например, у парковок ворота хоть и были автоматическими, но открывались руками.

Мы сняли помещение в технопарке Иннополиса. Минимальная площадь офисов составляла 50–60 м², при этом цена была тоже немалая — если я в Казани снимал офис по 300–400 рублей за 1 м², то в Иннополисе цена была уже 500–600 рублей за 1 м². Технопарк был пустой, одна-две компании на этаже. Многие находились там номинально, реально не присутствовали.

Первый иск и недоделанное MVP

Мы обратились в компанию «Иннополис Сити», которая находилась при университете, под руководством Евгения Данилова, чтобы нам сделали MVP нашего продукта. Заключили договор и оплатили аванс, прототип начали делать.

В результате нам сделали устройство, которое вообще не работало. Раза три-четыре, когда мы устанавливали его на объект, нам заказчик предъявлял претензии.

Мы забирали устройство на ремонт, вновь везли заказчику — и оно переставало работать по дороге, от тряски что-то отваливалось внутри.

Почему Иннополис требует обанкротить невзлетевший стартап: монолог основателя проекта Lock4Gate о работе в городе

Затем была ситуация: закрывался отчётный период, и университет попросил подписать акты о выполненных работах, все ли косяки там исправлены. Мы подписали, но устройство нам так и не доделали.

На наши требования завершить работу у нас попросили остаток оплаты, и мы ожидали работающий прототип. В результате компания подала к нам иск — и мы по суду заплатили 50–100 тысяч рублей за недоработанное устройство. После этого стали сами искать другие способы создания прототипов.

Проблемы с арендой и закрытие

Проект развивался: мы стали полуфиналистами «Школы миллиардера» Forbes, поехали в Москву на конкурс, одновременно были резидентами двух акселераторов в Москве и Петербурге, часто туда ездили. Поэтому перестали появляться в Иннополисе.

Но расторгнуть договор аренды было нельзя, ты автоматически теряешь и резидентство. Мы предлагали отдать помещение в субаренду бизнесу, которому оно действительно нужно. Сначала Иннополис соглашался, потом говорил, что нельзя.

Надо понимать, что в Иннополисе есть три «епархии»:

  1. Сам город как административная единица, которая принадлежит Татарстану.
  2. ОЭЗ — особая экономическая зона.
  3. И университет.

Три совершенно разные организации, с каждой из которых нужно было по-разному взаимодействовать. Насчёт аренды мы говорим с городом, потом он согласовывает это с ОЭЗ. На что ОЭЗ говорит, что резидент должен снимать площадь только сам, без права субаренды, поэтому нельзя.

Ничего не могли поделать с этой площадью, она просто висела, сами там не присутствовали. Первые полгода оплачивали аренду из собственного кармана, в следующие месяцы у нас не было на это средств. Так стали заложниками аренды и должны были около двух лет платить за то, чем не пользуемся.

В итоге договор аренды был расторгнут по инициативе Иннополиса. После прилетели расторжение резидентства и, соответственно, санкции на 1,1 млн рублей с формулировкой, что мы не выдержали поддержания оборотов, количества сотрудников и прочих требований со стороны ОЭЗ к резиденту.

Получается, что мы, не получив денег и иной поддержки, заплатив за непонятные услуги, имеем иск и требование о банкротстве. Обещанной помощи по установке устройств по республике тоже не было — пару раз к нам обращались формально.

В пресс-службе ОЭЗ «Иннополис» отметили, что в целом было расторгнуто «незначительное» количество соглашений со стартапами. Сейчас в особой экономической зоне работают более 120 резидентов и партнёров.

vc.ru

Выручка у компании была нулевая. Мы выпустили первые приложения в App Store и Google Play, но они не продавались: запускали их просто в тестовом варианте. Сервис не был готов, чтобы за него просить денег. Хотели обкатать на различных кейсах: поломки, сбои и прочее.

В итоге команда без источников финансирования сперва ушла на удалёнку, потом участники занялись своими делами.

Я не хочу ставить окончательно крест на проекте. Возможно, для него ещё не самое подходящее время. Подождём, какое решение вынесет суд. А по господдержке в РФ и, в частности, Иннополисе выводы сделал: те, кто созданы поддерживать стартапы, их же и засаживают. Потом удивляемся, почему уезжают из России, чтобы делать проекты.

88
24 комментария

Добрый вечер)

Хотела бы выразить официальную позицию ОЭЗ «Иннополис». У нас чуть меньше эмоций, но всю изложенную информацию можем подтвердить. 

Компания ООО «ЛокФорГейт» получила статус резидента в 2016 году и подписала стандартное соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. Компания арендовала в технопарке ОЭЗ «Иннополис» офис площадью 53,1 кв.м. по действовавшей на тот момент льготной ставке для резидентов - 600 руб./кв.м., включая коммунальные платежи. Ставка на аналогичные по своим характеристикам офисные помещения класса А в Казани уже тогда была гораздо выше.

В результате систематических нарушений резидентом условий договора аренды сформировалась существенная задолженность, об образовании которой неоднократно управляющая компания напоминала письмами о задолженности. 27.07.2017 от ООО «Локфоргейт» в адрес АО «ОЭЗ Иннополис» поступило гарантийное письмо о погашении задолженности до конца 2017 года, но обязательства арендатором выполнены не были.

Сотрудники ОЭЗ «Иннополис» с 2018 года обращались к руководителю компании «ЛокФорГейт» с предложением обсудить график реструктуризации задолженности по арендным платежам, чтобы найти приемлемое решение на тот момент, когда сумма долга была незначительной. Составление графика платежей позволило бы «заморозить» сумму задолженности, однако компания не проявила встречной инициативы и практически не оплачивала аренду более двух лет.

Также со стороны ОЭЗ «Иннополис» компании «ЛокФорГейт» неоднократно было предложено участвовать в программах поддержки отраслевых фондов, конкурсах для продвижения проекта, в том числе для поиска потенциальных инвесторов. На все предложения компания отвечала отказом.

В частности, в 2018 году было направлено письмо о возможности участия в региональном этапе конкурса «Open Innovations Startup Tour», программе «Кооперация» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в конкурсе стартапов «Вектор» для поиска проектов и партнеров (организован Государственной корпорацией «Росатом» совместно с Фондом «Сколково»).

В то же время мы понимаем, что для стартапов режим резидента Особой экономической зоны имеет слишком высокие обязательства. Мы ведем систематическую работу по совершенствованию условий ведения бизнеса, в том числе и для стартапов. Новый статус «стартап» в ОЭЗ «Иннополис» с 2020 года позволяет применять пониженную ставку по налогу с дохода в 1% при применении упрощенной системы налогообложения и коворкинги от 1000 рублей в месяц за рабочее место. Соглашение о ведении деятельности в качестве стартапа не содержит штрафных санкций за невыполнение обязательств по инвестициям.

С уважением, 
пресс-секретарь ОЭЗ "Иннополис" 

3
Ответить

Комментарий недоступен

45
Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Просто в команде не было такого выдающегося гения как вы. 
А насчет побегать, так проект полтора года побегал, покастдевил, собрал свой прототип и денег искал уже тогда когда нужно было делать первую партию железяк. 
В АО инно обращались за прототипом на lorawan, но прежде решили старый подкрутить. И от их подкручивания огребли только неприятности. 

1
Ответить

Вы не правы как в оценке стоимости проекта, так и в возможности оскорблять людей на основе личной оценки.
Вы видимо сами hardware стартап не запускали судя по вашей оценке или вы только инженер и не видите всей картины. Стоимость разработки самой железки в нем это меньше 10% затрат и то потому что разработчики железа дешёвые. Если вы реально оцените сумму инвестиций с софтом кастдевом, маркетингом, опытной партией и доработками, а ещё лучше пройдете сами ПОЛНОСТЬЮ весь путь, то у вас получается похожие цифры.  Я вам не верю, за моими плечами больше 40 успешных контрактных hardware продуктов за последние 15 лет, сейчас собственный дизайн центр и больше 200к произведенных и проданных устройств клиентов, и моя оценка такая же 15млн со всеми костами. Это для устройств где стоимость разработки железа 500к)) Ребятам денег при этом не дали:) отсюда и результат, мало денег - дальше выход на рынок, выше риск неудачи.

Меня ситуация с ребятами нисколько не удивляет, я 5 лет был резидентом наноцентра, вся эта нарисованная господдержка на основе территориального закрепощения высасывает из людей силы и время, но в конечном счёте только вредит. У крепостнических центров очень очень низкий выход успешных проектов, и если посмотреть на портфели то 98% высосаны из пальца. При этом куча требований и тупых условий защищающих только задницы менеджеров и акционеров этих самых тюрем стартапов. Предпринимателю там делать нечего. А в 2016 мы все были очарованы свалившимся раем на земле, все эти иннополисы, Сколково, наноцентры и прочее казались чудом и мы верили всему что нам обещали. Горячо поддерживаю ребят и желаю удачи, победы над этой вредительсьвующей системой и быть не сломленным этой неудачей, вынести из нее опыт и сохранить силы и энергию для новых проектов, хоть мы с ними и не знакомы.

1
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

даже больше, в той же Казани в технопарке Навигатор еще в 2014 за один внутренний минихакатон за 1,5 часа выпилили устройство для шлагбаума (открывает по звонку на номер) которое, возможно, до сих пор работает. Цена вопроса была 2,5 тыс рублей примерно

3
Ответить