Как интернет-магазину не упасть в Черную пятницу?

В период распродаж в интернет-магазинах идёт негласное соревнование между ИТ-департаментом и логистикой: кто первый «ляжет». Рассказываем, как айтишникам не проиграть это соревнование.

Как интернет-магазину не упасть в Черную пятницу?

«Черная пятница» — одна из крупнейших распродаж. По данным Black-Friday.Global, в 2018 году рост продаж по всему миру в дни акций составил в среднем 663% по сравнению с обычными днями, а в России этот показатель дошел до 527%. В 2019 году объем онлайн-продаж во время «черной пятницы» в России увеличился еще примерно на 30% и превысил 22 миллиарда рублей.

В этом году в России «черная пятница» пройдет с 27 по 29 ноября и, учитывая пандемию и, например, легализацию онлайн-продажи ювелирных изделий и лекарств, практически целиком сосредоточится в интернете. Для интернет-магазинов такие обстоятельства — это не только повод заработать, но и огромные, практически невозможные в обычное время нагрузки на все системы и серверы. Из-за наплыва покупателей на сайты магазинов нагрузка на инфраструктуру увеличивается как минимум в два раза, а на пиках в четыре-шесть-десять раз.

При этом нагрузки испытывает не только внешняя инфраструктура — сайт и приложение, которыми пользуются тысячи и десятки тысяч людей сразу. Под удар попадают CRM и WMS системы, колл-центр и другие важные части инфраструктуры продавца. Падение любого сервиса обернется потерей клиентов, упущенной прибылью, репутационными рисками (пользователи ожидают 100%-й доступности) и даже нарушениями SLA и невыполнением требований регуляторов. Например, в 2018 году в «черную пятницу» была нарушена работа сайтов Walmart, Lululemon и Ulta. Один только бренд J.Crew за пять часов простоя потерял 775 тыс. долларов.

Онлайн-гипермаркет «Перекрёсток Впрок» традиционно проводит собственную «черную пятницу», которая сопровождается акцией «Товары по рублю». В прошлом году пик продаж пришёлся на 30 ноября с 10 до 11 утра: в это время было оформлено 635 заказов. Общее количество уникальных посетителей сайта за неделю распродажи, приуроченной к «черной пятнице», возросло до 1 миллиона. Во время распродажи «черная пятница» мы отмечаем увеличение трафика на сайт в 1,5-2 раза относительно обычной пятницы.

Мария Тимофеева, директор по продукту онлайн-гипермаркета «Перекрёсток Впрок»

Можно ли выдержать нагрузки на своей инфраструктуре

Стандартное решение для интернет-магазина — локальная инфраструктура или виртуальный выделенный сервер. Главное преимущество в таких случаях — полная управляемость и четкое понимание того, какие компоненты обязательно нужно резервировать на случай сбоя или полного отказа оборудования.

Но на этом преимущества заканчиваются — для резервирования оборудования и каналов связи требует очень много затрат, в том числе на технических специалистов. Необходимо закупить и обслуживать оборудование, которое будет работать только несколько раз в году. И даже оно не гарантирует, что система не обрушится в самое неподходящее время.

Дополнительно вам придётся самостоятельно организовывать постоянный мониторинг инфраструктуры и нагрузок, а также регулярного планировать подготовительные мероприятия (не только для «черной пятницы»), для чего квалификации собственного ИТ-отдела не всегда бывает достаточно.

Таким образом, выстраивать локальную инфраструктуру, которая выдержит пиковые нагрузки, сложно и очень дорого. И без каких-либо гарантий.

Переход в облака

С недавних пор, чтобы обеспечить полную отказоустойчивость инфраструктуры, но не тратить деньги на железо и обслуживание, ритейл переходит на облачные решения. Они позволяют автоматически масштабироваться, а также равномерно распределять нагрузку и запросы пользователей между разными дата-центрами. При этом резерв мощностей подключается и оплачивается только на время, необходимое, чтобы справиться с нагрузкой.

Давно известно, чем хороши облачные решения, однако ими пользуются далеко не все онлайн-ритейлеры. Перенести инфраструктуру в облако — это сложно, долго и дорого. Миграция включает в себя разработку плана, развертывание инфраструктуры, перенос данных, тестирование и запуск сервисов. Для переезда может потребоваться аудит и реинжиниринг существующих систем, нужно обеспечить сетевую связность и многое другое. ИТ-департамент компании может просто не обладать подобными компетенциями. К тому же, провайдеры часто рассчитывают стоимость перехода как отдельную услугу.

Таким образом, главное в миграции — время, надежность и стоимость. В Yandex.Cloud создание виртуальных машин, подбор конфигураций, контроль переноса данных — полностью автоматизированы через приложение Hystax Acura и новый сервис Yandex Data Transfer. Благодаря этому, а также большому количеству сертифицированных партнеров, мы умеем переносить крупные инфраструктуры в облако за один день.

Реальный кейс

Myshop.ru начал переезд в Yandex.Cloud в начале 2020 года. Специфика этого интернет-магазина в том, что помимо товаров повседневного спроса они продают очень много образовательной литературы и канцелярских товаров. Поэтому таких пиков продаж в году у них достаточно много: начало учебного года — конец августа и начало сентября, новый год и, конечно, «черная пятница».

Для того, чтобы инфраструктура выдержала нагрузку во время последнего сезонного наплыва покупателей, Myshop.ru перенёс часть высоконагруженных приложений в Yandex.Cloud, что позволило им очень быстро масштабироваться. Чтобы еще больше обезопасить себя, к «черной пятнице» они хотят использовать такие сервисы, как Instance Groups и Yandex Load Balancer — автоматически масштабируемые группы виртуальных машин и балансировщик нагрузки.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают подписчики:

55
1 комментарий

Комментарий недоступен

1
Ответить