Личный опыт: как психолог придумала проект по исследованию себя через танго

Личный опыт: как психолог придумала проект по исследованию себя через танго

Психолог, преподаватель НИУ ВШЭ Ирина Степанова рассказала «Психологической газете», как вместе с профессиональным танцевальным тренером Валерием Кацыром создала проект «Жизнь как танго» для Учебного центра имени Н.П. Бехтеревой. Его участницы сравнивают 7-часовой тренинг с участием в длительной динамической группе.

Как все начиналось, или Знакомство с танго

Танцами я увлеклась не как психолог. В детстве занималась хореографией, но потом ушла в спорт и не дотанцевала. Пару лет назад, когда мне было 47, супруг поддержал мое желание вернуться к танцам. Мы пришли в студию и там я познакомились с Валерием Кацыром. Сейчас я уверена, что было счастливое стечение обстоятельств!

Сначала стали танцевать американ смус (American Smooth) — это бальные танцы, комбинация латины и стандарта. Позже узнали, что Валерий также преподает аргентинское танго, которое оказалось совершенно другой историей.

На тренировках я поняла, что танго — это не только про движения. За три минуты его классической мелодии проявляются все те поведенческие паттерны, которые люди демонстрируют в жизни. Я испытала это на себе и теперь понимаю, почему Сью Джонсон, одна из создательниц эмоционально-фокусированной терапии (ЭФТ), была так увлечена танго. Кстати, танцующую его пару даже изображают на книгах по ЭФТ.

В танце очень ощутим гештальт-термин «преконтакт», то есть момент, предшествующий установлению эмоционального, танцевального и личностного контакта. Как я чувствую себя в преконтакте? Как происходит эта подготовка к взаимодействию? Участницы нашего проекта отмечают большую аналогию с жизненными историями. Две женщины могут быть одинаково неопытны в танцах — важно, что для участия в тренинге не нужно уметь танцевать, — но одна из них может быть уверена в себе, в то время как другая будет сомневаться.

В танго ведет мужчина, а женщина, как правило, следует за ним. Но иногда, если женщина в жизни привыкла брать ответственность на себя, происходит обратное — она перестает ждать и слушать партнера, может забрать лидерство на себя. До того как стать психологом, я много лет работала на руководящих должностях в сфере управления персоналом. Этот опыт повлиял на мой стиль танца — я брала на себя роль лидера, что не оставалось незамеченным моим преподавателем. Таких деталей, раскрывающих личность, в танго очень много.

Не телесная терапия, а синергия психологии и танца

Профессиональное чутье подсказало мне, что этот танец может быть интересным инструментом для исследования себя. Вдохновленная собственным опытом, я решила создать безопасное групповое пространство, где участницы — сейчас это женщины, но в будущем мы хотим сделать проект для мужчин — могут заметить феноменологию происходящего опыта. Кроме того, было важно дать подсказки для его расшифровки: поэтому я организовала элементы динамической группы прямо на тренинге и дополнила их двумя последующими онлайн-вебинарами.

Опыт танца лучше получить через взаимодействие с профессиональными танцорами. В танцевальной части проекта у нас присутствует 4–5 преподавателей, и это разные партнеры. Я специально подбираю их, опираясь на свой опыт в рекрутменте. Это мужчины разных стилей в танго и в жизни, разного возраста и личностной структуры. Участницы имеют возможность попробовать себя в контакте, в танце с разными типами партнеров, понять, за кем легче следовать, а за кем сложнее

Идея, формат и все детали тренинга были созданы в сотворчестве с Валерием Кацыром. Он профессиональный педагог, окончил тренерский факультет Университета Лесгафта и всегда интересовался психологией. В обсуждении с ним получилось, что ему интересно взять на себя танцевальную часть, а я взяла на себя психологическую.

Тренинг похож на коктейль из несмешивающихся жидкостей разных цветов. Танцевальная часть абсолютно не сливается с психологической. Это не телесная терапия, а танец, через метафору которого, в групповом взаимодействии, участники могут осознать свои способы контакта с другими. Группу я веду, используя свой опыт в гештальт-подходе и экзистенциальной психологии. Мы создаём бережное пространство, проводим сонастройку перед танцевальной частью, а после неё даём возможность для групповой рефлексии в малых и больших группах.

На тренинге также используется видеография. Идея с ней родилась достаточно спонтанно. На первом мероприятии я начала снимать участниц с их согласия и отправлять видео в WhatsApp-чат. Это было встречено с энтузиазмом. Затем мы стали развивать эту тему, и теперь на мероприятия приглашается профессиональный видеооператор.

Один из вебинаров, проходящих после мероприятия, посвящён анализу этих видео. Он проводится в формате, похожем на балинтовскую группу, где участницы обсуждают обратные связи. Это отличное средство для рефлексии, ещё один способ узнать себя через видеоряд и через то, как другие люди видят вас, что они проецируют на это видео, что они замечают.

О том, почему это полезно специалистам

Аудитория Учебного центра имени Н.П. Бехтеревой состоит из профессиональных психологов, поэтому нам было интересно и полезно услышать их отзывы. Специалисты, консультирующие пары, всегда уделяют внимание сонастройке партнеров. На нескольких группах с нами как раз были люди, работающие в разных подходах с семейными парами или другими парами, потому что иногда бизнес-партнеры — это тоже пара.

Через созданную нами программу происходит проработка аспекта сонастройки: когда ты сам почувствуешь, как сонастраиваешься с партнёром, как это делают другие, как вы взаимодействуете в партнерстве, тогда танец как метафора позволяет глубже понять эти процессы. Это интересная пища для рефлексии.

Несколько участниц сообщили, что хотели бы использовать нашу идею и провести подобный тренинг. Сначала мы, как авторы, вздрогнули, а потом отнеслись к этой новости с радостью: классно, когда созданное тобой зажигает другие проекты. Нас попросили оставаться в контакте и в консультативной форме курировать специалистов. Мы сказали, что будем рады консультациям, почему бы и нет?

Что касается моего личного опыта, то теперь аргентинское танго — часть моей жизни. Например, этот материал я пишу в перерывах между танцевальным турниром в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург практикующий психолог, организационный консультант, ведущая психологических проектов и развивающих мероприятий, преподаватель программы «Стратегический HR» Института дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.

Личный опыт: как психолог придумала проект по исследованию себя через танго
1
Начать дискуссию