«День в стиле Ghibli»
Ручка в виде кредитки
Робот-скульптор
Huawei Pura X
Pixar напрягся
Будни офиса Miro

QFD матрица как инструмент для анализа предпочтений потребителей

В настоящее время у потребителя есть большой выбор различных товаров и услуг, которые имеют минимальные различия между собой. Большинство потребителей делают свой выбор, основываясь на качестве товара или его ценности. Они, как правило, хотят получить максимум за потраченные ими деньги. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными и заставлять потребителя делать выбор в вашу пользу, необходимо понять, что именно они ценят в продукте, что ожидают получить от него и какие именно факторы являются определяющими при выборе между аналогичными предложениями.

Инструмент, который способствует выявлению этой информации, называется QFD матрица или развертывание функций качества.

QFD матрица поможет вам выяснить, чем руководствуется ваша целевая аудитория при выборе товара или услуги. Главный принцип методологии заключается в сопоставлении предпочтений клиентов с характеристиками вашего продукта, что в дальнейшем даст возможность построить наиболее эффективную стратегию его развития. Другими словами, это такой способ анализа ваших клиентов, который напрямую позволяет выяснить их отношение к продукту, что им больше всего в нем нравится и не нравится.

QFD анализ дает возможность понять клиента, его предпочтения и проблемы, которые он пытается решить с помощью вашего продукта. Такой подход к анализу потребителей наиболее эффективен при его использовании на протяжении всего жизненного цикла продукта, так как его основная цель – обеспечить постоянное внимание к желаниям вашего покупателя.

QFD анализ наиболее подходит компаниям, стремящимся качественно улучшить уже существующий продукт, поскольку при выводе на рынок нового, неизвестного раннее товара, потенциальные клиенты еще не могут сформулировать свои желания.

QFD матрица имеет ряд преимуществ:

· Помогает выявить ключевые предпочтения клиентов

· Позволяет улучшать продукт в соответствии с предпочтениями клиентов

· Предполагает получение информации напрямую от потребителя

· Подходит для любого жизненного цикла продукта

· Не требует значительных затрат

Инструкция по построению QFD матрицы

1 шаг

Для начала работы необходимо собрать данные. Существует несколько способов:

1. Телефонный опрос

2. Анкетирование

3. Телефонный опрос и анкетирование

С одной стороны, лучше использовать первый способ сбора данных, поскольку он позволит вам получить более полную информацию о вашем клиенте. С другой стороны, более предпочтительным может быть способ анкетирования, так как сейчас люди все чаще стараются избегать телефонных разговоров, не желая тратить на них время. Кроме этого, существенным минусом телефонного опроса клиентов является тот факт, что людям бывает трудно честно говорить о недостатках продукта в лицо продавцу.

Для выбора метода сбора информации следует отталкиваться от вашей аудитории и специфики бизнеса. Вероятно, наилучшим решением будет комбинация обоих способов. Для этого необходимо предварительно проанализировать, какой аудитории больше подойдет метод телефонного опроса, а какой – метод анкетирования.

Следует учитывать, что респонденты могут отказаться отвечать на вопросы, поэтому стоит разработать систему поощрений за потраченное время, например, дополнительные бонусы на карту лояльности, купон на скидку или подарок. Таким образом, опрашиваемый будет замотивирован и серьезнее подойдет к опросу.

В целях получения точных данных, следует сделать репрезентативную выборку и сформировать для опроса список, состоящий из не менее 100 клиентов, которые наиболее полно отображают вашу аудиторию.

Итак, вашим клиентам необходимо ответить на 9 вопросов по продукту, которые связаны с:

· Новизной

· Уникальностью

· Доступностью

· Производительностью

· Безопасностью

· Дизайном

· Ценой

· Экономией

· Брендом

Клиенту предлагается оценить важность каждого пункта и присудить им определенное количество баллов от 1 до 10. Затем мы складываем между собой полученные баллы по каждой категории.

Давайте рассмотрим инструкцию построения QFD матрицы на примере несетевого кафе. Вы сделали репрезентативную выборку и решили обзвонить 200 ваших посетителей. Им необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Насколько для вас важно, чтобы в меню появлялись новые позиции?

2. Насколько для вас важно, чтобы концепция кафе была уникальной?

3. Насколько для вас важно, чтобы вы могли заказать доставку из нашего кафе в любой район города?

4. Насколько для вас важна скорость обслуживания в кафе?

5. Насколько вам важно наличие охраны в кафе?

6. Насколько вам важен дизайн интерьера в кафе?

7. Насколько для вас важна стоимость блюд и напитков?

8. Насколько для вас важно наличие программы лояльности в кафе?

9. Насколько для вас важен бренд при выборе кафе?

Можно использовать и другой способ определения факторов выбора продукта. Для этого попросите респондентов указать основные характеристики вашего товара, которые для них представляют наибольшую ценность и оценить их значимость.

2 шаг

Далее следует просуммировать полученные баллы по вопросам, а затем вычислить вес от их общего количества. Для этого необходимо общую сумму баллов по всем девяти критериям выбора разделить на количество баллов по каждому из критериев. В нашем примере общая сумма критериев выбора составляет 532, а по критерию «новизна» – 28. Таким образом, 532 следует разделить на 28 (см. таблицу ниже). Тот же алгоритм вычисления веса применим для оставшихся восьми критериев. Полученный вес должен находиться в диапазоне от 0 до 1, а его сумма должна составлять 1.

Таким образом, у нас получился следующий результат:

QFD матрица как инструмент для анализа предпочтений потребителей

3 шаг

После этого нам необходимо с помощью разработчиков продукта выделить ряд основных характеристик вашего продукта, которые являются конкурентными преимуществами либо же отличительными качествами. Их следует записать во вторую часть таблицы по горизонтали.

QFD матрица как инструмент для анализа предпочтений потребителей

На следующем этапе необходимо провести анализ полученных данных. Для этого на пересечениях строк и столбцов следует умножить значения веса на одно из трех значений: 1, 3 или 9. Эти значения обозначают степень взаимосвязи характеристик между предпочтениями потребителей и основными характеристиками. Если взаимосвязь слабая – то следует умножить на 1, средняя – на 3, если взаимосвязь сильная – на 9.

Вернемся к нашему несетевому кафе. Как мы выяснили, внешний вид персонала кафе является одной из основных характеристик. Далее нам нужно выяснить ее влияние на выбор посетителей. Таким образом, мы задаемся вопросами: насколько внешний вид персонала взаимосвязан с появлением новых позиций в меню? Не взаимосвязан, поэтому мы умножаем на 1. Далее: насколько внешний вид персонала связан с уникальностью кафе? Приходим к выводу, что взаимосвязь сильная, поскольку униформа официантов может являться «визитной карточкой» заведения, поэтому умножаем вес критерия «уникальность» на 9. И так далее.

QFD матрица как инструмент для анализа предпочтений потребителей

4 шаг

После этого необходимо просуммировать баллы по каждой из характеристик. В результате мы можем вычислить наиболее значимые свойства продукта и понять, на что следует в первую очередь обратить внимание для усовершенствования продукта.

Исходя из нашего примера, наиболее значимыми характеристиками стали: компетентность персонала и его внешний вид, наличие программы лояльности и акций. Из этого делаем вывод, что в первую очередь нам следует обратить внимание на развитие данных параметров. Но не стоит упускать из виду и остальные, так как они тоже имеют определенную значимость для клиентов при выборе кафе.

В нашем примере мы получаем следующий результат:

QFD матрица как инструмент для анализа предпочтений потребителей

Благодаря использованию QFD матрицы можно выявить, какие характеристики вашего продукта являются наиболее ценными. Регулярный анализ вашей аудитории позволит вносить изменения в продукт в соответствии с пожеланиями и предпочтениями покупателей. Ведь одна из основных целей организаций – это удовлетворение потребностей потребителей, а достижение такой цели приведет не только к укреплению лояльности уже имеющихся клиентов, но и к приобретению новых.

1616
реклама
разместить
8 комментариев

Классная, понятная статья, незаслуженно оставленная без комментариев :)

3

Иван, большое спасибо!

В рунете очень плохо с data driven marketing. Статье +! Вы молодец. Я удивлен, что этому никто на курсах по интернет-маркетингу не учит кроме нас и может кого-то кого я не знаю, но заочно уважаю 100%

2

Согласна с вами. Все больше убеждаюсь, что наиболее популярный подход в маркетинге - «по наитию». :(
Большое спасибо за вашу оценку!

1

Вышел новый разбор CJM с учеником курсов www.youtube.com/watch?v=RWB38zcRcGM

Странненько.

Корреляция: почему 1 — минимум, 9 — максимум, а среднее это 3?

Как так решили, что компетентность персонала и его скорость максимально коррелирует с ценой, а вежливость — минимально? 
Получается, условный бургер кинг это мишленовский рестик?

Сам подход имеет, кончено, место быть, но воспринимать это как data-driven подход — опасное заблуждение. 

Здравствуйте! Спасибо за статью, есть небольшое уточнение в статье написано: Таким образом, 532 следует разделить на 28 (см. таблицу ниже). Если мы 532/28 = 19, я же правильно понимаю, что делать нужно 28/532 и х100.

Заранее спасибо за ответ!

Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
2929
2121
55
33
11
11
11
Привет. История с другой стороны. Нанимаюсь в одну фирму, еду из другого города. Чтобы я успел должны сойтись звезды и не подвести несколько видов транспорта. Договариваюсь на 10 утра. Успеваю. У работодателя на месте нет ни эйчара (он говорил, что подойдет позже), ни специалиста, который должен меня встречать. Жду полчаса, приходит специалист. Всё показывает, говорит об условиях, выясняется, что они отличаются от озвученных ранее. Время близится к обеду, звоню эйчару, чтобы поговорить вживую, выясняется, что его не будет сегодня. Занавес.
В Бангкоке ЧП после землетрясения — высотки эвакуируют, работу метро и торги на таиландской бирже ограничили

Правительство Таиланда предупредило о возможных повторных толчках.

1717
1212
33
Как хорошо, что мы живем в России
От скидок к эмоциям: как бренды начинают инвестировать в лояльность через эмоциональный контакт
От скидок к эмоциям: как бренды начинают инвестировать в лояльность через эмоциональный контакт
Феномен BYD. Как китайский профессор вырастил автомобильного монстра

За 30 лет BYD прошёл путь от небольшого производителя аккумуляторов до главной автомобильной компании Китая. BYD растёт в полтора раза каждый год, обогнал Tesla и дышит в спину Toyota и Volkswagen. Разбираемся, за счет чего этот китаец так разогнался.

Бывший инженер из Пекинского университета Вань Чуаньфу презентует очередную партию своих моделей на разный вкус, цвет и кошелек (ну ладно, цвет тут один). Кстати, машина посередине с откидными дверями вам ничего не напоминает? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftime.com%2Fcollection%2Ftime100-companies-2023%2F6284873%2Fbyd-titan%2F&postId=1890459" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"><i>Оригинальное фото тут</i></a>, спасиб
3636
1111
44
22
11
11
Минцифры определило порядок оплаты сбора за интернет-рекламу — «не позднее пятого числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом»

Контролировать платежи будет Роскомнадзор.

Фото РБК
2020
77
Господи, как же задолбали 😡
ФАС запросила у интернет-провайдеров информацию о препятствовании доступу в дома застройщика ПИК

В случае выявления нарушений, служба «примет меры».

2121
88
Вот это новость. Всегда был монопольный провайдер в ЖК пика, самолёта и пр и жильцы жаловались на это, а тут вдруг ФАС спохватился что оказывается есть такая практика!
Как подтвердить компанию в Google Мой Бизнес 2025 : сложности и пути решения
Как подтвердить компанию в Google Мой Бизнес
День 1129: первый полёт «полностью импортозамещённого» SSJ 100 запланирован на апрель 2025 года

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Фото ТАСС
1414
66
22
Расскажите почему SSJ, которых довольно много в авиапарке России и с которыми нет катастроф - плохо.
Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса

В этой статье собрал основные ошибки предпринимателей при открытии ПВЗ Wildberries, OZON и Яндекс Маркет. Но для других бизнесов статья тоже будет полезной.

Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса
1616
реклама
разместить
SoftBank собрался вложить до $1 трлн в разработку ИИ в США — Nikkei

В январе 2025 года OpenAI, Oracle и SoftBank создали компанию Stargate для строительства дата-центров в стране.

33
«День в стиле Ghibli»: в соцсетях превращают мемы, фотографии политиков и фильмы в аниме

Способность воссоздавать стиль Хаяо Миядзаки заметили у нового генератора картинок в ChatGPT.

4949
1717
1515
33
33
Это лучшая реклама студии Ghibli, которую можно придумать. Пошел пересмотрю принцессу Мононоке.
«Если честно — *********»: создатель «Глаза Бога» рассказал, что закрыл Telegram-бота «до момента, пока не станет понятно, можно ли возобновить работу»
44
[]