Контрастная и цветовая доступность при проектировании интерфейсов
В Россию приходит мода на аксессибилити — доступность интерфейсов для всех пользователей. Часть требований можно реализовать технически, например, подготовить сайт для программ чтения с экранов или настроить его для удобного использования с клавиатуры. Часть можно предусмотреть на этапе проектирования интерфейса.
Одно из таких требований — контрастная и цветовая доступность. Соблюдая ее правила, мы поможем людям с плохим зрением или нарушением восприятия цветов, тем, кто пользуется старыми экранами или находится в условиях плохой видимости (например, на ярком солнце).
Контрастная доступность
Вспомним, что такое контрастность. Если говорить просто, то это отношение яркости элемента к яркости фона. Контрастность измеряется в диапазоне от 1:1 (минимальная контрастность, белый текст на белом фоне) до 21:1 (максимальная контрастность, черный текст на белом фоне).
Требования к контрастности описаны в гайдлайнах WCAG, разработанных консорциумом Всемирной паутины W3C. В них описаны уровни поддержки контрастности: AAA и AA для небольших шрифтов (меньше 14 pt для жирных и 18 pt для обычных) и AAA Large и AA Large для заголовков (больше 14 pt для жирных и 18 pt для обычных).
Значения контрастности:
- AAA — 7:1
- AAA Large — 4,5:1
- AA — 4,5:1
- AA Large — 3:1
Считается, что поддержка AAA-стандарта нужна для людей с умеренно сниженным зрением, а АА-стандарта — для людей со зрением чуть хуже среднего.
Где можно ошибиться
Неконтрастные цвета у Озона
Неконтрастные цвета у Вайлдберрис
Цветовая доступность
Если проблемы плохого зрения или неконтрастного экрана понятны всем, то о таком явлении как дальтонизм говорят разве что в шутку. Хотя нарушение восприятия цветов довольно обычная особенность зрения многих людей. Обратимся к статистике. 8% всех мужчин в мире обладают теми или иными типами дальтонизма. Женщины страдают от дальтонизма гораздо реже — всего 0,5%. Нас интересуют дейтеранопия и протанопия — это когда зеленый и красный цвета для человека выглядит практически одинаковыми: они желто-коричневые и отличаются только яркостью. Эти формы дальтонизма есть у 1% всех мужчин в мире.
Рассмотрим на конкретном примере. Предположим, что у одного известного спортивного интернет-магазина 15 000 000 уникальных посетителей в месяц. Из них 55% — мужчины, то есть 8 250 000 человек. По статистике, не различают красный и зеленый цвет 1% мужчин, это 82 500 клиентов интернет-магазина в месяц — население небольшого города!
Где можно ошибиться
Спортмарафон не подписывает цвета в фильтре и на странице товара
Пятерочка использует опасное красно-зеленое сочетание
Правила соблюдения контрастной и цветовой доступности
1. Не используйте цветовые пары, которые могут ввести пользователей с дальтонизмом в заблуждение.
2. Не используйте только цвет для кодирования состояний, дублируйте состояние текстом и иконкой.
3. Соблюдайте требование к контрастности минимум 4,5:1.
Если вам кажется, что кнопка с белым текстом лучше читается, проведите небольшое исследование на коллегах. Наше исследование показало, что черный текст проще прочитать и воспринять. Может быть, вы просто путаете удобство и эстетику.
Как мы следим за контрастной и цветовой доступностью
Плагины при работе в Фигме
- А11y Color Contrast Checker — проверяет контрастность всех текстов на фрейме
- Contrast — позволяет проверить контрастность
- Color Blind — создает копии фреймов с наложенными эффектами дальтонизма
Аксессибилити-тесты при разработке
- Storybook A11y Addon — проверка компонентов в Storybook
- aXe Chrome Extension — браузерное расширение для финальной проверки страниц
Полезные ссылки
- Colorblind Web Page Filter — применяет к странице по ссылке эффект дальтонизма
- Coblis — применяет к загруженному изображению эффект дальтонизма
- В 82-ой версии Chrome в Devtools добавят эмуляторы нарушения зрения. Сейчас эту функциональность уже можно попробовать в Chrome Canary.
Автор материала: Мария Созонтова
Спасибо. Пошел менять сайт)
Как же устают глаза от серых на сером фоне!