Зачем хвалить, если сотрудники и так работают?

Привет! Я Наталья Топорова, и я уже более 7 лет работаю в обучении. Сегодня расскажу о том, что похвала это тоже важно, а вместо критики можно давать развивающую обратную связь. Как это связано с результатом работы команды — в статье.

Зачем хвалить, если сотрудники и так работают?

Деньги, прибыль, общая цель, критерии результата, задачи – слова, которые так любят использовать в своей речи руководители. На деле, это про то, что нужно делать много, быстро и желательно с результатом x2. И сотрудники делают, это же их работа.

Однажды, ко мне подошла сотрудница со словами, что давно работает в компании, задачи выполняет на «отлично», а руководитель это воспринимает как должное, уделяя внимание только новичкам. При выяснении причины оказалось, что руководитель не считает нужным говорить еще раз сотруднику, что тот «молодец». Это же его работа, за которую и так платят зарплату. И таких случаев, к сожалению, много. Сказать, что не так – быстрее. А вот хвалить сотрудника почему-то считается тратой времени.

Другая ситуация. На одном из тренингов для руководителей я спросила: «Когда вы в последний раз хвалили своих сотрудников?». Это вызвало резонанс у одного сибиряка-руководителя: «Хвалить, зачем? Я даже и не знаю, за что их хвалить». Этот руководитель получил от меня задание – найти за что похвалить свою команду и поделиться со мной результатом. Через некоторое время он мне позвонил и радостно начал делиться, как после похвалы его команда начала работать эффективнее.

Истории хороши, однако, если бы все было так просто – похвалил и мгновенно получил результат в работе сотрудника, то не было бы ни этой статьи, ни сотни материалов на эту тему.

Нужно понимать, как хвалить правильно и при чем тут обратная связь.

Как правильно хвалить?

Под похвалой часто подразумевают «ты молодец», «хорошая работа», «круто» и другие однотипные слова. Теперь давайте представим: вы проделали огромный пласт работы, встретились со сложностями, решили их. Потратили свое время, силы, какое-то время жили этим проектом. Момент X: показали итог своему руководителю, желая получить мнение, мысли, а в ответ – ты молодец. Этого как будто недостаточно, как будто руководитель не понял, не вник в саму суть вашего проекта или выполненной задачи. Поэтому, говоря про похвалу я имею в виду мотивирующую обратную связь.

Мотивирующая обратная связь – это информация, которая сообщается другому человеку о тех его действиях, которые он выполнил хорошо и которые необходимо продолжать делать в будущем.

В мотивирующей обратной связи необходимо добавить конкретные примеры за что конкретно «молодец», что такого хорошего на ваш взгляд выполнил сотрудник с конкретными фактами.

Мотивирующая обратная связь = что именно сделал хорошо + что будет, если продолжать это делать в будущем

Отмечая такие небольшие поинты, вы закрепляете текущее поведение сотрудника в будущем. По данным статистики вовлеченности сотрудников со всего мира

63% сотрудников считают, что их мало хвалят

На 31% меньше текучесть кадров в компаниях, где сотрудник получает свою дозу признания. 83% сотрудников считают, что лучше похвалить кого-то, чем подарить какой-то подарок.

Цифры говорят сами за себя, признание один из важнейших мотиваторов в системе координат сотрудников. Вопрос, который остается открытым, что дороже: стоимость найма новых сотрудников или ваше время на предоставление мотивирующей обратной связи?

Причины отсутствия похвалы

Можно выделить самые распространенные причины отсутствия мотивирующей обратной связи/ похвалы от руководителей:

  • не знают, как правильно предоставлять обратную связь, хвалить;
  • не знают, чем именно занимаются их сотрудники в силу отсутствия контроля;
  • не видят в этом смысла для бизнеса в моменте;
  • их тоже не хвалили.

Если какой-то из пунктов откликается, то смело можно брать в проработку и что-то менять.

Отличие обратной связи от критики

Есть мнение, что любая корректировка действий – это критика, ругань. Почему же так воспринимается и как не попасть в ловушку негатива?

Если на действие сотрудника говорить только «плохо», «надо переделать» или «так не годится», то могут возникнуть сложности:

  • сотрудник будет расстроен;
  • сотрудник так и не поймет, что именно нужно переделать;
  • время выполнения задачи может затянуться.

На помощь приходит развивающая обратная связь.

Развивающая обратная связь – это информация, которая сообщается другому человеку о тех его действиях, которые он выполнил хорошо и о тех, которые необходимо скорректировать в будущем.

Данный тип обратной связи очень похож на мотивирующую, разница лишь в том, что в этом случае вы добавляете моменты, которые необходимо изменить. Всё также конкретно и по факту, без эмоций, обобщений и догадок.

Развивающая обратная связь = что именно сделал хорошо + что нужно исправить

Предоставляя сотруднику обратную связь в балансе похвалы и точек роста, вы сможете быстрее получать прогресс развития сотрудника. Похвала дает понимание, «что-то все же хорошо», а конкретика в точках роста – понимание, что именно нужно изменить и почему.

5 рекомендаций руководителю

Если вы решили сделать первые шаги хвалить и давать обратную связь, то ниже рекомендации:

  • наблюдайте за работой ваших сотрудников, интересуйтесь;
  • фиксируйте конкретные факты их действий;
  • не давайте обратную связь на эмоциях, лучше в такие моменты брать паузу;
  • говорите только о поступках, действиях сотрудника, без перехода на личность;
  • проводите обратную связь на регулярной основе.

На свою обратную связь вы также можете запросить обратную связь:

«Что скажешь?», «Все ли было понятно?», «Давай подрезюмируем, что ты для себя возьмешь в работу?».

Резюмируя, хочу обратиться также и к сотрудникам. Конечно, все хотят работать с идеальными руководителями, которые окутывают вас розами и медом, однако, не забывайте, что все руководители это такие же люди, со своими эмоциями, ошибками, мыслями. Идите на встречу друг другу, и, благодаря открытой коммуникации, получайте удовольствие от работы, которое также влияет на получение выручки x2.

11
1 комментарий

Как же все точно!

1
Ответить